"Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
«Перелётные птицы»
Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни, внешнем виде, .различать голоса
Задачи:
Образовательные:
1.Способствовать расширению и обогащению представлений детей о перелетных птицах (ласточка, скворец, кукушка, жаворонок), закреплять знания детей о характерных признаках весны (ярко светит солнце, тает снег, появилась почки на деревьях и т.д.)
2. Проявлять интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни птиц в весенний период ( прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека).
3.Обобщать у детей представление о внешнем виде птиц: есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, голова и т.д.
4. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.
Развивающие:
1.Развивать у детей мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.
2.Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
2. Воспитывать интерес, желание больше узнать о перелетных птицах.
Оборудование и материалы:
Письмо Лисички, почтальон, дерево с птицами на магнитах, Зашифрованные Qr коды, лисичеп –игрушка, кртинки птиц.
Мольберт;
Разрезные картинки птиц (ласточка, кукушка, жаворонок, скворец);
Ход НОД:
В группу заходит почтальон, передаёт письмо и уходит.
Воспитатель: Ой, интересно от кого? ( на конверте картинка лисички)
Ответы детей: От лисички.
В. (читаю)
«Здравствуете ребята, бегаю по лесу и ничего не поняла, что стало с нашими птицами, почему их стало так много. Стало так шумно, кто-то всё время поёт. что случилось? По берегам рек и на деревьях висят чьи-то домики из глины. Помогите, мне пожалуйста, разобраться, что же происходит в лесу?»
Воспитатель: Давайте поможем Лисичке! Ребята, вы знаете, что же случилось в лесу?
Предполагаемые ответы детей:
- Это птицы, которые вернулись к нам с юга.
- Это перелетные птицы.
- Это гнезда птиц, вернувшихся с юга.
- Это гнезда, в которых птицы будут высиживать своих птенцов.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какое у нас сейчас время года?
Предполагаемые ответы детей: Весна.
Воспитатель: А по каким изменениям в природе, мы с вами узнали, что наступила весна?
Предполагаемые ответы детей:
- Ярко светит солнышко, его лучи теплее.
- Тает снег, растаяли сосульки.
- Появились проталинки.
- Распустилась мать-и-мачеха.
- На деревьях набухли почки.
- Появилась зеленая травка.
- Просыпаются насекомые.
- Вернулись с юга перелетные птицы, они весело поют песни и строят гнезда.
Предлагаю нам с Вами отправится в лес и увидеть всё своими глазами.
Встаём, покружились и в лесу очутились!
(беру лисичку)
Лиса: Здравствует ребята, я так рада, что вы прочли моё письмо и решили помочь мне понять, что случилось!
Воспитатель: Посмотрите ребята, на дереве сидят птицы. Кто мне их назовёт? (ворона, воробей, дятел, голубь)
Лиса: ой этих птиц я знаю, они и зимой здесь были.
В. Правильно, потому что это какие птицы?
Ответ детей: Зимующие.
Воспитатель: А здесь что за птицы, давайте отгадаем загадки про них и помадим на ветки деревьев.
1 загадка:
Человека развлекает,
От вредителей спасает,
Пародист, артист, певец,
Славный, добрый наш…(Скворец)
(Лети сажают на ветку картинку)
Воспитатель: Что Вы знаете об этой птице?. Скворец – крупная красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков. Скворцы – спутники и помощники человека. За лето они уничтожают много вредных насекомых. Скворцы перелетные птицы, они живут в скворечниках.
Воспитатель: А теперь послушайте еще одну загадку: «Прилетает к нам с теплом,
путь проделав длинный,
лепит домик под окном,
из травы и глины?»
(Ласточка)
Воспитатель: Верно! А что о ней Вы знаете? Ласточка, ребята, птичка небольшая, у нее почти черная окраска. Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту или еще говорят, что хвостик у ласточки похож на вилочку. Ласточка строит себе гнездо из комочков глины, соломинок и своей слюны, как правило, на домах, сараях, под балконами и карнизами. Ласточка птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки и провода. Ласточка – перелетная птица.
3 загадка:
Надо очень тихо идти,
Чтоб её не вспугнуть и найти.
Где-то сидит высоко на суку
И считает года — ку–ку.
Вот впереди опушка,
А вот и она … (кукушка)
Воспитатель: Конечно ребята, это кукушка. Кукушка птица перелетная. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела, чтобы отложить яйца и продолжить свой кукушечный род. Делает она это не как все птицы. Кукушка не вьет гнезда и не заботится о птенцах. Она подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Птичка не заметит подмены и будет высиживать птенца как своего собственного. Хотя кукушка плохая мать, она хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.
4 загадка:
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(Жаворонок)
Жаворонок – маленькая птичка, чуть крупнее воробья. Оперенье его не яркое – коричневое с темными крапинками. Это помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. Полевые жаворонки не любят леса и не садятся на деревья. Они живут на земле. В поле или на лугу, как только вырастет трава, жаворонки вьют гнездо и выводят птенцов. Пищу – жучков, личинок, семена трав – они находят тоже на земле. На земле жаворонки не поют своих песен, а поют в воздухе, чем выше поднимается жаворонок, тем звонче его голос.
5 загадка
В поле есть, где прокормиться,
Только негде за гнездиться,
Огороду, полю – врач
Чёрный, черный … (Грач)
Ребята, а как вы думаете, почему птицы умеют летать?
Предполагаемые ответы детей: Потому что у птиц есть крылья.
Воспитатель: Правильно. А что же еще есть у птицы? Предполагаемые ответы детей:
Голова, клюв, туловище, крыло, ноги, хвост, глаза, перья,.
А чем они отличаются?
В: Отправляемся дальше. Миотрите, птички решили с нами поиграть. Хотят чтобы мы отгадали уто поёт?. Свои песни зашифровали. Но у меня есть волшебный телефон, с помощь. Еоторого узнаем.
(на столе 4 QR кода с пением птиц, как дети угадываю достпю пазл и собираем, проверяем отгадали или нет. Пение кукушки, жаворонок, грач, соловей),
Воспитатель: Ребята, а я знаю тоже игру
«Лиса и птички» Объясняю правила.
Воспитатель: Отправляемся дальше. Птички снова хотят с нами поиграть. «Кто улетел?».
В. Молодцы ребята, Лисичка мы помогли тебе разобратся что произошло в лесу?
Лисичка: Да
В. Давайте вспомним что произошло, чем мы занимались и сто Вам больше всего понравилось?
Птички тебя будут радовать пением, а ты из порадуй стихотворением! А ребята помогут выучить с помощбю вот такой картинки. (Показываем мнематаблицу)
Дарим лисе, а нам лисичка дарит раскраски.
В. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Покружились в детском саду очутились. Берём карандаши и будем раскраивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...
Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."
С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....
Конспект открытой итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по проекту "Перелётные птицы" для детей старшей группы (ОНР) "ПТИЦЫ В ГОСТИ К НАМ СПЕШАТ"
Конспект итоговой НОД по проекту "Перелётные птицы" с использованием ИКТ ( работа с интерактивной доской), ТРИЗ...
календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»
Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...
План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".
Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...
Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"
В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...
Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».
Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...