Конспект занятия по теме: "Безопасность в твоих руках! "
план-конспект занятия по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_bezopasnosti_1.docx | 34.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 26 имени Героя Советского Союза В.И. Жилина»
Структурное подразделение детский сад «Тополёк»
Конспект занятия по теме:
«Безопасность в твоих руках!»
(безопасное поведение в быту, на улице, в природе, сети «Интернет»)
Разработала:
Хромова Ирина Николаевна,
воспитатель МБУ «Школа № 26»
Тольятти, 2024.
Конспект занятия по теме:
«Безопасность в твоих руках!»
(безопасное поведение в быту, на улице, в природе, сети «Интернет»)
Возрастная группа: старшая группа (5 – 6 лет).
Образовательная область:
«Социально-коммуникативное развитие» (формирование основ безопасного поведения).
Виды деятельности детей:
- Общение со взрослым и сверстником (ситуативно-деловое);
- Речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь)
- Игровая деятельность
Образовательные задачи
- Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и способах безопасного поведения;
- Формировать осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
Развивающие задачи
- Развивать у детей умение размышлять, объяснять свою точку зрения, делать выводы в виде правил безопасности;
- Развивать у детей умение объединяться в пары, команды для выполнения заданий.
Воспитательные задачи
- Воспитывать ценностное отношение к собственной безопасности как условию сохранения жизни и здоровья.
Образовательные средства:
Демонстрационный материал:
– карточки с изображением дома, двора, природы.
Раздаточный материал:
– карточки с изображением различных опасных ситуаций в природе, в быту, на улице.
– карточки-символы для составления универсального алгоритма действий предупреждения опасных ситуаций.
– эмблемы для деления детей на три команды.
Аудийный материал:
– звуковоеприглашение к участию: звук грозы, лая собаки и пожара;
Реальный материал:
– сотовый телефон.
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитная доска (по количеству команд)
– ноутбук
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно - целевой | 1. Педагог приглашает детей в круг. 2. Обращает внимание детей на очень знакомый звук (включает звук грома). Спрашивает детей: что это за звук? Какую опасность несет в себе гром для жизни человека? 3. Педагог включает запись «лай собаки». Спрашивает: что это за звук? Какая опасность грозит здоровью человека, если встретишь на улице злую собаку? 4.Педагог включает звук пожара. Просит детей отгадать, звук чего они слышат. Спрашивает: какую опасность несет в себе пожар для жизни и здоровья человека? (педагог сажает детей на стульчики по мере их утомляемости) | 1.Дети строятся в круг. 2.Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя. 3.Дети слушают, определяют, что это лай собаки, отвечают на вопросы воспитателя. 4.Дети определяют, какой звук они слышат, отвечают на вопросы педагога. |
1. Педагог объясняет детям, что опасности подстерегают нас на каждом шагу: Дома (вешает иллюстрацию) На улице (показывает иллюстрацию) В природе (показывает иллюстрацию) 2. Взрослый предлагает детям выполнить задание, для выполнения которого необходимо разделиться на три команды. Просит их пройти к столу и выбрать любую эмблему. В соответствии выбранной эмблемы построиться на команды возле соответствующих магнитных досок. 3. Педагог объясняет командам задание: на столе лежат картинки с опасными ситуациями, которые подстерегают нас дома (обращает внимание детей на магнитную доску, где висит | 1. Дети слушают педагога, рассматривают иллюстрации. 2. Дети выбирают эмблемы, делятся на команды возле соответствующих магнитных досок. 3. Дети в работают в командах, слушают задание педагога, подбирают картинку, | |
Содержатльно – деятельностный
| данная иллюстрация), на улице (показ иллюстрации), в природе (показ иллюстрации). Вам необходимо подобрать картинки с опасными ситуациями, которые могут встречаться в соответствии с вашей иллюстрацией. Каждый из вас выбирает только одну картинку и присаживается на стул. Предлагает командам проверить друг друга. После выполнения задания приглашает детей присесть на стульчики. 4. Взрослый спрашивает детей: как опасные ситуации могут навредить вашей жизни и здоровью? Предлагает детям внимательно посмотреть на все картинки и подумать, что надо делать, чтобы избежать всех этих неприятностей. Подводит детей к выводу, что необходимо соблюдать правила безопасности. 5. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Опасно-Безопасно» (физминутка). Приглашает их встать в круг. Объясняет правило игры: на названную взрослым опасную ситуацию дети присаживаются на корточки, на безопасную ситуацию поднимают руки вверх и хлопают в ладоши. 6. Предлагает разделиться на пары, выбрать картинку с опасной ситуацией с любой магнитной доски, сесть за парты и составить правило безопасности по своей картинке. Например: детям играть со спичками, запрещено! Дразнить собак – опасно! И т.д. (педагог выполняет задание в паре с ребенком-инофоном). 7. Педагог показывает детям сотовый телефон. Предлагает подумать может ли нас подстерегать опасность, связанная с использованием телефона? Описывает ситуацию: у мамы звонит телефон, мама не слышит, а мальчик Саша услышал, подошел и ответил на звонок. Незнакомый голос стал просить у мальчика назвать адрес проживания, спрашивал есть ли у них дома компьютер, | размещают ее на доске. Проверяют, как задание выполнили другие команды. Присаживаются на стульчики. 4.Дети отвечают на вопрос воспитателя (безопасность). Рассуждают, высказывают свое мнение на тему безопасности. 5. Дети слушают воспитателя, строятся в круг, выполняют двигательные действия в соответствии с заданием. (после физминутки дети остаются в кругу). 6.Дети подходят к магнитным доскам, слушают взрослого, делятся на пары, выбирают картинку, проходят за парты, составляют правило безопасного поведения согласно выбранной картинке. 7.Дети подходят к магнитным доскам, слушают взрослого, делятся на пары, выбирают картинку, проходят за парты, думают, рассуждают, договариваются между собой. |
телевизор, планшет? Подумайте, к чему может привести такое поведение Саши? Назовите правило безопасности, которое подходит к данной ситуации. Педагог подводит итог детским суждениям: 8. Педагог предлагает детям встать в круг. Читает детям четверостишие: Безопасности формула есть. Надо видеть предвидеть, учесть. По возможности все избежать, А где надо - на помощь позвать! Предлагает детям составить алгоритм безопасного поведения, как вести себя в незнакомой ситуации, используя уже заранее подготовленные карточки-символы. Рассуждает вместе с детьми, наводит их на нужные мысли и подводит к итогу: Остановись! Подумай! Спроси взрослого! Действуй! | 8. Слушают четверо-стишие, составляют алгоритм из предложенных карточек-символов. Проговаривают правила работы с алгоритомом. | |
Оценочно-рефлексивный | 1. Далее педагог предлагает проверить алгоритм в действии. Берет любую карточку с опасной ситуацией и вместе с детьми рассуждает по алгоритму. 2. Педагог предлагает детям поместить данный плакат в группе на видное место. | 1. Дети вместе с педагогом рассуждают, опираясь на алгоритм, составляют порядок безопасного поведения в соответствие с выбранной карточкой. 2. Вместе с педагогом определяют место и вешают плакат. |
Методы и приемы обучения:
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– метод проблемного изложения:
Включается аудиозапись « грома».
Ребята, что это за звук? Какую опасность несет в себе гром?
Включается аудиозапись «лай собаки».
Ребята, что это за звук? Какая опасность грозит, если встретишь на улице злую собаку?
Включается аудиозапись «Пожара»
Ребята, а знаете ли вы, что это за звук? какую опасность несет в себе пожар?
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесный: сообщение педагогом;
– наглядный: демонстрация иллюстраций:
Да, ребята, опасности нас подстерегают на каждом шагу: дома, на улице, в природе.
– практический: разделение детей на три команды:
Ребята, предлагаю вам разделиться на команды. Для этого пройдите к столам и выберителюбую эмблему. В соответствии выбранной эмблеме постройтесь на команды возле соответствующих магнитных досок.
– словесный: объяснение задания командам.
Команды, на столе лежат картинки с опасными ситуациями, которые подстерегают нас дома (обращает внимание детей на магнитную доску, где висит данная иллюстрация), на улице (показ иллюстрации), в природе (показ иллюстрации). Вам необходимо подобрать картинки с опасными ситуациями, которые могут встречаться в соответствии с вашей иллюстрацией. Каждый из вас выбирает только одну картинку и присаживается на стул.
– взаимоконтроль: педагог предлагает командам проверить друг друга на правильность выполнения задания.
– словесный: вопросы к детям.
- Ребята, подумайте, как опасные ситуации могут навредить вашей жизни и здоровью?
- Ребята, давайте внимательно посмотрим на все эти картинки и подумаем, что надо делать, чтобы избежать эти неприятности и не навредить своему здоровью и жизни?
– словесный: постановка проблемного вопроса.
- Ребята, мы с вами определили, что необходимо соблюдать правила безопасности, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье!
- Давайте вместе составим правила безопасности по любой картинке.
– практический: разделение детей на пары для выполнения задания.
Сейчас предлагаю вам выбрать себе пару, вместе выбрать картинку с опасной ситуацией с любой магнитной доски, сесть за парты и составить правило безопасности по своей картинке.
Выслушиваются все пары.
- Данное задание педагог предлагает выполнить Машрабу вместе (инофон).
– эвристический: постановка педагогом проблемной ситуации.
- Ребята, посмотрите внимательно, что это? (показывает детям телефон) Подумайте, может ли нас подстерегать опасность, связанная с телефоном?
- Послушайте ситуацию: у мамы звонит телефон, мама не слышит, а сын Саша услышал, подошел и ответил на звонок. Незнакомый голос стал просить у мальчика назвать адрес проживания, кто из взрослых сейчас находится дома, есть ли у них дома компьютер, телевизор, планшет?
- Подумайте, к чему может привести такое поведение Саши?
- Назовите правило безопасности, которое подходит к данной ситуации.
– словесный: чтение педагогом четверостишие:
Безопасности формула есть.
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности все избежать,
А где надо-на помощь позвать!
– практический:
- Ребята, давайте вместе составим такую формулу безопасного поведения: как вести себя в незнакомой ситуации. У меня есть карточки-символы. С их помощью мы с вами построим алгоритм действий предупреждения опасных ситуаций.
Рассуждает вместе с детьми, наводит их на нужные мысли и подводит к итогу: Остановись! Подумай! Спроси взрослого! Действуй!
Данный алгоритм наклеивается на ватман.
- Методы контроля и самоконтроля:
– репродуктивный: педагог предлагает проверить алгоритм в действии.
Ребята, предлагаю вам проверить наш алгоритм в действии. (Берет любую карточку с опасной ситуацией и вместе с детьми рассуждает по алгоритму)
Например, карточка, где дети хотят взять неизвестный предмет на дороге: Остановись!(им следует остановиться?) Подумай! (надо подумать в данной ситуации?) Спроси взрослого! (взрослому надо сообщить об этом предмете?) Действуй! (как дальше будем действовать?)
Таким образом, проверяется несколько карточек.
Педагог предлагает детям поместить данный плакат в группе на видное место.
Методы и приемы воспитания:
1. Методы по организации опыта поведения и деятельности
– приучение к положительным формам общественного поведения,
– упражнение,
– воспитывающие ситуации,
– игровые методы
2. Методы по осознанию детьми опыта поведения и деятельности
– рассказ на моральные темы,
– разъяснение норм и правил поведения,
– чтение художественной литературы,
– этические беседы,
– обсуждение поступков и жизненных ситуаций,
– личный пример
3. Методы по мотивации опыта поведения и деятельности
– поощрение,
– методы развития эмоций,
– игры,
– соревнования,
– проектные методы
Игры:
Игра малой подвижности (физминутка) «Опасно-безопасно!»
Ребята, предлагаю вам немного поиграть. Встаньте все в круг.
Я буду называть различные ситуации. На опасную ситуацию вы садитесь на корточки, на безопасную ситуацию поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему Безопасность на дорогах
Конспект занятия по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста на тему "Безопасность на дорогах"...
конспект занятия по теме "Безопасность в быту"
Занятие в старшей группе по теме: «Безопасность в быту» Материал: костюмы для трех поросят;в игровом уголке в беспорядке разложены острые и режущие предметы (атрибуты): топор на столе, вилка на п...
План-конспект занятия на тему: «Безопасный отдых детей в зимний период года. Что вы знаете о безопасности на льду?»»
Закрепить знания детей по правилам безопасного поведения на льдуводоемов.- Воспитывать осторожность и осмотрительность к опаснымситуациям и по возможности правильно действовать.- Закрепить знания о пр...
Конспект занятия на тему "Безопасная ёлка" для детей дошкольного возраста д/с №37 воспитатель Дорощенко О.Б.
Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности по основе безопасности жизнидеятельности на тему "Безопасная ёлка" для детей дошкольного возраста....
Конспект занятия на тему: "Безопасность на дорогах
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55комбинированного вида » КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:...
Конспект занятия на тему Безопасность на железной дороге
Конспект занятия на тему Безопасность на железной дороге...
Конспект занятия на тему: «Безопасный интернет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 г Ярцева Смоленской области Конспект занятияна тему: «Безопасный интернет»...