Транслирование опыта на районном проекте «Старт в науке"
методическая разработка по окружающему миру
В данном раздели представленны конспекты мероприятий по организации и проведению опытно- иследовательской деятельности с воспитанниками старшего дошкольного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_detskuyu_laboratoriyu_2023.docx | 34.27 КБ |
puteshestvie_v_kosmicheskuyu_laboratoriyu_2024.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Восход»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в рамках районного проекта «Старт в науке»
по теме: «Экскурсия в детскую лабораторию»
Выполнила: воспитатель гр. «Ромашка»
Алешина Л.В.
(1 кв. категория)
г. Каргат
Задачи:
1.Развитие интереса и познавательной мотивации.
2. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, расширение знаний о воздухе и воде.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и сверстниками, саморегуляции собственной деятельности.
Целевые ориентиры:
- Сформирован интерес и познавательная мотивация.
- Развита познавательная активность в процессе экспериментирования, расширены знания о воздухе и воде.
- Сформировано: общение и взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками; самооценка собственной деятельности.
РППС: Проектор, ноутбук, мяч, халаты, перчатки, аудизапись, необходимое оборудование лаборатории, целлофановые пакеты, микроскоп, глобус, плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка, разноцветные конфеты, тарелки, стеклянные стаканы, вода.
В коридоре раздаётся аудиозапись диктора: «Внимание, внимание!!! Всем – всем – всем! Только сегодня и только один день в нашем детском саду состоится увлекательная экскурсия в детскую научную лабораторию. Спешите, и вы увидите всё только самое интересное!!!»
Вос-ль: Мальчики и девочки, я приглашаю вас в научную лабораторию нашего детского сада! А что такое лаборатория, вы знаете?
Ответы детей:
Вос-ль: Да, это место, где учёные что-то исследуют.
Вос-ль: Ребят, а кто такие ученые?
Ответы детей:
Вос-ль: Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них. Они много знают, потому что много читают, работают, думают, стремятся узнать что-то новое и рассказать об этом всем нам.
Вос-ль: А мы с вами отправляемся в детскую лабораторию. Вы готовы?
Ответы детей (да, мы готовы!).
Вос-ль: Ребята, с начало, давайте с вами познакомимся
Проводится игра «Давайте - познакомимся»
Ход игры: Дети становятся в круг, вос-ль начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи», бросая при этом мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова «Как зовут тебя скажи» и т.д.
Вос-ль: Ребята, а вам известно, что в лабораторию нельзя входить в обычной одежде или без защиты?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, действительно, эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю надеть защитные атрибуты для экспериментов. Это халаты и перчатки.
(Воспитатель предлагает детям, надет халаты и перчатки)
Вос-ль: А теперь, вправо, влево повернись,
В детской лаборатории окажись.
Вот мы с вами и в лаборатории.
(звучит музыка)
Вос-ль: Только для начала ознакомимся или вспомним правила поведения в лаборатории
(работа с карточками по правилам поведения в лаборатории)
Вос-ль: молодцы ребята, а сейчас давайте пройдем к столам где находится необходимое оборудование для работы в нашей лаборатории.
(дети подходят к столам с оборудованием и рассматривают).
Вос-ль: Ребята, вам знакомы эти предметы, что вы знаете о них?
Ответы детей:
Вос-ль: Хорошо, а сейчас ребята, я предлагаю вам, провести исследование о основных элементах природы, это то, что окружает нас с вами, то без чего мы не можем обходиться. И начнем мы с одного загадочного вещества-невидимки. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, угадайте, что это:
Мы его не замечаем,
мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем-
он ведь нам необходим…
Ответы детей: воздух (показ слайда 1)
Вос-ль: Ребята, давайте попробуем вспомнить свойства воздуха.
( дети подходят к мольберту со схемами основных свойств воздуха - перечёркнутый: нос, рот, цвета, глаз) .
Вос-ль: А хотите ребята в этом убедиться? Для этого мы проведём несколько опытов. Я приглашаю вас пройти и сесть за столы.
(Дети рассаживаются за столы, на которых заранее приготовлены целлофановые пакеты).
Опыт: «Что в пакете?»
(Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет)
Вос-ль: Что в пакете?
Ответы детей:
Вос-ль: А сейчас ребята наполняем воздухом пакет, почему мы не видим воздух?
Ответы детей:
Вос-ль: вывод- воздух прозрачный. А сейчас приоткройте пакет и вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?
Ответы детей:
Вос-ль: Значит, мы можем сказать, что воздух запаха не имеет.
Вос-ль: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?
Ответы детей:
Вос-ль: Вывод, воздух вкуса не имеет.
Вос-ль: Ребята, а можно ли без воздуха обходиться? Давайте проверим. Зажмите нос и закройте рот.
Ответы детей:
Вос-ль: Да, мы себя чувствуем плохо, значит, нам нужен воздух, чтобы дышать.
Вос-ль: Ребята, я предлагаю вам отдохнуть, ведь ученые тоже устают, согласны?
проводится игра «Рука к руке», цель: создание положительного эмоционального настроения.
Ход игры : Вос-ль произносит фразу, например: «Рука к руке!» и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнёром руками. Варианты команд: «Спина к спине», «Нос к носу», «Плечо к плечу», «Пятка к пятке» и т. д.
Вос-ль: Молодцы ребята, отдохнули? Но давайте, вернемся к нашим исследованиям о очень важном элементе природы, как вы думаете, что это?
Загадка:
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить. (Вода).
Ответы детей: Вода (показ слайда 2)
Вос-ль: У нас есть с вами возможность, увидеть под микроскопом капельку воды. ( капаем каплю воды на предметное стекло и рассматриваем на проекторе картинку воды)( показ слайда 3)
Вос-ль: ( на паласе) А еще ребята, Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода?
Ответы детей:
Вос-ль: Молодцы, правильно. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета?
Ответы детей:
Вос-ль: Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом. А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса. Вот как много воды у нас на земле.(Слайд 4 с изображением Земли из Космоса )
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, кому нужна вода?
Ответы детей:
Вос-ль: Правильно, вода нужна всем: и человеку, растениям, и животным, и птицам.
Вы мне поверите, если я вам скажу, что вода слышит?
Ответы детей:
Вос-ль: Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (слайд 5 с изображением красивых кристаллов воды).
Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (слайд 6 с изображением ломаного кристалла воды).
Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая и требует к себе бережного отношения.
Вос-ль: Ребята, а хотите посмотреть, как вода взаимодействует с воздухом?
Ответы детей:
Вос-ль: Хорошо, давайте пройдем к столу. Для проведения опыта нам понадобится: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная резинка.
- С начало намочим и выжмем носовой платок.
- Нальём полный стакан холодной воды.
- Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.
- Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см. погрузился в воду.
- Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.
- Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает бурлить.
Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по дну стакана, в нем образуется вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода кипит.
Вывод: Вода и воздух между собой друзья, и очень нужны, для человека.
Вос-ль: Ребята, посмотрите у вас на столах разноцветные конфеты. Что вы можете рассказать про эти конфеты?
Ответы детей:
Вос-ль: Ребята скажите, а эти конфеты полезные? А почему конфеты разного цвета? Что произойдёт, если ребёнок ест много сладостей? Что общего у конфет и радуги? Как можно сделать радугу?
Ответы детей:
Вос-ль: Сейчас, мы с вами, проведем опыт «Радуга в тарелке» с помощью разноцветных конфет, посмотрим, что будет происходить: проходите к столам и присаживайтесь.
1. - раскладываем разноцветные конфеты по кругу тарелки;
2. - наливаем не сильно горячую воду в центр тарелки;
Дети с интересом наблюдают за появлением красивой радуги из конфет, но спустя некоторое время видят, что вся краска с конфет растворилась в воде и превратилась в коричневую жидкость.
Вывод: конфеты вредные, так как в них много красителя.
Вос-ль: Ребята, наша экскурсия подходит к концу, я прошу вас подойти к столу. На столе стоят стаканы с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей добра и здоровья, только шепотом.
(Дети «разговаривают» с водой).
Вос-ль: А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своим здоровьем, добром, ведь она нас слышит, верно?
Вос-ль: Ребята, вы большие молодцы, я вам хочу сказать, что в каждом лабораторном исследовании бывают положительные и отрицательные результаты. Мы с Вами сегодня очень постарались и у нас все получилось. А наша детская лаборатория закрывается и нам с вами пора домой. Давайте пройдем на палас и скажем:
- вправо, влево повернись,
В детском саду ты окажись.
Рефлексия: - Понравилось вам быть учеными?
-Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
- Ребята, а о каких основных элементах природы мы с вами сегодня говорили?
До свидания, ребята, всего вам доброго!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Восход»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в рамках районного проекта «Старт в науке»
по теме: «Путешествие в космическую лабораторию»
Выполнила: воспитатель гр. «Ромашка»
Алешина Л.В.
(1 кв. категория)
г. Каргат
Вос- ль: (слайд 1)
-Ребята, а вы знаете, что давным-давно, когда люди жили в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Исчезали эти яркие точки к утру и появлялись вновь на следующую ночь. Почему это происходит, люди не понимали. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы. Для этого не обязательно лететь в космос, можно наблюдать за планетами, звездами в телескоп в космической лаборатории, сегодня я вас всех приглашаю побывать в ней.
Но для начала нам всем нужно познакомиться. Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.
Приветствие «Передай звездочку дружбы»
Вос-ль: Я вас приглашаю стать космонавтами – экспериментаторами, и узнать много интересного о космосе.
А на чем же мы можем полететь в космос? (на ракете)
Вос-ль: Ребята, а на самолете можно лететь в космос? (Дети отвечают)
Вос-ль.: А почему? (Ответы детей)
Вос-ль.: Оказывается, самолет взлетает и летит, как бы опираясь на воздух, как делают это и птицы. И у самолета очень маленькая скорость. Нет, самолет нам не подходит.
Вос-ль: Как вы думаете ракета быстрее самолета? А почему?
Вос-ль: Да ребята, у ракеты особый двигатель. Он называется «реактивный»,
Повторите.
Вос-ль: Посмотрите у меня шарик. В нем что-то есть?
Опыт 1: Воздушный шар, как реактивный двигатель
Если мы его надуем, (НАДУТЬ) То в нем окажется много (ВОЗДУХА)
И когда мы его выпустим, (ПОКАЗАТЬ ОПЫТ) то устремившись наружу, он вызвал реакцию противодействия: воздушный шарик полетел с ускорением в противоположную сторону от выходящей из него воздушной струи. Так и двигателя ракеты. В двигатели ракеты очень много воздуха, и из-за этого, ракета развивает очень большую скорость. Да ракета нам точно подходит.
Вос-ль: Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Космонавты»
Подвижная игра «Космонавты»
Цель. Закрепить умение быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя, быть внимательным.
Посередине площадки космонавты, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Рассаживаемся : мальчик, девочка, мальчик , девочка
И опоздавшим в ракете места нет.
(Дети рассаживаются на стульчики)
Воспитатель: К старту готовы?
Ответы детей:
Вос-ль: 5,4,3,2,1 – пуск!
идет просмотр мультфильма про космос (слайд 3)
В конце видео воспитатель говорит детям:
Вос-ль: Приготовиться к посадке, приземляемся.
После приземления дети выходят из ракеты (музыка 4)
Воспитатель: Вот мы с вами и прибыли в космическую лабораторию
Пройдемте ребята в лабораторию и сделаем с вами мини космос.
(Дети одевают спец. Одежду)
Вос-ль: Ребята, все вы видели звездное небо. Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. - В какое время суток лучше наблюдать за звездами? (ночью). - А почему днем не видно звезд? - Куда они деваются днем?
Оказывается, звезды никуда не деваются. Днем они так же светят, как и ночью. Днем солнце светит настолько ярко, что звезд просто не видно. А когда солнце прячется за горизонтом, его свет не мешает нам любоваться светом звезд. И вот это мы с вами сейчас и увидем.
Опыт 2 « Дневные звезды».
Цель: показать, что звезды светят постоянно.
Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.
Содержание. Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий.
Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.
Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.
ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Вос-ль: Я предлагаю немного отдохнуть
Физминутка «Я ракета» (с ускорением)
Вос-ль: Ребята, а вы обратили внимание в полете на поверхность Луны. Из-за чего поверхность Луны вся в ямах, и как они называются?
Ответы детей:
Вос-ль: Правильно, это кратеры, они образовались при падении метеоритов на луну.
Вос-ль: Давайте посмотрим с вами, как образуются кратеры.
Опыт 3: «Лунные кратеры»
В чашку или тарелку насыпать горку муки (песка, манки). Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера.
Вывод: Это происходит, потому что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.
Физминутка «Я ракета» (с ускорением)
Вос-ль: Ребята, давайте вернемся в нашу космическую лабораторию и полюбуемся вселенной, которую сами и создадим.
Опыт 4 «Вселенная»
Вос-ль: Ребята, пора возвращаться домой, нас ждут другие дела, а в космос мы ещё полетим, нам многое надо узнать. Проходим в ракету, рассаживаемся, приготовились, мы приближаемся к Земле! Начинаем обратный отсчет.(На экране цифры)
5, 4, 3, 2, 1!
Вос-ль: Пока мы летим, давайте с вами немного поиграем в игру «Доскажи словечко»
- Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить
Млечный Путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… ( Телескоп)
- Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (Астроном)
- Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше всех видна
В небе полная … (Луна)
- До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (Ракета)
- У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски «астронавт»
А по – русски … (Космонавт)
Вос-ль: Ну, вот, ребята, мы и снова на нашей планете Земля, в нашем любимом детском саду.
Вос-ль: Вот мы с вами и побывали в космосе и в космической лаборатории. И что же мы увидели в космосе?
Ответы детей:
Вос-ль: Ребята, я рада была нашему с вами знакомству и общему путешествию, говорю вам до свидания и новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Транслирование в педагогическом коллективе и сообществах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...
транслирование опыта
таблица...
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности педагогов МДОБУ Центр развития ребенка – Детский сад № 105 «Умка»
Обобщение передового опыта педагогов ДОУ за 3 последних года. Участие воспитателей на городских, республиканских, федеральных педагогических чтениях; профессиональных конкурсах, семинарах, мастер-клас...
транслирование опыта работы по самообразованию
Представлен перечень мероприятий, транслирования опыта профессиональной деятельности педагога...
Консультация для педагогических работников «Формы и методы транслирования опыта практических результатов профессиональной деятельности»
Обобщение педагогического опыта, публикации. Интернет-конкурсы....
5. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности Форма 17
Документы, подтверждающие мою деятельность по обобщению и распространению опыта работы по воспитанию и обучению дошкольников....