Программа экспериментально - исследовательской направленности "Юные исследователи"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Мы исследователи» является программой экспериментально-исследовательской направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

-  Устав МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют, утвержденный Постановлением Администрации города Смоленска  от 14.09.2014 г. № 1699-адм

Актуальность программы:

  Программа «Юные исследователи» развивает у детей социальное и коммуникативное умения, концентрацию внимания, сенсорное развитие, познавательно-исследовательскую деятельность, логические способности.

   Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Направленность программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных.

Программа создает условия для организации как совместного вида деятельности взрослых и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Новизна программы: Программа открывает новые возможности развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Педагогическая целесообразность: заключается в формировании любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, интегративных качеств дошкольников в экспериментальной деятельности.

Отличительные особенности: Программа позволяет дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным

Адресат программы: дети в возрасте 6-7 лет.

Доступность программы для различных категорий детей

Занятия по программе доступны для детей с ОВЗ  -  дети с общим недоразвитием речи, («ОНР»).

Осваивая программу у детей с ОНР уточняется, расширяется и обогащается лексический запас слов; формируется грамматический строй речи, развивается и корректируется мелкая и общая моторика.

На занятиях посредством общения  с взрослым и сверстниками у детей с ОНР формируется правильное произношение слов, дети получают навыки анализа, синтеза, сравнении предметов по составным частям, признакам и действиям, развивается монологическая и диалогическая речь. Дети с ОНР,  преодолевая имеющиеся нарушения, само утверждаются, у них повышается чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах.

Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Объем программы: 37 часов.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 30 минут.

Форма организации учебного процесса: очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Формы организации учебного процесса:

- фронтальная

- групповая

- индивидуальная.

Формы занятий:

  • совместная деятельность педагога с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.
  • беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов; трудовой деятельности
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия;
  • занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
  • игры-путешествия.

Цель программы:  создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

Развивающие:

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)

- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

Воспитательные:

- формировать у детей элементарные географические представления;

- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Планируемые результаты

Личностные:

- самооценка, инициативность, самостоятельность, опыт положительного отношения к труду,  другим людям и самому себе, взаимоотношения со взрослым и сверстником.

Метапредметные:

- сравнение, планирование деятельности, умозаключение, выводы, умение формулировать вопрос, умение работать по правилам, умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования, выдвижение гипотезы.

Предметные:

- умение работать с различными видами материала, познание окружающего мира, умение применять полученные знания и умения на практике, в других видах деятельности расширять знания об объектах и их свойствах.

Условия реализации программы:

-  игровое помещение, ТСО, ИКТ.

- мини-лаборатория - оснащенное столами, стульями, учебной доской, освещение, клеенки, фартуки, нарукавники, разеточки, стаканы, баночки, ложки, бутылочки, дидактические игры "Тени животных", "У бабушки в гостях», схемы опытов, альбомы стихов о природных явлениях, художественная литература о последовательности появления бабочек, лягушек, птиц, цветов.

- коллекции тканей, ракушек, семян, пуговиц, запахов, семян;

- приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, лупы, микроскоп, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

- природный материал: ракушки, камешки, глина, песок, почва, уголь, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена соль, черный перец, сахар, гречка, манка, морская соль, рис, горох, сода, фасоль, мука, скорлупа, уголь, щебень;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

- разные виды коллекции тканей, ракушек, семян, пуговиц, запахов, семян;

- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, пищевые красители и т.д.

Формы Аттестации/контроля:

  • вводный контроль в начале обучения по программе;
  • итоговый контроль в конце обучения по программе.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела (темы)

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

«Свойства магнита»

4

2

2

Тест

2

«Волшебница – Вода»

4

2

2

Мини-проект

3

«Горы, камушки, песок»

5

2

3

Участие в игре, наблюдение

4

«Что, как и почему?»

4

2

2

Практическая работа

5

«Воздух – невидимка»

3

2

1

Наблюдение

6

«Звук»

4

2

2

Наблюдение

7

«Что такое микроскоп»

4

2

2

Тест

8

«Солнечная система»

4

2

2

Участие в игре, практическая работа

9

«Живая и неживая природа»

5

4

1

Наблюдение, участие в игре

Итого

37

20

17

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. «Свойства магнита»

«Что такое магнит»,

Теория: беседа, обсуждение, где используется магнит, состав магнита.

Практика: экспериментирование, игра «Волшебный магнит»  

«История возникновения магнита»,

Теория: беседа, введение новых понятий (постоянный и временный магнит, электромагнит, магнетизм.  

Практика: экспериментирование.

«Как достать скрепку из воды, не намочив рук?»

Теория: беседа, обсуждение, составление алгоритма извлечения.

Практика: экспериментирование.

«Действует ли магнит через другие материалы?».

Теория: беседа, активизация ранее полученных знаний.

Практика: экспериментирование, наблюдение.

Раздел 2. «Волшебница – Вода»

«Вода вокруг нас»,

Теория: беседа, рассмотрение иллюстраций, активизация ранее полученных знаний.

Практика: экспериментирование, наблюдение, игра «Тонет - не тонет»

«Для чего нужна вода»

Теория: беседа, рассмотрение иллюстраций, обсуждение.

Практика: игра «Вода помощница», наблюдение, экспериментирование.

«Круговорот воды в природе»

Теория: беседа, обсуждение, рассматривании макета «Круговорот воды»

Практика: экспериментирование, наблюдение.

«Вода – растворитель. Очищение воды.»

Теория: беседа, обсуждение, рассматривании энциклопедии.  

Практика: игры-эксперименты, наблюдения.

Раздел 3. «Горы, камушки, песок».

«Как образовались горы»,

Теория: беседа, обсуждение, прослушивание аудиозаписи «Образование гор»

Практика: иллюстрации гор (электронная презентация), игра с платком и пальцами.

«Какие бывают камни»

Теория: беседа, просмотр презентации, обсуждение, рассматривание камней

Практика: экспериментирование, игра конструирование «Что можно построить из камней».

«Песок – природный фильтр»

Теория: беседа, просмотр презентации, обсуждение, активизация ранее полученных знаний.

Практика: экспериментирование,

«Рассматривание песка через лупу»

Теория: беседа, чтение стихотворения  К. Балдиной «Мы в песочнице играем».

Практика: экспериментирование, игра «Узоры на песке».

«Песочный конус»

Теория: беседа, обсуждение, загадки о песке.

Практика: игра-экспериментирование «Песочный конус».

Раздел 4. «Что, как и почему?»

«Какие бывают градусники»

Теория: беседа, обсуждение, рассматривание иллюстраций, введение новых понятий: (ртутные, спиртовые, термополоски, электронные, инфракрасные, тепловизоры).

Практика: экспериментирование, наблюдение.

«Почему арбуз – ягода»

Теория: беседа, обсуждение, чтение стихотворения Н.Родивилиной «Полосатый арбуз»

Практика: рассматривание и обсуждение сведений о арбузе в энциклопедии, рассматривание арбузной семечки через лупу.

«Термометр из бутылки»

Теория: просмотр видео «Как сделать термометр из бутылки», обсуждение.

Практика: изготовление из бутылки термометра, экспериментирование.

«Откуда берутся вихри?»

Теория: беседа, обсуждение.

Практика: изготовление и обыгрывание модели  "Откуда берутся вихри".

Раздел 5. «Воздух – невидимка»

«Для чего нам нужен воздух»

Теория: беседа, обсуждение,  активизация ранее полученных знаний.

Практика: игры эксперименты: «Парусная лодка», «Невидимка воздух».

«Чистый и загрязненный воздух»

Теория: беседа, презентация.

Практика: создание схемы «Что загрязняет и очищает воздух»

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Теория: активизация полученных знаний.

Практика: игры-эксперименты с воздушным шариком и соломинкой.

Раздел 6. «Звук»

«Как наушники влияют на наш слух»

Теория: беседа, презентация, обсуждение, меры безопасности.

Практика: прослушивание аудио записей через наушники.

«Звуки вокруг нас»

Теория: беседа, опрос, обсуждение.

Практика: прослушивание различных звуков в помещении и на улице.

«Как сделать звук громче»

Теория: рассматривание иллюстраций приборов увеличивающих громкость, обсуждение.

Практика: конструирование рупора.

«Музыкальные и шумовые звуки»

Теория: презентация, обсуждение

Практика: прослушивание различных звуков.

Раздел 7. «Что такое микроскоп»

«Для чего нужен микроскоп?»

Теория: беседа, презентация.

Практика: исследование различных предметов под микроскопом.

«Из чего состоит микроскоп?»

Теория: беседа, презентация, введение новых понятий (окуляры, объектив, диафрагма, штатив, предметный столик).

Практика: изучение частей микроскопа и их назначнения.

«Исследуем репчатый лук»

Теория: беседа, чтение стихотворений, загадки.

Практика: рассматривание различных  видов лука. Игра «Попробуй на вкус»

«Кристаллизация соли»

Теория: беседа, презентация «Выращивание кристаллов соли»

Практика: рассматривание кристаллов соли под микроскопом.

Раздел 8. «Солнечная система».

«Солнце»

Теория: беседа, рассматривание фотографий.

Практика: наблюдение, изображение солнца с помощью различных материалов (орехи, скорлупа, пластилин, цветная бумага и т.п.).

«Солнечная система» 

Теория: беседа, презентация, изучения макета.

Практика: рассматривание фотографий, изучение энциклопедии.

«Откуда берется радуга»

Теория: беседа, обсуждение, презентация «Радуга в домашних условиях»

Практика: игры – эксперименты «Создание радуги»

«Солнце-источик тепла и света»

Теория: беседа, загадки, чтение стихов о солнце.

Практика: наблюдение, игры – эксперименты «Солнечная лаборатория», «Солнечные зайчики»

Раздел 9. «Живая и неживая природа».

«Человек  - часть живой природы»

Теория: беседа, презентация, обсуждение.

Практика: изучение плаката с изображением скелета человека, пазлы «Собрать человека, рисование человека.

«Растения - живые существа»

Теория: беседа, презентация обсуждение.

Практика: наблюдение, изучение частей растений, сделать гербарий.

«Хоровод цветов», 

Теория: беседа, загадки, чтение стихотворений, рассматривание альбомов.

Практика: наблюдение, изучение частей цветов.

«Бумага и её свойства», 

Теория: беседа, презентация, обсуждение, активизация ранее полученных знаний.

Практика: изучение различных видов бумаги (картон, салфетки, газета, гофрированная, цветная и т.п.), экспериментирование.

«Почва – живая земля»

Теория: беседа, презентация, обсуждение.

Практика: рассматривание различных видов почв с помощью лупы.

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2022-2023 учебный год

п/п

Месяц

Тема занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Форма

контроля

1

Сентябрь

6.09.23

«Что такое магнит»,

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

2

Сентябрь

13.09.23

«История возникновения магнита»,

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

3

Сентябрь

20.09.23

«Как достать скрепку из воды, не намочив рук?»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

4

Сентябрь

27.09.23

«Действует ли магнит через другие материалы?».

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

5

Октябрь

4.10.23

«Вода вокруг нас»,

 

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

6

Октябрь

11.10.23

«Для чего нужна вода»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

7

Октябрь

18.10.23

«Круговорот воды в природе»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

8

Октябрь

25.10.23

«Вода – растворитель. Очищение воды.»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

9

Ноябрь

1.11.23

«Как образовались горы»,

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

10

Ноябрь

8.11.23

«Какие бывают камни»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

11

Ноябрь

15.11.23

«Песок – природный фильтр»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

12

Ноябрь

22.11.23

«Рассматривание песка через лупу»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

13

Ноябрь

29.11.23

«Песочный конус»

Словесно-

практическо

1

Наблюдение (диагностика)

14

Декабрь

6.12.23

«Какие бывают градусники»

 

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

15

Декабрь

13.12.23

«Почему арбуз – ягода»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

16

Декабрь

20.12.23

«Термометр из бутылки»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

17

Декабрь

27.12.23

«Откуда берутся вихри?»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

18

Январь

10.01.24

«Для чего нам нужен воздух»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

19

Январь

17.01.24

«Чистый и загрязненный воздух»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

20

Январь

24.01.24

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

21

Февраль

7.02.24

«Как наушники влияют на наш слух»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

22

Февраль

14.02.24

«Звуки вокруг нас»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

23

Февраль

21.02.24

«Как сделать звук громче»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

24

Февраль

28.02.24

«Музыкальные и шумовые звуки»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

25

Март

6.03.24

«Для чего нужен микроскоп?»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

26

Март

13.03.24

«Из чего состоит микроскоп?»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

27

Март

20.03.24

«Исследуем репчатый лук»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

28

Март

27.03.24

«Кристаллизация соли»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

29

Апрель

3.04.24

«Солнце»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

30

Апрель

10.04.24

«Солнечная система»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

31

Апрель

17.04.23

«Откуда берется радуга»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

32

Апрель

24.04.24

«Солнце-источник тепла и света»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

33

Май

6.05.24

«Человек  - часть живой природы»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

34

Май

8.05.24

«Растения - живые существа»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

35

Май

15.05.24

«Хоровод цветов»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

36

Май

22.05.24

«Бумага и её свойства»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

37

Май

29.05.24

«Почва – живая земля»

Словесно-

практическое

1

Наблюдение (диагностика)

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Описание общей методики работы

Каждое занятие строится согласно следующей последовательности:

  • Введение нового понятия (слова) и/или логическая взаимосвязь
  • Стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей)
  • Стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений)
  • Техника безопасности
  • Опытно-экспериментальная деятельность (стимулирование общения детей между собой)
  • Фотографирование деятельности и объектов эксперементирования

Методы обучения

В процессе реализации Программы на занятиях используются следующие методы обучения:

  • словесные методы (беседа, рассказ, объяснение, обсуждение, инструктаж, прослушивание аудиозаписей)
  • игровой метод (дидактические и сюжетно-ролевые игры, игровые задания)
  • проблемно-поисковый метод (воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги)
  • наблюдения за объектом (организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей)
  • опыты и эксперименты (ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями т. п.)

Дидактический материал

•        дидактические игры;                                                                    •        схемы, с алгоритмами выполнения опытов;                                                                                                       •        книги познавательного характера, атласы, энциклопедии;                                                                  

•        природный материал (камешки, ракушки, птичьи перья, семена, глина, разная по     составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, шишки, спил и листья деревьев, мох);                                                                                                                             •        увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты,

•        утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки); 

•        оборудование (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ёмкости для игр с водой);                                                                                                                                    

•        бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет;                                                                                                                         •        разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька;                      

•        контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;  

•        технические материалы: гайки, винты, болтики;                                                                                                                                          

•        прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.

Наглядный материал

  • схемы
  • иллюстрации
  • презентации
  • обучающие мультфильмы
  • альбомы

Контрольно-измерительные материалы

Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, предметных, мета предметных) используются:  

  Положительное отношение к экспериментированию.

  Проявление инициативы, самостоятельности.

  Исследовательские умения.

  Умение задавать вопросы.

  Знания о свойствах и назначении различных материалов ( резины, бумаги,    глины,магнита,водды и т.д.)

  Владение схемами, таблицами проведения последовательности опытов.

 Умение осуществлять комбинированный подбор разных вариантов решения проблемы.

VI. Литература

  1. Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство – Пресс», 2014г.

  2. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство – 23
Пресс»,2015г.

  3. Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2013г.

  4.Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г.

  5. Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс»,2015г.

  6. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старешй группе детского сада», познавательное развитие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2010г.

7. Дидактические игры.                                                                                                                                       8. Книги познавательного характера.

9. Атласы.

9. Энциклопедии.          

             

Приложение

 Педагогическая диагностика результатов освоения парциальной программы «Юные исследователи»

(6-7 лет)

         

№ пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

1

-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с лабораторным оборудованием и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Высокий уровень: ребенок интересуется  окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с лабораторным оборудованием и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Средний уровень:ребенок частично интересуется окружающими предметами и не очень активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с лабораторным оборудованием и другими предметами, редко стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Низкий уровень: ребенок не интересуется окружающими предметами и не действует с ними; эмоционально не вовлечен в действия с лабораторным оборудованием и другими предметами, не стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2

-использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, стремится проявлять самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности;

Высокий уровень: использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, стремится проявлять самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности;

Средний уровень:частично использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, редко стремится проявлять самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности;

Низкий уровень:не использует специфические, культурно-фиксированные предметные действия, не стремится проявлять самостоятельность в поисково-исследовательской деятельности;

3

-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и оборудования для экспериментирования.

Высокий уровень: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и оборудования для экспериментирования.

Средний уровень:частично владеет активной речью, включенной в общение; может редко обращаться с вопросами и просьбами, плохо понимает речь взрослых; частично знает названия окружающих предметов и оборудования для экспериментирования.

Низкий уровень:не владеет активной речью, включенной в общение; не может обращаться с вопросами и просьбами, не понимает речь взрослых; не знает названия окружающих предметов и оборудования для экспериментирования.

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются действия, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого

Высокий уровень: стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются действия, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Средний уровень: редко стремится к общению со взрослыми и не активно подражает им в движениях и действиях; редко появляются действия, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого

Низкий уровень: не стремится к общению со взрослыми и не подражает им в движениях и действиях;

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментально - исследовательской деятельности детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольники уже по природе своей исследователи.  С  большим   интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолима жажда новых впеч...

Программа кружка экспериментально - исследовательской деятельности "Я - исследователь"

Программа кружка экспериментально - исследовательской деятельности в ДОУ на 2018-2019 гг....

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

«Развитие детской инициативы и самостоятельности через экспериментально-исследовательскую деятельность» « Исследователи планеты»

   «Для ребёнка естественнее и поэтому,  гораздо легче постигать новое,  наблюдая, ставя эксперименты, делая выводы на основе собственного суждения и умозаключения, че...

Развитие детской инициативы и самостоятельности через экспериментально-исследовательскую деятельность « Исследователи планеты»

laquo;Для ребёнка естественнее и поэтому,  гораздо легче постигать новое,  наблюдая, ставя эксперименты, делая выводы на основе собственного суждения и умозаключения, чем получать уже добыт...

Рабочая программа кружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи».

Рабочая программакружка по экспериментально – исследовательской деятельности «Юные исследователи»....