Кружок "Хочу всё знать"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Колегова Людмила Юрьевна

Дополнительное образование детей в сфере окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podg._gr._hochu_vse_znat_21-22_.docx42.15 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»

Кружок

«Хочу всё знать»

      Группа 9 «Ромашки»

Воспитатели:

 Колегова Людмила Юрьевна

Белоус Любовь Григорьевна

        2023-2024

Пояснительная записка:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню, дай

попробовать – и я пойму”

(китайская пословица)

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и

«почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые

знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

Программа дополнительного образования «Почемучки» является авторской программой познавательной направленности, созданной на основе методических пособий.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Программа реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет).

Срок реализации программы -  9 месяцев (1 занятие в неделю, всего 36 занятий). В сентябре, мае проводится первичная и итоговая диагностика. Продолжительность занятия 30 минут.  

Основная цель программы кружка: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

        Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

Условия реализации -  оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

        Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

         Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Направления опытно-экспериментальной деятельности:

  • живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде
  • неживая природа: воздух, почва, вода, магниты.
  •  человек: рукотворный мир, материалы и их свойства.

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

По сформированности детского экспериментирования можно выделить три уровня ожидаемых результатов:

Высокий уровень:Познавательное отношение к экспериментальной деятельности устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает предположения о способах их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Планирует предстоящую экспериментальную деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствие с их качествами, свойствами, назначением. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход экспериментальной деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи, достигнут или нет результат. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний уровень: В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень:Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только подсказки взрослого. Принимают участие в планирование экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовит материал для эксперимента. Не всегда способен сформулировать вывод, необходимо подсказка взрослого или пример сверстников.

Показатели сформированностипознаватедльно-исследовательской деятельности у дошкольников по А.И. Савенкову

Критерии

Уровни

Знаниевый

Оценочный

Деятельностный

высокий

Познавательный интерес стабилен. Видит и формулирует проблемы, предлагает пути решения, знает как осуществить поиск истины, приводит факты, аргументы.

Определяет известное и что нужно найти, достигли предполагаемого результата и отвечает ли он решению проблемы, причинно-следственные связи, отбирает необходимый материал для поиска истины, для решения проблемы,

Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца

средний

Познавательный интерес ситуативен, подвержен настроениям ребенка. Не всегда удается увидеть проблему, и не всегда делает правильные предположения о решении поставленной проблеме, не всегда может аргументировать и пояснить свои предложения по решению проблемы.

Иногда возникают сложности с определением сути проблемы, и того, что уже известно и что необходимо найти. Не всегда может сопоставить полученный результат с сутью проблемы, а также раскрыть причинно-следственные связи, отбор материала для поиска истины не всегда безошибочен.

Инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца

низкий

Познавательный интерес слабо выражен. Не всегда понимает проблему, не активен в выдвижении идей по решению возникшей проблемы, затрудняется осуществлять поиск истины, не может привести факты, аргументы.

Затрудняется определять известное и что нужно найти, причинно-следственные связи, допускает ошибки в выборе материла для проведения опыта, не вникает в суть проблемы.

Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам.  

Режим работы:

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятий 30 минут.

Время работы кружка: пятница 16:10

Список детей:

                                 

Содержание программы:

п/п

Тема занятия

Количество занятий

1

Введение. ТБ.

1

2.

Вещество. Песок и глина.

3

3.

Вещество. Камни.

4

4.

Вещество. Воздух и его свойства

4

5.

Вещество. Вода и её свойства

4

6.

Вещество. Магнит и его свойства.

3

7.

Свойства материалов.

4

8.

Растения.

4

9.

Солнце. Земля и ее место в солнечной системе

4

10.

Почва.

4

11.

Итоговое занятие.

1


План работы кружка по познавательному развитию «Хочу все знать»

Тема

Задачи

Экспериментальная деятельность

Материал

Дополнительная        деятельность

Художественное слово

Введение.

Знакомство с оборудованием для экспериментов.

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов.

Цель: Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием

Материалы  лаборатории.

«Вещество

Песок и глина»

Показать разнообразие объектов нежи

вой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру, делать выводы, соблюдать ТБ при проведении опытов. Формировать у детей знания о свойствах песка и глины. Развивать мышление, логику, творчество ребенка

1.Песчаный конус

Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью.

Сухой, чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки, лупы

На прогулке: следы на песке

П/и «Мы – песчинки»

Чтение сказки «Глиняный парень»

2. Из чего состоят песок и глина?

Цель:знакомство с составом песка и глины

Песок, глина, лупа

Рисование цветным песком: «Сюрприз для гнома»

3. Проходит ли вода через песок и глину?

Цель: провести опыты. Формировать умение делать выводы

Стаканы, вода песок, глина, палочки

Д/и «Что я построю из песка»

Лепка игрушек из глины

«Вещество. Камни»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, их широко используют в строительстве. Познакомить с ценными камнями, которые используют в изготовлении памятников, сувениров. Формировать умение классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе.

1.Какими бывают камни?

Цель: познакомить с разнообразием камней в природе

Наборы речных и морских камней. Лупа, пластилин, керамзит, лимон, сахар, гранит, соль, кремень, Фото – памятники

Беседа: «Какими бывают камни?»

На прогулке: рассматривание камней (вид, форма, свойства)

Чтение сказки И.Н. Рыжова «О чем шептались камешки»

2.Тонут ли камни в воде?

Цель: формировать умение проводить эксперименты с водой

Сосуд с водой,

салфетки на каждого ребенка

Строительные игры (Строительство и украшение построек)

Игра «Камень, ножницы, бумага»

Чтение рассказа Л. Н.Толстого «Галка»

3.Живые камни.

Цель: познакомить с понятием «Живые камни»

жемчуг, мел, известняк, каменный уголь,янтарь кораллы ракушки,. Рисунки древнего леса, лупы, толстое стекло.

Выкладывание рисунков из камней.

П/и «Камень – беги»

4. Могут ли камни менять цвет?

Цель: формировать умение правильно находить ответы на вопросы

Наборы разных по цвету камней, емкость с водой

Д/и «Что сделано из камня?»

               «Вещество Воздух и его свойства»

Продолжить знакомство со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить

знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

1.Знакомство со свойствами воздуха

Цель: Доказать существование воздуха

Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, готовые открытки

Беседа: Воздух – это газ»

На прогулке: наблюдение за ветром (ветер – движение воздуха)

Чтение рассказа «Воздух – невидимка»

2.Сухой из воды

Цель:

Определить, что воздух имеет место

Прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки

Ручной труд «Смешарик»

(клеевые нитки на шарик)

3.Сколько весит воздух?

Цель: доказать, что воздух легче воды

Воздушные шары, нитки, линейка, стакан с водой, пустой стакан, весы

Познавательная пятиминутка «Давление воздуха»

Рисование мыльными пузырями

4. Воздух всегда в движении

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Полоски бумаги (1,0 х 10,0 см)  Картинки: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.   Герметично закрытая банка со свежими апельсиновымилимонными корками флакон с духами

Конструирование: изготовление вертушки

Игра «Буря в стакане»

Заучивание: «Ветер, ветер ты могуч…»

«Вещество

Вода и ее свойства»

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, закрепить знание свойств воды:

прозрачность, текучесть, способность растворять. Вырабатывать умение определять температуру воды на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Умение детей делать простейшие умозаключения активизировать словарный запас. Соблюдать правила ТБ

1.Превращения капельки

Цель: дать детям представления о том, что вода может быть жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

Емкость с водой, лед, горячая вода, железная крышка

Беседа: «Вода и жизнь»

На прогулке: наблюдение за снегом, сосульками

Чтение рассказа «Твердая вода»

2.Куда исчезла вода?

Цель: Проведение опытов, умение делать выводы

2 стакана с водой, крышка

Беседа: «Вода – помощница»

Отгадывание загадок.

3.Разная вода

(море – соленая, река – пресная, проточная, озеро – стоячая)

Емкость с водой, соль, картинки с изображением моря, реки, озера

Познавательная пятиминутка «Моря соленые и не очень»

4. Как движется вода?

Цель: познакомить с круговоротом воды в природе

Кастрюля с горячей водой, крышка, лед и снег,

картинка «Круговорот воды в природе»

«Круговорот воды в природе»

Чтение рассказа «Почему идет дождь»»

                «Вещество. Магнит и его свойства»

Познакомить детей с понятием магнит, его свойствами и использованием.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом. Развивать любознательность.

Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

1.Притягивает – не притягивает

Цель: Расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением свойств магнитов притягивать железо.

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые

предметы

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит.

Чтение сказки о Магнито

лике.

2.Действует ли магнит через другие материалы?

Цель:Познакомить детей с особенностями материалов, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.

Магнит на палочке, различные пуговицы, компас

Познавательная пятиминутка «Магнитные свойства Земли. Знакомство с компасом»

Сказка Колобок на магнитный ладок»

3.Как достать скрепку из воды, не замочив рук?

Цель: Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.

Банка с водой, скрепка, магнит

Игра «Помоги Зайчику»

                 «Свойства материа

лов»

Формировать у детей умение узнавать вещи, сделанные из стекла, бумаги, ткани, дерева; выявлять их качества и свойства, развивать собственную познавательность опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

1. Родственники стекла

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянс: фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, , вода, фарфоровые чашки, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Чтение сказки

«Осколок стекла»

2. Мир бумаги.

Цель: Узнать различные виды бумаги (писчая, салфеточная, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

Квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.

Изготовление поделок из бумаги

С. Михалков «Лист бумаги» Стихотво

рение

3. Мир ткани

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Д/и «Из чего сделано»

4.Мир дерева

Цель: расширить знания детей о свойствах дерева

Дерево, гвоздь, молоток, магнит, емкость с водой

Наблюдение на прогулке за деревьями.

Беседа: «Приключение карандаша»

Загадки по теме

                           «Растения»

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, вода, свет), воспитывать интерес к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом.

1.Как веточка березы весну встречала.

Цель: подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений.

Веточка березы, ваза с водой

Игра «Хорошо – плохо»

Чтение сказки П.А. Синявского «Сказка про лекарственные растения»

2.Нужен ли корням воздух?

Цель: Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Ёмкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

На прогулке: наблюдение за растениями под снегом

3.Растения пьют воду.

Сельдерей, вода, синий пищевой краситель, стакан с водой

Проращивание одинаковых семян в 2 блюдцах (в пустом и с влажной ватой

Чтение сказки «Домашний садик»

4.Растение может обеспечивать себя питанием.

Цель: познакомить со способами питания растений

Познавательная пятиминутка «Питание растений»

Выращивание зеленого лука

«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»

Дать детям первоначальные представления о строении Солне

чной системы, о том, что Земля – уникальная планета. Развивать любо

знательность

1.Вращение земли.

Познакомить детей с солнечной системой

Тарелка;

скорлупка от яйца всмятку; яичный желток.

На прогулке: обращать внимание на солнце, погоду дня

2. Волшебный круг

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра.

Цветовой волчок или юла

Д/у «Нарисуй солнце»

Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях»

3. Влияние солнечного света на жизнь на Земле Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

2 камешка, деревянный ящик

Игра «А что, если…»

4. Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха.

Два термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Чтение стих. Ю. Марцинкявичус «Солнце отдыхает»

                              «Почва»

Дать детям представление из чего состоит почва, значение почвы для человека, животных, формировать у детей познавательный интереса к природе.

1.Из чего состоит почва?

Цель: показать из чего состоит почва

Лист бумаги, почва, микроскоп, лупа

Д/у «Из чего состоит почва»

Рассказ «Родная земля – кормилица людей»

Ирис Ревю

2.В почве есть воздух

Цель: показать, что в почве есть воздух

Образцы почвы банки с водой (на каждого ребенка и воспитателя).

На прогулке: прокопка почвы для посадки

3.Земля, пей водичку.

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Две банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).

Загадки о земле-кормилице

4.Вытаптывание почвы.

Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы ухудшают

ся условия жизни подземных обитателей, а значит, их стано

вится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Для образца почвы: первый – с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй – с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой этикетки силуэт человеческого следа и рисунок растения).

Познавательная пятиминутка «Питание растений»

Выращивание зеленого лука

Литература:

  1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

  1. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010

  1. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.  Учитель, 2011
     

 5.   Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....

Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет

здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность  это вы...

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....

«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»

Дошкольные образовательные учреждения  накопили разнообразный  практический материал, использование  которого помогает  педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и  ...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...