Проект и исследование в детском саду.
статья по окружающему миру

Бигей Светлана Александровна

В статье рассказывается о важности экспериментально - опытной деятельности и метода проектирования для развития познавательного интереса дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проект и исследование в детском саду»

Любой ребенок по своей природе – исследователь. Но в наши дни сами взрослые часто пресекают желание ребенка познать окружающий мир. Вот малыш пытается брать и пересыпать песок руками, явно получая удовольствие от тактильных ощущений, на тут же следует сердитый окрик мамы: «Немедленно возьми в руки совок, а то испачкаешься». Руки ребенка тут же протираются влажной салфеткой и в его ладошку вставляется совок. Естественно, что интерес к песку у ребенка пропадает. После дождя тут и там раздаются грозные предупреждения взрослых о том, что нельзя подходить к луже. А ведь для ребенка нет ничего более привлекательного. Даже после многочисленных запретов дети, сами того не замечая, снова и снова оказываются возле лужи. Нельзя ничего приносить в дом с улицы: то что в глазах ребенка является большой ценностью, в глазах многих взрослых – просто мусор. В квартире и в группе детского сада нельзя ничего просыпать, нельзя играть с водой, так как она прольется на пол, ребенок может облиться. И таких запретов не счесть. А ведь ребенок – прирожденный исследователь. Именно благодаря естественному познавательному интересу он знакомится с миром, в который пришел. Малыш изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Очень часто это связано с нашими воспитательными и образовательными ценностями. Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром взрослые реагируют так: «Отойди! Не трогай! Прекрати немедленно! Выбрось!». Может быть, мы – взрослые, которые окружают малыша, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам ничего не хочет. И ему уже совсем не интересно, почему после дождя появляются лужи, куда улетают птицы, как образуются снежинки и т.д. возможно, многие из нас просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает одежда или испачкаются руки. Все можно исправить – одежду постирать, руки вымыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Важно отметить, что в наши дни в рамках реализации ФГОС в дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется исследовательской деятельности детей. Для ее осуществления очень значимым является формирование для детей насыщенной развивающей образовательной среды.

Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка. Развивающая образовательная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Одним из требований Стандарта является требования к условиям, которые включают в себя требования к развивающей образовательной среде.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

 • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

 • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

 • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

Ученые уже давно придают особое значение экспериментированию как одному из наиболее важных видов детской деятельности, играющей огромную роль в его развитии. Этой проблеме посвящено большое количество литературы. Однако у педагогов нередко возникают практические вопросы: как создать развивающую предметную среду для экспериментирования? Какие именно опыты и наблюдения проводить с дошкольниками? Как увязать результаты исследований с повседневной жизнью? В решении этих вопросов нам помогает книга Н. А. Рыжовой «Лаборатория в детском саду». В этой книге акцент сделан прежде всего на описании опытов, наблюдений, которые можно провести в помещениях детского сада. Исследования описаны по следующей схеме: содержание, выводы и связь с повседневной жизнью. Нам кажется важным показать ребенку эту связь и дать ему возможность продолжить наблюдения в своем ближайшем окружении.

При таком подходе, исследовательская деятельность не ограничивается экспериментированием, а развивается в проект.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Приведу пример из опыта нашей деятельности. При проведении экспериментов по изучению воды и воздуха (их свойства, растворимость веществ, очистка воды) у детей возникли вопросы: «Зачем надо очищать воду?», «От каких веществ ее невозможно очистить?», «Если воду не очищать, к чему это может привести?» и т.п. Это побудило обсуждение глобальных экологических проблем. Далее возникла идея организовать совместную деятельность, которая позволила погрузить детей в атмосферу научной деятельности, которая помогает решать экологические проблемы. Это реализовалось в проект «Планета Земля подает сигнал SOS»! Были организованы три лаборатории – воды, воздуха, света. Здесь дети пытались самостоятельно выделить и решить проблемную ситуацию, которую необходимо решить, старались доказать правильность принятых решений и исходя из полученных данных, сделать выводы. Дети поняли и осознали необходимость сбережения природных ресурсов. Следующим этапом проекта стала совместная деятельность детей с родителями: дома они создавали плакаты, рисунки, фотоколлажи, поделки на экологическую тематику. Итогом нашего проекта стала выставка «Какое будущее мы выбираем?».

Литература:

 Рыжова Н. А,, Лаборатория в детском саду и дома. – М.:Линка – Пресс, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие «ОБИТАТЕЛИ ЖИВОГО УГОЛКА» с использованием технологии Савенкова А.И. «Учебные исследования в детском саду».

Пример практического использования технологии Савенкова А.И. "УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ" на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологией с детьми старшего возраста....

Школа педмастерства. Тема: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

В настоящее время в нашей педагогической литературе все чаще звучит мысль о том, что к зарубежному образовательному опыту нельзя подходить с позиции пользователя. Но так же очевидна мысль о том,...

Познавательное развитие: экспериментирование и исследование в детском саду

Что такое познавательное развитие, что именно  дает ребенку....

«Проект и исследование в детском саду»

Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостояте...

Проект и исследование в детском саду.

Интерес к наблюдению и экспериментированию, самостоятельному поиску новых сведений об окружающем мире — важнейшие черты естественного детского поведения. ...

Проект и исследование в детском саду.

Исследовательский проект дошкольника начинается с одного простого действия, вокруг которого “наматывается” клубок проблемных ситуаций, наблюдений, которые вызывают вопросы и поиск ответов на них. ...