перспективное планирование в средней группе по окружающему миру, мир природы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
В помощь воспитателям средней группы предлагаю перспективный план работы на год по познавательному развитию, раздел Мир природы. В разработке плана мною использована парциальная программа О.А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_3.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по познавательному развитию (мир природы). (Средняя группа)
Месяц, неделя | Тема литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная работа с детьми | Совместная работа с родителями |
Сентябрь 1 неделя | Занятие 1 Наши цветы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.54, 55 | Познакомить детей с некоторыми видами цветов на клумбе, закрепить знания детей о комнатных растениях, особенностями ухода за ними; развивать, внимание любознательность и наблюдательность; воспитывать интерес к объектам природы, желание трудиться вместе. | Игровой персонаж; | Беседа «Какие в нашем детском саду-садочке выросли и расцвели цветочки»; рассматривание; игровое упражнение «Угадай по описанию» | Труд в уголке природы; уход за букетами срезанных цветов; экологическая игра «Где спряталась матрешка» | Информация для родителей «Полезные советы» |
Сентябрь 2 неделя | Занятие 2 Беседа о насекомых О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.100 | Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шерсть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность. | Игровой персонаж - Буратино, 2 конверта, бабочки и жуки-коровки (вырезанные из картона) | Игровая ситуация; рассматривание; рассказы детей, П/и «Мы - бабочки» | Наблюдение за насекомыми на прогулке; знакомство с моделям существенных признаков насекомых; аппликация: бабочки и жуки-коровки; чтение В. Бианки «Паучок-пилот» | Предложить родителям понаблюдать за насекомыми |
Октябрь 1 неделя | Занятие 3 Составление описательных рассказов об овощах и фруктах О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.99 | Развивать умение составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели – картинки; уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах; воспитывать умение слушать друг друга. | Игровой персонаж с корзиной, в которой лежат овощи и фрукты | Наблюдение за солнцем; сюрпризный момент; игровая мотивация; составление рассказов; д/и: «Угадай на ощупь», Угадай на вкус» | Наблюдения в природе; экологические игры: «Опиши – мы отгадаем»;труд в уголке природы | Изготовление поделки из цветной бумаги |
Октябрь 2 неделя | Занятие 4 Беседа о домашних животных О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.119 | Формировать представления о домашних животных (живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться: кормит, лечит); развивать умственную операцию «обобщение»; воспитывать интерес к домашним животным. | Игровой персонаж; фигурки домашних животных; картинка: «Ящик с картошкой», «Ведро и метла», «Стог сена»; модель – красный крест | Игровая ситуация; беседа; рассказы детей с опорой на модели; рассматривание; обобщение | Д/и «Домик в деревне», разрезные картинки, игра «Зоологическое лото»; чтение рассказа Н. Пожарицкой «Путешествие к домашним животным» | Составить рассказ «Мой домашний любимец» |
Ноябрь 1 неделя | Занятие 5 «Путешествие в осень» О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», | Формировать представления об осенних изменениях в природе; развивать умения устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; воспитывать заботливое отношение ко всему живому, окружающему нас. | Корзина, модели - сезонные изменения окраски листьев | Беседа «Почему деревья осенью раздеваются»; игра «Найди дерево по описанию», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» | Сбор природного материала для поделок; наблюдение за рябинкой | Совместно с детьми собрать семена растений для подкормки зимующих птиц |
Ноябрь 2 неделя | Занятие 6 «Путешествие в царство комнатных растений» Л.Г. Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию», с.11 | Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая отличия и сходства между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Бальзамин, фикус, игрушка (карлсон) | Игра «Какого растения не стало», пальчиковая гимнастика, проблемная ситуация, беседа | Выращивание цветов для наблюдения | |
Ноябрь 5 неделя | Занятие 7 Наблюдение за котенком О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.35 | Уточнить представление о том, что котенок – живой, о внешнем виде котенка; учить устанавливать связи между частями тела и их функциями, между строением лап и характером передвижения; закрепить знания о том, что котенок- домашнее животное, для жизни ему нужны пища, тепло, убежище, он живет с человеком, человек ухаживает за ним, кормит, держит в тепле в своем доме. | Корзинка с котенком, картинки котят разной окраски | Рассматривание котенка; наблюдение; упражнение «Расскажи, будет ли слышно, как котенок ходит» | Игра с котенком бумажным фантиком; чтение рассказа Н. Носов «Живая шляпа»; п/и «Кот и мыши» | Индивидуальные беседы и рекомендации |
Декабрь 1 неделя | Занятие 8 Рассматривание и сравнение воробья и вороны О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.114 | 1. Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании; учить распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам; словарная работа: зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылось пухом, зимовать, корм; воспитывать заботливое отношение, интерес; дать возможность отразить свои впечатление в рисунках | Предметные картинки с изображением воробья и вороны; модели: частей тела, приспособления к окружающей среде; силуэты воробья и вороны на каждого ребенка | Игровая мотивация; рассматривание картин и моделей; беседа по вопросам; рассказы детей | Наблюдение за птицами на прогулке; разукрашивание силуэтов птиц по выбору; чтение рассказа Зверева « Воробьиное бюро погоды» | Совместные наблюдения в выходной день: «Следы на снегу» |
Декабрь 4 неделя | Занятие 9 «Как живут растения зимой» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.112 | Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям; обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы и роста растения; формировать сложные формы речи: речь - доказательство, речь- описание; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки. | Картины: «Зимний лес», «Зимние забавы»; предметные картинки живой и неживой природы | Игровая мотивация, рассказы детей, творческие задания, рассматривание | Наблюдения в природе; опыты с снегом; д/и:«Кто в домике живет», «Догадайся о ком рассказываю»: чтение Е. Трутнева «Первый снег», «Елка» | Изготовление кормушек для птиц |
Январь 2 неделя | Занятие 10 «Как зимуют дикие звери» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.106 | Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий; закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях; развивать доказательную речь | Игровой персонаж - Буратино; картинки-сюрпризы: дерево, ком снега, ледяная горка, пенек | Сюрпризный момент; беседа; рассматривание; рассказы детей | Беседа «Нужно ли человеку готовиться к зиме». Чтение мордовской народной сказки «Лиса и медведь» | Рекомендации по чтению рассказов о диких животных |
Февраль 1 неделя | Занятие 11 «Как люди помогают лесным обитателям» Николаева С.Н. «Юный эколог» | 1. Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных (Весной - линька, конец спячки, забота о потомстве). 2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Воспитывать интерес к жизни животных. | Картины лосей на природе, зимующих птиц. Картины зимней подкормки птиц и животных. | Игровая мотивация, беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций. | Беседа о том, как животные проводят зиму в лесу с одновременным рассматриванием картин. Рассказ о лесниках и их деятельности по помощи лесным обитателям в зимний период времени. | Рекомендации для родителей по теме: «Человек – часть природы». |
Февраль 2 неделя | Занятие 12 «Беседа о домашних животных». О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр.113 | 1. Формировать представления о домашних животных (Живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться: кормит, лечит) 2. Развивать умственную операцию «Обобщение» 3. Воспитывать интерес к домашним животным. | Игровой персонаж, фигурки домашних животных | Игровая ситуация, беседа, рассказы детей, рассматривание, обобщение. | Д/и «Домик в деревне», разрезные картинки, чтение литературы о домашних животных | Рекомендовать проводить беседы о жизни птиц и животных в домашних условиях |
Март 1 неделя | Занятие 13 «Знакомство с коровой и теленком» Николаева С.Н «Юный эколог» | Знакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями. Развивать речь детей: умение слушать воспитателя, отвечать на ее вопросы, повторять за ним определения. Учить детей исполнять игровые действия | Картина «Корова с теленком», кукла Бабка, чашки с молоком (по количеству детей), небольшой пук сена, ведерко. | Рассматривание картин, беседа о домашних животных, отгадывание загадок. | Рассматривание иллюстраций о домашних животных, разучивание упражнения «Я, младешенька, Буренушку пасла…». | Предложить родителям для просмотра с детьми развивающие мультфильмы «Домашние животные и их детеныши». |
Март 2 неделя | Занятие 14 «Посадка гороха в уголке природы» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.120 | Систематизировать знания о процессе посадки, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий; формировать практические навыки растений; учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда. | Игровой персонаж, коробка с мелкими камушками, семена гороха. | Обсуждение по плану; трудовые действия | Труд и наблюдение в уголке природы, рассматривание иллюстраций, беседы | Предложить родителям вместе с детьми дома на окошке посадить лук и наблюдать за ее развитием |
Март 5 неделя | Занятие 15 «Красная Шапочка рассказывает о птицах» Л.Г.Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию», | 1.Обобщать у детей представление о «птицах»: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенца появляются из яйца. 2. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной. | Картины и иллюстрации с изображением птиц. | Сюрпризный момент, рассматривание, беседа, обсуждение. | Наблюдение за птицами на прогулке, чтение Н. Сладков «Воробьишкина весна», А. Аким «Апрель» | Индивидуальные беседы и рекомендации |
Апрель 1 неделя | Занятие 16 Жизнь диких зверей весной О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.122 | Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных (весной - линька, конец спячки, забота о потомстве); развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к жизни животных. | Игровой персонаж; серии картин диких животных; | Игровая мотивация, беседа, рассматривание, рассказ воспитателя | Наблюдение за сезонными изменениями в природе; беседа о жизни диких зверей, чтение художественной литературы по теме | Рекомендовать чтение произведений о жизни диких животных весной |
Апрель 4 неделя | Занятие 17 Как узнать растение (дерево, куст, траву) О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.118 | Обобщить представления о типичной морфологии растений; закрепить умение различать и называть части растений; формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля). | Игровой персонаж; картинки - березы, шиповника, ромашки; модель частей растения; картинки овощей | Игровая мотивация, беседа, рассматривание, работа с моделями; обобщение | Опыт по проращивание срезанных веток; д/и «Когда это бывает?», чтение С. Маршак «Февраль» | Памятка «Будь осторожен в лесу» |
Апрель 5 неделя | Занятие 18 «Чистый воздух и вода – богатство страны». Л.Г.Горькова «Сценарий занятий по экологическому воспитанию», с.4о | 1.Дать детям представления о планете Земля. Атмосфере. 2. Расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. 3.Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды. | Глобус, картинки с изображением завода, сливающего грязную воду, дымовых труб загрязняющих атмосферу; кукла-поросенок. | Художественное слово, показ, беседа, игровая ситуация. | Словарная работа, рассматривание глобуса, чтение сказки «Спор» | |
Май 3 неделя | Занятие 17 Путешествие в весенний лес (комплексное занятие) О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.126 | 1. Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны; продолжать развивать связную речь детей; работа над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью; воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. | Любимый игровой персонаж; фланелеграф; д/и: «Одуванчик», «Правила друзей леса», Когда это бывает», «Времена года»; иллюстрации, модели. | Игра «Угадай правило»; игровое упражнение «Одуванчик»; д/и «Когда это бывает»; составление экологической цепочки- модель весны; слушание музыкальных произведений. | Чтение стихотворений о временах года; экологические игры «Где спряталась матрешка», «Загадай – мы отгадаем»; беседа «Правила друзей леса» | Рекомендовать родителям сходить с детьми в городской парк |
Май 4 неделя | Занятие 19 Экологическая викторина «Знатоки природы» О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», с.220 | Закрепить знания детей о природе; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | Песочные часы; юла со стрелой; карточки с заданиями; жетоны за правильный ответ | Разделение на команды; выполнение заданий: «Подбери слова», «Загадки», «ответь на вопросы», «Голоса птиц», «Правила» | Подведение итогов; награждение победителей | Участие родителей в подготовке викторины |
Список использованной литературы
1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа-СПб.: «Детство-Пресс», 2018.-512с.
2. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа-Волгоград: Учитель, 2013.- 330с.
3. От осени до лета: детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах/ сост. Владимирская Л.А. Волгоград: Учитель, 2012. -159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием музыкальных произведений и музыкально-дидактических игр
Методическая разработка по планированию учебных занятий, основной целью которых, является познакомить детей с окружающим миром, используя при этом музыкальные произведения и музыкально-дидактические и...
Перспективное планирование в средней группе "Ознакомление дошкольников с природой родного края"
Для того чтобы познавательный интерес детей к природе родного края постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы,...
Перспективное планирование в средней группе на ноябрь на тему: «Животные и птицы», «Безопасность в природе»
Образец перспективного планирования на месяц...
Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром 3-5 лет (сентябрь)
Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром 3-5 лет на сентябрь...
Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром 3-5 лет (октябрь)
Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром 3-5 лет на октябрь...
Конспект НОД в средней группе по окружающему миру (средняя группа ) на тему: «День космонавтики»
Задачи:Приобщение детей к мероприятиям, имеющим государственное значение.Привитие детям чувство благодарности к человеку за его труд через знакомство с первыми людьми, покорителями космоса.Познакомить...
Перспективное планирование в средней группе по окружающему миру, миру природы
Перспективное планирование в средней группе по окружающему миру, миру природы...