Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников через русские народные сказки"
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_cherez_russkie_narodnye_skazki.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
"Патриотическое воспитание дошкольников через русские народные сказки"
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников. Она относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения и позволяет педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- добро побеждает зло («Золушка»); кто назовет сказку?
- учат дружить («Теремок», рукавичка)
- учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»);
- уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»);
- учат переживать за героев на которых выпали испытания («Царевна-лягушка»);
- помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль», «Вершки – корешки»);
- высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке
- вызывают интерес к жизни русских героев. «Илья Муромец», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змей».
Кто и когда сложил первую сказку никто не знает, но стоит нам прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве» — а именно так обычно начинаются многие русские сказки — и вот мы уже далеко, далеко от дома, отступает куда то обыденная жизнь и вокруг — леса дремучие, луга заповедные, сады диковинные, дворцы беломраморные… И в этом волшебном, полном чудес краю живут и Иван-Царевич, и Василиса Премудрая, и Кощей Бессмертный, и Баба-яга, и Конёк-горбунок…. Там мчится по нему летучий корабль, там «30 витязей прекрасных чередой из вод выходят ясных», там в диковинном саду у чудовища безобразного растет цветочек аленький, краше которого нет на белом свете, а в таинственных владениях богатырки Синеглазки журчит живая вода…. А вот «Золотой дворец стоит, как жар горит. У ворот кишат страшные змеи, на золотых цепях прикованы, огнём пышут. Возле колодца золотой ковш на золотой цепи прикован. Иван-царевич зачерпнул воды, напоил змей — они улеглись, присмирели. Зашёл Иван-царевич во дворец…».
«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка — это тот жанр в мировой литературе с которым человек встречается назарее своей жизни и с которым не расстается до её конца. И это понятно. Ведь настоящие сказки создаются всегда как бы «на вырост», с годами человек открывает в сказке всё новые и новые пласты и глубины, познание окружающего мира. Именно в сказке сконцентрированы извечные категории морали — Добро и Зло, Правда и Ложь, Счастье и Беда, — которые должен с первых же шагов по жизни усвоить человек, что бы вырасти настоящим Гражданином. Подобное отношение к сказке всегда в традициях народа — будь то сказки народные, уходящие своими корнями в фольклорные глубины, в славянскую мифологию, в язычество, будь то сказки великих русских писателей.
Особое место в детской литературе занимают сказки А. П. Гайдара. Он написал их всего две — известнейшую «Сказку о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове», и менее известную сказку «Горячий камень». Это сказки не просто героика романтического повествования — это притча глубокого философского взгляда на сущность бытия понятного ребёнку. Большую роль в привитии ребёнку любви и понимании родной природы играют сказки В. В. Бианки. Его сказки учат любить птиц, зверей, родные просторы, стойко переносить любые невзгоды. Характерны слова, вложенные писателем в разговор Зиньки (синичка) обращающейся к соловью: «Да ведь ты соловей, тебе-то что: сегодня здесь спел, а завтра там. А я Синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу». В этой фразе сконцентрирована горячая связь к родной земле, к родной природе, дороже которой нет ничего на свете.
Непосредственно к детской аудитории в детских произведениях обращался и К. Г. Паустовский. Он был убеждён в том, что «Сказка — это воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». В своих сказках Паустовский ориентировался, прежде всего на реальную жизнь, а сказочной формой пользовался, по тому, что полагал: именно сказочная форма наиболее доступна детскому восприятию и пониманию. Кроме высокой гражданственности и патриотизма, сказки Паустовского отличают и романтическая тональность, поэтичность повествования. Всё это воплощено в сказке «Стальное колечко» и «Тёплый хлеб».
В ориентации на воспитании в ребёнке уважения к труду — этой первооснове единственно справедливого человеческого существовании наиболее последовательно был в своём творчестве Е. А. Пермяк, он обращался непосредственно к детям и юношеству, следовал идеям Горького о том, что всё лучшее у нас создаётся энергией трудового народа. Это только небольшой список писателей, которые в своём творчестве обращались к жанру сказки. Можно бесконечно продолжать этот список: П. П. Бажов, В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик», В. А. Каверин, С. В. Михалков «Праздник непослушания» и т. д.
Каждый воспитатель должен стремиться к тому, чтобы оставить после прочтения сказки в душах своих маленьких слушателей ощущения победы добра и света над злобным коварством и тьмой. Именно со сказки начинается формироваться желание маленького гражданина сделать для Родины, для людей что-то нужное и полезное. При необходимости совершить подвиг. Именно русские народные сказки положили начало региональным сказкам, в которых описывается неизведанный, загадочный мир в давние времена, который и по сей день окружает маленьких слушателей. На региональных сказках воспитывается маленький патриот малой Родины.
Региональные сказки описывают природу родного края и подвиги героев защитивших родной край от бед. И эти герои должны становится кумирами детей. При прочтении сказок эти расшифровки сказочных ситуаций должны воспитывать нравственность у подрастающего поколения.
Предположим невероятное: человечество утратило нравственное представление. Исчезла память, т. е. знания прошлого опыта, люди забыли, как относится к злу и добру, к верности и предательству, к правде и кривде, — всё спуталось. Но сохранились народные сказки. По ним одним можно восстановить основные моральные нормы, потому что все русские сказки учили и сейчас учат, как жить человеку среди людей и как нельзя жить. Одна из основных идейных формул сказки — «Что посеешь, то и пожнёшь». Если герой не добр, равнодушен, жаден, он в нужный момент не получает поддержки и терпит поражения. Сострадательный, щедрый в конце концов всегда вознаграждён, и это даже не плата за добро, а естественное следствие добра. Сказки учат детей и в окружающей действительности наблюдать победу добра над злом, вознаграждение работоспособности, порицание лени. Видеть героев среди окружающих людей, которые совершают подвиги ради своего народа и Родины.
Старые добрые сказки разных народов, живущие в стране и за её пределами, родились давно, веками передавались из уст в уста, над каждой трудилось множество талантливых рассказчиков. Поэтому так хороши и так мудры народные сказки. Сказки разных народов отличаются по своей форме и стилю. Различны герои и их приключения. В каждой из них отражены характер и психология народа, своеобразие национального колорита. Но есть в этих сказках и много общего — это стремление всех народов рассказать о своей истории, борьбе за свободу и счастье, о желании стать полноправными хозяевами своей жизни. Это вера в свои силы, свою непобедимость. Ради счастья своей Родины, своего народа герои многих сказок, не щадя жизни, идут на испытания и трудности. Мир сказок — мир народной мудрости, народных идеалов, нравственных и эстетических ценностей. Утверждая высокие моральные принципы, уважение к человеку, совестливость, честность, они являются веками испытанным воспитателем каждого нового поколения. Сказки обогащают ум, учат доброте и трудолюбию, пробуждают желание бороться со злом, развивают творческую фантазию, воспитывают любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ, прививают уважение к другим народам и национальностям.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.
Таким образом, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка. Они позволяют ребенку испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло, воспитывают патриотические чувства и любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку
Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку (из опыта работы)...
Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Социально-коммуникативное развитие...
Доклад на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»...
Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Консультация для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия,...
Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку
Нравственно – патриотическое воспитание детейчерез русскую народную сказку...
Самообразование 2023-2024 уч. г. «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жи...