Познавательное развитие (Исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Зайцева Светлана Аркадьевна

Тема: «Какая бывает вода?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Какая бывает вода?»

Образовательная область: Познавательное  развитие (Исследовательская деятельность)  

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие»,  « Физическое развитие», «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие».)

Воспитатель: Зайцева С.А.

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

-образовательные: Закрепить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт, который нужен всем живым существам на планете: растениям, животным, человеку. Знакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность.

-развивающие: Учить анализировать, делать умозаключения, иметь свое мнение. Развивать логическое мышление. Стимулировать познавательную активность детей.

-воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Словарная  работа: прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая вода , жидкость, твёрдая вода, тёплая, горячая, кипяток, пар.

Форма проведения: игровое занятие.

Предварительная работа: Беседы о воде, её роли в жизни человека. Рассматривание иллюстрации на тему «Вода». Использование игр о воде, «Какая бывает вода». Чтение художественной литературы. Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал: Слайдовая презентация, пластиковые стаканчики, емкости разной формы, краски, салфетки.

Ход занятия.

Организационный момент:

Воспитатель: Сегодня у нас с вами, ребята, очень интересное занятие, потому что разговор пойдет о веществе, без которого всё живое погибнет, но мы привыкли к нему и порой не обращаем никакого внимания, а без него невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

В морях и реках обитает

Но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

«Много её - беда!

Мало её - беда!

Нужна нам всегда,

Больше, чем еда! (Вода)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Основная часть.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Вода нужна, для того, чтобы ее пить, готовить еду. В воде мы купаемся и моемся. Водой поливаем растения, чтобы они росли. Вода нужна диким и домашним животным: они не могут жить без воды.

Воспитатель: А какой бывает вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Вода бывает: чистой, грязной, соленой и пресной.

Воспитатель: Как вы думаете, что значит вода солёная и пресная?

Ответы детей.

Воспитатель: Где бывает соленая вода? Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?

Ответы детей.

Воспитатель: Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.

Физкульминутка. Игра «Какая бывает вода?» (Дети стоят в кругу, воспитатель в центре круга. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, отвечая ребенок возвращает мяч. Вода бывает: холодная, горячая, газированная, морская, чистая, грязная, пресная, соленая, теплая.)

Опытно-исследовательская деятельность.

Воспитатель: Что же такое вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течет. Давайте в этом убедимся.

Опыт № 1. Вода – это жидкость.

(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).

Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

Ответы детей. (Вода льется, потому что она жидкая).

Воспитатель: Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.

Опыт №2. Вода прозрачная.

Воспитатель: Возьмите стаканчик с водой и посмотрите сквозь него. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно.

Ответы детей.

Воспитатель: Вывод: Чистая вода прозрачная.

Опыт №3. Вода не имеет цвета, но может менять свой цвет.

Воспитатель: Какого же цвета вода?

Ответы детей. (У воды нет цвета. Никакого).

Воспитатель: Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой?

Ответы детей. (Вода поменяла свой цвет (синий, красный, желтый, зеленый).

Воспитатель: Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Опыт № 4. Вода не имеет формы. Проводит воспитатель.

Воспитатель: Вот у меня в руках кувшин (прозрачный) с водой, какой формы сейчас вода?(форма кувшина). Наливаю воду в банку, какую теперь она имеет форму? (форму банки). А сейчас возьмем и нальем воду в бутылку. Какую теперь имеет форму вода?

Вывод: У воды нет формы - она бесформенная. У воды нет своей формы, она принимает ту форму сосуда, в каком находится. А почему её можно перелить из одного сосуда в другой? (она жидкая, течёт).

Ответы детей.

Физкульминутка

«Море волнуется»

Заключительная часть.

Воспитатель: О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие свойства есть у воды?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему нужно беречь воду?

Ответы детей.

Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана – кап-кап-кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

Воспитатель: Спасибо ребята, вы все большие молодцы, Наша с вами встреча подошла к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...