Проект "Наши верные друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Цель проекта: развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_vernye_druzya.docx | 71.88 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»
Педагогический проект для детей средней группы
«Наши верные друзья»
Разработали: Марченко Т.М., воспитатель.
Ленинск-Кузнецкий ГО
Паспорт проекта
Название проекта | «Наши верные друзья» |
Тип проекта | Педагогический, долгосрочный |
Целевая группа | 1.Дети средней группы 2.Родители. |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности. Задачи проекта: 1. Развивать творчество, креативность, любознательность участников проекта. 2. Формировать интерес к познавательной деятельности. 3. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных. 4. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными. 5. Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным. 6. Способствовать установлению партнёрских, сотруднических отношений ДОУ с семьёй каждого воспитанника |
Сроки реализации проекта | I этап (подготовительный) с 22.07.2022 по 02.09.2022г. II этап (основной) с 05.09.2022 по 28.04.2023г. III этап (заключительный) с 01.05.2023 по 29.05.2023г. |
Теоретическая основа создания проекта | За основу взяты концептуальные основы Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «От рождения до школы» |
Перечень основных мероприятий реализации проекта | 1. Драматизация сказки « Рукавичка» 4. С\р игра « Салон « У Жу Жу» Фотоальбом «Наши верные друзья» |
Ожидаемые конечные результаты. | Продукт проекта: Фотоальбом «Наши верные друзья» Результат: 1. Сформированность базы знаний у 75 % детей о домашних животных. 5. Увеличение познавательной активности у 60 % детей к теме проекта. 6. Повышение уровня заинтересованности у 70% родителей к образовательной деятельности. 7. Пополнение развивающей среды по теме проекта. |
Пояснительная записка
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность»
Л. С. Выготский
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного воздействия. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные составляющие гуманистического подхода. Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров, связан с пониманием воспитания как совместной деятельности детей и взрослых.
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.
Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В условиях модернизации современной системы образования и осознания возросшей роли инновационной деятельности, мы стремимся к обновлению содержания, достижению нового качества образования на основе внедрения инноваций по приоритетным направлениям деятельности, обозначенным в Программе развития дошкольного учреждения.
Мощным инструментом содействия педагогам в профессиональном росте, воспитанникам в успешном освоении образовательной программы с учетом ФГОС ДО, родителям в осуществлении активного участия в воспитательно-образовательном процессе является инновационный проект экологической направленности «Наши верные друзья» имеющий – социальную значимость конкретных мероприятий, составляющих сущность проекта.
Проект рассчитан на средний дошкольный возраст и реализуется в течение учебного года.
Цель проекта: развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Развивать творчество, креативность, любознательность участников проекта.
2. Формировать интерес к познавательной деятельности.
3. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.
4. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными.
5. Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.
В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:
1.Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.
2.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
3.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
4.Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
Формы работы по проекту.
– работа с детьми:
1.Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.
2.Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
3.Инсценировки сказок, этюдов.
4.Проведение игровых занятий.
5. Пополнение предметно – развивающей среды группы.
– работа с родителями:
1.Выполнение творческих заданий.
2. Изготовление плоскостных фигурок домашних животных;
3. Оформление фотовыставок и альбомов домашних животных.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный)
Направление деятельности: анкетирование родителей, детей обсуждение цели и задач проекта с родителями, разработка структуры и содержание проекта, создание условий для его реализации, сбор и обработка методических, практических материалов.
II этап – основной (деятельностный)
Направление деятельности: реализация основных видов образовательной деятельности по направлению проекта.
III этап – итоговый (аналитический)
Направление деятельности: соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными знаниями, обобщение материалов проекта.
Ожидаемый результат:
Дети:
Расширение базы знаний у детей о мире домашних животных.
Развитие у детей умения подбирать и систематизировать материал для исследования по теме проекта
Расширение и активация словаря
Развитие у детей любознательности, воображения, мышления, памяти
Родители:
Повышение общей и экологической культуры.
Приобретение знаний по вопросам организации проектной деятельности дошкольников
План реализации проекта
Этап | Срок | Цель | Мероприятия |
I этап -Подготовительный (организационный) | с 20.07.2022 по02.09.2022 | Разработка содержания проекта, создание условий для его реализации. | 1. Подготовка методического обеспечения проекта: ▪ Разработка проекта; ▪ Подбор научной и методической литературы. ▪ Подготовка оборудования и материала. 2. Опрос детей и родителей на тему «Есть ли у вас домашнее животное» 3. Проведение родительской гостиной «Наши четвероногие друзья
|
II этап- Основной (деятельностный) | с 05.09.2022 по 28.04.2022 | Реализация основных видов образовательной деятельности по направлению проекта | 1. Реализация основных мероприятий проекта (приложение 2) 2. Создание соответствующей развивающей среды 3. Организация мини-библиотеки по теме проекта в помощь родителям
|
III Итоговый (аналитический) | с 01.05.2022 по 29.05.2022 | Анализ итогов работы | 1. Презентация фотоальбома «Наши верные друзья» 3. Опрос детей и родителей на тему «Есть ли у вас домашнее животное»
|
Перспективный план
период | Совместная деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями как социальными партнерами | Ответственные |
Сентябрь | Диагностика. Анализ полученных результатов. Просмотр документального фильма о животных Рассматривание открыток «Жизнь собак», «Кошки и их дикие родственники» чтение художественной литературы о братьях наших меньших: С. Маршак «Усатый-полосатый», В. Чарушин «Кошка», «Собака»; Г. Остер «Котенок по имени Гав»; В.Бианки «Первая охота», «Рыбий дом»; Б.Сергуненков «Рыбка и головастик»; К.Авдеенко «Кот Маркиз»; В.Сутеев «Три котёнка»; В.Токмакова «Где спит рыбка». сюжетно – ролевые игры: «Ветеринар», «Семья», « Зоомагазин». дидактические игры: “Кто где живет?”, Найди пару» , «Найди маму для малыша»,”Где чей домик?”, “Угадай, кто спрятался?”, «Что за звук», “Угадай, что изменилось?” «Кто что ест». подвижные игры: «Воробушки и кот», «Мышеловка», «Цыплята и кот», «Лохматый пес», «Кот и мыши». | Консультация для родителей на тему: «Роль домашнего животного в жизни вашего ребенка» Выпуск рекламного буклета «Верный друг» к родительскому собранию. | Воспитатели дети родители |
Октябрь | Рассматриване иллюстраций с изображением животных (кошек и собак), ситуативный разговор. Чтение произведения Т.Собакина «Друг навсегда» Беседа: «Собака друг человека» Разработка эскизов одежды для собак в рамках праздника осени «Лохматые модницы» Подбор художественной и познавательной литературы, игрушек и фигурок кошек и собак – мини-библиотека «Верный друг» проигрывание ситуаций: «Мы пришли на птичий рынок», «Мой котёнок заболел», «Почему хомячок не хочет со мной играть», «Покажем Чебурашке как надо ухаживать за щенком».
| Сбор художественной и познавательной литературы о кошках и собаках. Помощь в разработке эскизов одежды для собак | Воспитатели дети родители |
Ноябрь | Изготовление дидактической игры «Угадай-ка» Чтение художественных произведений Л.Толстого «Булька» «Милька и Булька» Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки» Д/и «Собери картинку» Изготовление поделок из бумаги (кошек, собак) для оформления уголка проектирования Составление совместно с детьми описательного рассказа о своем домашнем питомце. Изготовление из бросового материала «Друзья для кошки Фроси» | Папка-передвижка «Жизнь собак осенью» Изготовление атрибутов и пошив костюмов к театральным постановкам. Сбор материала для альбома «Мы такие разные» | Воспитатели дети родители |
Декабрь | Беседы «О Жучках и Мурках» Лепка «Собака со щенком» Д\и «Что лишнее» Чтение художественных произведений Г.Шалаевой «Домашние животные» «Удивительная кошка» Изготовление макета «Собачий дворик» | Подбор фотоматериала для оформления альбома «Мое любимое животное» Пополнение коллекции игрушек кошек и собак для обыгрывания построек. | Воспитатели дети родители |
Январь | Беседа по безопасности «Почему собаки кусаются» Д\и «Наши помощники», «Отвечай быстро» Экскурсия в Эколого-биологический центр Чтение энциклопедии «Все о кошках» «Лохматый друг» Создание альбома «Мое любимое животное» Оформление выставки творческих работ детей группы «Друзья для кошки Фроси» | Предложить родителям схемы- опоры для составления описательного рассказа с детьми дома на тему «Мое любимое животное» Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, ростовых кукол к театрализованной деятельности. | Воспитатели дети родители |
Февраль | С\р игра « Салон «У Жу-Жу» Чтение познавательной литературы на тему «Наши спутники и друзья» Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Конструирование «Будка для собаки» | Изготовление макета жилища кошки «Муркин дом» Изготовление трафаретов кошек и собак разных пород. Конкурс на оформление обложки к альбому «Мое любимое животное» | Воспитатели дети родители |
Март | Чтение художественного произведения Г.Остера «Середина сосиски» Аппликация «Собачья площадка» Изготовление атрибутов к театрализованному представлению сказки «Рукавичка» С\р игра «Зоолечебница» Рассматривание альбома «Мы такие разные» Беседа с детьми на тему: «Осторожно злая собака» | Подбор загадок, пословиц, стихов о кошках и собаках. | Воспитатели дети родители |
Апрель | Словесная игра «Будь внимательным» Чтение художественного произведения Т.А. Шорыгиной «Кнопка». Показ сказки «Рукавичка» для детей младших групп | Подбор материала из истории жизни кошек и собак. Проведение творческой гостиной на тему: «Наши четвероногие друзья» | Воспитатели дети родители |
Май | Диагностика. Анализ результатов Презентация фотоальбома «Наши верные друзья»
|
|
Воспитатели дети родители |
Приложение 1
Диагностический материал
1. Сведения о домашних животных (кошках и собаках)
Вопросы:
1. Каких домашних животных ты знаешь?
2. Предложить ребенку из нескольких картинок выбрать кошек и собак и назвать их породы.
3. Чем покрыто тело кошек и собак?
4. Какого цвета шерсть?
5. Какая она на ощупь?
6. Чем отличаются кошки от собак?
7. Как передвигаются кошки (собаки)?
8. Какими словами можно сказать о кошке (собаке), какая она?
9. Чем питается кошка (собака)?
10. Кто кормит домашних животных?
11. Какую пользу приносят кошки и собаки человеку?
Уровни компетентности:
Высокий – 3 балла
– Ребенок называет большое количество пород кошек и собак, вычленяет характерные особенности и существенные признаки домашних питомцев.
– Умеет сравнивать объекты природы по признакам различия и сходства.
– Имеет представление об уходе за кошками и собаками, о проявлении чувств у животных.
– Самостоятельно проявляет интерес к кошкам и собакам.
Средний – 2 балла
-Ребенок различает и называет несколько меньшее число пород кошек и собак, недостаточно четко и уверенно выделяет характерные особенности и существенные признаки домашних питомцев.
– При сравнении объектов природы больший упор делает на различия.
– Наблюдает за домашними животными только при подаче взрослого, не проявляя должной самостоятельности.
– Трудовые процессы выполняет под руководством взрослого, не всегда добиваясь хорошего результата.
Низкий -1 балл
-Ребенок различает и называет несколько пород кошек и собак, не выделяя характерные особенности и существенные признаки.
– Сравнивает кошек и собак по отдельным характерным признакам.
– Не владеет способами ухода за кошками и собаками.
– Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими привлекающими объектами.
2. Отношение к животным (кошкам и собакам).
Вопросы:
1. Любишь ли ты кошек и собак? Почему?
2. Как ты можешь помочь животным (кошкам, собакам)?
3. Какие правила безопасного поведения с кошками и собаками ты знаешь?
4. Как нужно заботиться о домашнем питомце, чтобы вырастить его здоровым?
5. Откуда появляются бездомные животные? Каким должен быть хозяин домашнего животного?
Уровни компетентности:
Высокий– 3балла
-Ребенок проявляет гуманное отношение к кошкам и собакам, а также создает благоприятные условия для жизни и существования домашних животных.
– Соблюдает правила безопасного поведения с кошками и собаками.
-Проявляет эмоциональный отклик и положительные переживания в процессе контакта с домашними животными.
Средний – 2 балла
– Проявляет гуманное отношение к домашним питомцам, но не замечает и не комментирует проявления негативного отношения других детей к ним.
– Соблюдение правил безопасного поведения с кошками и собаками носит ситуативный характер.
-Создает благоприятные условия для жизни домашних питомцев, чаще всего при подаче взрослого.
Низкий -1балл
– Безразличен к домашним животным.
– Положительные эмоциональные переживания к кошкам и собакам неустойчивы и связаны с яркими, привлекающими внимание деталями домашних животных.
– Ребенок не всегда соблюдает элементарные правила обращения с кошками и собаками, даже при напоминании взрослого.
Приложение2
« Друг навсегда». Тим Собакин.
Жизнь древнего человека была полна опасностей. Он охотился на страшных зверей, оберегал свое жилище от непрошеных гостей, охранял домашний скот от нападения и тех, и других. И первым помощником в этих трудных делах ему стала собака.
Прошли десятки тысяч лет, миновали Всемирный потоп и Ледниковый период. А собака так и живет рядом с человеком – вовсю охотится, оберегает, охраняет… Порой, выручает из беды! Сенбернар ищет путников, заблудившихся в снежных горах, ньюфаундленд, он же водолаз, вытаскивает из воды незадачливых пловцов.
А сколько открытий сделано в науке, особенно в медицине, благодаря простой неизвестной дворняжке! Ей даже памятник за это поставили. Да и в космосе собаки побывали раньше человека, испытав на собственной шкуре, что такое перегрузка и невесомость.
Впрочем, без внимания они тоже не остались. Возникла целая наука о собаках – кинология.
В отличии, от диких сородичей, домашние собаки живут в домах как полноправные члены семьи. Доставляя радость детям и взрослым. Разве не занятно поучить собаку азбуке? Она ведь все понимает, только сказать ничего не может. В цирке собаки умеют считать. Вдруг и читать когда– нибудь, научатся.
Если надоест учиться, можно покататься верхом на собаке. Чем она хуже
лошади или ослика? В собачьей упряжке, например, каждая ездовая собака способна тянуть груз до 50 килограмм, пробегая в день по 80 километров.
Когда же собаке станет тяжело, пусть покатает котенка. Обоим должна понравиться такая забава. Напрасно говорят, живут как кошка с собакой, то есть постоянно ссорятся, ругаются. Бывает, что собака и кошка прекрасно уживаются друг с другом.
Сейчас в мире существует более 400 пород собак. И никакая собака, хоть и произошла когда-то от волка, не станет злой или глупой, если с ней ласково обращаться и правильно воспитывать. Наоборот, она будет добрым, послушным и верным другом. Навсегда!
Беседа «Собака – друг человека»
Программное содержание: – познакомить детей с интересными фактами из жизни собак;
– уточнять и расширять представления детей о собаке, домашнем животном и друге человека;
– развивать речь, мышление;
– воспитывать интерес к животным, желание заботиться о них, узнавать что-то новое, интересное.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением собак, картина «Собака со щенятами», разрезные картинки с изображением собак.
Ход :
Детям раздаются разрезные картинки с изображением разных пород собак.
В.- Сложив картинки, вы узнаете,о каком животном мы будем сегодня говорить.
В.- Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Д.- Это собака.
Воспитатель расширяет представление детей о собаках:
« Собака- первое животное, которое приручил человек. В давние времена древние люди и волки жили рядом и добывали себе пропитание одним способом- охотой. Волки стремились поближе держаться к людям, в надежде на свою долю в случае удачной охоты человека. А люди, все чаще приносили к себе маленьких волчат. Но человек очень скоро понял, что у прирученного волка есть одно очень ценное качество – он может быть хорошим помощником охотника.
Позже человек приручал и других животных. Людям не надо было теперь много охотиться, так как они стали содержать и выращивать свиней, коров, баранов. И у собаки появилась новая обязанность – охранять стада. Эта обязанность сохранилась и по сей день. Сегодня собаки охраняют не только стада, но и наши дома и даже границы нашей Родины (показ картинок).
Сегодня в мире насчитывается около 400 пород собак (демонстрируя иллюстрации). Благодаря своим качествам, (отличному нюху, уму, преданности) собаки помогают людям. Известны собаки служебные, охотничьи и декоративные.
В.- Ребята, как вы думаете, в чем помогают людям служебные собаки?
Д.- Служат на границе, собаки – поводыри – помогают жить слепым людям, собаки – спасатели – сохраняют жизнь людям в горах и в воде и т.д.
В.- Как помогают людям охотничьи собаки? ( ответы детей)
В.- Для чего нужны людям декоративные собаки?
Во время разбора педагог демонстрирует детям некоторые породы собак, используемые в тех или иных случаях.
П./игра «Найди себе пару».
Дети выбирают по одной картинке собаки. Картинки перевернуты, но по звуковому сигналу бегают по группе. При остановке музыки дети находят себе пару (две собаки одной породы) и называют породу собак.
Затем меняются и игра продолжается.
Дети садятся на стульчики, проводится игра «Хорошо – плохо».
1. Если мы даем собаке витамины, это хорошо или плохо?
2. Водим собаку на прогулку?
3. Привязываем собаку?
4. Пытаемся забрать щенят у собаки, чтобы вволю поиграть?
5. Кормим собак сладостями?
В.- Ребята, человек должен заботиться о домашних животных?
Как человек заботится о собаках? (ответы детей, уточнения педагога).
В заключении педагог предлагает детям рассказ – загадку «Щенок».
На одной улице жили три товарища: Коля, Саша и Андрей. А по соседству с ними жил старик, у которого жила собака Жучка. Друзья часто приходили в гости к старику поиграть с Жучкой. В душе каждый из них мечтал иметь дома такую же собаку.
Однажды старик сказал трем друзьям, что у жучки скоро будут щенки, и он даст каждому по щенку. Мальчики с нетерпением стали ждать, когда у Жучки появятся щенки. И вот Жучка ощенилась. Но у нее был только один щенок. Задумались друзья: кому же из них старик отдаст щенка! Старик посмотрел на мальчиков и говорит: «Вы все хорошие мальчики, но кому отдать щенка, я решу после того, как каждый из вас ответит мне, что сделает для щенка, если он будет жить у него».
Коля сказал: « Я завяжу щенку большой, красивый бант»
Саша сказал: « Я все время буду только играть со щенком»
Андрей сказал: «Я приготовлю щенку теплую, мягкую постель в корзинке, налью молока в блюдечко, буду гулять, и играть с ним. А когда щенок немного подрастет, буду ухаживать за ним, я постараюсь сделать все, чтобы он не болел, а был веселым и радостным».
В.- Ребята, как вы думаете, кому старик отдаст щенка?
Воспитатель предлагает детям рассказать о своей собаке, если есть. Как зовут, какой она породы, чем питается, как за ней ухаживают и т.д.
Итог : – О каком животном мы говорили ?
– Что нового узнал каждый из ребят?
– Собака, какой породы нравится ребятам? Почему?
Дидактическая игра «Угадай-ка»
Цель: учить детей узнавать и называть породу собак, по словесной загадке.
развивать сообразительность, внимание, выдержку.
Правила игры:
Детям раздается набор карточек с изображением кошек и собак разных пород. Ведущий читает загадку-описание, ребенок должен поднять подходящую к описанию картинку собаки или кошки. Победителем считается тот ребенок, который больше всего правильно поднял карточек из набора.
«Милька и Булька»
Л.Н.Толстой
Я завел себе для фазанов легавую собаку. Собаку эту звалиМильтон: она была высокая, худая, крапчатая по серому, с длинными брылами и ушами и очень сильная и умная. С Булькой они не грызлись. Ни одна собака никогда не огрызалась на Бульку. Он, бывало, только покажет свои зубы, и собаки поджимают хвосты и отходят прочь. Один раз я пошел с Мильтоном за фазанами. Вдруг Булька прибежал за мной в лес. Я хотел прогнать его, но никак не мог. А идти домой, чтобы отвести его, было далеко. Я думал, что он не будет мешать мне, и пошел дальше; но только что Мильтон почуял в траве фазана и стал искать, Булька бросился вперед и стал соваться во все стороны. Он старался прежде Мильтона поднять фазана. Он что-то такое слышал в траве, прыгал, вертелся; но чутье у него плохое, и он не мог найти следа один, а смотрел на Мильтона и бежал туда, куда шел Мильтон. Только что Мильтон тронется по следу, Булька забежит вперед. Я отозвал Бульку, бил, но ничего не мог сделать с ним. Как только Мильтон начинал искать, он бросался вперед и мешал ему. Я хотел уже идти домой, потому что думал, что охота моя испорчена, но Мильтон лучше меня придумал, как обмануть Бульку. Он вот что сделал: как только Булька забежит ему вперед, Мильтон бросит след, повернет в другую сторону и притворится, что он ищет. Булька бросится туда, куда показал Мильтон, а Мильтон оглянется на меня, махнет хвостом и пойдет опять по настоящему следу. Булька опять прибегает к Мильтону, забегает вперед, и опять Мильтон нарочно сделает шагов десять в сторону, обманет Бульку и опять поведет меня прямо. Так что всю охоту он обманывал Бульку и не дал ему испортить дело.
«Булька»
Л. Н. Толстой
У меня была мордашка,… Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые. У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней, и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперед, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, черные и блестящие; и зубы ,и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силен и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать. Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нем держался, пока его не облили холодной водой. Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я уехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушел от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то черное и блестящее. Это был Булька в своем медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то, втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю. Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна. И прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так двадцать верст в самый жар.
Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные машины»
Программное содержание:
– учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов воспитателя, подбирать определения, синонимы и антонимы.
– упражнять в составлении предложений – путаниц и в последовательной замене слов в этих предложениях.
– развивать у детей чувства ритма и рифмы при составлении шуток–чистоговорок.
– воспитывать любознательность, чувство юмора.
Ход :
В.- ребята, что вы представляете, когда слышите слово « пожар»? Какие чувства у вас вызывает это слово? (ответы детей)
В.- Кто помогает людям справиться с пожаром? ( Пожарные)
В.- Пожарные – это специально подготовленные и обученные люди. Но есть и специальные собаки – помощники человека. Вот о таких собаках – пожарных я прочитаю рассказ – быль.
Воспитатель читает рассказ – быль Л. Толстого «Пожарные собаки», поясняет, что Лондон – это город в другой стране, в Англии.
«Пожарные собаки»
Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть.
Для этого в Лондоне приручены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей, ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она, но Боб опять рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще кто – то живой, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
После чтения воспитатель задает вопросы:
– Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?
-Почему собак называли – пожарными?
– Что делают пожарные собаки?
– Что произошло однажды в городе Лондоне?
– Чем закончился рассказ?
Воспитатель читает рассказ повторно, дает установку на последующий пересказ. После чтения вызывает троих детей, они распределяют между собой, кто будет рассказывать первый о пожарных собаках, второй – о собаке Боб, которая спасла девочку, третий – заканчивает пересказ эпизода о том, как собака принесла куклу.
Воспитатель выслушивает два – три пересказа и задает вопросы:
-Что было с мамой, когда она увидела девочку в горящем доме?
( мама плакала, была в страхе, отчаянии, печальная)
– А когда она увидела, что ее девочка жива, она стала какая?
(довольная, оживленная, даже плакала от радости)
Физ.минутка.
В.- А теперь придумайте шутку – чистоговорку. Я буду говорить первую строчку, а вы должны закончить:
Ты собачка, где гуляла?
(Я за зайчиком бежала).
Эй, щеночек, где ты был?
(В лесу бабочек ловил).
Словесная игра «Взрослый – детеныш»
Воспитатель называет взрослых животных, а дети – детенышей.
Собака – щенок
Кошка – котенок
Корова – теленок
Лошадь – жеребенок
Свинья – поросенок
Коза – козленок
Овца – ягненок
Итог : – Понравился ли рассказ?
– Почему рассказ называется быль?
– Почему собака принесла куклу?
– Как вы думаете, легко ли было научить собаку помогать людям?
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель:- расширять знания детей о собаках разных пород и особенностях их внешнего вида.
-учить складывать целое изображение из отдельных частей.
-развивать сообразительность, внимание.
Правила игры:
Ведущий раздает конверты с разрезными изображениями разных пород собак.
Дети должны собрать целостное изображение собаки и назвать ее породу.
Победителем считается тот, кто быстрее соберет картинку и правильно назовет породу собаки.
Беседа «О жучках и мурках»
Программное содержание:
– учить детей ответственному отношению к домашним животным.
– закреплять знания о том, какой урон причиняют бродячие кошки и собаки.
– воспитывать отзывчивость, ответственность за прирученных животных.
Ход :
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.Дмитриева «Бездомная кошка»
Однажды я встретил бездомную кошку:
– Как ваши дела?
– Ничего, понемножку…
– Я слышал, что вы тяжело заболели…
– Болела.
-Так значит лежали в постели?
– Лежала на улице много недель-
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумал я: «Странно, что в мире огромном,
Нет места собакам и кошкам бездомным.
В.- Ребята, откуда берутся бездомные животные, не виноваты ли в этом люди? ( ответы детей)
В.- Послушайте отрывок из стихотворения С.Михалкова «Зяблик»
Хотят на день рожденья
Мне подарить щенка.
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»
В.- Ребята, как вы думаете, почему он так считает?
– Что значит «быть готовым иметь домашнее животное?»(ответы детей)
В.- Взять животное в дом – это большая ответственность перед ним и перед окружающими людьми. Любить животных и любить с ними поиграть, погладить – не одно и тоже. Любовь к животным требует времени, терпения, труда, заботы и средств.
В.- Ребята, как нужно заботиться о животном, чтобы оно было здоровым, послушным, умным? (ответы детей)
В.- Как и где нужно выгуливать собаку, чтобы она не доставляла неудобств
другим людям? ( На собачьей площадке, в наморднике, на поводке.)
В.- Можно ли выпускать собаку на улицу одну: «Пусть погуляет?» почему?
(ответы детей)
В.- Собаку или кошку можно взять лишь тогда, когда ты уверен, что
сможешь ухаживать за ней, не доставляя неприятностей соседям,
прохожим.
Нередко хозяину становится в тягость его обязанности.
И если он безжалостный человек, то перестает пускать животное в дом. По
вине таких людей очень многие кошки и собаки становятся бездомными и
очень несчастными.
Творческое задание: «Помоги собаке, кошке»
– Детям предлагаются игрушки кошки и собаки, и от имени животного
ребенок рассказывает о трудностях бездомной жизни.
В.- Бросая своих домашних животных, или унося от дома, а значит и от
хозяина глупых, маленьких котят и щенят, бросая их на произвол судьбы,
человек поступает безответственно.
В заключение можно предложить детям рассказать о своих собаках и
кошках, о том, как они заботятся о них. Можно попросить детей прочитать
стихи, спеть песенку, загадать загадки о домашних животных.
Лепка «Собака со щенком»
Программное содержание:
-учить детей лепить животных, передавая их характерные особенности: форму тела, головы, лап, их расположение;
-закреплять умение лепить предметы из целого куска и отдельных частей, умение создавать изображения разной величины, в разном положении;
-воспитывать внимание, терпение.
Ход:
В.- Ребята, сегодня я расскажу вам про забавного домашнего животного, а про кого, догадайтесь сами:
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (собака)
В.- Ребята, я не только расскажу вам про собаку, но и научу ее лепить.Работать
вы должны вместе со мною.
Рассказ- показ.
Жил- был пес. Его звали Тэд. Он ужасно любил поесть. Особенно он любил сосиски, сардельки. Наверное, поэтому сам он был похож на сосиску или сардельку, только очень большую. Туловище у него большое и толстое, как большой кусок колбасы- вот такое (показ).Лапы –как маленькие и толстые сосиски. Вот такие(показ). Делаем лапы, прикрепляем их к туловищу и сглаживая места соединения. Морда- как сардельки… Из-за того, что он много времени думает о еде, особенно о котлетах, верхняя часть головы у него как котлета…вот такая (показ),да и шея похожа на котлету…
Уши похожи на шнурки от сосисок. Он очень умный и красивый. Чтобы он хорошо видел – делаем глаза из бисера. Чтобы Тэд хорошо лаял -делаем рот. Вот так (показ)
Когда он ласкается, то виляет хвостиком. Хвост, кстати тоже похож на сосиску. А когда Тэд своим большим и чутким носом…Делаем нос. Вынюхивает что-то вкусненькое, начинает аппетитно облизываться,… Делаем язык.
В.- Забавный песик у нас получился, правда, ребята!
В.-А чтобы ему было с кем играть, слепите для него самостоятельно щенков.
Предложить детям слепить щенка из целого куска пластилина. Вместе определить последовательность лепки.
В процессе работы обращать внимание на использование разнообразных приемов, поощрять стремление детей добиваться большей точности изображения всех частей щенка.
В конце дети устанавливают пса и щенков на общую подставку, придумывают кличку своему щенку, определяют, на какую породу похож тот или иной щенок. Фантазируют, как щенок будет играть с взрослой собакой.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Цель: – расширять знания детей о предметах ухода, продуктах питания собак и кошек.
– закрепить коммуникативные навыки, умение работать с карточкой.
Правила игры:
В игре могут участвовать 6 человек. Детям раздаются карточки с изображение разных предметов. Ребенок должен зачеркнуть те предметы, которые не нужны собаке или кошке.
Дидактическая игра «Наши помощники»
Цель: – уточнять знания детей о разных породах собак, их особенностях поведения.
– закреплять знания детей о том, какую помощь могут оказать собаки людям разных профессий.
Правила игры:
В игре могут участвовать 6 человек. Ведущий раздает карточки с изображением людей разных профессий и набор картинок с изображением собак разных пород. Ребенок должен подобрать картинку с изображением той собаки, которая может помочь человеку данной профессии.
II – вариант.
Ведущий показывает картинку с изображением человека определенной профессии. Ребенок должен найти картинку собаки- помощника.
Дидактическая игра «Отвечай быстро»
Цель: – расширять представления о домашних животных (собаках).
– продолжать знакомить с различными породами собак.
– обогащать словарь детей.
– развивать быстроту реакции, любознательность.
– воспитывать чувства справедливого соперничества.
Правила игры:
Ведущий показывает таблицу с изображением собак и кошек.
Задает вопросы детям:
1.Какие собаки нарисованы в первом столбике. Назови их.
2.Сколько декоративных собак на таблице?
3.Назови собак- спасателей на таблице.
4.Какая собака может достать зверя из норы?
5.Какие собаки легко дрессируются и выступают в цирке?
6.Какая собака может задержать нарушителя границы?
7.Назови бойцовскую собаку?
За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Победителем считается тот ребенок, который набрал наибольшее количество фишек. (вопросы к игре могут варьироваться, дополняться)
Сюжетно –ролевая игра: Салон «У Жу- Жу»
Цель: – раскрыть для детей смысл деятельности парикмахера животных.
– формировать умение творчески развивать сюжет игры.
– воспитывать уважение к профессии парикмахера.
Игровой материал: вывеска с названием салона,полочка для размещения атрибутов, наборы детских игрушек «Детский парикмахер», накидки для парикмахеров, тазы и полотенца для мытья собак, альбом причесок для собак «Это модно», касса.
Подготовка к игре: экскурсия в парихмахерскую, беседа о работе парикмахера собак, чтение произведений о работе парикмахера, изготовление аьбома причесок для собак «Это модно», рассматривание иллюстраций на тему: «Собаки тоже хотят быть красивыми», изготовление атрибутов к игре.
Игровые роли: парикмахеры, маникюрщица, кассир, администратор,клиенты, уборщица.
Ход игры:
В начале игры, дети совместно с педагогом обсуждают сюжет игры и расспределяют роли. Каждый участник игры оборудует свое игровое место необходимыми атрибутами.
Во время проведения первой игры роль парикмахера педагог берет на себя. Он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли.
В последующих играх педагог может взять на себя роль администратора, с целью оказания помощи в разрешении конфликтных ситуаций и обогащения сюжета игры.
По окончании игры педагогу необходимо обсудить все ошибки, допущенные как работниками салона, так и клиентами.
Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
Программное содержание:
– учить детей составлять небольшой рассказ по картине, рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.
– закреплять умения подбирать слова – определения.
-совершенствовать умение образовывать уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Ход :
Вывешивается картина «Кошка с котятами»
Вопросы к детям:
– Как можно назвать эту картину?
– Расскажи о кошке. Какая она (большая, пушистая)
– Что можно сказать о котятах? Какие они?
-Чем они отличаются друг от друга?
(Окрасом шерсти, один – рыжий, другой черный, третий – пестрый)
– Котята отличаются цветом шерсти. А чем еще?
– Что делают котята?
(Один лакает молоко, второй играет с клубком, третий спит).
-Чем похожи котята?
(Они все маленькие, пушистые)
Котята по характеру очень разные. Давайте дадим им клички и их маме тоже.
Д.-Котенок Мурзик играет.
В.- Как еще можно сказать, что он делает?
Д.- Резвится, прыгает, катает клубок.
Д.- Котенок Барсик спит.
В.- Как еще можно сказать про него, что он делает?
Д.- Лежит, закрыв глаза.
Д.- Котенок Маркиз лакает молоко.
В.- Что он делает еще? Скажи по – другому?
Д.- Ест, пьет.
В.- Ребята, как вы думаете, кто оставил корзинку с нитками? Что же здесь случилось?
(Высказывания детей)
В.- придумайте рассказ по этой картине. Сначала расскажите, кто оставил здесь корзинку с нитками? Что произошло после этого?
Для совместного рассказывания вызвать двух детей, распределить между ними роли, кто начинает рассказ, кто заканчивает. Рассказывают две пары.
Физ. минутка.
Используя прием – эмпатии (превращений) дети – котята ползут, лениво выгнув спинку, мурлыча; дети – котята, лежа на спине, барахтаясь, играют с клубками.
В.- Чем отличаются котята от взрослой кошки?
В.- Кошка – мама, детишки – котята. Можно сказать, что это семья?
В.- Кого здесь не хватает? Кто папа?
В.- Назовите кота ласково: (котик, коток, котишка)
В.- Кто на картине большой, а кто маленький продолжи:
1. У котенка маленькие лапки, а у кошки – большие …лапищи.
2. У котенка маленький носик, а у кошки …носище.
3. У котенка маленькие усики, а у кошки большие… усищи.
4. У котенка маленькие глазки, а у кошки большие… глазищи
Примерный рассказ.
Однажды бабушка поставила на лавку корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У нее было трое котят. Все котята очень разные. Черный котенок спал около мамы, серый – лакал молоко, а рыжий – самый озорной- прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все нитки перепутал. Кошка – мама смотрела на своих котят и тихо мурлыкала.
В конце занятия ребята выбирают лучший рассказ. Объясняют, почему им этот рассказ понравился.
Конструирование из бумаги «Будка для собаки»
Программное содержание:
– продолжать учить детей вырезать части животного круглой формы;
– закреплять умение вырезать изображение предмета (будки), используя
приемы резания по прямой, по косой.
– упражнять в аккуратном наклеивании деталей.
– развивать творческие способности в оформлении поделки.
Ход:
Воспитатель читает стихотворение, показывает игрушку собаки.
-Вот и Бобик к нам пришел,
Головой качает.
Вот и Бобик к нам пришел,
Ой, как громко лает!
В.- Ребята, а вы знаете, почему так расстроен наш пес?
В.-У него очень старая будка. В ней становится сыро, когда идет дождь, а осенью и зимой будку продувает ветер, и в ней очень холодно и неуютно.
В.-Бобик пришел к вам сегодня с просьбой. Он принес рисунок с изображением новой будки и просит у вас помощи. Поможем Бобику?
Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунок будки. Уточняют форму ее частей, способы их вырезывания. Воспитатель напоминает детям о том, что будка должна быть не только теплой, но и еще и красивой, поэтому необходимо правильно подобрать сочетание цветов украшений для будки.
Самостоятельная деятельность детей.
После завершения работы устраивается выставка. Бобик отмечает в каждой работе что-то хорошее, красивое, оригинальное.
Воспитатель предлагает всем детям оценить работы и выбрать самую удачную, красивую аккуратную будку для Бобика.
Середина сосиски. Г.Остер.
Котенок Гав и щенок собрались позавтракать, но на двоих была только одна сосиска.
– Как же мы будем делить? – спросил щенок.
– Очень просто, – сказал котенок. – То, что от начала до середины сосиски, будет тебе, а от середины до конца – мне.
– Нет, так не получится.
-Почему не получится?
– Потому, что мы не знаем, где сосиски конец, а где начало. А значит, и середину не найдем.
– Действительно, – согласился котенок, – не знаем.
Тогда давай так: ты, начнешь, есть сосиску с одной стороны, а я – с другой. Там, где мы встретимся, и будет середина…
– Хорошо,- согласился щенок, и они начали есть. Когда их носы столкнулись, щенок сказал:
– Что- то мы очень быстро встретились. Ты уверен, что середина сосиски в этом месте?
– Теперь уже неважно,- сказал котенок. – Все равно никаких других мест у сосиски не осталось.
Собачья площадка»
Программное содержание:
– учить детей рисовать собак разных пород в движении, правильно передавая строение и величину;
-закреплять умение работать в коллективе, согласовывать действия, учитывая мнение других и соотнося свой рисунок с рисунками других детей;
– воспитывать любовь к живой природе, желание с нежностью относиться ко всему живому;
Материал: иллюстрации и фотографии собак разных пород, скульптура малых форм, гуашь, восковые мелки.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает выставку, на которой представлены скульптуры, фотографии, иллюстрации и открытки с изображением собак разных пород. Воспитатель обращает внимание на разнообразие собак, на их отличие по строению, по окрасу шерсти и ее длину, по размеру, на передачу движения(поворот головы, движения лап, хвоста). Отмечает общие внешние признаки у всех собак: наличие головы, лап, хвоста.
Затем каждый ребенок решает, собаку какой породы он будет рисовать, выбирает материал.
В.- Ребята. Как вы думаете, где хозяева должны выгуливать своих собак, чтобы они не доставляли неприятности посторонним людям?
Д.- На собачьей площадке.
В.- Что должно быть на собачьей площадке?
Д.- Разные снаряды для тренировки.
В.- Ребята, сегодня мы будем рисовать собак на собачьей площадке.
Дети договариваются между собой о том, кто, где будет изображать своего четвероногого друга. При необходимости дети объединяются в пары.
Воспитатель показывает способ изображения отдельных частей: (хвост колечком, висячие уши, удлиненное туловище)
Перед самостоятельной работой детей проводится пальчиковая гимнастика
«Щенок»
Вот за партами ребята растопыривают пальцы обеих рук
Расшалились как щенята, и ставит их подушками на парту.
Парты пальчиками трут трут пальцами парту, подтягивая их
Словно лапками скребут.к ладоням.
Самостоятельная работа детей.
Можно выставить скульптуры малых форм. В конце занятия дети раскладывают свои работы, соединяя их в одну общую «Собачью площадку».
Рассматривая рисунок, дети выбирают самую удачную работу, обращая внимание на узнаваемость породы, на удачную передачу движения, на выразительность и оригинальность. Дети дают клички своим собакам.
Сюжетно-ролевая игра «Зоолечебница».
Цель:- закреплять знания детей о профессии ветеринара.
-развивать умение принимать на себя главную роль в игре.
-воспитывать чуткое, заботливое отношение к животным.
Игровой материал: вывески с названиями кабинетов, игрушки животных, игровой набор «Кукольный доктор», ширмы, кушетки, буклеты.
Подготовка к игре: просмотр мультфильма «Доктор Айболит», посещение медицинского кабинета в детском саду, рассматривание иллюстративного материала, изготовление вывесок для кабинетов, буклетов, плаката «Уход за питомцем»
Игровые роли: ветеринар, медицинская сестра, регистратор, санитарка, гардеробщик, клиенты.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает совместно изготовленные буклеты.
Педагог обращает внимание на важность проведения профилактических прививок для собак. Дети приходят к выводу о необходимости посещения зоолечебницы со своими питомцами.
После распределения ролей, дети оснащают свои рабочие места необходимым оборудованием и атрибутами.
На первом этапе проведения игры педагог наблюдает за ходом игры и вносит коррективы в игровые действия детей.
На следующем этапе для видоизменения игры «Зоолечебница», можно объединить в один сюжет несколько сюжетно-ролевых игр: «Салон «У Жу-Жу», «Ателье».
По окончании игры воспитатель совместно с детьми делится своими впечатлениями об игре, обсуждают интересные моменты и ошибки, допущенные в
Словесная игра «Будь внимательным»
Цель:- активизировать память и слуховое восприятие.
– развивать быстроту реакции.
Правила игры:
Ведущий называет слова, а игроки должны хлопнуть в ладоши, услышав слово, подходящее собаке (кошке)
После проведения игры, для активации памяти и речи можно спросить: Вспомните, какие слова, подходящие собаке, кошке вы слышали.
«Кнопка» Т.А. Шорыгина
Эта история произошла в начале сентября. Сережа, послушав рассказы грибников о небывалом урожае опят, стал собираться в лес за грибами.
Он надел резиновые сапожки и куртку, положил в карман перочинный ножик, взял плетеную корзинку и позвал собаку Кнопку.
-Кнопка! Пойдем в лес за грибами!
Думаю, вы догадались, почему Сережину собаку звали Кнопкой.
Собачка была очень маленькая, размером не больше кошки, похожая на коричневую таксу, только уши у нее стояли торчком.
Кнопка, услышав голос хозяина, тотчас прибежала и весело запрыгала, закружилась вокруг мальчика. Она виляла хвостом и повизгивала от радости. Еще бы! Кнопка очень любила Сережу и была готова идти за ним хоть на край света.
Короткие сборы закончились, и друзья отправились в лес.
На опушке темнели свежие кротовые норки, а рядом с ними возвышались небольшие холмики влажной, рыхлой земли.
В Кнопке тотчас проснулся охотничий инстинкт. Собачка стала перебегать от норки к норке, прислушивалась и принюхивалась. Почуяв крота, Кнопка засунула свой черный влажный нос в одну из норок и быстро заработала короткими лапками, разрывая землю.
Сережа позвал малышку:
-Кнопка, что ты там застряла? Догоняй!
Собака оторвалась от увлекательного занятия и догнала хозяина.
В лесу было тихо. Деревья и кусты зеленели почти так же ярко, как летом. Осень успела подкрасить желтым цветом только кроны лип и кленов.
Грибов в лесу уродилось много. Попадались подберезовики в коричневых шапочках, но больше всего было опят.
Они карабкались вверх по старым пенькам, теснились на потемневших стволах поваленных берез, с любопытством выглядывали из- под опавшей листвы.
Сережа так увлекся сбором грибов, что не заметил, как очутился в незнакомом месте, возле густых зарослей ивняка. Отодвигая гибкие ветви, мальчик стал пробираться между кустами. В это время он поскользнулся, и через несколько секунд оказался на дне глубокой, прорытой весенними ручьями и летними ливнями, ямы. Падая, мальчик больно ударился ногой о корень. Корзинка выпала из рук, и грибы рассыпались по дну ямы. Мальчик глубоко вздохнул, растер больное место и огляделся. Промоина оказалась очень глубокой, а ее стенки крутыми и глинистыми. Сережа поднял голову и увидел, что Кнопка стоит на краю ямы и с сочувствием смотрит на него, готовая прыгнуть вниз по первому зову хозяина.
-Кнопка, стоять!- тихо скомандовал мальчик.
В ответ собака завиляла хвостом, будто хотела подбодрить друга.
Сережа собрал рассыпавшиеся грибы, ремнем прикрепил корзинку к поясу и стал осторожно карабкаться вверх по склону ямы. Но обрывистые стенки были скользкими после недавних дождей, и все попытки Сережи выбраться из ямы кончались неудачей.
Кнопка внимательно следила за мальчиком, бегала по краю обрыва, взволнованно лаяла, но помочь ему ничем не могла.
Сережа устал и присел отдохнуть. Вдруг он почувствовал, что на него упало несколько крупных капель.
«Грибной дождь – слезы царевны молодой!»- вспомнились Сереже слова бабушки.- «А ведь бабушка, наверное, волнуется, что нас с Кнопкой долго нет!»- подумал он.
С каждой минутой дождик усиливался. Небо заволокло тучами, и ливень хлынул, как из ведра. Сережа присел на корточки и укрыл голову курткой.
-Бедная Кнопка!- думал он. – Малышка промокла и может простудиться!- Кнопка отзовись!- позвал Сережа. Но собака не тявкнула в ответ, на краю оврага ее не было.
-Может быть, Кнопка спряталась от дождя под кустами?- подумал мальчик.
А верная Кнопка в это время, не обращая внимания на хлещущий ливень, бежала по лесу. Вскоре она оказалась на опушке, а потом свернула на проселочную дорогу. Дорога вела не к дому, а к школе, в которой учился старший брат Сережи Валера. Уроки в школе закончились, и Валера с друзьями возвращался домой.
-Кнопка! – очень удивился мальчик, увидев на дороге собачку.- Как ты здесь оказалась? Одна, под дождем?
Он нагнулся и погладил малышку. Кнопка завиляла хвостом, заскулила и потянула Валеру за рукав. Потом она отпустила рукав и побежала к лесу, но увидев, что ребята не идут за ней, вернулась, стала прыгать, лаять и теребить Валеру за штанину, словно пыталась объяснить: «Пойдем, пойдем со мной скорей!»
Мальчики догадались, что собака зовет их в лес и пошли за ней. Кнопка уверенно вела ребят по лесу. Отодвигая мокрые ветки, мальчики быстро шли за малышкой и скоро оказались возле ямы, в которую упал Сережа.
Подбежав к краю ямы, Кнопка звонко и радостно залаяла. Сережа поднял голову и увидел старшего брата с его друзьями.
-Держись, Серега! Сейчас мы тебя вытащим!- подбодрил Валера.
Ребята, немного посовещавшись, связали несколько шарфов и опустили их конец Сереже. Тот ухватился за него руками и, упираясь ногами в края ямы, выбрался на поверхность.
Валера снял свою куртку и закутал в него братишку, а Кнопка завертелась, заюлила возле ног Сережи, повизгивая от радости и подпрыгивая.
Сережа поднял свою спасительницу на руки и поцеловал в мокрый, холодный нос.
«Чудесные превращения»
Программное содержание:
– научить превращению полоски бумаги в фигурку кошки;
– совершенствовать творческий подход к делу, самостоятельность, аккуратность, понимание того, что результат труда- осуществление творческой мысли человека;
– закрепить правила безопасности в работе с ножницами;
-воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Материал: полоски бумаги (28/4см), ножницы, клей, цветная бумага.
Ход занятия:
В.- Ребята, вы хотите послушать одну сказочную историю. Жил-был маленький кусочек бумаги. Он жил на столе и всегда смотрел в окно очень грустно. Однажды поднялся очень сильный ветер и сдул маленький листочек со стола. Испугался листочек: что он будет делать в одиночестве? Но вдруг его подняла чья-то маленькая рука. Мальчик Петя поднял листок бумаги, принес домой и положил на столик, чтобы сделать из него какую-либо поделку. Он прислал нам рисунок и предлагает сделать по рисунку веселую кошечку.
Дети рассматривают рисунок и вместе с педагогом, обсуждают, как можно из бумаги сделать кошечку.
-Согнуть уголки и получить туловище, головку и хвостик.
-Склеить детали в отмеченных местах.
-Вырезать ушки, глаза, носик, приклеить их.
-Подрисовать усы.
-Вырезать отмеченные на рисунке места, чтобы образовались лапки и
хвостик.
Мы немного устали, давайте проведем физ.минутку:
Вы со мной знакомы близкоИдут по кругу на носочках, крадучись,
Я приветливая киска. Держа согнутые руки перед грудью.
Кверху- кисточки на ушках Останавливаются, встают лицом в круг.
Когти спрятаны в подушках. Делают ушки из ладошек, затем когти из
В темноте я зорко вижу, пальцев. Вновь идут по кругу крадучись.
Понапрасну не обижу. Останавливаются .показывают «когти».
Но дразнить меня опасно,
Я царапаюсь ужасно!
Воспитатель просит детей вспомнить правила безопасности в работе с ножницами:
– не поднимать к лицу;
– не баловаться, не размахивать;
– передавать- плотно закрыв, колечками вперед;
-после окончания работы спрятать в чехлы.
Самостоятельная работа детей.
После окончания работы организуется выставка детских поделок. Педагог отмечает, что лучших результатов достигли те ребята, которые проявили фантазию, аккуратность, старательность, оригинальность
Библиографический список :
1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. М. «Сфера» 2009г.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., СтеркинаР.Б.Безопасность. С-Пб. «ДЕТСТВО ПРЕСС»2002г.
3. Артюх А.В., Бабюк С.Б. Лучшие произведения для детей 5-6 лет. М. «ОНИКС» 2007г.
4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. «ВАКО» 2008г.
5. Гризик Т.И. Познаю мир. М. «Просвещение»2004г.
6. Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. В. «Корифей» 2010г.
7. Иванова О.Н., Короткова Г.Н. Развитие речи у детей в детском саду.
Я. «Академия развития» 2008г.
8. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. «Аркти» 2005г.
9. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Р-н-Д. «Феникс» 2007г.
10. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. С-Пб «КАРО» 2004г.
11. Шалаева Г.П. Удивительная кошка. М. «Эксмо» 2007г.
12. Шалаева Г.П. Домашние животные. М. «Эксмо» 2007г.
13. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? М. « ГНОМ и Д»2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы "Наши верные друзья"
Проект в подготовительной к школе группе. dsc_8981.jpg dsc_8987.jpg dsc_8985.jpg dsc_8992.jpg dsc_8996.jpg dsc_9003.jpg dsc_9005.jpg dsc_9014.jpg dsc_9023.jpg dsc_9026.jpg dsc_9038.jpg dsc_9040.jpg...
«НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ – ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»
Сценарий литературно-музыкального праздника...
"Птицы наши верные друзья"
Закрепить знания детей о птицахЦели: Закрепить знания детей о птицах; учить выделять взаимосвязь в природе; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызывать у детей ...
Солнце,воздух и вода- наши верные друзья
Закаливание детей летом дает широкие возможности укрепить детский организм....
Образовательная деятельность "ФЭМП" Тема: " Верные друзья"
Работа посвящена формированию элементарных математических представлений. Ориентированна на детей старшего возраста. Работа позволяет формировать навыки счёта в пределах 10, счёта в разном направлении,...
Экологический проект "Деревья - наши верные друзья"
Экологический проект "Деревья- наши верные друзья"...
Беседа о здоровье "Наши верные друзья"
Беседа о здоровье "Наши верные друзья"...