"Снег и лёд"
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Наблюдаем, изучаем, рассуждаем о происходящих явлениях рядом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sneg_i_lyod.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«От снежинки до льдинки»
Совместный опыт педагогов исследований и экспериментов с детьми в разновозрастной и старшей группах.
Вместе с коллегами и детьми мы продолжили цикл исследований в природе. В ранних публикациях мы уже делились опытом наблюдений. Напомним, что первым объектом в июне, июле было: «Солнце». Вторым объектом были цветы, которые мы вырастили на клумбе своего участка: «Как растут цветы и потом превращаются в семена». И пришло время, конечно же, зимних сказочных приключений, ярких эмоций, новых открытий, и исследований: «От снежинки до льдинки» так назвали мы наш третий цикл.
Как обычно, мы поставили перед собой конкретные целевые задачи:
- Расширить представления детей о физических свойствах снега и льда с помощью наглядно действенных опытов, экспериментов.
- Учить детей ориентироваться в информационном пространстве, сравнивать и анализировать свои результаты и выражать это в речи.
- Воспитывать стремление и желание у детей познавать природные явления, устанавливать причинно- следственные связи самостоятельно.
Обильный снегопад вызвал у детей бурю эмоций и впечатлений. В тихую безветренную погоду нам удалось рассмотреть снежные хлопья на фоне неба, пролетая, они казались серого цвета и медленно падали вниз, как будто спускались по одной верёвочке. Падающие хлопья на картоне темного цвета неожиданно становились ослепительно белые и их легко можно было рассмотреть через лупу. Снежинки, собравшись в небольшие хлопья, были разного размера и формы. Каждая состояла из шести лучиков, но на них были совершенно разный узоры – кристаллики. После тщательного рассмотрения, мы предложили ребятам подышать на снежинки и рассказать, что с ними стало. Они превратились в капельки воды. Падающий снег ложился на всё, что было вокруг: на наши шапки, заборчик, скамейки, веранду, на ветки деревьев и, собирая его руками, лопатами, мы ощущали, что он холодный, лёгкий, пушистый, похожий на вату. В морозный день снег, пролежавший несколько дней, был уже не пушистый, он рассыпался, как сахар и его нельзя было слепить в ком. Что изменилось и почему – самостоятельно пытаясь ответить на вопрос, ребята рассуждали. После прогулки мы занесли снег в тепло и через некоторое время он стал липким. После самых разных предположений мы неоднократно наблюдали и сделали общий вывод - в тёплую погоду снег прилипает к подошве, лепится в комочки, а в морозную снег более плотный, рассыпается в руках, его невозможно слепить. Оказывается, в тепле он лепится, не блестит.
На морозе стаёт рассыпчатый как крупа или сахар, не прилипает к одежде и обуви. Потому что, снежинки - кристалики не прилипают друг другу, а ломаются, как тонкое стекло, превращаясь в крупинки.
Далее мы предложили детям понять, какой снег лёгкий или тяжёлый. Мы взяли одинаковые ёмкости с песком и снегом и сразу по собственным ощущениям и при взвешивании на примитивных весах убедились, конечно же, снег легче чем песок. Учитывая то, что снег превращается в воду, мы решили насыпать в оду форму столько, сколько войдёт, а в другую утрамбовать, чтобы как можно больше вошло. Взвесили эти формы на весах. Какая тяжелее? Конечно, та, в которой был утрамбованный снег. Взвешивая снег, возник вопрос: в какой формочке снег растает быстрее и где будет больше воды? И тут мнения разделились. См. фото1,2.
Мы внесли формочки со снегом в тепло и стали продолжать наблюдать. В итоге дети пришли к таким выводам: снег можно взвесить, утрамбованный снег гораздо тяжелее, чем рыхлый; рыхлый снег растаял быстрее утрамбованного; чем больше снега, тем больше воды. Попутно, рассмотрев образовавшуюся от растаявшего снега воду, ребята увидели мелкие частички мусора, песка и земли и для любителей поесть снег сделали еще один вывод: снег не такой чистый, как кажется. И тут дети предложили покрасить снег, чтобы получить цветную воду. См. фото 3.
Откуда берётся лёд? Прозвучал вопрос к детям? Все без исключения ответили, вода при замерзании превращается в лёд. Какая вода замёрзнет быстрее, холодная или горячая, наблюдали мы за ёмкостями, выставленными за окно. См. фото 4. Холодная вода замерзает быстрей, заметили дети. Интересным и интригующим был момент с ледяными секретиками. Одни дети формочки с окрашенной водой прятали в снег и оставляли метки. Другие на следующий день раскапывали снег и искали ледяные секретики, в которых были заморожены мелкие предметы. Ребята с восторгом делились своими находками, рассматривая предметы внутри льдинок, убедились, что лёд прозрачный и твёрдый как камень. Но если по нему ударить или уронить на твёрдое, то он расколется на кусочки, значит лед хрупкий. На следующий день было интересно всем: и кто прятал в снегу, и кто находил уже замерзшие фигурки.
Среди воспитанников появилась идея, украсить куст сирени на нашем участке. Так среди зимы ветках куста появились ледяные цветки сирени. См. фото 5.
В разных местах на территории сада мы установили рейки с метками и с наступлением солнечных мартовских дней мы понаблюдаем, где снег будет таять быстрее, в тени или на солнце. Нам предстоит узнать, что такое наст. Обязательно обратим внимание на то, что у стволов деревьев снег тает тоже быстрее и образуются ямки вокруг. Почему и кто, как будто бы, подогревает снег вокруг ствола? Порассуждаем вместе с ребятами и обратимся к родителям за помощью ответить на эти вопросы.
Используемая литература:
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с. Об основных приёмах наблюдений и экспериментирования с детьми в разное время года.
Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 62-64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Снег, снег кружится.»
Программное содержание.Побуждать детей поддерживать разговор со взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Активизировать в речи названия зимней одежды, обуви; обобщающие слова «одеж...
"Снег.снег кружится,белая вся улица"
Рисование "Зеленой красавицы"...
Снег, снег кружится
Развлечение для детей первой младшей группы. В этом развлечении создаем у детей бодрое настроение, учим детей выразительно читать стихи. Знакомим с зимним временем года....
Снег,снег идет!
Ознакомленние со свойствами снега...
«Снег, снег кружится, белая вся улица».
Конспект образовательной деятельности«Снег, снег кружится, белая вся улица»., в которой сочетаются образовательные области: мир природы, художественное творчество, развитие речи....
А снег идёт, а снег идёт. Вот так мы любим отдыхать: и снег покидать и с горки покататься.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19344628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1040","width":"780"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1898092...