Макетирование
консультация по окружающему миру

Макетирование 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maketirovanie.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ключинский детский сад «Звёздочка»

Воспитатель: Скляр Анна Александровна

Сообщение на тему:

«Развитие познавательных способностей

детей дошкольного возраста

посредством метода макетирования»

   2022 год

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством метода макетирования

 Актуальность.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Я считаю, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является метод макетирования.

Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО:

  • индивидуализации дошкольного образования;
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых;
  • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • партнерства с семьей.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.

Научность и теоретическая база

Ребенок в процессе использования макетов в игре начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие независимо от действий и желаний самого ребенка.

При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. 

Использование  макетов  в своей работе  позволило  мне изменить отношение  детей, а также их родителей к сюжетно – ролевым играм.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:

- открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;

- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

 Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей  дошкольного возраста, появляется  возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

 Макеты я  делю на два типа модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. Например, «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).

Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Я выделяю следующие виды макетов:

- напольный (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

- настольный (размер ограничивается размером стола или его части);

- подиумный (на специальных подставках-подиумах);

- настенный (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина)

Существует несколько требований к макетам:

- они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;

- удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;

- должны быть эстетически оформлены;

- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделила основные этапы работы по созданию и применению макета на примере макета «Времена года».

В процессе работы с детьми старшей группы мною был разработан игровой  макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года.

Цель разработки моего макета: формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.

          При использовании макета «Времена года» решаются следующие дидактические задачи:

  • Познакомить или закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осени.
  • Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
  • Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях с деревом, предметах одежды, праздниках, животных и птицах.
  • Развивать у детей память, мышление, воображение.
  • Развивать у детей интерес к живой природе.
  • Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Используются такие формы работы:

- игровая деятельность;

- коммуникативная деятельность

- трудовая деятельность;

- продуктивная деятельность;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- чтение художественной литературы.

Методические приемы работы с макетом:

- Беседы,

- рассматривание,

- чтение стихов и рассказов о животных, птицах, деревьях (дуб),  

- составление коротких рассказов, 

отгадывание загадок,

- дидактические игры «Когда это бывает», «Времена года» и др.

Для разработки и изготовления макета выделила 3 этапа.

  1. Подготовительный этап.

Свою работу с детьми мы начали с вводной беседы «Какие бывают времена года?». Реализуя задачи по ознакомлению дошкольников с миром природы, решили изготовить макет «Времена года». Собрали материал.

  1. Основной этап.

Макет изготовили из бросового материала (пенопласт, картон). Изготовили дополнительные модели (птицы, листья, фигурки, детей в сезонных одеждах и т.д., которые крепятся липучками)

         Данное пособие полезно для детей с 2 до 7 лет, педагогов, родителей.

  1. Этап активизации игры с макетом.

Была проведена игровая деятельность, включающая в себя: отгадывание загадок; дидактическую игру «Времена года»; самостоятельную сюжетно-ролевую игру для детей.

         Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Времена года» предполагает интеграцию следующих областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Так выглядит схема создания и применения технологии макетирования.

Логичность.

В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ?

Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.

Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности; современная педагогическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.

В-третьих, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.

В-четвертых, он гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность.

И в-пятых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.

Целостность.

Сейчас я расскажу, в какой последовательности я использую технологию макетирования. Мною разработана система мероприятий по применению данной технологии, которая включает следующие блоки:

     - работа с родителями;

     - работа с педагогами;

     - работа с детьми.

        РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

          Для родителей разработала и провела:

  • Консультации: «Как использовать технологию макетирования в семье»

альбом «Мои макеты» и индивидуальные консультации.

  • Семинар-практикум «Макетирование в процессе познавательного развития»
  • Мастер-класс «Изготовление макета «Времена года»
  • Круглые столы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством метода макетирования», «Успехи детей».
  • Открытые занятия: «Времена года», «Ознакомление с природой родного края посредством использования технологии макетирования»

Родители с удовольствием сотрудничают с нами, так, например, готовясь к открытому занятию, родители вместе с детьми изготовили макеты «Бабушкин двор», «Самолет» и были очень рады успехам своих детей.

                РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Несомненно, вся моя работа идет в тесной взаимосвязи с воспитателями.

Мною были разработаны и проведены следующие мероприятия:

  • Выступление на педсовете «Инновационная технология – макетирование»
  • Мастер-класс «Учимся использовать на занятии макеты»
  • Консультации: «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования», «Использование макетов в сюжетно-ролевой игре»

        РАБОТА С ДЕТЬМИ

Более подробно расскажу о работе с детьми.

Цель работы с детьми: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста методом макетирования.

Для достижения  поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • Развивать познавательный интерес у детей, который влечет за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги).
  • Расширять кругозор и знания детей.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности.
  • Формировать мотивы собственных действий, ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий.
  • Развивать умение договариваться о совместных действиях. Сотрудничать в группе.
  • Формировать созидательную направленность ребенка.
  • Воспитывать бережное отношение к природным объектам, стремление передать и запечатлеть красоту природы.

    .  Вариативность использования метода макетирования:

  • составление рассказов о временах года;
  • беседа о перелетных птицах;
  • дидактические игры «Что лишнее», «Определи время года» и т.д.;
  • составление рассказа на заданную тему;
  • описание предметов по теме;
  • использование метода макетирования в организованной образовательной деятельности.

Так, например, изучая тему «Птицы», дети в ходе фронтальной работы составили рассказ-описание о перелетных птицах, зимующих птицах.

Творчество при использовании технологии макетирования заключается в том, что, во-первых, сам макет это – творческий продукт, во-вторых, каждый воспитатель привносит что-то свое (новое) творческое в разработку и реализацию технологии макетирования. 

Авторское новшество – это использование технологии макетирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Например, используя макет «Времена года» можно решить задачи, сколько птиц прилетело, сколько улетело, сколько стало и т.д.

Результативность. 

Показателями успешности применения технологии макетирования являются данные мониторинга. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования технологии макетирования в познавательной деятельности дошкольников.

Так же обогатилась предметно-развивающая среда в группах.

 Повысились знания педагогов, родителей по использованию технологии макетирования.

Заключение

Таким образом, технология макетирования – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Макеты  – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.

Макет имеет не только развивающее, но и коррекционное значение: предметные изображения изготовлены из разноцветных материалов разной фактуры, что обеспечивает зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений. Предметные изображения, животные, птицы, деревья хранятся в различных коробочках. Играть можно, снимая животных, деревья и т.д. как на столе, так и на любых поверхностях. Использовать этот макет можно на НОД по экологии, ФЭМП, по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию речи, в форме презентации. Играть может одновременно разное количество детей как самостоятельно, так и под руководством воспитателя, выполняя различные задания.

Я убеждена,  что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду.

Литература:

  1. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010.
  2. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2000.
  3. Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89.
  4. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М: Академический проект, 2001.
  5. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», 1997.
  6. Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.
  7. Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе макетирования

Данный материал поможет воспитателям организовать совместно с детьми работу по созданию макетов, как естественно - научного содержания, так и игровых....

Развитие игровой деятельности средствами макетирования

Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколь...

Создание условий для развития познавательного интереса детей средствами макетирования

Развитие познавательных интересов носит эмоционально- образный характер и основывается на любознательности и пытливости ребенка. Знакомство с окружающими ялениями природы возможно не только посредство...

Развитие игровой деятельности старших дошкольников средствами макетирования

Для того, чтобы игра получила своё развитие дошкольникам необходимо очень привлекательное игровое пространство. Таким пространством может стать макет, выполненные детьми совместно с педагогом....