конспект по экологии : "подземные обитатели земли"
план-конспект по окружающему миру

Пословицы и поговорки на тему:

 Здоровый образ жизни для дошкольников

  • Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • Мал коротыш, да крепыш.
  • Здоров - скачет, захворал - плачет.
  • Смолоду закалишься - на весь век сгодишься.
  • Смех - здоровье души.
  • Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды.
  • Здоровье не купишь - его разум дарит.
  • Здоровьем слаб, так и духом не герой.
  • Не рад больной и золотой кровати.
  • Спи камешком, вставай перышком.
  • Чистая вода - для хвори беда.
  • Чаще мойся, воды не бойся.
  • Здоровые зубы - здоровью любы.
  • Чистота-залог здоровья.
  • Не умывши лица, за стол не садимся.
  • Холода не бойся, сам по пояс мойся.
  • Мойся белее, будешь людям милее.
  • Вылечился Ваня - помогла ему баня.
  • Сон лучше всякого лекарства.
  • Лук - здоровью друг.
  • Ешь правильно - и лекарств не надобно.
  • Кто долго жует, тот долго живет.
  • Аппетит приходит во время еды.
  • Хлеб - всему голова.
  • Хлеб - батюшка, вода - матушка.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  • Красна река берегами, обед - пирогами.
  • Сахар зубы разрушает, а морковь укрепляет.
  • Там, где нет мяса, - свекла герой.
  • Репка, яблоко, морковка - зубкам нашим тренировка.
  • Обед без овощей, что праздник без музыки.
  • Чеснок да лук от семи недуг.
  • Движение - спутник здоровья.
  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Лучшего средства от хвори нет.
  • Делай зарядку до старости лет
  • Здоровье дороже денег.
  • Тот здоровья не ценит, кто болен не бывал.
  • Здоров — скачет, захворал — плачет.
  • Кто не курит и не пьёт, тот здоровье бережет.
  • Здоровье близко: ищи его в миске.
  • Здоровому лечиться — наперёд хромать учиться.
  • Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
  • Не рад больной и золотой кровати.
  • Дай боли волю, она в дугу согнет.
  • У кого что болит, тот про то и говорит.
  • Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле — проживешь сто лет на земле.
  • Чем больше пожуешь, тем дольше проживешь.

(из книги «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения», автор О. Д. Ушакова)

  • Здоровью цены нет.
  • Здоровому все здорово.
  • Здоров будешь, все добудешь.
  • Здоровье есть богатство.
  • Здоровья не купишь.
  • Здоровому и нездоровое здорово.
  • Здоровье приходит днями, а уходит часами.
  • Ум да здоровье всего дороже.
  • Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял —много потерял, здоровье потерял — все потерял.
  • Было бы здоровье — остальное будет.
  • Счастье и здоровье оцениваются тогда, когда и того и другого нет.
  • От здоровья не лечатся.
  • Было бы здоровье, а дней впереди много.
  • Точно молотками на наковальне сколочен.
  • Так здоров, что можно в землю вбить.
  • Здоров, как бык, и не знаю, как быть.
  • Силушка по жилушкам огнем бежит.
  • Так здоров, что если сучок в кулаке сожмет, так вода пойдет.
  • Хоть телом не видна, да здоровьем крепка.
  • Здоровому и горе не в горе и беда не в зарок.
  • Будь здоров на сто годов.

(из книги «Русские народные пословицы и поговорки», автор А. М. Жигулев)

  • Болен — лечись, а здоров — берегись.
  • Чистота — залог здоровья.
  • Не по лесу болезнь ходит, а по людям.
  • В добром здоровье и хворать хорошо.
  • Здоровый человек смотрит обоими глазами и работает обеими руками.
  • Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
  • Здоровье — всему голова.
  • Здоровья за деньги не купишь.
  • Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
  • Больному все горько.
  • Больной не рад и золотой кровати.
  • Застарелую болезнь трудно лечить.
  • У кого болят кости, тот не думает в гости.
  • Нездоровому все немило.

(из книги «Русские пословицы и поговорки», автор М. А. Рыбникова)

  • Здоровому доктор не надобен.
  • Здоровый нищий счастливее больного короля.
  • Здоровый человек – богатый человек.
  • Здоровье на войне дороже вдвойне.
  • Здоровье не деньги, взаймы не возьмёшь.
  • Здоровье сгубишь, новое не купишь.
  • Здоровьем начинаешь дорожить тогда, когда его потеряешь.
  • Здоровьем пышет, отвагой дышит.
  • Здоровьем слаб, так духом не герой.

(из книги «Энциклопедия народной мудрости», автор Н. Уваров)

  • Здоров, как бык, как боров. Силен, как лесник.
  • Здоров на еду, да хил на работу.
  • Кто не боится холеры, того она боится.
  • Самого себя лечить, только портить.
  • Играй, не отыгрывайся; лечись, не залечивайся!
  • И собака знает, что травой лечатся.
  • Противным (горьким) лечат, а сладким портят.
  • Лук семь недугов лечит. Лук от семи недуг.
  • Хрен да редька, лук да капуста – лихого не попустят.
  • Баня – мать вторая. Кости распаришь, все тело направишь.
  • Дал бы бог здоровья, а дней впереди много (а счастье найдем).
  • Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
  • Не тот болен, кто лежит, а тот, кто над болью сидит.
  • Тяжело болеть, тяжелее того над болью сидеть.
  • Болезнь человека не красит.
  • Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
  • Сама болезнь скажет, что хочет. Что в рот полезло, то и полезно.
  • Не дал бог здоровья – не даст и лекарь.

(из книги «Пословицы русского народа», автор Даль В.И.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podzemnye_obitateli.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по экологии в подготовительной к школе группе «Подземные обитатели земли»

Тема: «Подземные обитатели земли»

Цель: Продолжать формирование представлений о окружающем мире ребенка.

Задачи:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы.

2. Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.

3. Продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных жителей, показать их приспособленность к жизни под землей.

4.Развивать познавательную активность: внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

5. Воспитывать бережное отношение и соблюдение правил поведения в природе.

Оборудование: ИКТ- музыкальная запись грустная песня Дюймовочки;презентация: «Поземные жители», музыкальная видео физкультминутка «Ветер веет над полями и колышется трава»

Материал: Д\и «Обитатели стихии»; Схема поведение в мини лаборатории;Карточки заданием проведения опытов: «Если в почве воздух» и «Если в почве влага»;Для опыта: емкость с почвой, ложки одноразовые по количеству детей, емкость с водой, плошка с влажной салфеткой, плотная бумага, фартуки; Цветные карточки; Д/ и «Подземные жители»;Карточки: крот, слепыш, землеройка, Дюймовочка; Схема составление рассказа «Подземные жители».

Предварительная работа: Беседа «Если жизнь под землей, «Какую роль играет почва в жизни людей?», «Как человек может заботится о почве»; Составление рассказа «Крот», рассматривание иллюстрации «Подземные жители»,

ЧХЛ: Сказка Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», С. Н. Николаев экологические сказки «Слепые землекопы» Отгадывание загадок «подземные жители»

Д\и: «Обитатели стихии», «Подземные жители»

Хот занятия

Организационный момент: Ребята, играют настольную игру «Обитатели стихии» (Воспитатель включает грустную песню Дюймовочки)

- Ребята, вы слышите, кто так грустно поет. Как вы думаете кто это? (ОР Это Дюймовочка)

- Интересно, почему она грустит. Что у нее могло случится? (ОД Ее кто-то обидел. Она могла упасть, Может Дюймовочка заблудилась и т. д.)

- Как вы думаете, о чем Дюймовочка мечтала в сказке? (ОД)

- Ребята, предлагаю найти Дюймовочку и спросить почему она грустит, может ей нужна наша помощь. Ребята, вы её видите, и я не вижу почему? (ОР Потому что она очень маленького роста.)

- Ну где же мы будем её искать. Давайте вспомним в сказке осенью, где жила девочка? (ОР В сказке осенью Дюймовочка жила в норке у мышки под землей)

-А где мы найдем мышку (ОР. Нужно спустится подземное царство)

-Молодец Костя. Интересно есть ли жизнь под землей. Кто там живет? Чем они дышат? Что они едят? А хотите узнать есть ли в почве воздух? (ОД)

- На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить, а я знаю кто нам поможет найти ответы на наши вопросы, отгадайте загадку.

Она весь мир кормит, сама же ничего не ест.

Она частенько умывается. Четыре раза в году переодевается.

Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут

- Догадались, что это? (ОР Земля)

- Матушка Земля предлагает вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые? (ОД Ученые исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

- Где они проводят опыты? (ОР В лаборатории)

- Матушка земля, приглашает Вас в подземную лабораторию, а чтоб туда попасть нужно ответить на её вопросы, но вопросов мало, а вас много. Что будем делать? (ОР Кто ответит на вопрос, тот забирает собой друга)

- Подумайте и скажите почему люди говорят: «Земля – матушка, кормилица наша», как вы это понимаете? (ОР Люди весной сажают семена в землю, а осенью собирают урожай)

- Кирилл, зачем нам нужна земля? (ОР Земля- наш общий дом)

- София, как бы на этот вопрос ответила лопата? (ОР Лопата ответила бы, для того чтобы копать)

- Василиса, как бы ответили ботинки? (ОР ботинки ответили. чтобы ходить или бегать)

- Эсмира, как бы ответили люди? (ОР Земля заботится о нас, дает на щедрые подарки - урожай)

- Миша, а кто ещё живет на планете Земля? (ОР На планете живут животные, птицы, насекомые, растения)

- Ну что у всех есть пара? Тогда пойдемте за мной, как темно здесь, сыро, прохладно и никого не видно. Включим свет вот и подземная лаборатория.

Работа в лаборатории подгруппами (экспериментальная деятельность)

Давайте вспомним правила? (ОД На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. Соблюдать тишину, не мешать работать другим)

- Хорошо, сейчас мы разделимся на две группы, девочки проведут опыт, выяснят и нам расскажут если в почве воздух. А мальчики проведут эксперимент выяснят и расскажут нам есть ли в почве влага. Вот вам схема опыта, пожалуйста приступаем к выполнению экспериментов. (Дети выполняют опыты по карточкам заданием: «Если в почве воздух» и «Если в почве влага»)

ОПЫТ 1: в контейнер с водой девочки опустят комочки почвы с помощью ложек. Алиса, что вы делали? (ОР Мы опускали аккуратно почву в воду)

- Лера, что вы увидели? (ОР. Когда мы опустили почву в воду, появились пузырьки)

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (ОР Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух)

- Молодцы, девочки, а что на расскажут мальчики.

ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге.

- Что делали вы, Миша? (ОР Мы насыпали немного почвы на влажную салфетку, затем приложили сухую салфетку)

- Что вы увидели на бумаге, Леша? (ОР. Салфетка стала сырой)

- Костя, какой вывод можно сделать? (ОР Вывод: почве есть влага)

- Откуда же она берется в почве? (ОД)

Работа за столами

- Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. В хорошей почве в достаточном количестве содержатся воздух, соли, перегной, влага. Все эти компоненты нужны для всего живого, поэтому почву называют кормилицей. А еще ее называют «Поземным царством», как вы думаете почему? (ОР Потому что под землей живут разные животные)

- Под поверхности земли обитают множество животных и насекомых. Одних вы видите постоянно, про некоторых мы не слышали, а остальные настолько редкие в природе, о них знают только ученые. Я предлагаю вам разделится на три компании по цвету, цветовую карточку вы получите за правильный ответ получив карточку садитесь за стол нужного цвета. По цепочки вы будите называть жителей подземного царства, а поможет вам моя иллюстрация на экране телевизора. (ОР Крот, слепыш, медведица, дождевые черви, личинки майского жука, многоножка, мокрица, земляные клещи, сурки, полевая мышка и т. д.)

- Многообразный мир животных предлагаю вам поиграть. Желтая компания будет подбирать тех животных, которые роют туннели под землей? (ОР Роют туннели: крот, туки – туки, землеройка, гигантский крепыш, голый землекоп, дождевые черви, и т. д.)

Молодцы, Зеленая компания будет выбирать тех животных, которые роют себе норы? (ОР Норы роют: барсук, лесные мыши, дикие кролики, суслики, сурки, хомяк и т. д.)

- Правильно, хорошо. Красной компания выбирают карточки, только тех животных, которые селятся брошенных чужих норах и подстраивают их под себя (ОР:Занимают чужие норы: лисы, хорьки, горностаи, скунсы)

Физкультминутка: «Ветер веет над полями и колышется трава»

- Молодцы Выходите все на веселую физкультминутку. (Включается видео)

Ветер веет над полями и колышется трава

Облако плывет над нами словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья

Вправо-влево, взад-вперед а потом наоборот.

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем.

- Молодцы, садитесь. По очереди отгадайте мои загадки.

- В одежде богатой, да сам слеповатый.

Живёт без оконца, не видывал солнца (ОР Крот)

- К нам на дачу забрела, а потом в норе жила.

И питалась червяками, безобидными жуками

С хоботком, как у слона, только малая она! (ОР Землеройка)

- Кто земли насыпал кучи? Роет кто подземный ход?

Крот огромный, крот могучий? Не малышка чёрный крот

Трудится здесь, то крепыш серый и слепой (ОР Слепыши)

- Молодцы посмотрите внимательно на этих подземных животных что общего у этих зверьков. Давайте попробуем рассказать об этих удивительных животных. Желтая компания расскажет нам об строение подземных жителей? (ОР Эти грызуны отличается небольшими размерами, у них вытянутая форма туловища, тело покрывает густой шерстью, ворс шубки всегда растет только прямо)

- Молодец. Основное отличие – это холоднокровность, повышенная стойкость к условиям подземельного мира.

- Алиса, что можно сказать об ушах этих животных? (ОР Уши у них не большие, закрытые)

- Миша, как ты думаешь, хорошее у них зрение? (ОР Зрение очень слабое и им это не нужно)

- Правильно. Слышали такое выражение «Слепой, как крот» - как вы это понимаете? (ОР это говорят о людях, которые плохо видят)

- Давайте проверим, закройте глаза ладошками, вы что-то видите? (ОД Нет)

- Вы правы, все подземные жители плохо видят, можно сказать что они слепые, потому что под землёй нет света там темно. Все это условия необходимо для подземного образа жизни, ведь под землей зрение и слух не столь важный, главную роль играет обоняние. Благодаря своему носу вы можете определить, что приготовила ваша мама на обед? (ОР Да)

- Вот и подземные жители благодаря своему обонянию находят себе пропитание или находят дорогу домой.

- Молодцы. Зеленая компания расскажет, как передвигаются эти зверьки под землей? (ОР: животные способны успешно продвигаться под землей в любом направлении, занимаясь успешным прокладыванием ходов)

- Люба, а почему у подземных жителей такого неприметный цвет, невзрачной окраски? (ОР)

- Совершенно верно, в почве темно, поэтому яркая окраска не нужна, её никто не увидит.

- Молодцы. Красная компания расскажет нам чем питаются подземные жители? (ОР. Эти животные питаются насекомыми, дождевыми червями)

-Как вы думайте, а зачем эти животные роют себе норы? (ОД Норы нужны для защиты от хищников; Это место для хранения запасов продуктов; Оно нужно для выведения потомство; Оно служить для укрытия от непогоды)

- Лера, как ты считаешь, если опасности под землей? (ОР Да, за ними охотятся хищники)

- Леша, а зачем подземные жители делают много запасных выходов? (ОР Что бы можно обхитрить хищников)

- А еще есть опасность затопление норок водой. Поэтому барсуки роют вход свою норку с боку на пригорках, а кроты накидывают землю вокруг хода в туннель, что бы вода туда не попала.

- Посмотрите, на наших подземных жителей, что их объединяет? (ОД Они хорошо приспособлены условиям подземной жизни)

- А вы бы смогли жить под землей? Почему? (ОД)

- Да, мы бы не смогли прожить под землей, мы к этому не приспособлены. А Дюмовочка, смогла бы жить в норе у крота? (ОД Нет)

- Правильно, она больше похожа на людей, а не поземных жителей и поэтому она пела грустную песню. Но скажу вам по секрету за доброе отношение, за заботу, когда наступит следующая осень Ласточка заберет её в теплые края и наша Дюймовочка, будет счастлива жить среди таких же крохотных людей как она.

Вывод нашего занятия:

- Сегодня вы познакомились с жизнью подземных жителей. Узнали какие условия нужны для жизни под землёй. Вы бы хотели дружить с поземными жителями? Почему? (ОД они помогают)

- Что мы можем сделать, чтобы сберечь почву для этих существ? (ОД: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве)

- Что бы вы подумали о людях, которые загрязняют почву? (ОД)

Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя

землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по- другому

Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя

землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по- другому…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по экологии в подготовительной группе "Маленькие обитатели земли"

Занятие знакомит детей с отличительными особенностями насекомых, обитающих в Воронежском крае. Учит детей наблюдению за ними, развивает воображение и прививает любовь к природе....

конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему "Почва и подземные обитатели ".

Конспект занятия предназначен для воспитателей по окружающему миру для занятий с детьми....

Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.

Программное содержание:Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.Развивать познавательную активность.Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойства...

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе...

Конспект по экологии "Водные ресурсы Земли"

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к воде; обобщать знания о воде....

Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.

Программное содержание:Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.Развивать познавательную активность.Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойства...