Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Здравствуй, осень!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Оксана Валерьевна Андреева

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе     

                                               «Здравствуй, осень!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_oseni.docx342.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе    

                                               «Здравствуй, осень!»

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить знания детей об осенней поре;
  • Сформировать у детей представления о периодах осени и их характерных особенностях;
  • Развивать мышление, речь, воображение;
  • Учить отвечать на вопросы полным ответом

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей, внимание и память;
  • Развивать интерес к выполнению заданий;
  • Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе

Предварительная работа:

-Наблюдения за живой и неживой природой;

- Рассматривание картин и репродукций об осени;

- Чтение художественной литературы;

- Заучивание стихов, отгадывание загадок

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку. Если вы правильно ее отгадаете, то сразу поймете, о чем мы сегодня будем беседовать.

- Листья желтеют, с деревьев слетают,

   Прячутся звери в лесу.

   Ветер холодный всех продувает,

   Тучи нам дождик несут.

   Солнце, хоть светит, но всё же не греет,

   Не зеленеет трава

   Птицы все в стаи собрались скорее,

   Что за пора к нам пришла? (осень)

Воспитатель: 

Посмотрите на картину и скажите, что происходит с природой осенью? (показ картины)

  • Как называется явление, когда опадают листья?
  • Какого цвета листья бывают осенью?

Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете? (ответы детей) Здесь лежат картинки с изображением разных периодов осени, давайте мы с вами разложим их по порядку.

Назовите, пожалуйста, осенние месяцы (ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы! А что происходит в природе осенью?

Ответы детей:

В сентябре погода теплая, на деревьях начинают желтеть листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветра, желтеет трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи.

В октябре дни короче, ночи длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, трава высыхает, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.

В ноябре листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе.

Воспитатель: 

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений. Послушайте одно из них:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

О чем говорится в стихотворении? Какая пора? Почему?

А сейчас мы с вами поиграем в игру «С какого дерева листок?»

Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

  • Дуб – дубовый
  • Клён – кленовый
  • Осина – осиновый
  • Рябина – рябиновый
  • Берёза – берёзовый
  • Тополь – тополиный
  • Калина – калиновый

Молодцы! Правильно

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул (подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились (ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза, (постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил (постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл (ладони крепко к столу)

Животный мир осенью.

Воспитатель: 

Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)

  •  Кого мы относим к животному миру? (зверей, птиц, насекомых, земноводных)
  • Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (все животные готовятся к зиме; некоторые залегают в спячку: например, медведь, еж, барсук; другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк; осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые) Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны)

  • Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
  • Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (такие птицы называются перелетными) А почему же они улетают? (ответы детей)
  • Остаются с нами зимовать вороны, галки, воробьи. Как же они выживают? (эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не погибли от голода и не замерзли, их надо подкармливать, строить кормушки)

Воспитатель: 

Давайте поиграем с вами в игру «Улетают – не улетают» (дети встают около стульчиков)

Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.

Молодцы! Очень внимательны.

А теперь отгадайте загадку!

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая? (зимующая)

Человек осенью.

Воспитатель:

Кто из вас знает, какие работы выполняются людьми в огороде? (нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы; осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)

Какие еще работы выполняются в огороде? (люди собирают урожай: яблоки, груши, картофель. морковь)

Правильно, осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Воспитатель: 

А сейчас я предлагаю вам нарисовать как вы видите свою осень. Перед вами листы бумаги и цветные карандаши (самостоятельная работа детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в младшей группе. Тема "Осень"

Занятие по окружающему миру и развитию речи...

Конспект занятий по окружающему миру в средней группе. Тема Осень

Конспект занятий по окружающему миру в средней группе Тема ОсеньРазвитие речи. Ознакомление с окружающим миромОбразовательная область: «Коммуникация», «Познание».Тема: «Осень»Цели: закрепить знания де...

конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Ознакомление детей с животным миром родного края».Цель:1. Познакомить детей с животным миром родного края.2. Развивать ...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Музей осени»

Цели:Расширять представления детей об осени, как времени года;Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе.Обогащать и уточнять словарь по теме: признаки осени;Воспитывать любо...