"Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Еремеева Мария Геннадьевна

Конспект занятия по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_konspekt.docx310.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Перелётные птицы»

Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни, внешнем виде, .различать голоса

Задачи: 

Образовательные:

1.Способствовать расширению и обогащению представлений детей о перелетных птицах (ласточка, скворец, кукушка, жаворонок), закреплять знания детей о характерных признаках весны (ярко светит солнце, тает снег, появилась почки на деревьях и т.д.)

2. Проявлять интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни птиц в весенний период ( прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека).

3.Обобщать у детей представление о внешнем виде птиц: есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, голова и т.д.

4. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

Развивающие:

1.Развивать у детей мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.

2.Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

2. Воспитывать интерес, желание больше узнать о перелетных птицах.

Оборудование и материалы:

Письмо Лисички, почтальон, дерево с птицами на магнитах, Зашифрованные Qr коды, лисичеп –игрушка, кртинки птиц.

Мольберт;

Разрезные картинки птиц (ласточка, кукушка, жаворонок, скворец);

Ход НОД:

В группу заходит почтальон, передаёт письмо и уходит.

Воспитатель: Ой, интересно от кого? ( на конверте картинка лисички)

Ответы детей: От лисички.

В. (читаю)

«Здравствуете ребята, бегаю по лесу и ничего не поняла, что стало с нашими птицами, почему их стало так много. Стало так шумно, кто-то всё время поёт. что случилось? По берегам рек и на деревьях висят чьи-то домики из глины. Помогите, мне пожалуйста, разобраться, что же происходит в лесу?»

Воспитатель: Давайте поможем Лисичке! Ребята, вы знаете, что же случилось в лесу?

Предполагаемые ответы детей:

  • Это птицы, которые вернулись к нам с юга.
  • Это перелетные птицы.
  • Это гнезда птиц, вернувшихся с юга.
  • Это гнезда, в которых птицы будут высиживать своих птенцов.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какое у нас сейчас время года?

Предполагаемые ответы детей: Весна.

Воспитатель: А по каким изменениям в природе, мы с вами узнали, что наступила весна?

Предполагаемые ответы детей:

  • Ярко светит солнышко, его лучи теплее.
  • Тает снег, растаяли сосульки.
  • Появились проталинки.
  • Распустилась мать-и-мачеха.
  • На деревьях набухли почки.
  • Появилась зеленая травка.
  • Просыпаются насекомые.
  • Вернулись с юга перелетные птицы, они весело поют песни и строят гнезда.

Предлагаю нам с Вами отправится в лес и увидеть всё своими глазами.

Встаём, покружились и в лесу очутились!

(беру лисичку)

Лиса: Здравствует ребята, я так рада, что вы прочли моё письмо и решили помочь мне понять, что случилось!

Воспитатель: Посмотрите ребята, на дереве сидят птицы. Кто мне их назовёт? (ворона, воробей, дятел, голубь)

Лиса: ой этих птиц я знаю, они и зимой здесь были.

В. Правильно, потому что это какие птицы?

Ответ детей: Зимующие.

Воспитатель: А здесь что за птицы, давайте отгадаем загадки про них и помадим на ветки деревьев.

1 загадка:

Человека развлекает,
От вредителей спасает,
Пародист, артист, певец,
Славный, добрый наш…(Скворец)

(Лети сажают на ветку картинку)

Воспитатель: Что Вы знаете об этой птице?. Скворец – крупная красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой длинный клюв. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков. Скворцы – спутники и помощники человека. За лето они уничтожают много вредных насекомых. Скворцы перелетные птицы, они живут в скворечниках.

Воспитатель: А теперь послушайте еще одну загадку: «Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном,

из травы и глины?»

(Ласточка)

Воспитатель: Верно! А что о ней Вы знаете? Ласточка, ребята, птичка небольшая, у нее почти черная окраска. Ласточку легко узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту или еще говорят, что хвостик у ласточки похож на вилочку. Ласточка строит себе гнездо из комочков глины, соломинок и своей слюны, как правило, на домах, сараях, под балконами и карнизами. Ласточка птица воздуха. Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки и провода. Ласточка – перелетная птица.

3 загадка:

Надо очень тихо идти,

Чтоб её не вспугнуть и найти.

Где-то сидит высоко на суку

И считает года — ку–ку.

Вот впереди опушка,

А вот и она … (кукушка)

Воспитатель: Конечно ребята, это кукушка. Кукушка птица перелетная. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела, чтобы отложить яйца и продолжить свой кукушечный род. Делает она это не как все птицы. Кукушка не вьет гнезда и не заботится о птенцах. Она подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Птичка не заметит подмены и будет высиживать птенца как своего собственного. Хотя кукушка плохая мать, она хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.

4 загадка:

Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют?

(Жаворонок)

Жаворонок – маленькая птичка, чуть крупнее воробья. Оперенье его не яркое – коричневое с темными крапинками. Это помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. Полевые жаворонки не любят леса и не садятся на деревья. Они живут на земле. В поле или на лугу, как только вырастет трава, жаворонки вьют гнездо и выводят птенцов. Пищу – жучков, личинок, семена трав – они находят тоже на земле. На земле жаворонки не поют своих песен, а поют в воздухе, чем выше поднимается жаворонок, тем звонче его голос.

5 загадка

В поле есть, где прокормиться,

Только негде за гнездиться,

Огороду, полю – врач

Чёрный,  черный … (Грач)

Ребята, а как вы думаете, почему птицы умеют летать?

Предполагаемые ответы детей: Потому что у птиц есть крылья.

Воспитатель: Правильно. А что же еще есть у птицы? Предполагаемые ответы детей:

Голова, клюв, туловище, крыло, ноги, хвост, глаза, перья,.

А чем они отличаются?

В: Отправляемся дальше. Миотрите, птички решили с нами поиграть. Хотят чтобы мы отгадали уто поёт?. Свои песни зашифровали. Но у меня есть волшебный телефон, с помощь. Еоторого узнаем.

(на столе 4 QR кода с пением птиц, как дети угадываю достпю пазл и собираем, проверяем отгадали или нет. Пение кукушки, жаворонок, грач, соловей),

Воспитатель:  Ребята, а я знаю тоже игру

 «Лиса и птички» Объясняю правила.

Воспитатель: Отправляемся дальше. Птички снова хотят с нами поиграть. «Кто улетел?». 

В. Молодцы ребята, Лисичка мы помогли тебе разобратся что произошло в лесу?

Лисичка: Да

В. Давайте вспомним что произошло, чем мы занимались и сто Вам больше всего понравилось?

Птички тебя будут радовать пением, а ты из порадуй стихотворением! А ребята помогут выучить с помощбю вот такой картинки. (Показываем мнематаблицу)

https://1.bp.blogspot.com/-CNk1OOCls20/Xp8riYq4LAI/AAAAAAAAApY/dQpSad5vzYgnhbt93uz33MMyq8Ol3AJfwCLcBGAsYHQ/s1600/image_image_191621.jpg

Дарим лисе, а нам лисичка дарит раскраски.

В. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Покружились в детском саду очутились. Берём карандаши и будем раскраивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...