Элементы ТРИЗ
методическая разработка по окружающему миру
Игры, позволяющие ребёнку системно размышлять о любом объекте: выделять его функцию (свойства), рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_triz.docx | 351.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы ТРИЗ
- Системный анализ – позволяет видеть предмет (систему) во всей его сложности, учитывать входящие в систему подсистемы и надсистемы, увидеть взаимосвязь изменяемых объектов в прошлом, настоящем и будущем.
Например:
прошлое | Надсистема – частью чего является сам | ||||
мастерская кузница | автозавод таксопарк | лунопарк космодром | |||
Система – сам предмет | |||||
карета паромашина
| настоящее | Машина | будущее | луноход вездеход космомашина | |
Подсистема – из чего состоит | |||||
котёл пар огонь уголь | кузов колёса сиденья мотор | компьютер кузов автопилот |
- Морфологический анализ – позволяет охватить всё многообразие вероятных решений, выявить и исследовать любые возможности и варианты, вытекающие из закономерности строения (морфологии совершенствуемого объекта).
Например:
Дерево
куст
цветы
грибы
ягоды
зима весна лето осень
- Метод фокальных объектов – метод создания комфортных условий, улучшения системы
Например: гиря – тяжёлая, черная, железная
Лейка – металлическая, круглая, льющая
Зонтик – большой, яркий
Выбираем характеристики для СЛОНА
- Решение логических задач, загадки.
Например:
Зимой и летом одним цветом. (ёлка)
- Моделирование (условий, сказок, предметов) – позволяет в изображении геометрических форм, ломанных и округлых линий увидеть, как можно больше предметов, напоминающих по форме увиденное в окружающих жизни.
Например:
- Зима
- Сказка
- На что похоже
Лодочка, качели, ведро
Домик, стол, тележка
- Плакаты – схемы – позволяют чётко, последовательно излагать свои мысли, помогают называть предметы, их характерные признаки, производимые с ним действия.
Например: описание овощей фруктов
- Игра «хорошо – плохо» - позволяет находить в объекте (системе) как положительные, так и отрицательные характеристики.
Например: велосипед – хорошо: можно кататься
Плохо: можно упасть, удариться.
- Игра «Живые человечки» - помогает при изучении живой и неживой природы, с их помощью моделируется различные состояния вещества, физические явления и процессы и переход из одного состояния в другое.
Например:
Пример растворения сахара в воде:
ВОДА | ||
ПРОЦЕСС РАСТВОРЕНИЯ + | + | + |
САХАР |
- Игра «Наоборот» - позволяет понять функцию предмета или проанализировать то, что происходит.
- Постановка задачи – указан предмет
- Какую функцию выполняет объект
- Выбор функции
- Формулировка обратной функции
- Предмет реализации этой функции
Например: стена – НЕ пропускает свет – стекло
- Сюрреалистические игры – противоестественное сочетание в работе фантастических и реальных образов.
Например: 1 ребёнок рисует овал, глаза
2 ребёнок рисует к нему куриные ноги
3 ребёнок рисует голову – цветок.
Здесь важен не результат, а сама игра, борьба, возникающая при попытке овладеть чужими формами и навязать свои.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия на тему "Детективное агентство" с испльзованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей подготовительной группы
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группыс использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ....
Проект занятия по конструированию с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе на тему «Мой дом».
Обучать системному анализу (прошлое, настоящее, будущее). Расширять представления детей о понятиях: схема, чертеж, модель, дом. Закреплять у детей умение узнавать изображённую на рисунке проекцию пре...
Проект по физкультуре "Давайте поиграем" с элементами ТРИЗа
Игра – есть выражение стремления молодого организма к деятельности. И только в деятельности дошкольник овладевает навыками, умение подчиняться правилам, осваивает коммуникативную культуру. К сожалению...
Конспект занятия по математике в средней группе с элементами ТРИЗ
Дошкольный возраст-оптимальный период развития творческих способностей....
Занятие по развитию речи детей с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии
Занятие по развитию речи детей с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии1. Приветствие. Психологический настрой. Организационный момент.-Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие....
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...