Методическая разработка по экологии на тему «Удивительный лес. Кто в нем живет?». Средняя группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Открытое занятие по экологии «Удивительный лес. Кто в нем живет?» в средней группе.
Воспитатель: Ходеева Наталья Павловна
Цель: Воспитание любви к родной природе, формирование ценностных основ отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в лесу
• Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания.
• Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных.
Развивающие:
• Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
• Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Материалы и оборудование: солнышко с лучиками, иллюстрации с изображением животных, экологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса», муляжи мусора.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поприветствуем их.
Давайте вспомним, в какой стране мы живем? Наша страна богата лесами.
Ребята, а что такое лес?
Лес — это общий дом для растений, животных, птиц.
Сюрпризный момент.
- Ребята, сегодня у нас еще один гость. Сейчас я его приглашу, но он очень стеснительный и немного боится. Давайте пообещаем, что мы его не обидим. Кто же пришёл к нам? (Появляется Ёжик с письмом)
-Здравствуй Ёжик! Что же ты нам принес? А принёс нам Ёжик письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?
- Тогда слушайте:
«Дорогие ребята, я, лесовичок - хозяин леса. Жил в лесу с друзьями. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые тропинки, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!»
- Ну что ребята, поможем лесовичку?
- Вы дружные? Вы смелые?
- Поможем нашим лесным жителям? Тогда нам нужно с вами превратиться в настоящих защитников леса. Вы готовы? Отправляемся в лес.
Здравствуй, лес, зеленый лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
«Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в лесу ты окажись!»
- Вот мы с вами и оказались в лесу. Лес – это большой дом, где живут по соседству самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. В лесу несколько «этажей» растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные. Птички, белочки, например, живут на самом верхнем этаже лесного дома. Такие звери как лиса, еж, заяц, медведь обитают внизу.
(Полянка)
- Мы с вами оказались на лесной полянке.
- Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пения птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? В конверте не только письмо, но и карточки с заданиями. Ребята с каждым выполненным заданием у нашего солнышка будет появляться лучик и если мы выполним все задания солнышко засияет яркими лучами, и в лесу станет чище и светлее.
Задание 1:
- Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.
Игра «Времена года»
Появляется лучик.
Задание 2:
- В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)
- Назовите его части (корень, ствол, ветки и листья)
- Как вы думаете, дерево живое? (да)
- Почему? (Оно растет, дышит, питается)
- Ребята, бывает, так что и деревья болеют, тогда их лесовичок спиливает.
- Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям?
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)
- Мы выполнили второе задание.
Появляется лучик.
Задание 3:
Игра «Кто живет в лесу?»
- Ребята, а кто еще живет в лесу? (дикие животные) Я сейчас буду вам загадывать загадки. ( После отгадки выставляется иллюстрация с изображением диких животных.)
- Лапу кто зимой сосёт?
А ещё он любит мёд.
Может громко зареветь,
А зовут его … (медведь)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый-краса,
А зовут её (лиса)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
Он маленький и колючий. Зимой спит.
Летом ловит жуков и червяков. (ежик)
Он серый и страшный, злой и голодный.
Ловит зайцев и телят. Живет в логове. (волк)
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
Появляется лучик.
Задание 4:
Игра «Помоги найти маму»
Игровые правила: правильно ставить детеныша с большим животным.
Появляется лучик.
- Ребята, сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся, но не забывайте — шуметь нельзя.
(проводится физминутка «???»)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА???
Зайчата
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Физминутка «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился он назад, а потом ещё вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Задание 5:
Игра «Береги живое».
Дети подходят к столу, где лежат экологические знаки. Я вам буду зачитывать заповеди леса, а вы должны найти экологический знак для каждой заповеди.
НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева — деточка.
Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.
Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!
НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Не съедобный — оставляй!
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
Появляется лучик.
- Ребята вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.
- Появилось пять лучиков и солнышко.
- Молодцы ребята!
- Все задания выполнили правильно.
Воспитатель:
- Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.
- Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.
- Закройте глазки, прислушайтесь, может вы даже услышите как лес благодарит вас за помощь!
- А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.
«Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в саду ты окажись!»
Воспитатель: Вот мы и в группе.
Подведение итогов.
- Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?
- Что нового вы узнали?
- Что нужно, чтобы лес продолжал нас радовать? (ответы детей). Правильно, беречь.
- Какую пользу приносит лес человеку?
- Что значит любить природу?
- Лесовичок очень благодарен за помощь и ждет вас у себя в гостях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_ekologii.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по экологии «Удивительный лес. Кто в нем живет?» в средней группе.
Воспитатель: Ходеева Наталья Павловна
Цель: Воспитание любви к родной природе, формирование ценностных основ отношения к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения в лесу
• Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания.
• Активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных.
Развивающие:
• Развивать мыслительные операции, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
• Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Материалы и оборудование: солнышко с лучиками, иллюстрации с изображением животных, экологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса», муляжи мусора.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поприветствуем их.
Давайте вспомним, в какой стране мы живем? Наша страна богата лесами.
Ребята, а что такое лес?
Лес — это общий дом для растений, животных, птиц.
Сюрпризный момент.
- Ребята, сегодня у нас еще один гость. Сейчас я его приглашу, но он очень стеснительный и немного боится. Давайте пообещаем, что мы его не обидим. Кто же пришёл к нам? (Появляется Ёжик с письмом)
-Здравствуй Ёжик! Что же ты нам принес? А принёс нам Ёжик письмо, вы хотите узнать, кто нам пишет?
- Тогда слушайте:
«Дорогие ребята, я, лесовичок - хозяин леса. Жил в лесу с друзьями. Но случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Все растения погибли, звери, птицы, насекомые исчезли, солнце не светит. Как мне хочется видеть чистые тропинки, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть своих друзей. Только вы сможете мне помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!»
- Ну что ребята, поможем лесовичку?
- Вы дружные? Вы смелые?
- Поможем нашим лесным жителям? Тогда нам нужно с вами превратиться в настоящих защитников леса. Вы готовы? Отправляемся в лес.
Здравствуй, лес, зеленый лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
«Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в лесу ты окажись!»
- Вот мы с вами и оказались в лесу. Лес – это большой дом, где живут по соседству самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. В лесу несколько «этажей» растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные. Птички, белочки, например, живут на самом верхнем этаже лесного дома. Такие звери как лиса, еж, заяц, медведь обитают внизу.
(Полянка)
- Мы с вами оказались на лесной полянке.
- Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пения птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? В конверте не только письмо, но и карточки с заданиями. Ребята с каждым выполненным заданием у нашего солнышка будет появляться лучик и если мы выполним все задания солнышко засияет яркими лучами, и в лесу станет чище и светлее.
Задание 1:
- Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.
Игра «Времена года»
Появляется лучик.
Задание 2:
- В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)
- Назовите его части (корень, ствол, ветки и листья)
- Как вы думаете, дерево живое? (да)
- Почему? (Оно растет, дышит, питается)
- Ребята, бывает, так что и деревья болеют, тогда их лесовичок спиливает.
- Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям?
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)
- Мы выполнили второе задание.
Появляется лучик.
Задание 3:
Игра «Кто живет в лесу?»
- Ребята, а кто еще живет в лесу? (дикие животные) Я сейчас буду вам загадывать загадки. ( После отгадки выставляется иллюстрация с изображением диких животных.)
- Лапу кто зимой сосёт?
А ещё он любит мёд.
Может громко зареветь,
А зовут его … (медведь)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый-краса,
А зовут её (лиса)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку. (заяц)
Он маленький и колючий. Зимой спит.
Летом ловит жуков и червяков. (ежик)
Он серый и страшный, злой и голодный.
Ловит зайцев и телят. Живет в логове. (волк)
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
Появляется лучик.
Задание 4:
Игра «Помоги найти маму»
Игровые правила: правильно ставить детеныша с большим животным.
Появляется лучик.
- Ребята, сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся, но не забывайте — шуметь нельзя.
(проводится физминутка «???»)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА???
Зайчата
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Физминутка «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился он назад, а потом ещё вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Задание 5:
Игра «Береги живое».
Дети подходят к столу, где лежат экологические знаки. Я вам буду зачитывать заповеди леса, а вы должны найти экологический знак для каждой заповеди.
НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева — деточка.
Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.
Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!
НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Не съедобный — оставляй!
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
Появляется лучик.
- Ребята вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто. Запели птицы.
- Появилось пять лучиков и солнышко.
- Молодцы ребята!
- Все задания выполнили правильно.
Воспитатель:
- Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое.
- Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями.
- Закройте глазки, прислушайтесь, может вы даже услышите как лес благодарит вас за помощь!
- А теперь нам, пора возвращаться в детский сад.
«Вокруг себя обернись, 1, 2, 3 – и в саду ты окажись!»
Воспитатель: Вот мы и в группе.
Подведение итогов.
- Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?
- Что нового вы узнали?
- Что нужно, чтобы лес продолжал нас радовать? (ответы детей). Правильно, беречь.
- Какую пользу приносит лес человеку?
- Что значит любить природу?
- Лесовичок очень благодарен за помощь и ждет вас у себя в гостях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии на тему: «Удивительные свойства воды»
Конспект занятия по экспериментированию для старшей и подготовительной группы...
Конспект ООД по духовно - нравственному воспитанию на тему: «Удивительное путешествие в Сергиев Посад» в подготовительной группе.
Конспект ООД по духовно - нравственному воспитанию на тему: «Удивительное путешествие в Сергиев Посад» в подготовительной группе. Цель: формирование нравственно-патриотических чувств, ...
Конспект занятия по экологии на тему: «Удивительные свойства воды»
Задачи:Образовательные:1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.3.Обучать детей навыкам про...
Конспект НОД на тему: «Удивительный мир космоса» для детей подготовительной логопедической группы
Цель: расширение представлений детей о космосе.Описание: предлагаемый конспект НОД о космосе в подготовительной логопедической группе может быть интересен педагогам, работающим с дошкольник...