Конспект занятия по развитию речи «Родник» в старшей группе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шарафан Ольга Григорьевна

Развитие связной речи детей, упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом - "ключ", закреплять представления об особенностях композиции рассказа, учить использовать при пересказе образные художественные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnik.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Родник» в старшей группе»

Цель: развитие связной речи детей;

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом - "ключ";

- закреплять представления об особенностях композиции рассказа, учить

использовать при пересказе образные художественные средства;

- учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с

различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом);

Развивающие:

- расширять представления детей о природе;

- развивать коммуникативные способности детей, приучать детей к самостоятельности суждений;

Воспитательные:

- воспитывать умение слушать сверстников, замечать ошибки в их

высказываниях и умение тактично о них говорить;

Материал к занятию: картинки с изображением родника, картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной, запись песни «Живи, родник, живи» в исполнении Сергея Беликова.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Воспитатель: Доброе утро, дети. Отгадайте загадку.

Он бьет фонтаном из земли.

Впадает в русло он реки.

Из недр земных он к нам проник.

И все зовут его.

Ответ: Родник

Воспитатель: - Знаете ли вы, что такое родник? Кто может объяснить, что такое родник?

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, это водный источник, бьющий, текущий из глубины земли; хочу вам напомнить, что наш детский сад называется «Родничок», а еще, ребята, родники стали символом самых дорогих для нас вещей - отчего дома, края, где ты вырос, Родины. Недаром у слов Родина и родник общий корень. Про родник еще можно сказать ключ. Есть такое выражение «вода бьет ключом». Как вы понимаете это выражение?

Ответы детей.

Воспитатель: (на экране телевизора показывает картинки с изображением родника) – Внимательно послушайте отрывки рассказа К. С. Паустовского «Родник в мелколесье).

«…Шли мы с лесником по мелколесью… В мелколесье деревца всех

пород — ель и сосна, осина и береза — растут дружно и тесно… Здесь

каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной

жизнью и потому особенно заметны и милы.

Кое-где во мху попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода

в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было

увидеть, как из глубины оконца все время поднимается тихая струя и

в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.

— Родник! — сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел

на дно неистово барахтавшийся жук. — А Волга тоже начинается из

такого оконца…

— А вот этот самый родник. Я это слово давно обдумываю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит — родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! — повторил он.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера

заключались в этих словах…»

Воспитатель (задает вопросы).

1. О чем говорит нам писатель в этом рассказе?

2. Как рассказ начинается и чем заканчивается?

3. Каким показан родник?

4. Какие слова и выражения вам больше всего запомнились и понравились?

Воспитатель. Кто сможет сказать, о чем вам рассказал писатель Паустовский?

Заслушиваются два-три рассказа.

Воспитатель: - Вы интересно и выразительно рассказали о роднике. Давайте еще раз припомним, какой был родник? Какими словами можно о нем сказать? Дети: Чистый, прозрачный, холодный.

Воспитатель: - Какая была вода в роднике?

Дети: Холодная, прозрачная, чистая.

Воспитатель. Что еще можно назвать «холодным»? Про что мы скажем «холодный»?

Дети: Снег, лед, воздух, ветер.

Воспитатель. А что можно назвать «холодная»?

Дети: Зима, снежинка, сосулька, льдинка.

Подвижная игра «Ручейки и озеро».

Ход игры: раздать детям голубые шарфики. Дети строятся друг за другом в колонну, по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему- это «ручейки». По сигналу «Ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегут, не мешая одна другой. По сигналу «Озеро!» все команды, взявшись за руки, образуют круг - «Озеро».

Дети:

Мы теперь ручейки

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Воспитатель: - Становитесь в круг опять

Будем снова мы играть. (Игра проводится 2 раза)

Воспитатель. Послушайте отрывок про родник из стихотворения

А. Барто «Игра в слова».

Скажи «Родник» —

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут не причем).

Воспитатель: - Холодный, журчащий, прозрачный — это река или ручей? А быстрая, чистая, серебристая — это ручей или река?

Знайте, в роднике вода чистая, прозрачная. А как сказать, что вода очень чистая, то какое слово мы подберем?

Дети: чистая, чистейшая.

Воспитатель: У слова «ключ» очень много значений, какие ключи вы знаете?

Дети: дверной ключ, гаечный ключ, скрипичный, разводной.

Воспитатель читает стихотворение:

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной. (Д. Лукич)

Словесная игра: «Составьте предложение»

Воспитатель: - Составьте предложения со словом «ключ».

Ответы детей.

Рефлексия.

Воспитатель: - Молодцы! Что нового вы узнали о воде? Что такое родничок? Откуда бьют родники? Почему надо трепетно и бережно относится к воде, роднику? Как сохранить воду в роднике чистой?

Воспитатель вместе с детьми слушают песню «Живи, родник, живи», которую исполняет Сергей Беликов.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮРЕЧИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ   ГРУППЫ"МЫ   ЗНАЕМ   РОДНОЙ    ЯЗЫК"....

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе «День матери»

Цель занятия: развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей; развитие познавательных способностей.Задачи занятия:Образовательные:-  учить подбирать к существительным кач...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участ...