Образовательное событие по экологии «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Королева Надежда Юрьевна
Задачи: формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между наблюдаемыми явлениями и объектами, исследовать природные явления – изменение окраски листьев, листопад, дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений, дать знания о способах распространения семян, развивать любознательность, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к сезонной красоте природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательное событие по экологии «Как растения готовятся к зиме»

в подготовительной группе

Задачи: формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между наблюдаемыми явлениями и объектами, исследовать природные явления – изменение окраски листьев, листопад, дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений, дать знания о способах распространения семян, развивать любознательность, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к сезонной красоте природы.

Ход образовательной деятельности.

Утреннее приветствие.

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Зравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет» и «Добрый день!»,

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? А какая погода сегодня? (ответы детей). Ребята, кто скажет какая бывает осень? (ранняя, середина-золотая, поздняя). Назовите мне осенние месяца (ответы детей).

Воспитатель: Вы знаете, сегодня я шла в детский сад и вдруг встретила необычную девочку по дороге. Она так спешила, что не успела сказать свое имя, а сказала о себе такими словами:

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назовите вы меня. (Осень)

Воспитатель: Да, эта девочка оказалась Осенью, она пригласила нас в свой осенний лес на прогулку.

Чтобы попасть в осенний лес надо встать в круг, вытянуть руки ладонями вверх, закрыть глаза и произнести волшебное заклинание:

В ладони наши загляни,

В них доброту, любовь найди

И в лес осенний попади.

Воспитатель: Вот мы и попали в осенний лес (иллюстрация осеннего леса). Ребята послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад».

Воспитатель: Какие краски увидел поэт в лесу? С чем он сравнивает лес? (ответы детей). Наступил конец ранней осени, и в свои права вступила золотая осень. А это как мы знаем, это самая яркая пора осени. В этот период листочки меняют свой цвет на яркие, пестрые цвета.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру, я буду предложения начинать, а вы заканчивать (проводится игра «Назови приметы осени»):

Солнце осенью … светит, но не греет.

Осенью часто … идут дожди.

Осенью дует … сильный, холодный ветер.

Осенью листья … желтеют, краснеют и опадают.

Осенью птицы … улетают в теплые края.

Осенью звери … делают запасы на зиму.

Осенью люди … с полей и огородов убирают урожай.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Что ж, отправимся мы дальше, нас деревья в гости ждут.

Ребята, скажите, листву каких деревьев можно назвать «золотой»? (береза, клен). А какую – «багряной»? (рябина, осина). На каких деревьях листья светло-коричневые? (липа, дуб, вяз).

В листьях и летом, и осенью есть разноцветные краски – зеленые, желтые, красные. Самый сильный цвет – зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество – хлорофилл. Но это вещество очень любит свет. Летом солнце светит долго, света дает много и поэтому листья остаются зелеными. Но вот наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листочки постепенно желтеют и краснеют. Вот поэтому осенью на деревьях почти нет зеленых листьев, зато много желтых и красных.

Задание в дневниках наблюдения — зарисовать рис.8 стр 202. (солнышко -лист зеленый, тучка — лист желтый).

Воспитатель: Как вы думаете, что же происходит с листочками дальше?

Опытная деятельность: Рассматривание листьев под лупой с внутренней стороны (она вся усеяна мелкими точечками).

Листья – это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, по веткам, попадает к листьям. Солнце нагревает листья, «форточки» раскрываются, выпускают влагу, лист охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. Зимой земля замерзает, воды в дерево поступает мало, солнце не припекает и «форточки» становятся ненужными. Листочки - опадают.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? (Листопад). Давайте мы с вами изобразим листопад.

Физкультминутка

(Дети изображают дерево с листьями, машут руками, бегают, изображая листопад под музыку, музыка останавливается, дети приседают – листва опала на землю.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (ответы детей)

Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черенок сидит на ветке, образуется дряблый поясок, лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинают дуть сильные ветра, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Мы уже говорили, что это явление называется… листопадом. Так деревья готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», сбросив листву.

Воспитатель: А что ещё интересного происходит с деревьями осенью. (Созревают плоды и семена).

Дети рассматривают семена и плоды (используя лупу, определяют, что такое семя, что такое плод).

Воспитатель: Зачем растениям плоды? (Для пищи птицам, животным, людям). Зачем растениям семена? (Чтобы вырастали новые растения). Как растение «сажает» свои семена?

Воспитатель: У растения есть свои «садовники», которые помогают сеять семена (показать картинки птиц, животных, человека на доске).

Воспитатель: Кто же эти «садовники», которые помогают сеять семена? (ветер, птицы, животные, человек).

Воспитатель: Хорошо в осеннем лесу, много нового и интересного мы узнали, но пришла пора и в детский сад возвращаться.

Давайте за руки возьмемся, и скажем волшебные слова: Листик, листик золотой нас верни скорей домой!

Итог занятия: Ребята, какие приметы осени вы запомнили? Что происходит с листочками осенью? Как листики дышат? Что с ними происходит, когда наступают холода? Как называется явление, когда опадает листва? Что для вас было новое? Какое задание вам понравилось выполнять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс! Образовательная область «Физическое развитие» Образовательное событие «С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу! ( подготовительная группа)

Создание социальной ситуации развития в процессе совместной физкультурно-познавательной деятельности «С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!»....

Конспект проведения НОД "Как звери готовятся к зиме" в подготовительной группе.

Расширять и закреплять знания детей  о  животных, которые обитают в наших лесах. Как они готовятся к зиме. Закрепить профессию" Егерь"....

Конспект занятия «Растения и животные зимой» в подготовительной группе .

Конспект составлен для обогащения  представления детей о сезонных изменениях в природе....