« Метеостанция как способ наблюдения за явлениями природы, знакомство с погодными условиями».
материал по окружающему миру
Экологическое воспитание – одно из направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Основная задача каждого современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, обучение нормам поведения, развитие общих представлений об окружающем мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 присмотра и оздоровления»
города Мончегорска Мурманской области
Воспитатель: Семечкова Наталья Николаевна
« Метеостанция как способ наблюдения за явлениями природы, знакомство с погодными условиями».
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическое воспитание – одно из направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Основная задача каждого современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка, обучение нормам поведения, развитие общих представлений об окружающем мире. Для того, что бы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней. Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым.
Метеостанция обеспечивает проведение наблюдений, практических работ, организацию систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а так же изучение микроклимата территории детского сада.
На метеостанции наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков (замеряют с помощью осадкомера).
В дневниках наблюдений заносятся наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней и т.д..
Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами и явлениями неживой природы, которые постоянно находятся возле них. Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, принесёт результаты. Мир неживой природы станет неисчерпаемым источником знаний, если они будут поступать к ребенку через руки, труд, взаимоотношения с другими людьми, с природными явлениями, через чувства и переживания самого дошкольника.
Цель: Формирование у дошкольников представлений об универсальной ценности неживой природы и её значении в жизни человека и живой природы.
Задачи:
1. Познакомить детей: с профессией метеоролога, назначением метеостанции, метеорологическими приборами.
2. Расширить представления детей о свойствах неживой природы.
3. Систематизировать знания о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.
4. Воспитать потребность в общении с природой.
5. Привить трудовые природоведческие навыки.
6. Создать благоприятные эмоциональные условия при ознакомлении дошкольников с родным краем.
7. Совершенствовать у дошкольников экологически правильного грамотного поведения в природе.
Погода - температура воздуха; сила и направление ветра; наличие осадков; состояние неба и солнца.
Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы.
С созданием метеостанции, появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Ежедневно во время прогулки на метеостанции проводится наблюдение за погодой. Данные заносятся в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками . В конце месяца, сезона анализируются результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых, ветреных.
В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.
В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.
Наблюдение за природой связано с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т. д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой. Знания, полученные в процессе наблюдений, применяются для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе.
Оборудование метеостанции.
Наблюдение за ветром.
Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава. Ориентировка по сторонам света выполняется с помощью компаса.
Бесприборные наблюдения за ветром.(Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются любые косвенные признаки, позволяющие произвести эту оценку. Направление ветра, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.)
-Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по термометру который расположен на стенде.
- Для определения влажности воздуха нам служит подвешенная сосновая шишка. Этот прибор называется гигрометр. Если воздух сухой - шишка раскрывается, если влажный – закрывается.
-Наблюдение за осадками.
Осадкомер (Дождемер) - прибор для измерений атмосферных жидких (дождя) и твёрдых (снега, града) осадков в виде мерного прозрачного стакана с делениями, который стоит на открытой местности. Измеряют количество выпавших осадков в миллиметрах. Количество твёрдых осадков определяют после того, как они растают.
-Наблюдение за небом и облачностью с помощью рамки облаков
-Наблюдение за погодой.
Стенд-Время года, отмечает сезонность. Стрелкой показано время года, которое проходит в данный период наблюдения. Также на стенде отмечается дата и выставляются показания, такие же как в дневнике наблюдений.
-Интерактивные солнечные часы.
Солнечные часы - древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствие движения солнца, показывает солнечное время .
- Кормушка для птиц — лучший способ научить детей заботиться о природе.
-Столик для экспериментов и заполнения дневника наблюдений.
Таким образом наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. У детей значительно повысится уровень развития познавательной сферы, улучшатся практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений. В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретут ценный опыт. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей, развитию их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СООТВЕТСТВИЕ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ ДЕТЕЙ ПОГОДНЫМ УСЛОВИЯМ.
Как одеть ребенка на прогулку зимой?Как понять: комфортно ли ребенку на прогулке?Весенние прогулки с детьми.Летняя одежда для ребенка....
Знакомство с термометром и влиянием погодных условий на температуру воздуха.
Конспект НОД с детьми старшего возраста....
Консультация для родителей " Соответствии одежды и обуви детей к погодным условиям"
Чтобы вырастить ребенка з...
Консультация: "Соответствие одежды и обуви детей погодным условиям"
Основное требование к одежде детей – ее рациональность. Она должна, в первую очередь, обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Эстетические требования к детской одежде хотя и...
Консультация для родителей "Соответсвие одежды и обуви детей погодным условиям"
Консультация для родителей...
Опытная деятельность для усиления свойств внимания у детей дошкольного возраста при исследовании погодных условий.
Использование опытно-экспериментальной деятельности для усиления свойст внимания в процессе образовательной деятельности у дошкольников...
Материал для исследовательской деятельности детей связанное с изучением погодных условий на метеостанции. «Художественное слово о природе».
Художественное слово о природе для детей от 3 до 7 лет. Загадки для старшего дошкольного возраста о метеостанции....