Элементы ТРИЗ
методическая разработка по окружающему миру

Борская Елена Николаевна

Игры, позволяющие ребёнку системно размышлять о любом объекте: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_triz.docx351.66 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы ТРИЗ

  1. Системный анализ – позволяет видеть предмет (систему) во всей его сложности, учитывать входящие в систему подсистемы и надсистемы, увидеть взаимосвязь изменяемых объектов в прошлом, настоящем и будущем.                                                                                                                                                                                  

Например:

прошлое

Надсистема – частью чего является сам

мастерская

кузница

автозавод

таксопарк

лунопарк

космодром

Система – сам предмет

  карета

паромашина

                               

настоящее

Машина

будущее

луноход

вездеход

космомашина

Подсистема – из чего состоит

котёл

пар

огонь

уголь

кузов

колёса

сиденья

мотор

компьютер

кузов

 автопилот

  1. Морфологический анализ – позволяет охватить всё многообразие вероятных решений, выявить и исследовать любые возможности и варианты, вытекающие из закономерности строения (морфологии совершенствуемого объекта).

Например:

Дерево

куст

цветы

грибы

ягоды

                           зима       весна       лето       осень

  1. Метод фокальных объектов – метод создания комфортных условий, улучшения системы

Например: гиря – тяжёлая, черная, железная

Лейка – металлическая, круглая, льющая

Зонтик – большой, яркий

Выбираем характеристики для СЛОНА

  1. Решение логических задач, загадки.

Например:

                                                                                 

Зимой и летом одним цветом. (ёлка)

  1. Моделирование (условий, сказок, предметов) – позволяет в изображении геометрических форм, ломанных и округлых линий увидеть, как можно больше предметов, напоминающих по форме увиденное в окружающих жизни.

Например:

  1. Зима

  1. Сказка

  1. На что похоже

Лодочка, качели, ведро

 

Домик, стол, тележка

  1. Плакаты – схемы – позволяют чётко, последовательно излагать свои мысли, помогают называть предметы, их характерные признаки, производимые с ним действия.

Например: описание овощей фруктов

  1. Игра «хорошо – плохо» - позволяет находить в объекте (системе) как положительные, так и отрицательные характеристики.

Например: велосипед – хорошо: можно кататься

                                         Плохо: можно упасть, удариться.

  1. Игра «Живые человечки» - помогает при изучении живой и неживой природы, с их помощью моделируется различные состояния вещества, физические явления и процессы и переход из одного состояния в другое.

Например:

http://deduhova.ru/blog/wp-content/uploads/2016/09/otsm_2036.png

Пример растворения сахара в воде:

 ВОДАhttps://fs00.infourok.ru/images/doc/156/180415/hello_html_3b9ee0ec.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/156/180415/hello_html_3b9ee0ec.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/156/180415/hello_html_3b9ee0ec.jpg

ПРОЦЕСС РАСТВОРЕНИЯ 

+

+

+

САХАР

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7-js0RW6b--cQe3rpRuHBCqDLSuVEkSNAmJIw=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

  1. Игра «Наоборот» - позволяет понять функцию предмета или проанализировать то, что происходит.
  • Постановка задачи – указан предмет
  • Какую функцию выполняет объект
  • Выбор функции
  • Формулировка обратной функции
  • Предмет реализации этой функции

Например: стена – НЕ пропускает свет – стекло

  1. Сюрреалистические игры – противоестественное сочетание в работе фантастических и реальных образов.

Например: 1 ребёнок рисует овал, глаза

2 ребёнок рисует к нему куриные ноги

3 ребёнок рисует голову – цветок.

Здесь важен не результат, а сама игра, борьба, возникающая при попытке овладеть чужими формами и навязать свои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия на тему "Детективное агентство" с испльзованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей подготовительной группы

Конспект  познавательного занятия для детей подготовительной группыс использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ....

Проект занятия по конструированию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе на тему «Мой дом».

Обучать системному анализу (прошлое, настоящее, будущее). Расширять представления детей о понятиях: схема, чертеж, модель, дом. Закреплять у детей умение узнавать изображённую на рисунке проекцию пре...

Проект по физкультуре "Давайте поиграем" с элементами ТРИЗа

Игра – есть выражение стремления молодого организма к деятельности. И только в деятельности дошкольник овладевает навыками, умение подчиняться правилам, осваивает коммуникативную культуру. К сожалению...

Конспект занятия по математике в средней группе с элементами ТРИЗ

Дошкольный возраст-оптимальный период развития творческих способностей....

Занятие по развитию речи детей с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии

Занятие по развитию речи детей с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии1. Приветствие. Психологический настрой. Организационный момент.-Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие....

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...