Проект "Юные метеорологи"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Любовь Владимировна Кольцова

Материал поможет взрослым раскрыть детям тему "погода" через знакомство спрофессией метеоролога и разные виды взросло-детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_meteorologi.docx312.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию воспитанников

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ»

Руководитель:

Кольцова Любовь Владимировна,

воспитатель МДОУ № 28

Picture background

 ГО Богданович

          Вид проекта: среднесрочный групповой

Участники проекта: дошкольники 6-7 лет, их родители, педагоги ДОУ.

Время проведения проекта: 01.06.2024 - 31.08.2024г

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия.                   К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.

С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.

Как известно, самые первые точные данные с прогнозом погоды появились в Древней Греции. Еще в IV веке до нашей эры был написан труд «Метеорология», в котором объяснялось образование ветра, облаков, дождя и града.

Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды, и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.

Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Актуальность проекта: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта:  формирование у детей элементарных представлений о погодных явлениях и их значение в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить с профессией метеоролога;

2. Формировать представление о роли погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

3. Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, осадкомером, компасом, гигрометром, ветряным рукавом;

4. Научить детей снимать показания приборов, сравнивать их между собой;

5. Формировать представления о четырех частях света, о растениях, помогающих человеку определять погоду;

6. Воспитывать навыки бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

- принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

- принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

- принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

- принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

Предполагаемый результат:

- Дети получат элементарные представления о погоде, сезонных явлениях и значении их в жизни человека, о профессии метеоролога;

- У детей будут развиваться исследовательские умения;

- Дети приобретут знания об устройстве некоторых измерительных приборов и навыки их использования для наблюдения за погодой;  

- У детей будут сформированы простейшие представления о температуре и влажности воздуха, о направлении ветра и его силе, и их значение для окружающей среды;

- У детей расширятся знания о народных приметах, пословицах, поговорках о природе и погоде и отражении этих знаний в литературных источниках. 

План реализации проекта:

I этап. Подготовительно - проектировочный

1. Составление перспективного и календарного планирования

2. Подбор учебно-дидактического, художественного и демонстрационного материала

3. Подбор оборудования для метеонаблюдений и материалов для изготовления простейших метеоприборов. 

II  этап. Основной (исследовательский, практический)

1. В соответствии с определенным временем года реализация перспективного планирования посредством: ООД, беседы с детьми, творческого конструирования, наблюдений, опытов и экспериментов в группе и на метеоплощадке, ведение дневника наблюдений, чтения художественной и научно - публицистической литературы, просмотра презентаций и познавательных мультфильмов.

III этап. Обобщающе - результативный

1. Презентация метеоплощадки «Юные метеорологи»

2. Сборник «Народная мудрость» - подборка загадок, пословиц, примет и народных традиций.

3. Создание картотеки опытов и экспериментов  

Формы работы в проекте:

1. Беседы с детьми: эвристические; с использованием видео-презентации; с использованием дидактического материала (иллюстраций, игр, макетов и др.); с использованием «Календаря природы»«Лунного календаря».

2. Образовательная деятельность: лаборатория «Наши первые открытия»; игры на метеоплощадке; занятие в творческой художественной лаборатории. 

3. Образовательная деятельность в режимных моментах: чтение художественной литературы; викторины, дидактические игры; подвижные игры; народные игры; экскурсия-путешествие по экологической тропе на территории детского сада; мастерские детского творчества; самостоятельная исследовательская деятельность.

Формы взаимодействия с родителями: выставки работ детско-родительского творчества; творческие мастерские; беседы и консультации.

 

План работы по проекту

Тема

Форма работы с детьми

«Что такое погода?»

Цель: знакомство с погодными явлениями

Просмотр презентации: «Погода». Формирование представление о погоде и ее признаках.

Заучивание пословицы, поговорок и загадок о природе.

Беседа: «Живая и не живая природа». Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе.

Чтение художественной литературы.

Опыты - эксперименты с водой, воздухом. Обогащение и систематизирование знаний детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Предметно схематическое моделирование: «Приметы времён года» (зима, весна, лето, осень) Цель: Закрепить основные приметы времен года.

«Загадки планеты Земля»

Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседы:  «Как меняется одежда людей в разные сезоны года». «Летняя погода» 
Просмотр презентации: «Зависимость климата в разных точках Земли»;

НОД «Что такое компас?» Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом.

Наблюдение за облаками и тучами в пасмурные дни.

Чтение художественной литературы.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Времена года».     Разучивание и исполнение песен про лето. Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям.

«История зарождения метеорологии, как науки»

Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога

НОД «Интересная наука – метеорология» Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д.

П\игра «Солнышко и дождик». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Просмотр презентации «Приборы метеоролога»

Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро»

Наблюдение за дождем.

Чтение художественной литературы.

Опытно-экспериментальная деятельность: сравнить, как нагреваются предметы из дерева, металла, камни на солнце в разное время дня, сравнить, сделать выводы – металл нагревается сильнее, чем дерево и камни, утром нагреваются меньше, чем днём в ясную погоду и т.д. 

НОД рисование «Лето, лето к нам пришло!» (интегрированное с использованием нетрадиционной техники - эстампа, коллективная работа)  

«Приборы-помощники».

Цель: знакомство с флюгером и различного вида термометрами.


Беседы: 
«Откуда дует ветер?», «Какие бывают термометры» Цель: уточнять знания о термометре воздуха.

Чтение художественной литературы.

Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха);

Наблюдение за ветром.

Опытно-исследовательская деятельность. 

«Приборы –помощники»

Цель: знакомство с анемометром и со способом определения силы ветра.

Беседа: «Чем измерить силу ветра?». Цель: знакомство с прибором, работа с ним.

Работа с анемометром.

Работа с флюгером – определение наличия ветра, его направления и скорости.

Опыты – эксперименты.

Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» Развивать любознательность. Обогащать активный словарь детей.

Чтение художественной литературы.

Экспериментирование: «Круговорот воды в природе» Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.

Настольная игра «Времена года»

Развивать мелкую моторику.

«Народные приметы»

Цель: знакомство с приметами предсказателями.

Дидактическая игра «Прогноз погоды»

Прослушивание музыки: звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру, шум ручья.

Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.

Чтение художественной литературы.

Дидактические игры: «Времена года», «Живая, неживая природа», «Сложи картинку». Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.

Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то солнце…»Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)

«Коллекция народных примет».

Цель:

Формировать представления о погодных изменениях в природе, о приметах.

Беседы: 
«Растения-барометры» 
«Птицы - метеорологи» 
«Насекомые - предсказатели погоды» 

Наблюдение за солнцем.

Опыты – эксперименты с воздухом: «Сколько весит воздух?»

Наблюдение в природе «Какого цвета небо?» Познакомить с разными видами облаков: перистые, слоистые, кучевые.

Рисование акварелью «На что похоже облако?» Развивать наблюдательность и умение рисовать на основе личного опыта.

П/игра «Найди свою пару»

«Прогноз погоды».

Цель:

Обобщить знания детей о прогнозе погоды.

Беседа:  «Погода летом»  (предполагаемая; фактическая)

Наблюдение за радугой.

Чтение художественной литературы.

Опытно-исследовательская деятельность: 
«радуга-дуга»: в солнечную погоду с помощью лейки, насадки «дождик» и воды воспроизвести радугу.

Рисование на тему: «Радуга-дуга».

Составление рассказов «Я люблю такую погоду…» Развивать воображение.

Итоговое мероприятие «У природы нет плохой погоды» Учить детей понимать неизбежность и важность в глобальных масштабах явлений природы. Развивать творчество, слуховую память, двигательную активность.

Повторить правила поведения в местах большого скопления людей.

Воспитывать взаимоуважение, дружеское отношение друг к другу.

Литература:

1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду; Москва Издат. «Сфера», 2004г.

2. Масленникова О. М. Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду; Волгоград, Издат. «Учитель» 2009г.

3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой/. Москва Издат. «Просвещение», 1992г.

4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой; Москва, Издат. «Педагогическое общество России», 2005г.

5. Ромодин В., Ромодина М. Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет; Санкт-Петербург, Издат. «Питер»; 2013 г.

6. Рыбаков Б. В. Народный календарь; Средний урал, 1980 г.

7. Рыжова Н. А., Мусиенко С. И. Лаборатория в детском саду и дома. Методическое пособие и DVD-диск; Москва, Издат», 2009 г.

8. Рыжова Н. А., Мусиенко С. И. Вода вокруг нас. Методическое пособие и DVD-диск; Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2011 г.

9. Рыжова Н. А., Мусиенко С. И. Воздух вокруг нас. Методическое пособие и DVD- диск; Москва, Издат. «Линка-Пресс», 2008 г.

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Санкт-Петербург, Издат. Детство-пресс, 2008 г.

11. Энциклопедия окружающего мира; Москва, «Росмэн» 1997г.

12. https://сезоны-года.рф 

13. https://refoteka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Всемирный день метеоролога"

С 1961 года 23 марта все прогрессивное человечество отмечает Всемирный метеорологический день (Всемирный день метеоролога)...

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....

Экологический проект "Юный метеоролог"

Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)...

Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

НОД "Знакомство с профессией метеоролог"

                                            КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО...