Проект "Насекомые вокруг нас"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Белая Татьяна Борисовна

Цель проекта: обратить внимание детей на насекомых, которые нас окружают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye_moy.docx963.41 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

  1. города Калининграда детский сад №124

  1. Проект «Насекомые вокруг нас»

                                                                                             Подготовила          

                                                                                 Белая Т.Б.  

г. Калининград 

 2022

Актуальность реализации проекта:
Удивительный мир вокруг.
Он мир преобразился яркими красками с приходом лета. Вокруг летают яркие бабочки, жужжат пчёлы в поиске ароматных цветов, туда-сюда по своим тропинкам бегают трудолюбивые насекомые.
Дети – юные исследователи с интересом наблюдают за жизнью вокруг себя. Но, к сожалению, не все дети понимают, что насекомые, как и все живые существа достойны уважения. Одних они боятся, топчут ногами, других стараются поймать, не понимая, что яркая бабочка не сможет жить в руках человека.
Как важно познакомить детей с этим удивительным и таким ярким миром насекомых. Научить наблюдать за интересными многоножками, изучать их жизнь и особенности поведения в природе. Отличать их друг от друга и называть правильно.
Цель: познакомить детей с миром насекомых.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к насекомым, как к важной части природы,
- воспитывать умение быть аккуратным при работе с различными материалами,
- воспитывать любовь к родному краю, родной природе.
Обучающие:
- формировать реалистические представления о многообразии насекомых,
- расширять знания детей об особенностях насекомых, среде их обитания, разнообразии видов,
- расширять словарный запас детей по теме насекомые.
Развивающие:
- продолжать развивать творческие способности детей;
- активизировать любознательность детей.
Тип проекта: Творческий, познавательно - исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Проблема: У детей не сформированы знания о мире насекомых, их пользе для человека в частности и природы в целом.
Ожидаемые результаты: приобретение детьми новых знаний о насекомых, воспитание бережного отношения к окружающей живой природе, умения видеть прекрасное у себя под ногами, овладение детьми новыми видами творческой деятельности.
Сроки проведения: 1 неделя.
Режим работы: во время и вне занятий.
Участники проекта: дети разновозрастной  группы №4, воспитатели, родители.

Формы и методы работы:
- беседы,
- наблюдения,
- игры (дидактические, интерактивные, подвижные, пальчиковые),
- чтение художественной литературы,
- разгадывание загадок по теме проекта,
- рассматривание иллюстраций обсуждением,
- продуктивная деятельность.

Материал и оборудование:
маски и атрибуты для игровой деятельности,  познавательная  и  художественная литература, трафареты «Насекомые», «Цветы»,

1 этап.
Подготовительный.

- Постановка цели и определение задач.
- Разработка основного этапа работы по реализации проекта.
- Подбор литературы и материалов для успешной реализации проекта.
- Знакомство детей и родителей с темой и актуальностью проекта.

2 этап.
Основной. Организация деятельности проекта.

2.1. Познавтельно-исследовательская деятельность.
    Чтение художественных произведений о насекомых:
«Дюймовочка» Г. Х. Андерсен;
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Муха-Цокотуха» К. Чуковский;
«Под грибом» В. Г. Сутеев.
       Беседы: «Дружная семейка», «Насекомые - польза или вред?», «Кто, где живёт?», «Насекомые и цветы созданы друг для друга».
      Чтение пословиц и поговорок о насекомых.
      Наблюдения за насекомыми на территории детского сада:
«Муравьишкина тропа», «Где живет оса?», «Бабочки-красавицы», «Такие разные жуки».

2.2. Художественно-речевая деятельность.
Чтение  стихов:
Чтение и обсуждение пословиц.
Заучивание и разгадывание загадок.
Музыкальная деятельность.
Цель: познакомить детей с песнями о насекомых, учить слушать и слышать музыку.
- знакомство с песнями о насекомых и их разучивание: «Божья коровка», «В траве сидел кузнечик», «Добрый жук».

2.2. Игровая деятельность.
- Подвижные игры: «Бабочки - цветочки», «Паук и мухи».
- Дидактические игры: «Часть целое», «Логические цепочки», «Кто, кто в домике живёт», «Разрезные картинки. Насекомые», «Часть и целое», «Четвёртый лишний», «Кто спрятался в траве?», «Узнай по описанию», «Польза или вред?».

2.3. Продуктивная деятельность:
- Рисование карандашами «Божья коровка»;
- Рисование карандашами «Бабочки-красавицы»;
- Лепка «Гусенички».


2.4. Выставка иллюстраций «Удивительный мир насекомых»
Цель: Познакомить детей с разнообразием насекомых, обратить внимание на важность насекомых для жизни растений и людей.

2.6. Работа с родителями.
Цель: вовлечение родителей в работу по реализации проекта.
Совместными усилиями воспитателей и родителей подготовить наглядные материалы по теме проекта:
- Альбом для рассматривания «Насекомые»
- Иллюстрированная книга для чтения «Удивительный мир насекомых»
- Организовать выставку энциклопедий и художественной литературы и иллюстраций о насекомых.

3 этап.
Заключительный.

• Организация выставки детской художественной литературы, энциклопедий и иллюстраций «Мир насекомых»
• Вернисаж детских работ «Удивительное - рядом».
• Развлечение «Путешествие в мир насекомых».

Используемая литература.
Денисова Г. А. Удивительный мир насекомых.- М.: Просвещение, 2012.
Диккинс Р. Насекомые / Пер. с англ. Д.Е. Щербакова. – М.: РОСМЭН, 2014.
Дунаева Ю. А. Бабочки.- СПб: «БКК», 2013.
Шорыгина Т. А.Травы. Какие они?- Книга для воспитателей.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? - М.: «Издательство ГНОМ», 2004.

                             Приложение.

Беседа «Насекомые: польза и вред»

Цель: обогащение словаря по теме «Насекомые» развитие познавательных способностей детей систематизировать представления детей о многообразии насекомых воспитание экологической культуры.

Материал: предметные картинки с изображением насекомых; сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.

Ход беседы: - Здравствуйте, ребята. Наше занятие начнем с отгадывания загадок.

1. На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащит в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

2. Я – мохнатый червячок,

Полосатый бочок.

Скоро бабочкою стану,

Закружусь я над поляной. (Гусеница)

3. Зеленая пружинка

Живет в траве густой.

С травинки на травинку

Он скачет день – деньской. (Кузнечик)

4. Насекомое – в почёте,

Целый день она в полёте,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

Вопросы к детям:

-Каких насекомых вы знаете еще?

Где они живут? Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых? Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними?

Стих: Меня ужалила пчела.

Я закричал«Как ты могла!»

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужжасно нужжен:

Я берегла его на ужжин!»

Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.

Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:

Правила поведения при встрече с насекомыми :

1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.

2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.

3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.

4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

Давайте сделаем гимнастику для пальчиков:

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем – (сжимают и разжимают пальцы)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха, (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Скажите ребята, о ком мы с вами говорили?

Тема: «Насекомые и цветы созданы друг для друга».

Цель: показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе; вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они когда-нибудь на цветущем лугу. (Ответы детей).

- А кто-нибудь из вас слышал голоса цветов? (Ответы детей).

- Послушайте стихотворение.

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «Не рви нас, не надо.

Наши гибкие стебли не мни.

Мы для глаз и для сердца отрада,

Украшенье родимой земли».

- Как хорошо на зеленом лугу! Среди буйных, свежих трав пестреют яркие, душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и шмели.

Кто посеял столько цветов на лугу? Может быть, семена разносят птицы? Может быть, семена принес сюда ветер? Может быть, семена оказались здесь с потоком воды? А может быть, какой-нибудь зверек занес их сюда?

Никто не разгадает эту загадку. Только весной каждый год случается чудо: из семян вырастают ростки с крошечными листьями и маленькими корешками. Благодаря солнцу и дождю ростки становятся все больше и больше и превращаются в разные растения. Вскоре появляются бутоны и со временем раскрываются и превращаются в прекрасные цветы.

Внутри цветов - запасы сладкого нектара. Именно за нектаром сюда собираются насекомые.

Есть цветы, у которых нектар расположен близко, к ним летят жуки и мушки с коротким хоботком. Если нектар расположен глубоко, цветок окружают пчелы, шмели и бабочки. Они высасывают нектар длинным прозрачным хоботком, словно пьют через соломинку сладкий коктейль.

Как же насекомые находят нектар? Оказывается, насекомые видят цветы более пестрыми и узорчатыми, чем мы, люди. Лучше других насекомых различают окраску лепестков пчелы. Пчелы делают из нектара мед, и сами питаются вкусным лакомством. Послушайте, какой случай на лугу описала поэтесса М. Бородицкая.

Разговор с пчелой

Меня ужалила пчела,

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ: «А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:

Я берегла его на уж-жин!»

- Оказывается, на лугу нужно быть очень осторожным, иначе можно оставить без ужина насекомых. Но насекомые питаются не только нектаром из цветков. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело. Послушайте интересный рассказ В. Танасийчука.

В комнате у моего приятеля в больших кадках росли два лимонных деревца. Расти-то росли, и даже цвели летом, а плодов не было. Но вот однажды кадки с лимонами вынесли на балкон. Было это рядом с большим парком, и пчелы быстро разведали, что на пятом этаже растут белые с узкими лепестками цветы, что они нежно пахнут и нектар дают хороший. Целый день копошились на цветах мохнатые сборщицы. А осенью оба деревца покрылись ярко-желтыми плодами.

- Спасибо пчелам - хорошо поработали!

- Причем же тут пчелы? Ведь не они же вырастили лимоны?

- Зато они опылили цветы, а без этого никаких бы лимонов не было.

- Оказывается, когда пчелы пробираются за капелькой нектара, на брюшко, лапки и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды.

- Ребята, кто видел, как работают весной пчелы и шмели в цветущем саду? (Ответы детей).

- Если бы не было пчел, шмелей, мух и других насекомых-опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, абрикосы и черешня. Мы никогда бы не знали, что такое помидоры и огурцы, арбузы и дыни. Цветы без насекомых просто не могут существовать. Поэтому растения привлекают насекомых яркими цветами, как будто развешивают объявления.

Дорогие шмели!

Здесь вы найдете вкусный и свежий нектар. Кушайте на здоровье, а по дороге прихватите немножко пыльцы для других цветов.

- Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.

Дидактическая игра «Угадай по запаху растение».

- Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят бабочек, пчел, шмелей, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их.

- После того, как на цветок попала пыльца с соседнего цветка, на нем начинает созревать плод с семенами. Семена у разных цветов разные, они отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету. Придет время, семена попадут в землю, прорастут и дадут жизнь новым растениям. И зацветет опять луг прекрасными цветами.

Воспитатель предлагает вниманию детей алгоритм роста растения от семечка до созревания плода.

C:\Users\HP\Desktop\танина\image-25-07-22-21-04.heicC:\Users\HP\Desktop\танина\image-25-07-22-21-04-4.heic

C:\Users\HP\Desktop\танина\image-25-07-22-21-04-5.heicC:\Users\HP\Desktop\танина\image-25-07-22-21-04-11.heic

C:\Users\HP\Desktop\танина\image-25-07-22-21-04-10.heic


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...