Проект: "Одуванчик"
проект по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мустаева Фируза Тауфиковна

Цель: формирование у детей понятия важности и полезности одуванчика в экосистеме.
Задачи: в процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность детей к растению одуванчик, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_oduvanchik_dlya_sayta.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 27
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»

Проект по теме: «ОДУВАНЧИК»

Воспитатель: Мустаева Фируза Тауфиковна
1 квалификационная категория

г. Озерск

Актуальность


Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух.
И превратился в пух.

        Наблюдая за детьми во время прогулки ранней весной, я пришла к выводу, что дети не обращают внимания на растения, не знают названия цветов-первоцветов, могут их повредить, не придав этому значения.
        Именно для разрешения этой проблемы и был создан краткосрочный проект «Одуванчик» для формирования экологических представлений детей.
 Проект направлен на охрану растения - одуванчика. Даже, если бы все люди, живущие на планете, одновременно вышли и вырвали с корнем одуванчик, он через несколько месяцев снова поднялся бы своим желтым цветущим ковром, потому что помимо корней, вся земля усыпана его семенами. Но, несмотря на плохую репутацию, одуванчики очень красивые маленькие цветы, золотые лучики солнца, собранные в один комочек. И действительно, они кажутся самыми красивыми из всех цветов, когда видишь их на ладошке у ребенка. Никто не отругает малыша, если он сорвет одуванчик. Может быть, эти цветы и растут только для того, чтобы приносить радость детям. В связи с этим, нам захотелось больше узнать об одуванчиках. Если мы будем много знать и заботиться об одуванчиках, то принесем пользу природе.

Цель: формирование у детей понятия важности и полезности одуванчика в экосистеме.

Задачи: 
В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность детей к растению одуванчик, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую любознательность.

Образовательные:
-
Формировать представления о том, что цветы – живые существа и ее роль в жизнедеятельности человека, животных, насекомых.
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
- Активизировать внимание и память детей, развивать мышление.

Развивающие:
- Развивать у детей знания о цветущих растениях родного края, о взаимосвязи природных явлений и растений.
- Развивать умение различать стадии развития одуванчика по внешнему виду.
- Развивать познавательную активность детей к миру растений.

Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения к природе и желание заботливо относится к растениям.
-
Формирование эмоционального, бережного и ответственного отношения к миру природы в процессе знакомства с первоцветами.
Ожидаемый результат:
- Сформировать у детей знания об одуванчике;
- Развивать детскую самостоятельность в работе над проектом;
- Совершенствовать уровень знаний, экологическую компетентность родителей по теме проекта;
- Побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в работах по продуктивной деятельности.

Продолжительность:
- краткосрочный (1 неделя) (Май)
Место проведения: экологическая зона детского сада, группа, участок группы.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, музыка); физическое развитие (физ. минутки, подвижные игры); речевое развитие (беседы, отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок, художественной литературы).
Продукт проекта:  фото отчёт, выставка рисунков и работ.
Тип проекта: экологический.
Вид проекта: групповой, исследовательский.
Результаты проекта: 
Дети: 
Дети приобрели элементарные знания об одуванчике и его роли в жизни человека. Участие детей в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности и интереса к исследовательской деятельности. Все получили огромное удовольствие и хорошее солнечное настроение от полученной информации.

Родители:
Установлено партнёрское взаимодействие «Детский сад – ребенок – семья». Проект помог в сближении с семьями детей, формированию сотрудничества детей и родителей. Все участники проекта с интересом участвовали во всех мероприятиях.
Средства и оборудование:
Технические (ноутбук, музыкальные записи)
Методические (наглядные пособия, картинки) 
Организационные (столы, бумага, картон, клей, кисточки, ножницы).
Используемая литература:
1. Дыбина, О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада [Текст]/О. Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез. - 2010.
2 Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий. Мозаика-Синтез. – 2007 г
3. Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду» г. Москва 2012 г.
4. Лаптева Г.В. «Развивающие прогулки для детей» Изд-во ТЦ сфера г. Москва 2011 г.
5. Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» Изд-во «Академия развития» г. Ярославль 1996 г
6.Николаева С.Н «Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. Изд-во «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» г.Москва 2016 г
7. Павлова. Л.Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» для детей 4-7 лет.
8.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» Изд-во «МОЗАИКА –СИНТЕЗ» г. Москва 2016 г. 
9. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду для детей 2-7 лет» г. Москва 2016 г
10.«Юному ботанику» Изд- во «Изобразительное искусство» г. Москва 1980 г
11.«Цветы» серия «Моя первая книга о природе» Изд-во «АСТ_ПРЕСС» г. Тверь 1995 г.
12
. https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya literatura/2020/01/02/zagadki-pro-oduvanchik

Этапы
проекта

Деятельность воспитателя группы

1 этап
Организацион-
ный

1.Разработка и накопление методических материалов.

2.Создание необходимых условий для реализации проекта. Подбор основного оборудования и материала.

3.Создание развивающей среды.

4.Подбор необходимой художественной литературы по теме проекта  (методической литературы, картин, иллюстраций).

5.Разработка мероприятий.

2 этап
Подготовитель-
ный

1.Обработка результатов по реализации проекта

3 этап
Практический

Познавательное развитие:  

Работа с родителями:  Консультация: (Пр.14);

Помощь в пополнении уголка необходимым оборудованием

4 этап
Заключитель -
ный

В проекте дети участвовали с удовольствием.
Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада.

Перспективный план по проекту: «Одуванчик»

Образовательная область

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

РППС

Взаимодействие с родителями

Познавательное развитие

Притча: «Одуванчик» (Пр. 1)
Беседа «Кому нужен одуванчик»
 (Пр. 3)
Нод «Одуванчик золотой» (Пр. 6)
Нод: «Солнышко на ножке» (Пр. 7)
Наблюдение (Пр. 13)

Картинки, иллюстрации, макеты, фигурки, книги, альбом, цв. карандаши, краски, кисточки, клей, цветная бумага, пластилин, доски для лепки.
Магнитофон,
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с одуванчиком;

Картотека;

Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.

Оказание помощи в пополнении и обогащении уголка
Индивидуальные беседы с родителями по теме
проекта.
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки)

Речевое развитие

Сказка «Хитрый одуванчик» (Пр. 2)
Дид. упр. «Подбери слово» (Пр. 5)
Стихотворения
 (Пр. 9)
Загадки (Пр. 10)

Социально – коммуникативное развитие

Просмотр презентации «Одуванчик»

Художественно – эстетическое развитие

Рисование «Одуванчик золотой» (Пр.4)
Песня «Одуванчик» (ст. Н. Вавиловой, муз. С. Ананьева)

Физическое развитие

Подвижные игры: (Пр. 8), (Пр. 11, 12)



Приложение 1

Притча «Одуванчики»
        Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики. Человек не сеял эти одуванчики, и, поэтому, воспринял их как бурьян. Тут же он их вырвал руками.         Спустя время одуванчики снова появились. Они маскировались под обычной травой. И как человек только не пытался избавиться от них, одуванчики продолжали появляться на лужайке и бурно расти. Целыми днями он негодовал и жаловался. В конце концов он даже потерял сон и заболел.         Наконец он написал в департамент сельского хозяйства и перечислил все методы борьбы с сорняками. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Информация для детей.
В Китае одуванчик считают овощами, в Европе – сорняками. Совсем молоденькие, нежные листья одуванчика идут на приготовление салатов.
В старину одуванчик называли «одуван» от слова «одуть», что значит «обдуть». В этом названии отражается особенность растения — его опушённые семена сносятся ветром или лёгким дуновением.
Рисование «Одуванчики на лугу»
Дети рисуют карандашами на листах бумаги.
После окончания работы рисунки выкладываются радом друг с другом на полу – «одуванчиковый луг»
Стали краски вдруг – цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.

Приложение 2

Сказка «Хитрый одуванчик»
        Говорят, хитрей лисицы и зверя нет. Зверя, может, и нет, а вот одуванчик хитрее лисы! На вид простак простаком. А на деле себе на уме. Страсть хитрый!
        Холодно весной, голодно. Все цветы в земле сиднем сидят, ждут своего тёплого часа. А одуванчик уже зацвёл! Лучится, как ясное солнышко. С осени он в корнях еду припас; всех обскакал. Спешат на его цветы насекомые. Ему и ладно: пусть опыляют.
        Завяжутся семена, одуванчик бутон закроет и, как колыбельку с близнецами, тихо опустит бутон вниз. Малышам ведь нужны покой и тепло: пусть набирают сил, лёжа спокойненько на земле в тёплой люльке.
А подрастут малыши, вырастут у них крылья-летучки - пора в путь-дорогу, на новые земли, в зелёные дали. Теперь им высота нужна, нужен простор и ветер. И одуванчик снова поднимает свой стебель, выпрямляет его, как стрелу, выше всяких ветрениц, кошачьих лапок, мокриц и травок-купавок.
Разлетайтесь и прорастайте!
        Лисице что: у неё четыре ноги, острые зубы. И лисят всего пяток. Попробовала бы она вырастить сотню детишек, когда вместо ног только корень, а вместо зубов - стебель да лист. Ни убежать, ни спрятаться, ни увернуться. Букашка и та грозит. Вот и хитрит одуванчик, не сходя с места. И ничего - процветает.
(Н. Сладков)

Приложение 3

Беседа «Кому нужен одуванчик?»
Цель: дать элементарные представления о целебных свойствах одуванчика. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы.
Материал: картинка с изображением одуванчика и любого насекомого, игрушка заяц, очки, халат, фонендоскоп.
Воспитатель: - Расскажите - ка, ребята, можно рвать цветы? Почему? (ответы детей) (Если их сорвать, то они завянут)
Воспитатель: Без цветов будет уныло и грустно.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок…
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы, то останутся пусты и деревья, и кусты…
И не будет красоты, и не будет доброты,
Если только я и ты - если мы сорвём цветы. (Т. Собакина)
Воспитатель: (показ картинки) Что изображено на этой картинке?
(На цветы слетаются пчёлы и осы, шмели и бабочки полакомиться сладким нектаром. В пушистых лепестках ночуют букашки, жучки, потому что на ночь цветы закрывают свои головки и насекомым там тепло и уютно. А пчелки собирают нектар, и получается вкусный и полезный мед 
Воспитатель: - Ребята, у нас в гостях Зайка. Зайка почему ты грустный? (Заболел). Тогда тебе надо к доктору Айболиту.Да, зайка и правда заболел. У него болит живот. Надо прописать зайчику витамины. А где же мне взять витамины? В лесу и в поле есть полезные растения. Например, одуванчики, в них много витаминов.
Воспитатель: - Спасибо доктор Айболит. Я побежал лечиться и всем своим друзьям зверятам расскажу, что одуванчик - это полезное лекарственное растение.
Воспитатель: Ребята, а вы запомнили, кому нужны одуванчики?


Приложение 4

Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию Рисование
Тема: «Одуванчик золотой»
Задачи:
Формировать умение передавать образ цветка, его строение и форму с помощью пальчиков.
Материалы и оборудование: альбомные листы, желтая и зеленая гуашь, иллюстрация одуванчика, салфетки.
Ход:
Воспитатель:
Ребята посмотрите, за окном наступило прекрасное время года, когда вся природа просыпается после зимы, все деревья и кустарники начинают зеленеть, появляются первые цветы! Это – весна!
Воспитатель: - Посмотрите, какая у меня поляна, с яркими, красивыми цветами. А кто из вас знает, что это за цветы? Я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за цветок?
То он солнышко лучистое,
То он облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул – облетел!
(Одуванчик)
Воспитатель: - А кто знает, чем одуванчик похож на солнышко. (ответы детей) цветочки такие же круглые и желтые.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, вот это стебелек - его ножка. Это листики.
Воспитатель: - А сейчас я вам прочитаю стихотворения про одуванчик:

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый, молодой!

У него чудесный, золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет!

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет – нарядится в беленькое платьице.

Легкое, воздушное, ветерку послушное (Е. Серова).

Одуванчик золотой был красивый, молодой.

Не боялся никого, даже ветра самого

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

А когда он посидел, вместе с ветром улетел (З. Александрова).

Воспитатель: - Ребята как вы думаете, что мы с вами сегодня будем рисовать? (ответы детей)

Воспитатель:- Правильно. Мы сегодня будем с вами рисовать этот небывалой красоты цветок, но сначала поиграем нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Цветок»

Будит солнышко цветочек: «Просыпайся – ка, дружочек.
(Локти на столе, ладони направить вверх, соединить запястьями, пальцы сложить в виде бутона цветка: большой палец правой руки подушечкой соединить с большим пальцем левой руки, указательный с указательным и т. д.)
Раз, два, три, четыре, пять
(большие пальцы отвести в стороны, показывая, как раскрываются «лепестки цветка»)
Новый день пришел опять.
А как вечер опустился – Спать цветок заторопился.
Раз, два, три, четыре, пять – Завтра с солнышком вставать!
(Поочередно соединять одноименные пальцы, показывая, как закрывается цветок).

Воспитатель: - А теперь мы все с вами будем рисовать одуванчик красками. Воспитатель: Давайте вспомним на чем растет цветок? (на стебельке). Нарисуем одуванчику стебелёк и листики.

Для этого обмакнем кисточку в зеленой краске и рисуем от цветочка сверху вниз прямую зеленую линию, это и есть наш стебель - ножка цветка. Листики тоже нарисуем прямыми линиями, от стебелька в бок, вот так. А теперь нарисуем сам цветок желтой краской.
Самостоятельная работа.
Рефлексия: посмотрите, какие красивые одуванчики у нас получились. Молодцы, ребята. Хорошо постарались. 

Приложение 5

Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны.  Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Приложение 6

Конспект по познавательному развитию
Тема: «Одуванчик золотой»
Программное содержание:
Расширить представление о лекарственном растении «одуванчик» и его применении.
Закреплять знания о строении одуванчика и возможностях его использования в лечебных целях и питании;
Развивать речевые навыки, обогащать активный словарь;
Воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям.
Ход: 
Воспитатель: - Ребята, к нам прилетела пчела! А как вы думаете, что ее привлекло в нашей группе? (ответы детей)
Отгадайте загадку:
На лужайке, возле леса расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко на зеленой ножке.
А как только подрастут, шапочки наденут
-Мягкие, воздушные, ветерку послушные! (
Одуванчик)
Психогимнастика «Одуванчики» (Проводится под музыку)
Воспитатель: - представим, что мы - маленькие одуванчики. Вы - маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. И все вокруг увидали пушистый цветок, похожий на солнышко. И называется он - ОДУВАНЧИК
Воспитатель: - Вы обратили внимание, какого цвета у одуванчика цветок? У него есть стебель и листья. Они зеленые, вытянутые. В земле спрятался корень.
Воспитатель: Давайте сочиним вместе сказку об одуванчике. Я начну, а вы продолжите.
Сказка про одуванчик
Однажды появился в траве маленький росток, посмотрел по сторонам и подумал: «Интересно, каким я буду, когда вырасту? Вот бы мне стать красивым-красивым, ярким-ярким! «Прошел теплый дождик, поднялся росточек повыше, и вдруг увидел в небе солнышко».
«Ух, ты! Вот бы мне вырасти таким, как солнышко», - подумал маленький росток.
Воспитатель: - «Солнышко посмотрело с высоты, улыбнулось – и стал росток желтым одуванчиком. Каждый день раскрывался он в зеленой траве и светил всем букашкам, как маленькое солнышко».
«Однажды посмотрел одуванчик на небо и увидел там облако белое-белое, пушистое-пушистое».  «Ух ты! Вот бы мне стать таким, как это облако», – подумал желтый одуванчик.
Воспитатель: «Облако посмотрело вниз и превратился одуванчик в легкое беленькое облачко на ножке. Дунул ветерок – облачко рассыпалось на много-много маленьких пушинок, и они разлетелись над полянкой далеко-далеко».
        «Прошло совсем немного времени, и там, куда приземлились пушинки, появились маленькие ростки. Это одуванчики.
        «Скоро станут они желтыми, как солнышко, а потом белыми, как облако. И если на них дунуть, опять разлетятся пушинки далеко-далеко».

Воспитатель: - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и сочинили чудесную сказку.

Воспитатель: - Если его попробовать на вкус, он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варят варенье, готовят салат.

В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик - лекарственное растение, в нем содержится много витаминов.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим нашей пчеле свои яркие одуванчики.
(помещают свои одуванчики на мольберте рядом с пчелой)
Воспитатель: О каких полезных свойствах вы можете теперь рассказать родителям и друзьям?
Рефлексия: - Ребята, вы молодцы! Были активными, любознательными.

Приложение 7

Конспект НОД ознакомление с окружающим миром «Солнышко на ножке»
Программное содержание:

Познакомить детей весенним растением одуванчик.
Развивать творческую индивидуальность.
Совершенствовать умение различать и называть существенные части предмета.
Развивать мышление, двигательную активную, связную речь детей.
Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
Воспитывать бережное отношение к природе, к собственному труду и труду сверстников
Ход:
Воспитатель: - Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, ее время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему?
Отгадайте загадку:
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
Это одуванчик.
Воспитатель: - Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Д/упр «Слушай внимательно»
Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они услышат слово «одуванчик».
Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик, одуванчик.
Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает.
Растет одуванчик почти везде:
На своей высокой ножке,
Поднимаясь к вышине,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.
На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Об этом рассказывается в стихотворении В. Викторова «Цветок». Послушайте:
Цветок на лугу Я сорвал на бегу.
Сорвал, А зачем – Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял и завял.
А сколько бы он на лугу постоял.
Рефлексия. - Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.

Приложение 8

Подвижная игра «Одуванчики»
(под музыку дети выполняют движения)
Наши жёлтые цветки (сидят на корточках, руки сцеплены в замок)
Распускают лепестки
(встают, разводят руки, поднимают вверх пальцы).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (покачиваются из стороны в сторону).
Наши жёлтые цветки закрывают лепестки (соединяют пальцы рук в «бутон»).
Головой качают («бутоном» покачивают вправо-влево),
Тихо засыпают (садятся на корточки, ладошки под голову).
Утром ранним все цветки
Вновь распустят лепестки (поднимаются, раскрывают «бутон»). 

Подвижная игра «Бабочки»
(детям одевают маски бабочек, в руках нарисованные одуванчики, дети раскладывают одуванчики на полу и встают на цветок)

На зеленом на лугу
Бабочки летают
(полетели)
И с цветочка на цветочек
Весело порхают.
Тетя вышла на лужок
У нее в руках сачок.
Улетай скорей, дружок!
(дети убегают, становятся на цветы)

Приложение 9

Стихи

В. Данько
По краешку канавки,
На травяном диванчике
Весёлою гурьбою
Расселись одуванчики.
Тут и солнышко взошло,
Покатилось мячиком.
Ищет красно солнышко,
Где же одуванчики.

Е. Серова
Носит
одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице
Лёгкое, воздушное
Ветерку послушное.

О. Высотская
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый молодой!
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет!

З. Александрова

Одуванчик золотой был красивый, молодой,

Не боялся никого, даже ветра самого!

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел.

Т. Собакина

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок…

Если все – и я, и ты, если мы сорвём цветы,

То останутся пусты и деревья, и кусты…

И не будет красоты, и не будет доброты,

Если только я и ты – если мы сорвём цветы.

 Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик - первый, молодой!

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца, маленький привет!

Приложение 10

Загадки

Глазок золотой на солнце глядит,
Как солнце нахмурится — тот глазок прищурится.

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился...

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.

Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего.

Паренёчек белобрысый
Ветер дунет, станет лысый.
Кто же этот Мальчик
Это

Молодой я как цыплёнок,
Тот, что вышел из пелёнок.
Если я отцвел, дружок,
Стал я беленький пушок

В детстве-с жёлтой головой,
В юности - совсем седой,
А вот старым - не бывает,
Пухом белым - улетает!

Тёплый ветер дунул круто,
Что за шарик он растряс?
Вся семья на парашютах
Пролетела мимо нас!

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок — и нет цветка.

Над лугом парашютики
Качаются на прутике. 
На ветру качаются,
По ветру разлетаются.

Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился…

Молодой и золотой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова,
Спрячу я в карманчик 
Бывший…

Приложение 11

Физкультурная минутка

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево),

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад),

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться),

Взвился вверх и полетел» (руки вверх, вправо, влево). 

Физ. минутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.

Приложение 12

Игра «Экологическое лукошко»
Задачи:
 формировать представления детей о лекарственных растениях и их использовании человеком, учить применять; упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал:
 плоскостное лукошко, набор иллюстраций лекарственных растений (подорожник, зверобой, ромашка, крапива и др.)
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называют «Зеленым доктором».

Игра «Цветет - не цветет»
Задачи:
развивать у детей слуховое внимание, выдержку. Правило: поднимать руки только в том случае, если будет назван цветущий предмет (растение, цветок).
Ход игры
(Дети садятся полукругом и кладут руки на колени).
Воспитатель: Я буду называть предметы и спрашивать: цветет?
Например: «Яблоня цветет?», «Мак цветет?» и т. д.
Если это на самом деле так, то дети поднимают руки вверх. Если я назову не цветущий предмет (елка, сосна, дом и т. д.), то руки поднимать не следует. Нужно быть внимательными, так как я буду поднимать руки и правильно, и неправильно. Кто ошибется, заплатит фишку.
Воспитатель начинает игру: «Роза цветет?» — и поднимает руки. Дети отвечают: «Цветет!» — и тоже поднимают руки.
«Сосна цветет?» — и поднимает руки, а дети должны молчать.

Приложение 13

Наблюдение на прогулке

Программное содержание: расширить и уточнить знания об одуванчике; закреплять знания о строении одуванчика; различать одуванчик по характерным признакам (желтый пушистый цветок, стебель длинный, дать представление о разных стадиях жизнедеятельности растения: желтый в период цветения и белый в период созревания семян;
Ход наблюдения:

Воспитатель: - Ребята, вы любите разгадывать загадки? Я сейчас вам загадаю, а вам нужно отгадать загадку! Слушайте внимательно.

На лужайке, возле леса, расцвели цветочки.

Желтые, как солнышко, на зеленой ножке.

А как только подрастут - шапочки наденут-

Мягкие .воздушные- ветерку послушные!

Воспитатель: - Посмотрите, какой красивый цветок у меня в руке, как он называется? Цветок одуванчика называется соцветие, которое напоминает желтую корзинку, оно так и называется – корзинка. Затем одуванчик становится белым, воздушным, а семена - «парашютики» созревают и ветер разносит их в разные стороны.

-Понюхайте одуванчик, поднесите к носику поближе. А теперь посмотрите друг на друга. Одуванчики на ваших носиках оставили свою ярко-желтую пыльцу. - Одуванчики просыпаются очень рано, в ясную погоду рано утром можно любоваться этим чудесным солнечным цветком. Пока на небе ярко светит солнышко, золотые одуванчики как бы копируют его, но стоит солнцу уйти за тучи, одуванчики тоже спрячутся, с головой укроются зелеными листочками.
Знакомство детей с приметами:
В солнечный день цветки одуванчика закрылись – к дождю; если пасмурно, но цветки одуванчика открыты – дождя не будет.

-А давайте сейчас немножко поиграем.

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

- Ребята, оказывается одуванчик можно встретить везде: на полях, лугах, склонах оврагов, вдоль дорог. Одуванчик имеет длинный, толстый корень. Из земли выходит розетка из ярко-зеленых листьев. Чем больше влаги получает растение, тем больше и красивее у него листья. Каждый листочек имеем желобок, в котором скапливается роса, капельки дождя. Из желобков вода направляется к корню и питает все растение. Из листочков выходит толстая трубочка без листьев - это стебель.

-Одуванчики – это цветочки, у которых можно встретить в одно и то же время все стадии развития (одни растут, другие цветут, у третьих уже созревают семена).

-Ребята, а вы знаете, что из цветков одуванчика варят варенье, а девочки из этих цветов любят плести венки. Срывать их нужно очень аккуратно потому , что растение выделяет сок, который пачкает ладошки и одежду, эти пятна трудно отстирать.

-Ребята вам понравилось наше наблюдение? Что интересное вам запомнилось?

Что новое вы узнали?

Приложение 14

Консультация для родителей: «Расскажите ребёнку об одуванчике»

        Одуванчик – многолетнее травянистое растение. У него мощный корень, похожий на длинный стержень, и довольно большие ярко-зеленые, окаймленные крупными зубчиками листья, собранные в прикорневую розетку.
        Расцветают одуванчики в мае. Выйдешь на луг, и, кажется, будто солнечные лучи расплескались золотыми брызгами. Ярко-желтые, мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху длинного гладкого стебля – цветоноса. На этом стебле нет листиков, а если его надломить, то выделяется молочно-белый сок. Если бы каждый крошечный цветочек одуванчика рос отдельно, то даже капля дождя могла бы повредить его. Кроме того, собранные в довольно крупные соцветия цветки одуванчика привлекают пчел. На соцветии есть место, где присесть пчелке, чтобы полакомится сладким нектаром и собрать пыльцу. Пчелы и шмели, перелетают с одного цветка на другой, опыляют их.
        Одуванчик прекрасный медонос, а мед, собранный с него – густой и ароматный.
        Одуванчики – очень распространенные растения. Растут они в Европе и Азии, Америке и Африке, в Австралии. По всему Земному шару.
        В яркую солнечную погоду соцветия одуванчиков раскрываются ранним утром. Перед дождем, в пасмурные дни цветы закрываются. Закрывается золотой глазок одуванчика и ночью.
Прочитайте и выучите с ребенком стихотворения:
«
Золотой глазок»
Глазок золотой,
Умытый росой,
В небо синее глядит
И за солнышком следи!
Стоит солнышку нахмуриться –
Золотой глазок прищурится. (
Дмитрий Зуев)

«Цветочные часы»
У реки – зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
«На часах ровно пять,
Можете еще поспать!»

        Отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки и становятся похожими на ажурные шарики. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Ветерок разносит семена с парашютиками по окрестным лугам и полянкам.
Ярко-желтый одуванчик!
Ты зачем сменил кафтанчик?
Был красивым, молодым.
Стал как дедушка седым!
Спросите у ребенка: Как выглядит одуванчик? Как выглядят его соцветия?
Где растет одуванчик?
Как распространяются семена одуванчика?
Создайте свой цветок одуванчик, используя любую технику и материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Одуванчик"

Экология стала наукой, которая поможет человеку выжить. Н.А.Рыжова...

Презентация к проекту "Одуванчик-желтый сарафанчик"

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос...

Проект "Одуванчики цветы небывалой красоты"

Дать понятие -  что такое цветок. Познакомить со строением цветка.  Научить классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, дом)Формировать умение наблюдать, как сажают цветы и у...

проект "Одуванчик"

Содержание работы по углубленному изучению детьми первоцветов с детьми младшей группы...

проект " Одуванчик желтый сарафанчик"

Проект «Одуванчик — жёлтый сарафанчик»Цель проекта:Познакомить детей с цветами нашего края, научить любить и ценить их. Дать представления о том, что цветы – живые существа, причем хрупкие,...

Проект "Одуванчик"

Формирование начал экологической культуры младших дошкольников...

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик»

Познавательно-исследовательский проект «Одуванчик»Информационная карта проектаПродолжительность проекта: одна неделяТип проекта: познавательно- творческийУчастники проекта: педагоги ДОУ, дети сре...