ПРОГРАММА естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста (3-8 лет) «АРХИМЕДИКИ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна

Экспериментальная деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно дает детям представления о разных сторона; изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами, и, что самое главное, оно происходит на глаза, у ребенка, при осуществлении им самим практических действий. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_arhimediki.docx457.96 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение города Нижневартовска детский сад   №56 «Северяночка»

УТВЕРЖДАЮ:

  Заведующий МАДОУ ДС

№56 «Северяночка»

__________Т.В.Ревкова

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-07/1279169185_opyty.jpg

  ПРОГРАММА

естественно – научной направленности

по опытно-экспериментальной деятельности для детей  дошкольного возраста (3-8 лет)

 «АРХИМЕДИКИ»

 

                                                                                                         разработчик программы:

Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна

 

Нижневартовск 2024

 

Содержание:

I. Целевой раздел

  1. Направленность, актуальность программы

1.2. Нормативно –правовое обеспечение программы

1.3. Цели и задачи реализации программы

1.4. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности

1.5. Ожидаемые результаты.

II . Содержательный раздел

2.1. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.

2.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

2.3. Структура программы

 III. Организационный раздел

3.1. Задачи экспериментально - исследовательской деятельности и тематическое планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности:

  • для детей младшего дошкольного возраста
  • для детей старшего  дошкольного возраста  

3.2. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей

3.2.1 Показатели уровня овладения    экспериментальной деятельностью детьми младшего дошкольного возраста

3.2.2. Показатели уровня овладения    экспериментальной деятельностью детьми старшего дошкольного возраста

3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.

3.3.1. Формы работы с родителями дошкольного возраста

IV.Методическое обеспечение Программы

Паспорт проекта

Направление

Исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности.

Программа «Архимедики» ориентирована на детей дошкольного возраста   от трех до восьми лет.  

Полное наименование организации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

Сокращённое наименование организации

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №56 «Северяночка»

Информация об учредителе(учредителях)

Учредителем автономного учреждения является муниципальное образование города Нижневартовска. функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация города в лице ее структурных подразделений:

- Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска

- Департамент образования администрации города Нижневартовска

Юридический и фактический адреса

организации

628605, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул. Дружбы Народов 14-А

Руководитель образовательной организации

Ревкова Татьяна Владимировна

Телефон

организации

8 (3466) 46-53-01 - заведующий

Адреса электронной

почты и официального сайта организации  в сети Интернет

Е mail:   

 

2. Сведения о проекте

Наименование  

проекта

«Архимедики»

 Проект познавательно - исследовательский, информационно - практико-ориентированный, творческий.

Нормативно-правовое обеспечение проекта

  • Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ст.26, ст.59, ст.67.1, ст.68.1, ст.68.4, ст.69.2

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.64
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года «Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) п..1.4 пп.6, пп.9; п..1.6 пп.5, пп 6; ст.2.6
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  • Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №56 «Северяночка»
  • Образовательная программа МАДОУ г. Нижневартовска ДС №56 «Северяночка»

Руководитель проекта,

Авторы-составители проекта

Руководитель проекта:

Лобацевич Елена Ивановна, врио заведующий, высшей квалификационной категории

Авторы:

Тельцова Елена Ивановна, старший воспитатель, высшей квалификационной категории,

Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна, воспитатель высшей квалификационной категории

Краткое обоснование

актуальности   и

инновационности проекта

  • Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения.
  • Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.

Цель и задачи проекта

Цель: способствовать развитию естественно - научных представления детей через опытно-исследовательскую деятельность

 

Задачи программы:

  • Формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Развивать собственный познавательный опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  • Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность
  • Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
  • Развивать умение делать выводы, умозаключения
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

3.Ресурсное обеспечение проекта

3.1.Целевая аудитория

Воспитанники МАДОУ г. Нижневартовска №56«Северяночка», родители (законные представители)

Срок реализации проекта

3 года

Механизм реализации проекта

Проект реализуется в рамках ООП ДО МАДОУ г. Нижневартовска ДС №56 «Северяночка» и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

При разработке и реализации проекта было учтено его соответствие годовому, учебному плану дошкольного учреждения, методикам обучения, используемым в дошкольном учреждении.

Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта.

Ресурсное обеспечение

Нормативно- правовое;

-кадровое;

-материально- техническое;

-финансовое;

-информационно-методическое.

Планируемые результаты

  • У детей повысится уровень познавательной, исследовательской активности.
  • Сформируется уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста.

  • Обогатится предметно – развивающая среда в группе.
  • Сформируется умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Сформируется навык анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  • Сформируется умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  • Сформируется навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств,  при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

Источники финансирования проекта

Бюджетные и внебюджетные средства, спонсорская помощь.

Продукт проекта

Создание кейса: «Опыты, эксперименты для дошкольников», выставка рисунков по теме, создание коллажей, изготовление оборудования для опытов с воздухом видеолектории, квест – игры, игры с использованием ИКТ, тематические конспекты НОД, праздничные мероприятия.

 Оформление мини лабораторий в группах и в образовательном пространстве ДОУ.


I.    Целевой раздел

1.1 Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности.

Программа «Архимедики» ориентирована на детей дошкольного возраста   от трех до восьми лет.  

Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.

Актуальность программы. В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время. И одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.

Экспериментальная деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно дает детям представления о разных сторона; изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами, и, что самое главное, оно происходит на глаза, у ребенка, при осуществлении им самим практических действий. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения.

1.2. Нормативно –правовое обеспечение программы

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:

  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

1.3.Цели и задачи реализации программы

Цель: способствовать развитию естественно - научных представления детей через опытно-исследовательскую деятельность.

 

Задачи программы:

  • Формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • Развивать собственный познавательный опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  • Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность
  • Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
  • Развивать умение делать выводы, умозаключения
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

1.4.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной

деятельности:

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой,  на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.5. Ожидаемые результаты:

  • У детей повысится  уровень познавательной, исследовательской активности.
  • Сформируется уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста .

  • Обогатится предметно – развивающая среда в группе.
  • Расширятся  представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира,  их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Сформируется  умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Сформируется навык анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  • Сформируется умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  • Сформируется навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств,  при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

II. Содержательный раздел

2.1.Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 3–7 лет    

Срок реализации программы 4 года.

Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Основными формами организации детского экспериментирования являются наблюдения,   опыты, эксперименты:

  •  «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
  • «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
  • Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
  • Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
  • «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
  • Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

Репродуктивные методы:

  • объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)
  • репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

Продуктивные методы: 

  • частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы)
  • исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).

 

Формы реализации   программы:

  • целевые экскурсии; наблюдения
  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • просмотр мультимедиа
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей (законных представителей), развлечения со сказочными   персонажами.

2.2. Организация предметно-пространственной развивающей среды, по

опытно-экспериментальной деятельности.

- центры для детской экспериментальной и опытнической

деятельности в ОУ;

- центры для детской экспериментальной и опытнической

деятельности, уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.

- библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;

- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности

- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

- коллекция детских дидактических игр.

Основное оборудование и материалы:

   

Приборы - помощники

  • увеличительное стекло (лупа)
  • весы
  • песочные часы
  • компас
  • магниты
  • микроскоп
  • телескоп
  • метр
  • бинокль
  • фонарь
  • зеркало
  • воронка
  • цифровой микроскоп
  • документ-камера

  • Оборудование
  • разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы
  • пластмассовые трубочки
  • пипетки
  • воронки
  • резиновые груши
  • пластиковые тарелки
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • мерные стаканчики
  • шпатели
  • линейки
  • технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, детали конструктора.
  • красители: пищевые и непищевые
  • прочие материалы: воздушные шары, соль, сахар, разные виды стекла, пилка для ногтей, сито, свеча и другое.
  • Коллекции (наборы)
  • Виды тканей.
  • Бумага.
  • Камни.
  • Ракушки.
  • Гербарий.
  • Виды круп.
  • Шишки.
  • Почва. Глина. Камни.
  • Природный материал (листья, ветки, семена и т.д.)
  • Пуговицы.

  • Свойства и качества веществ
  • соль
  • сахар
  • мел
  • мука
  • песок
  • глина
  • почва
  • акварельные краски
  • растительное масло
  • воск (свеча)
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • контейнеры для веществ
  • Дополнительное оборудование
  • детские халаты
  • фартуки
  • салфетки
  • полотенца
  • контейнеры для хранения сыпучих веществ и мелких предметов
  • карточки - схемы проведения экспериментов
  • условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки.

  • Свойства и качества материалов
  • наборы предметов по темам:
  • стеклянный
  • деревянный
  • металлический
  • пластмассовый
  • резиновый
  • кожаный
  • бумажный
  • прозрачный - непрозрачный
  • тонет - не тонет
  • легкий - тяжелый
  • гладкий - шероховатый
  • ножницы
  • Вода
  • разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы
  • пластмассовые трубочки
  • пипетки
  • воронки
  • резиновые груши
  • пластиковые тарелки
  • пластиковые стаканы
  • мерные ложки
  • разные формы для льда
  • пробирки, колбы
  • соль, сахар, растительное масло
  • Измерение
  • весы
  • линейки
  • мерные ложки
  • мерные стаканчики
  • материал для измерения: полоски бумаги, ткани, семечки, фасоль и т.д.
  • условные мерки
  • воздушные шары

  • Магнетизм. Притяжение
  • магниты
  • игра «Ловись рыбка»
  • набор предметов (деревянные, металлические, бумажные, пластмассовые)
  • набор предметов «Тяжелый - легкий»
  • компас
  • бумажные цветы со скрепками
  • удочки с магнитами
  • Звук
  • колокольчики
  • шумелки из разных материалов, трещотки
  • линейки
  • пособие «Дрожалка и пищалка»
  • аудиозаписи «Звуки природы»
  • расчески
  • бубен, металлофон
  • бумага
  • дрожалки (нити разной толщины)
  • проволока разной толщины

  • Электричество
  • фонарик
  • батарейки
  • электрическая лампочка
  • кусочек меха
  • расческа
  • Планета Земля. Космос
  • глобус
  • фонарь
  • фриз «Планеты Солнечной системы»
  • листы картона с отверстиями
  • Энциклопедия «Познай мир»
  • Макет «Солнечная система»

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

  1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. Проверка гипотез (опыт, эксперимент);
  4. Подведение итогов, вывод;
  5. Фиксация результатов (если это необходимо);
  6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Возраст обучающихся: с 3 до 7 лет.

Срок усвоения – долговременный.

в группах младшего дошкольного возраста  – 36 занятий в год,

в группах старшего дошкольного возраста  – 36 занятия в год.

Продолжительность одного занятия:

в группах младшего дошкольного возраста  –15- 20 минут,

 в группах старшего дошкольного возраста  25– 30 минут.

2.3. Структура программы

Программа «Архимедики» реализуется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

  1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
  2. неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, цвет, свет и др.);
  3. человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно - исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.

Диагностика усвоения   программы  проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

 Тематические  планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

1.    «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных, пальчиковых, дыхательных игр и упражнений, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - экспериментирование  с красками  (использование нетрадиционных техник в рисовании, аппликации) сюжетное рисование по впечатлениям  от занятий, закрепление пройденного материала.

III. Организационный раздел

3.1. Задачи экспериментально - исследовательской деятельности и тематическое планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста (3-4года):

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира
  • Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
  • Продемонстрировать детям зависимость роста растений от  наличия света, воды и тепла
  • Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы.  Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
  • Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

(Приложение 1)

 

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-7):

  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
  • Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
  • Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

(Приложение 2)

 

3.2. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

 Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.  Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

 1.   Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

 2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

 4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

     Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

3.2.1.Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью младшего дошкольного возраста  

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога.

Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами.

Хорошо понимает простейшие одночленные, причинно -следственные связи .

Средний

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Низкий

Желание что – то сделать выражают словами.

Произносят фразу: «Я хочу сделать что – то»

Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами.

Выполняют простейшие поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя.

Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

3.2.2. Показатели уровня овладения экспериментальной деятельностью  детьми старшего дошкольного возраста

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование        

        

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное

отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для эксперимента,

исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей.

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует.

3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.

 

Одним из важных принципов реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);

обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка:

  • Развитие детской любознательности, познавательной мотивации, познавательной активности.
  • Развитие самостоятельной игровой деятельности детей.
  • Установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и развитие дружеских взаимоотношений.
  • Воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

- разработать и реализовать систему взаимодействия с семьями воспитанников по познавательному развитию детей.

- Поддерживать интерес родителей к познавательному развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его познавательного развития, видеть его индивидуальность.

- Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для познавательного развития дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, художественной деятельности.

- Совместно с родителями развивать стремление ребенка к самостоятельности.

Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательности, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых способностей. С этой целью он предлагает родителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка? (камешки, листья), «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных) предметов» и др.

Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко оформившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги.

Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, воспитатель помогает родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую позицию, поддержать творческие проявления ребенка в игре.

Важно, чтобы во время совместных образовательных ситуаций и после них педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.

Таким образом, педагог вовлекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создает в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей группы.

Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, посещают собрания, вовлекаются в выполнение творческих заданий.

3.3.1Формы работы с родителями дошкольного возраста

Задачи

Мероприятия

1.Ознакомление родителей с содержанием программы развития

экспериментальной деятельности.

Родительские собрания: 

«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка», «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных детей».

Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности

детей»

2.Ознакомление родителей  с

методами и формами работы

 по разделу «Детское

экспериментирование».

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка  к экспериментальной

деятельности»;

2. «Домашняя лаборатория»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию?»;

4.«Игра или экспериментирование»;

5.«Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка»

Оформление информационного

Стенда:

3.Популяризация

исследовательской активности

ребенка - дошкольника

Наглядные формы работы: оформление информационных центров для родителей: «Экспериментальная

деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

 , создание памяток, буклетов, папок-передвижек , фотовыставки

«Мы экспериментируем» , выпуск газет и др.

4.Организация сотрудничества

с родителями:

Открытые занятия:

«Невидимка-воздух»

«Необыкновенный мир магнитов»

«Какими бывают камни?» и т.д.

 Создание мини-лаборатории. 

1. «Домашние задания» по

экспериментированию для детей и их родителей.

2. Создание семейного журнала

«Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к

пополнению коллекций:

«Разные ткани»

«Бумажная страна».

«Разные камни»

IV.Методическое обеспечение Программы

Методические пособия:

1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном

образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –

Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,

2010. – 128с.

3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная

деятельность»

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений

и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного

образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. –

М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной

деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,

конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность

старшего дошкольного ребенка в детском саду»

12. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. -

с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников

приобретать знания. Ярославль, 2002

13. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -

М - 2011. - С.224

14. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:

ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.

15. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

16. ДыбинаО.В.Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.

17. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»

На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...

Дополнительная общеобразовательная программа естественно - научной направленности "Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Данная программа предусматривает активное включение в образовательный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию познавательной деятельности....

Программа дополнительного образования естественно-научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет «Хочу все знать»

Программадополнительного образования естественно-научной направленности поопытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет«Хочу все знать»...