Эта волшебная вода
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Свойства воды, какая она бывает, опыты и эксперименты вместе с физкультминуткой увлекут детей в мир волшебства и приключений вместе с капельками воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебная вода26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Ознакомление детей со свойствами льда.
Задачи: 

  • Поддерживать у детей желание экспериментировать.
  • Учить делать простые умозаключения.
  • Развивать тактильное восприятие детей.
  • Учить детей бережному отношению к богатствам природы
  • Обогатить эмоциональный опыт детей.


Оборудование: 
Небольшие кусочки льда, большой кусок льда, тазик с водой, стаканчики, изображения айсберга, глобус, несколько корабликов из бумаги, картинки, плотный картон, полосы бумаги (белые, светло-розовые, светло-сиреневые), клей.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Есть на нашей планете необычная земля, Назвали ее Антарктидой. Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (Дети ищут на глобусе Антарктиду). Что же означает белый цвет? Белый - цвет снега, льда, холода. Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду,
В холодильнике и то 
Было б жарче, чем в пальто.


Воспитатель: ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в Ледяную страну! Посмотрите (показать на глобусе), вокруг Антарктиды моря и океаны, как же нам удобнее туда добраться?
(подвести к тому, что мы поплывем на корабле)
Воспитатель: У нас есть вот такие кораблики, и мы с вами готовы плыть.
(Вносим таз с водой, ставим туда несколько корабликов)
Вот мы приближаемся к Антарктиде. Становится все холоднее и холоднее. Как вы думаете, что произойдет с водой в такой сильный мороз?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Вода замерзнет, и во что она тогда превратиться?
Дети: В лёд!
Воспитатель: Совершенно верно, когда вода замерзает, она превращается в лед
(кладем в таз маленькие кусочки льда)
Посмотрите, в нашем море-океане появились льдинки, это значит, что мы уже близко. Рассмотрите льдинки, потрогайте их. Какой лед на ощупь?
Дети: Холодный, скользкий.

Опыт № 1 (Определяем прозрачность)

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, какого цвета лед?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Давайте проведем небольшой эксперимент. Выньте льдинки из воды и положите его на картинку. Видно картинку сквозь льдинку?
Дети: Да
Воспитатель: Значит лёд прозрачный.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли лёд использовать вместо стекла, если он прозрачный?
Дети: Нет. Он растает.
Воспитатель: А зимой, в сильный мороз.
Дети (ответы детей) - подвести к пониманию хрупкий, менее надежный. 
Воспитатель: А как вы думаете, имеет ли лёд форму?
Дети: Ответы детей

Опыт № 2 (Имеет ли лёд форму)

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите стаканчики и положите в них льдинки. Меняет ли форму лед?
Дети: Нет
Воспитатель: а как вы его раскладывали?
Дети: Руками
Воспитатель: Лёд не меняет своей формы, куда бы вы его не положили

Воспитатель: Ребята, эти льдинки начинают мешать нашим корабликам плыть, как вы думаете, как нам их растопить?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: А как мы сможем убедиться, что лед тает?
Дети: Превратиться в воду, уменьшится
Воспитатель: А как мы можем ускорить процесс таяния?
Дети: Ответы детей

Опыт № 3 (Воздействие температуры)
Воспитатель: Наденьте на одну руку варежку и возьмите в обе руки льдинки. На какой руке лед тает быстрее? Почему
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Лед тает быстрее на теплой ладони, а варежка разделяет тепло руки от холода льда. А теперь давайте положим одну льдинку на блюдце и оставим на столе, а вторую льдинку положим на блюдце и поставим его на батарею. Какая растаяла быстрее?
Дети: Которая на батарее
Воспитатель: Правильно, температура воздействует на лед, когда тепло, он тает.

ФИЗМИНУТКА

Воспитатель: Неплохо бы и нам с вами теперь погреться. Давайте встанем и немного подвигаемся.


Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

Поле без следа,

Без конца и края. (Кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками)

К морю синему,

Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня, (Кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

 

Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами почти приблизились к Антарктиде, и в нашем море появилась огромная ледяная гора
(Показываем детям большой кусок льда)
Вы знаете, как она называется?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Правильно, это айсберг! Посмотрите, какой он большой и тяжелый. Как выдумаете будет ли он плавать, как маленькие льдинки или утонет?
Дети: Плавает
Воспитатель: Давайте проверим!

Опыт № 4 (Определение плавучести)

Воспитатель: Погружаем наш айсберг в воду. Он утонул?
Дети: Нет
Воспитатель: А как вы думаете, почему? Ведь он такой тяжелый, а плавает в воде, как наш кораблик.
Дети: Ответы детей:
Воспитатель: А теперь ребята, возьмите увеличительное стекло и рассмотрите хорошенько наш айсберг, что можно увидеть внутри него?
Дети: Пузырьки воздуха
Воспитатель: Правильно! Замерзая, лёд становится легче воды. Выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому даже такие огромные айсберги не тонут
(показываем картинку с айсбергом)

Воспитатель: Большая часть у айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги? Для кого?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход "Титаник". Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
Такой большой айсберг может раздавить и наши кораблики. Давайте поможем им проплыть мимо него

Физминутка «спасите кораблик»

Ставим в таз несколько корабликов и просим детей провести кораблики от края до края, дуя на них.

Воспитатель: Сегодня мы с вами многое узнали о свойствах льда, о далекой Антарктиде и огромных айсбергах. А теперь, я предлагаю вам сделать айсберг из бумаги. Такой айсберг не навредит кораблям и будет напоминать нам об этом путешествии!

Раздаем детям полосы бумаги, которые они приклеивают к картону, согнув треугольником.

Опыт № 5 «Окрашивание воды».

ЦельВыявить свойства водывода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

«Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт № 6«Когда льётся, когда капает?».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал: Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

Опыт 7. Выталкивание воды

Оборудование: графин с водой, камни разного размера.

Ход

Перед детьми ставится задача: достать предмет из емкости, не опуская руки в воду.

Если дети затрудняются: рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка». Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. В результате вода стала выше, и галка смогла попить.

Вопросы:

- Про кого этот рассказ? Найдите на картинке эту птицу.

- Что хотела галка? С чем стоял кувшин?

-Почему галка не могла достать до воды в кувшине?

-Что она придумала?

-Может ли такое произойти на самом деле или это выдумка?

Вода-это жидкость. Что она может делать? (литься, капать, течь)

Посмотрите на стол и выберите подходящий материал для этого опыта.

Дети по очереди опускают камушки в воду. На графине делают отметки. Замечают, что если камушек маленький, то уровень воды поднимается не много. Если камень большой и тяжёлый, то и уровень воды поднимается высоко.

-Почему так происходит, что вода поднимается? (камушки заполняя сосуд, выталкивают воду).

Ребята пришли к выводу – вода поднимается потому, что её «выталкивают» камушки. Камушки тяжёлые, сразу опускаются на дно заполняя ёмкость, а вода поднимается.

«Откуда берется вода»

Предшествующая работа:  Просмотр диафильмов: «Почему в море вода соленая» (эстонская нар. сказка), «Сказка о Морском царе и Настасье Премудрой». Чтение рассказов о воде из книги «Что такое.Кто такой» Рассматривание картинок с иллюстрациями использования воды живыми существами. Чтение рассказа «Что такое кислый дождь».

Оборудование: глобус, карта, картины с изображением реки, озера, пустыни, моря. Предметные картинки ( на каждого ребенка) с изображением сюжетов использования воды человеком. Схема - картина круговорота воды в природе. Книга « Атлас для малышей» А. Усачёва. Банка с мелкими лёгкими предметами для опыта. Ёмкости для снега, льда, воды. Модель родника и модель ручья.

Ход занятия:

Собираю детей вокруг себя и предлагаю им отгадать загадку:

« Она без вкуса, запаха и цвета,

Но всеми учеными признано это:

С любого грязнули всю грязь без следа

Смоет обычная наша?.... ( вода )

- Правильно, сегодня мы поговорим о воде. Вода - очень ценный продукт. Какая она, вода? ( Вода не имеет формы, вкуса и запаха, она бесцветна, но растворяет различные краски. Вода способна смачивать и очищать предметы)

Если посмотреть на модель нашей Земли - глобус, то можно увидеть на нём большое количество голубого цвета. Это океаны, моря, озера, реки.

На нашей Земле океанов - четыре:

Индийский - самый соленый в мире.

Океан Атлантический славен сельдями,

Ледовитый всё время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же , вовсе не тихий -

А буйный, глубокий и самый великий!

- Сколько океанов? Какие?

- Если на карту Земли посмотреть

Земли на Земле всего одна треть,

Но странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться - Вода?

- Почему, ребята? ( Потому что воды больше чем земли)

- Какая вода в морях и океанах? (соленая, непригодная для питья).

- Откуда берётся вода в домах? ( Из водопровода). Как попадает в водопровод ? ( Из рек, её качают сильные насосы, очищают от грязи, подогревают ). Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, а как? ( закрывать кран, чтобы она зря не текла).

- Кому нужна вода? ( Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку). Посмотрите на свои картинки и расскажите, как человек использует воду? ( для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для полива растений и т. д.)

- Зачем вода растениям? Как они её получают? Нужна ли вода животным? Где они её берут? ( ответы детей)

Показываю пустыню и рассказываю, что все, кто там живёт ( растения, животные, люди), страдают без воды; они научились её запасать, экономить, прятаться от изнуряющей жары. ( Рассказ сопровождаю картинками)

- Откуда берётся вода на Земле?

- «Бегут в темном подземном царстве ручьи - подземные воды. В их чистой воде не плещутся рыбы, к ним не летят птицы. Под землёй нет ни рыб, ни птиц. И ручейки упорно пробираются наверх, где светит солнце и где все им будут рады». ( Показываю детям модель: представьте себе, что груша с водой - это подземная кладовая воды, крышка - поверхность земли, а отверстие в ней - то место, где вода из под земли выходит наружу. Надавливаю на грушу. Вода начинает бить вверх и заполняет крышку ).

… Долго подыскивает чистая струйка место, где можно вырваться из подземного плена. И, наконец, где - нибудь в низине, вверх начинает бить фонтанчик ( звучит аудиозапись журчание родника). Родник родился! В лесной тишине раздаётся его звонкий хрустальный голос. Родничок совсем крохотный, тонкой струйкой побежал он по земле. ( аудиозапись журчания ручья). Каждый камешек для него - гора, каждый прутик - дерево. Извиваясь , бежит ручеёк куда - нибудь вниз, под уклон. Встречается с другими, крепнет, набирается сил, начинает врезаться в землю. Так постепенно становится ручеёк рекой. ( аудиозапись журчания реки).

( Показываю детям модель ручья: небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Верхний конец укреплён на подставке, а нижний опущен в блюдце. Лью воду, чтобы она журчала по желобу в блюдце)

А если наклона нет? Тогда вода застаивается, и образуются болота. Очень много болот в тундре, т.к. тундра - большая равнина.

- Как вы думаете, каким образом ещё попадает вода в реки? ( После дождя).

- Подумайте, что может случиться весной, если зима была очень снежной? ( Если дети не отвечают, то предлагаю им потрогать снег и лёд и понаблюдать за их таянием в ладонях, сделать выводы: после таяния снегов воды в реке станет много, она может выйти из берегов и затопить окрестности).

- Давайте проведём эксперимент: перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками.( Вливать воду или положить снег или лёд, пока она не польётся через край и не вытолкнет предметы из банки) Читаю стихотворение « Откуда берется вода»:

Вода собирается из ручейка,

Ручьи по пути собирает река,

Река полноводно бежит на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Физ. - минутка: Дети - ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель - море. У него косынка голубого цвета. Под музыку П.И.Чайковского ( из сб. «. Времена года» Апрель.) дети изображают родники, ручейки. Ручьи сбегают в реку. Река несёт свои воды в море.

- Предлагаю детям вспомнить, что вчера вечером мы наливали блюдце с водой и оставляли на окне. Смотрим - в блюдце воды нет. Куда делась вода?

( Частицы воды поднялись в воздух). Это называется испарением. Показываю детям капельки, которые образовались на крышке кастрюли с горячей водой. Показываю схему круговорота воды в природе, объясняю, как это происходит. Читаю стихотворение : (продолжение)

Моря пополняют запас океана:

Сгущается влага над ним, как сметана,

Она поднимается выше…..пока

Не превращается в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки…

Всё это и зовётся в народе:

Круговорот воды в природе.( Хоровой повтор)

- Недавно я читала вам рассказ « Что такое кислотный дождь» из книги «Экология в картинках» . Показываю на глобусе Балтийское море, Швецию.

- Что такое кислый дождь? Отчего он получается? Кому он вредит? Откуда берётся дым в воздухе? Что надо делать, чтобы кислотных дождей не было?

- Подвожу итог: о чём мы сегодня говорили? Нужна ли нам вода? Как нужно её экономить и беречь? Даю оценку деятельности детей на занятии.

Переключение на дальнейшую деятельность. Можно предложить нарисовать Дождик или реку ( по желанию детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию с водой во второй группе раннего возраста "Волшебная водичка"

Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:1. Образовательные: - обучать детей навыкам экспериментирования с водой. - формировать представления д...

Развлечение по экспериментированию с водой во второй младшей группе "Волшебная вода".

Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....

Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»

Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")

НОД с детьми младшей группы ("Волшебная водичка - тёплая водичка")...

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»  Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.Цель: Развивать желани...

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка

Презентация для родителей «занятия с водой. Волшебная водичка...