Кружок "Хочу всё знать"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Дополнительное образование детей в сфере окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_podg._gr._hochu_vse_znat_21-22_.docx | 42.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»
Кружок
«Хочу всё знать»
Группа 9 «Ромашки»
Воспитатели:
Колегова Людмила Юрьевна
Белоус Любовь Григорьевна
2023-2024
Пояснительная записка:
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай
попробовать – и я пойму”
(китайская пословица)
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и
«почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые
знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Программа дополнительного образования «Почемучки» является авторской программой познавательной направленности, созданной на основе методических пособий.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет).
Срок реализации программы - 9 месяцев (1 занятие в неделю, всего 36 занятий). В сентябре, мае проводится первичная и итоговая диагностика. Продолжительность занятия 30 минут.
Основная цель программы кружка: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
Условия реализации - оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Направления опытно-экспериментальной деятельности:
- живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде
- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты.
- человек: рукотворный мир, материалы и их свойства.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
По сформированности детского экспериментирования можно выделить три уровня ожидаемых результатов:
Высокий уровень:Познавательное отношение к экспериментальной деятельности устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую экспериментальную деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствие с их качествами, свойствами, назначением. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или нет результат. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.
Средний уровень: В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень:Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только подсказки взрослого. Принимают участие в планирование экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовит материал для эксперимента. Не всегда способен сформулировать вывод, необходимо подсказка взрослого или пример сверстников.
Показатели сформированностипознаватедльно-исследовательской деятельности у дошкольников по А.И. Савенкову
Критерии Уровни | Знаниевый | Оценочный | Деятельностный |
высокий | Познавательный интерес стабилен. Видит и формулирует проблемы, предлагает пути решения, знает как осуществить поиск истины, приводит факты, аргументы. | Определяет известное и что нужно найти, достигли предполагаемого результата и отвечает ли он решению проблемы, причинно-следственные связи, отбирает необходимый материал для поиска истины, для решения проблемы, | Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца |
средний | Познавательный интерес ситуативен, подвержен настроениям ребенка. Не всегда удается увидеть проблему, и не всегда делает правильные предположения о решении поставленной проблеме, не всегда может аргументировать и пояснить свои предложения по решению проблемы. | Иногда возникают сложности с определением сути проблемы, и того, что уже известно и что необходимо найти. Не всегда может сопоставить полученный результат с сутью проблемы, а также раскрыть причинно-следственные связи, отбор материала для поиска истины не всегда безошибочен. | Инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца |
низкий | Познавательный интерес слабо выражен. Не всегда понимает проблему, не активен в выдвижении идей по решению возникшей проблемы, затрудняется осуществлять поиск истины, не может привести факты, аргументы. | Затрудняется определять известное и что нужно найти, причинно-следственные связи, допускает ошибки в выборе материла для проведения опыта, не вникает в суть проблемы. | Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам. |
Режим работы:
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятий 30 минут.
Время работы кружка: пятница 16:10
Список детей:
Содержание программы:
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий |
1 | Введение. ТБ. | 1 |
2. | Вещество. Песок и глина. | 3 |
3. | Вещество. Камни. | 4 |
4. | Вещество. Воздух и его свойства | 4 |
5. | Вещество. Вода и её свойства | 4 |
6. | Вещество. Магнит и его свойства. | 3 |
7. | Свойства материалов. | 4 |
8. | Растения. | 4 |
9. | Солнце. Земля и ее место в солнечной системе | 4 |
10. | Почва. | 4 |
11. | Итоговое занятие. | 1 |
План работы кружка по познавательному развитию «Хочу все знать»
Тема | Задачи | Экспериментальная деятельность | Материал | Дополнительная деятельность | Художественное слово |
Введение. Знакомство с оборудованием для экспериментов. | Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. | Цель: Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием | Материалы лаборатории. | ||
«Вещество Песок и глина» | Показать разнообразие объектов нежи вой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру, делать выводы, соблюдать ТБ при проведении опытов. Формировать у детей знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творчество ребенка | 1.Песчаный конус Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. | Сухой, чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки, лупы | На прогулке: следы на песке П/и «Мы – песчинки» | Чтение сказки «Глиняный парень» |
2. Из чего состоят песок и глина? Цель:знакомство с составом песка и глины | Песок, глина, лупа | Рисование цветным песком: «Сюрприз для гнома» | |||
3. Проходит ли вода через песок и глину? Цель: провести опыты. Формировать умение делать выводы | Стаканы, вода песок, глина, палочки | Д/и «Что я построю из песка» Лепка игрушек из глины |
«Вещество. Камни» | Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, их широко используют в строительстве. Познакомить с ценными камнями, которые используют в изготовлении памятников, сувениров. Формировать умение классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. | 1.Какими бывают камни? Цель: познакомить с разнообразием камней в природе | Наборы речных и морских камней. Лупа, пластилин, керамзит, лимон, сахар, гранит, соль, кремень, Фото – памятники | Беседа: «Какими бывают камни?» На прогулке: рассматривание камней (вид, форма, свойства) | Чтение сказки И.Н. Рыжова «О чем шептались камешки» | |
2.Тонут ли камни в воде? Цель: формировать умение проводить эксперименты с водой | Сосуд с водой, салфетки на каждого ребенка | Строительные игры (Строительство и украшение построек) Игра «Камень, ножницы, бумага» | Чтение рассказа Л. Н.Толстого «Галка» | |||
3.Живые камни. Цель: познакомить с понятием «Живые камни» | жемчуг, мел, известняк, каменный уголь,янтарь кораллы ракушки,. Рисунки древнего леса, лупы, толстое стекло. | Выкладывание рисунков из камней. П/и «Камень – беги» | ||||
4. Могут ли камни менять цвет? Цель: формировать умение правильно находить ответы на вопросы | Наборы разных по цвету камней, емкость с водой | Д/и «Что сделано из камня?» |
«Вещество Воздух и его свойства» | Продолжить знакомство со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | 1.Знакомство со свойствами воздуха Цель: Доказать существование воздуха | Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, готовые открытки | Беседа: Воздух – это газ» На прогулке: наблюдение за ветром (ветер – движение воздуха) | Чтение рассказа «Воздух – невидимка» |
2.Сухой из воды Цель: Определить, что воздух имеет место | Прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки | Ручной труд «Смешарик» (клеевые нитки на шарик) | |||
3.Сколько весит воздух? Цель: доказать, что воздух легче воды | Воздушные шары, нитки, линейка, стакан с водой, пустой стакан, весы | Познавательная пятиминутка «Давление воздуха» Рисование мыльными пузырями | |||
4. Воздух всегда в движении Цель: Доказать, что воздух всегда в движении. | Полоски бумаги (1,0 х 10,0 см) Картинки: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновымилимонными корками флакон с духами | Конструирование: изготовление вертушки Игра «Буря в стакане» | Заучивание: «Ветер, ветер ты могуч…» | ||
«Вещество Вода и ее свойства» | Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, закрепить знание свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Вырабатывать умение определять температуру воды на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Умение детей делать простейшие умозаключения активизировать словарный запас. Соблюдать правила ТБ | 1.Превращения капельки Цель: дать детям представления о том, что вода может быть жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар). | Емкость с водой, лед, горячая вода, железная крышка | Беседа: «Вода и жизнь» На прогулке: наблюдение за снегом, сосульками | Чтение рассказа «Твердая вода» |
2.Куда исчезла вода? Цель: Проведение опытов, умение делать выводы | 2 стакана с водой, крышка | Беседа: «Вода – помощница» | Отгадывание загадок. | ||
3.Разная вода (море – соленая, река – пресная, проточная, озеро – стоячая) | Емкость с водой, соль, картинки с изображением моря, реки, озера | Познавательная пятиминутка «Моря соленые и не очень» | |||
4. Как движется вода? Цель: познакомить с круговоротом воды в природе | Кастрюля с горячей водой, крышка, лед и снег, картинка «Круговорот воды в природе» | «Круговорот воды в природе» | Чтение рассказа «Почему идет дождь»» |
«Вещество. Магнит и его свойства» | Познакомить детей с понятием магнит, его свойствами и использованием. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. Развивать любознательность. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | 1.Притягивает – не притягивает Цель: Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением свойств магнитов притягивать железо. | Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы | На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит. | Чтение сказки о Магнито лике. |
2.Действует ли магнит через другие материалы? Цель:Познакомить детей с особенностями материалов, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов. | Магнит на палочке, различные пуговицы, компас | Познавательная пятиминутка «Магнитные свойства Земли. Знакомство с компасом» | Сказка Колобок на магнитный ладок» | ||
3.Как достать скрепку из воды, не замочив рук? Цель: Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. | Банка с водой, скрепка, магнит | Игра «Помоги Зайчику» | |||
«Свойства материа лов» | Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева; выявлять их качества и свойства, развивать собственную познавательность опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств. | 1. Родственники стекла Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянс: фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства. | Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, , вода, фарфоровые чашки, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности. | Чтение сказки «Осколок стекла» | |
2. Мир бумаги. Цель: Узнать различные виды бумаги (писчая, салфеточная, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. | Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы. | Изготовление поделок из бумаги | С. Михалков «Лист бумаги» Стихотво рение | ||
3. Мир ткани Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность: | Д/и «Из чего сделано» | |||
4.Мир дерева Цель: расширить знания детей о свойствах дерева | Дерево, гвоздь, молоток, магнит, емкость с водой | Наблюдение на прогулке за деревьями. Беседа: «Приключение карандаша» | Загадки по теме |
«Растения» | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет), воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом. | 1.Как веточка березы весну встречала. Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. | Веточка березы, ваза с водой | Игра «Хорошо – плохо» | Чтение сказки П.А. Синявского «Сказка про лекарственные растения» |
2.Нужен ли корням воздух? Цель: Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | Ёмкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках. | На прогулке: наблюдение за растениями под снегом | |||
3.Растения пьют воду. | Сельдерей, вода, синий пищевой краситель, стакан с водой | Проращивание одинаковых семян в 2 блюдцах (в пустом и с влажной ватой | Чтение сказки «Домашний садик» | ||
4.Растение может обеспечивать себя питанием. Цель: познакомить со способами питания растений | Познавательная пятиминутка «Питание растений» Выращивание зеленого лука |
«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе» | Дать детям первоначальные представления о строении Солне чной системы, о том, что Земля – уникальная планета. Развивать любо знательность | 1.Вращение земли. Познакомить детей с солнечной системой | Тарелка; скорлупка от яйца всмятку; яичный желток. | На прогулке: обращать внимание на солнце, погоду дня | |
2. Волшебный круг Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. | Цветовой волчок или юла | Д/у «Нарисуй солнце» | Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях» | ||
3. Влияние солнечного света на жизнь на Земле Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | 2 камешка, деревянный ящик | Игра «А что, если…» | |||
4. Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха. | Два термометра, настольная лампа, длинная линейка. | Чтение стих. Ю. Марцинкявичус «Солнце отдыхает» | |||
«Почва» | Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, формировать у детей познавательный интереса к природе. | 1.Из чего состоит почва? Цель: показать из чего состоит почва | Лист бумаги, почва, микроскоп, лупа | Д/у «Из чего состоит почва» | Рассказ «Родная земля – кормилица людей» Ирис Ревю |
2.В почве есть воздух Цель: показать, что в почве есть воздух | Образцы почвы банки с водой (на каждого ребенка и воспитателя). | На прогулке: прокопка почвы для посадки | |||
3.Земля, пей водичку. Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого. | Две банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена). | Загадки о земле-кормилице | |||
4.Вытаптывание почвы. Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшают ся условия жизни подземных обитателей, а значит, их стано вится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе. | Для образца почвы: первый – с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй – с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой этикетки силуэт человеческого следа и рисунок растения). | Познавательная пятиминутка «Питание растений» Выращивание зеленого лука |
Литература:
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010
- Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011
5. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что должен знать и уметь ребёнок перед школой
Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....
Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...
Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"
Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...
что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет
здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность это вы...
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения
Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....
«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»
Дошкольные образовательные учреждения накопили разнообразный практический материал, использование которого помогает педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и ...
Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…
Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...