ПРОГРАММА естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста (3-8 лет) «АРХИМЕДИКИ»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Экспериментальная деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно дает детям представления о разных сторона; изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами, и, что самое главное, оно происходит на глаза, у ребенка, при осуществлении им самим практических действий. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_arhimediki.docx | 457.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ ДС
№56 «Северяночка»
__________Т.В.Ревкова
ПРОГРАММА
естественно – научной направленности
по опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста (3-8 лет)
«АРХИМЕДИКИ»
разработчик программы:
Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна
Нижневартовск 2024
Содержание:
I. Целевой раздел |
1.2. Нормативно –правовое обеспечение программы 1.3. Цели и задачи реализации программы 1.4. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности 1.5. Ожидаемые результаты. |
II . Содержательный раздел |
2.1. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми. 2.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. 2.3. Структура программы |
III. Организационный раздел |
3.1. Задачи экспериментально - исследовательской деятельности и тематическое планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности:
3.2. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей 3.2.1 Показатели уровня овладения экспериментальной деятельностью детьми младшего дошкольного возраста 3.2.2. Показатели уровня овладения экспериментальной деятельностью детьми старшего дошкольного возраста 3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка. 3.3.1. Формы работы с родителями дошкольного возраста |
IV.Методическое обеспечение Программы |
Паспорт проекта
Направление | Исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности. Программа «Архимедики» ориентирована на детей дошкольного возраста от трех до восьми лет. |
Полное наименование организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка» |
Сокращённое наименование организации | МАДОУ г. Нижневартовска ДС №56 «Северяночка» |
Информация об учредителе(учредителях) | Учредителем автономного учреждения является муниципальное образование города Нижневартовска. функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет администрация города в лице ее структурных подразделений: - Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска - Департамент образования администрации города Нижневартовска |
Юридический и фактический адреса организации | 628605, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Нижневартовск, ул. Дружбы Народов 14-А |
Руководитель образовательной организации | Ревкова Татьяна Владимировна |
Телефон организации | 8 (3466) 46-53-01 - заведующий |
Адреса электронной почты и официального сайта организации в сети Интернет | Е mail:
|
2. Сведения о проекте | |
Наименование проекта | «Архимедики» Проект познавательно - исследовательский, информационно - практико-ориентированный, творческий. |
Нормативно-правовое обеспечение проекта |
Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ст.26, ст.59, ст.67.1, ст.68.1, ст.68.4, ст.69.2
|
Руководитель проекта, Авторы-составители проекта | Руководитель проекта: Лобацевич Елена Ивановна, врио заведующий, высшей квалификационной категории Авторы: Тельцова Елена Ивановна, старший воспитатель, высшей квалификационной категории, Абдужамалова Земфира Абдулкафаровна, воспитатель высшей квалификационной категории |
Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта |
|
Цель и задачи проекта | Цель: способствовать развитию естественно - научных представления детей через опытно-исследовательскую деятельность
Задачи программы:
|
3.Ресурсное обеспечение проекта | |
3.1.Целевая аудитория | Воспитанники МАДОУ г. Нижневартовска №56«Северяночка», родители (законные представители) |
Срок реализации проекта | 3 года |
Механизм реализации проекта | Проект реализуется в рамках ООП ДО МАДОУ г. Нижневартовска ДС №56 «Северяночка» и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством. При разработке и реализации проекта было учтено его соответствие годовому, учебному плану дошкольного учреждения, методикам обучения, используемым в дошкольном учреждении. Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы проекта. |
Ресурсное обеспечение | Нормативно- правовое; -кадровое; -материально- техническое; -финансовое; -информационно-методическое. |
Планируемые результаты |
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста.
|
Источники финансирования проекта | Бюджетные и внебюджетные средства, спонсорская помощь. |
Продукт проекта | Создание кейса: «Опыты, эксперименты для дошкольников», выставка рисунков по теме, создание коллажей, изготовление оборудования для опытов с воздухом видеолектории, квест – игры, игры с использованием ИКТ, тематические конспекты НОД, праздничные мероприятия. Оформление мини лабораторий в группах и в образовательном пространстве ДОУ. |
I. Целевой раздел
1.1 Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно - экспериментальной деятельности.
Программа «Архимедики» ориентирована на детей дошкольного возраста от трех до восьми лет.
Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.
Актуальность программы. В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время. И одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.
Экспериментальная деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно дает детям представления о разных сторона; изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами, и, что самое главное, оно происходит на глаза, у ребенка, при осуществлении им самим практических действий. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения.
1.2. Нормативно –правовое обеспечение программы
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию экспериментальной деятельности детей.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:
- Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
1.3.Цели и задачи реализации программы
Цель: способствовать развитию естественно - научных представления детей через опытно-исследовательскую деятельность.
Задачи программы:
- Формировать у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Развивать собственный познавательный опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность
- Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
- Развивать умение делать выводы, умозаключения
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
1.4.Принципы работы по организации опытно-экспериментальной
деятельности:
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения:
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
1.5. Ожидаемые результаты:
- У детей повысится уровень познавательной, исследовательской активности.
- Сформируется уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
развитие у детей личностного роста .
- Обогатится предметно – развивающая среда в группе.
- Расширятся представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, их взаимосвязи и взаимозависимости.
- Сформируется умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- Сформируется навык анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
- Сформируется умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
- Сформируется навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
II. Содержательный раздел
2.1.Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 3–7 лет
Срок реализации программы 4 года.
Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Основными формами организации детского экспериментирования являются наблюдения, опыты, эксперименты:
- «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
- «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
- Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
- «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
- Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Приемы и методы организации образовательного процесса:
При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы:
- объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)
- репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
Продуктивные методы:
- частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы)
- исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).
Формы реализации программы:
- целевые экскурсии; наблюдения
- тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
- просмотр мультимедиа
- чтение художественной литературы;
- конкурсы и викторины;
- сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей (законных представителей), развлечения со сказочными персонажами.
2.2. Организация предметно-пространственной развивающей среды, по
опытно-экспериментальной деятельности.
- центры для детской экспериментальной и опытнической
деятельности в ОУ;
- центры для детской экспериментальной и опытнической
деятельности, уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.
- библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;
- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности
- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;
- коллекция детских дидактических игр.
Основное оборудование и материалы:
Приборы - помощники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
- Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотез (опыт, эксперимент);
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов (если это необходимо);
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Возраст обучающихся: с 3 до 7 лет.
Срок усвоения – долговременный.
в группах младшего дошкольного возраста – 36 занятий в год,
в группах старшего дошкольного возраста – 36 занятия в год.
Продолжительность одного занятия:
в группах младшего дошкольного возраста –15- 20 минут,
в группах старшего дошкольного возраста 25– 30 минут.
2.3. Структура программы
Программа «Архимедики» реализуется по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, цвет, свет и др.);
- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).
Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно - исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.
Диагностика усвоения программы проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
Тематические планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных, пальчиковых, дыхательных игр и упражнений, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - экспериментирование с красками (использование нетрадиционных техник в рисовании, аппликации) сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.
III. Организационный раздел
3.1. Задачи экспериментально - исследовательской деятельности и тематическое планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста (3-4года):
- Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира
- Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
- Продемонстрировать детям зависимость роста растений от наличия света, воды и тепла
- Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
- Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.
(Приложение 1)
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-7):
- Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
- Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
- Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
- Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
(Приложение 2)
3.2. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.
Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:
1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.
2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.
3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.
4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.
3.2.1.Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью младшего дошкольного возраста
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога. | Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. | Хорошо понимает простейшие одночленные, причинно -следственные связи . |
Средний | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Низкий | Желание что – то сделать выражают словами. | Произносят фразу: «Я хочу сделать что – то» | Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. | Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. | Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
3.2.2. Показатели уровня овладения экспериментальной деятельностью детьми старшего дошкольного возраста
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование
| Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для эксперимента, исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей. | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. |
3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.
Одним из важных принципов реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка:
- Развитие детской любознательности, познавательной мотивации, познавательной активности.
- Развитие самостоятельной игровой деятельности детей.
- Установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и развитие дружеских взаимоотношений.
- Воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
- разработать и реализовать систему взаимодействия с семьями воспитанников по познавательному развитию детей.
- Поддерживать интерес родителей к познавательному развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его познавательного развития, видеть его индивидуальность.
- Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для познавательного развития дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, художественной деятельности.
- Совместно с родителями развивать стремление ребенка к самостоятельности.
Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательности, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых способностей. С этой целью он предлагает родителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка? (камешки, листья), «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных) предметов» и др.
Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко оформившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги.
Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, воспитатель помогает родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую позицию, поддержать творческие проявления ребенка в игре.
Важно, чтобы во время совместных образовательных ситуаций и после них педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.
Таким образом, педагог вовлекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создает в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей группы.
Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, посещают собрания, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
3.3.1Формы работы с родителями дошкольного возраста
Задачи | Мероприятия |
1.Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности. | Родительские собрания: «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка», «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных детей». Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно- экспериментальной активности детей» |
2.Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование». | Консультации для родителей: 1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»; 2. «Домашняя лаборатория»; 3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»; 4.«Игра или экспериментирование»; 5.«Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка» Оформление информационного Стенда: |
3.Популяризация исследовательской активности ребенка - дошкольника | Наглядные формы работы: оформление информационных центров для родителей: «Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» , создание памяток, буклетов, папок-передвижек , фотовыставки «Мы экспериментируем» , выпуск газет и др. |
4.Организация сотрудничества с родителями: | Открытые занятия: «Невидимка-воздух» «Необыкновенный мир магнитов» «Какими бывают камни?» и т.д. Создание мини-лаборатории. 1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей. 2. Создание семейного журнала «Экспериментируем дома» 3. Привлечение родителей к пополнению коллекций: «Разные ткани» «Бумажная страна». «Разные камни» |
IV.Методическое обеспечение Программы
Методические пособия:
1. А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном
образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.
2. А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –
Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
2010. – 128с.
3. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48
4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная
деятельность»
5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений
и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного
образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. –
М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
8. И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в
детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
9. И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший
дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80
10. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,
конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
11. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность
старшего дошкольного ребенка в детском саду»
12. Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. -
с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников
приобретать знания. Ярославль, 2002
13. С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -
М - 2011. - С.224
14. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж:
ТЦ «Учитель», 2004. - 159 с.
15. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
16. ДыбинаО.В.Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.:Мозаика-Синтез,2006.
17. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа естественно-научной направленности "Математика до школы"
Программа для детей 5-7 лет Срок реализации программы 2 года...
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»...
Программа дополнительного образования естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Экспериментариум»
СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1 Пояснительная записка...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»
На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...
Дополнительная общеобразовательная программа естественно - научной направленности "Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Данная программа предусматривает активное включение в образовательный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию познавательной деятельности....
Программа дополнительного образования естественно-научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет «Хочу все знать»
Программадополнительного образования естественно-научной направленности поопытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет«Хочу все знать»...