Путешествие в Антарктиду
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Динисламова Динара Мурзалиевна

Занятие направлено на ознакомление с природой и животным миром Антарктиды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Антарктиду»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

Образовательные задачи:

  • дать детям элементарные представления об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах и их опасности для судоходства;
  • формировать представления о фауне Антарктиды.

Развивающие задачи:

  • развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
  • развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан).

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
  • чтение книг об Антарктиде;
  • игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;
  • рисование на тему «Пингвины»;
  • изучение полюсов (Север, Юг, Запад, Восток) и их расположение на карте мира.

Оборудование и материалы:

  • глобус мира;
  • миска с водой, лед, салфетки;
  • картинки по теме занятия;
  • видео и аудио сопровождение.

Ход НОД:

Утреннее приветствие:

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет» и «Добрый день»;

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! (Воспитатель передает картинку с улыбкой стоящему ребенку, этот ребенок передает своему соседу). И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

1.Введение в ситуацию.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А в какое путешествие, вы узнаете, когда я вам прочитаю письмо, пришедшее в адрес детского сада. На конверте написано: «Для ребят 7 группы, Бусинка!» От кого же оно?  Давайте отгадаем загадку.

Эта птица не летает,

Но плавает отлично и ныряет!

Ходит в вперевалочку,

Прояви смекалочку!

Не поет, но носит фрак-

Предназначено ей так.

Ростом – метр, ну а живет

Там, где холодно и лед!

Дети: Пингвин.

Воспитатель: Правильно! (показывает игрушку пингвина).

Воспитатель: Посмотрите ребята, наш пингвин чем-то огорчен. Он много путешествовал и забыл обратную дорогу домой. И теперь он хотел бы вернуться обратно домой.

Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, на каком материке живет пингвиненок?

Дети: Антарктида.

Воспитатель: Правильно! А на каких материках мы с вами уже побывали?

Воспитатель: А давайте поможем нашему пингвину, отыщем на глобусе его Родину. Кто покажет?

Дети: В Антарктиде.

Воспитатель: Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Кто мне скажет, что означает белый цвет?

Дети: Белый – цвет снега, льда и холода. (ответы детей).

Воспитатель:  Мы сегодня отправимся на южный полюс  и отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк. Готовы отправиться в ледяное царство?

Дети: Да!

Воспитатель: Ой, ребята, а на чем же мы доберемся до Антарктиды? Ведь она так далеко и там много льда.

Дети: На корабле!

Воспитатель: Ребята, а мы сможем добраться по льду до Антарктиды на обычном корабле? Почему? Или нам нужно плыть на каком – то особенном?

Дети: На ледоколе.

Воспитатель: Совершенно верно, ледокол - это специальный корабль, чтобы плавать во льдах, с крепким носом. Он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу (показать картинку- ледокола).

Воспитатель: Ну что ж, давайте закроем глаза, представляем что мы находимся на ледоколе. и поплывем с вами в Антарктиду.

А сейчас ребята мы сядем за стол и выполним 1 задание на стр.41 в пособии. Что ты возьмешь в путешествие в Антарктиду?

2.Затруднение: дети взяли те предметы, которые пришлось взять раньше в поход (палатку, компас)Теперь посмотрим, как с помощью этих предметов можно согреться, поспать, поесть. Мы можем взять с собой палатку? Разве можно согреться в палатке, если ты находишься во льдах.

Решение детям подсказывает в процессе просмотра презентации про Антарктиду.

Просмотр презентации.

3.Открытие нового материала.

Просмотр презентации.

На крайнем юге нашей планеты лежит большой континент Антарктида – мертвая, холодная ледяная пустыня. Зимой Антарктида погружается во мрак полярной ночи, а летом Солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. На Южном полюсе восходом и заходом Солнца можно любоваться только один раз в год.

Антарктида – самый суровый и холодный по климату континент. Ночью температура там может опускаться до  – 52°С. Кроме крайне низкой температуры, для климатических условий  Антарктиды характерны постоянно дующие ветры, порывы которых иногда достигают скорости     320 км/ч. Большая часть суши находится под постоянным слоем льда толщиной местами до 4000 метров. На материке отсутствует постоянное население. Объем льда во всех ледниках антарктического материка приблизительно равен 24 млн. км2. Количество воды, которая получилась бы из этого льда, в сотни раз больше запаса пресной воды во всех реках и озерах земного шара.

В Антарктиде отсутствуют деревья и кустарники, почти нет травянистых цветковых растений. В основном растительный мир представлен лишайниками, мхами, водорослями, грибами и бактериями. Иногда у берегов Антарктиды отламываются ледяные глыбы и отправляются в путешествие по воде. Их подводная часть велика, а над поверхностью видна  меньшая часть льдины. Океанское течение рано или поздно выносит эти льдины в теплые воды, где они постепенно тают. Айсберги очень опасны для кораблей.

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, чтобы не замерзнуть в Антарктиде, мы с вами сейчас согреемся.

Пингвин наклоны делать рад,

Вправо, влево, вперед, назад.

Много-много раз подряд,

Влево, вправо, вперед, назад.

Пингвин все время закаляется,

В ледяной воде купается.

4.Включение нового материала в систему знаний.

          Многие люди до сих пор гадают на счет пингвина, кто он - птица, рыба или зверь. Пингвин хорошо плавает и охотится за рыбой. Может это рыба? Пингвин толстый и с трудом передвигается по земле, как морж. Может это морской зверь? Давайте, вспомним отличительные признаки птиц: клюв, лапы, крылья. У пингвина есть крылья и клюв, значит это птица. Пингвин плавает в воде, значит водоплавающая птица. У пингвина есть один секрет-это оперение, которое не намокает, иначе вылезший из моря мокрый пингвин превратился бы в сосульку и погиб. Перья у них покрыты жиром, как у гусей и уток. Как и все птицы, пингвины откладывают яйца и выводят птенцов.  С какими животными, похожими и на птицу и на животных мы познакомились на предыдущих занятиях? На каком материке мы их встретили.

Сейчас мы выполним с вами задание 1 в пособии на стр.43 . Игра «Птица, рыба или зверь». Обведи рыб синим цветом, зверей -зеленым а птиц –красным.

5.Закрепление материала: Теперь нам надо закрепить материал. Для этого мы пойдем в станцию исследователей и проведем с вами опыт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой айсберг огромный, как вы думаете он легкий или тяжелый? (ответы)

Воспитатель: Почему же он не тонет? (предположения)

Воспитатель: Предлагаю провести такой опыт – возьмем тарелочки с водой и поместим в них кубики льда – что вы видите? (ответы)

Воспитатель: Мы убедились, что лед легче воды и даже огромные глыбы льда в воде не тонут.

5.Итог занятия.

Вот мы с вами помогли нашему пингвиненку   найти маму и папу и вернуться домой. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Возвращаться будем с помощью волшебных слов. Ну что ж, давайте обернемся вокруг себя 3 раза и скажем

Раз кружись, два кружись (делают стоя)

В детском саду окажись!

Вот мы с вами вернулись обратно в детский сад.

Что нового и интересного мы узнали об Антарктиде.

Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К О Н С П Е К Т занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»

На данном занятии по окружающему миру в подготовительной к школе группе дети отправляются в путешествие на ледоколе на необычную землю на нашей планете под названием Антарктида. Дети находят изображен...

"Путешествие в Антарктиду. В гости к пингвинам"

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы...

Конспект НОД "Познание" в подготовительной группе по теме "Путешествие в Антарктиду"

На данном занятии дети с помощью разных заданий в игровой форме отыскивают маму пингвиненка...

«Путешествие в Антарктиду или твёрдая вода и айсберги»

« День и ночь трещат морозы       От винта бежит вода…...

НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познавательное развитие» по теме: «Путешествие в Антарктиду».

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях географического...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"...

Конспект НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познание» по теме: «Путешествие в Антарктиду» с использованием ИКТ.

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой; Задачи:Образовательные:- дать детям представления об особенностях географи...