Конспект НОД по ознакомлению с окружающим " Перелетные птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект к лексической теме " Перелётные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_perelyotnye_ptitsy._vesna.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Весна. Перелётные птицы».

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.

Программные задачи:

1. Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц, их птенцов, весенние приметы (капель, ледоход, проталины, первоцветы, употреблять обобщающие слова (перелётные, зимующие).

2. Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже.

3. Составлять описательный рассказ о весне.

4. Развивать элементы логического мышления.

5. Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Психологический настрой (Дети стоят в кружочке)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро, дети!

Проблемная ситуация

Воспитатель: - Ребята, сегодня я проснулась от перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. А вы слышали? (Ответы детей)

Воспитатель: - Почему птицы стали так весело и громко петь свои песни? (Потому что наступила весна.)

Основная часть.

Беседа.

Воспитатель: - Ребята, скажите, как называются весенние месяцы?

- Сейчас какой по счёту месяц?

- Давайте вспомним приметы весны. Смотрите на картинку, она вам будет в помощь.

(Примерные ответы детей.)

-Весной солнце не только светит, но и греет.

-Весной появляются проталинки.

-Весной тает снег, появляются лужи и текут ручейки.

-Весной с крыш домов свисают сосульки.

-Весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки.

-Весной появляются первые цветы (подснежники).

-Весной просыпается медведь после зимней спячки.

-Весной с тёплых стран прилетают птицы.

Воспитатель: вот такие чудеса происходят весной.

-Что вы слышите? (Голоса птиц.)

 

 

 

 

2. Сообщение темы

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня поговорим о птицах весной. (Дети сидят)

-Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Их называют перелётные.) Рассматриваем картинки с изображением птиц и проговариваем названия.

-Как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие) Рассматриваем картинки с изображением птиц и проговариваем названия.

- А как называется, когда птиц много? (Стая)

- Что общее есть у всех птиц?

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.

Воспитатель: - А сейчас поиграем в игру «Отгадай загадки»

Этой белокрылой птице

В зоопарке не сидится.

Чтобы люди улыбались,

К ним летит со свёртком ... (Аист)

У меня ходули —

Не страшит болото.

Лягушат найду ли —

Вот моя забота. (Цапля)

Не ворона, не синица —

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок —

Получается прыжок. (Воробей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Воспитатель: Ребята, давайте сыграем в игру. Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?

Дидактическая игра «Четвёртый лишний? (по картинкам)

Голубь, снегирь, свиристель, утка

Цапля, соловей, свиристель, утка

Ворона, лебедь, скворец, аист

Сорока, воробей, дятел, ласточка

Ворона, сова, скворец, синица

 

Физминутка:

«Я-дрозд, ты-дрозд» - игра на коммуникативное общение:

(дети встают парами)

Я-дрозд, - (показывают каждый на себя)

И ты-дрозд - (показывают друг на друга)

У меня есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

И у тебя есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

У меня щёчки гладки - (показывают свои щёчки)

И у тебя щёчки гладки – (показывают щёчки соседа)

Мы два друга – (берутся за руки)

Мы любим друг друга – (обнимаются)

Воспитатель: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Воспитатель: – Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Потому что становится холодно и нечем питаться.

Воспитатель: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Воспитатель: – Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть фотографии птичьих гнёзд. Хотите? (Показываю фотографии гнёзд)

Ребята, посмотрите на картинки, из чего строят птицы свои гнезда? (Из веток, листьев, сухой травы)

-Кто строит своё гнездо из глины? (Ласточка строит гнездо из глины)

-А где птицы стоят свои гнёзда?

(Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.)

А какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка)

-А как же тогда у кукушки птенцы появляются. (Она заходит в чужие гнёзда и оставляет там свои яйца. Чужая мама высиживает их.)

Воспитатель: - Как называются птенцы?

Дидактическая игра «Назови птенцов».

У утки – утята

У гуся – гусята

У аиста – аистята

У грача – грачата

У скворца– скворчата

У соловья – соловьята

У журавля – журавлята

У кукушки – кукушата

На доску выставляется картинка с изображением скворечника.

Воспитатель: - Как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение “Скворец живёт в скворечнике”

 

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, чем же питаются птицы?

(Птицы питаются насекомыми, гусеницами, личинками, червяками.)

-Молодцы!

- Питаясь насекомыми, птицы помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки.

Воспитатель: – Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему.

(Дети составляют предложения по картинкам –символам).

Дети: - Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

- Нельзя шуметь в лесу;

- Нельзя забирать птиц домой;

- Нельзя ловить и убивать птиц;

- Нельзя разорять птичьи гнёзда;

- Нельзя брать птенцов из гнезда;

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Заключение: Ребята, о ком мы с вами сегодня говорили? (О птицах)

Какие птицы бывают? (Зимующие и перелётные).

Почему их так называют? (Одни зимуют, а другие улетают в тёплые края).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Как птицы весну встречают"(образовательная область "Познание")

Итоговое занятие посвящено систематизации знаний у детей о перелетных птицах...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Зимующие птицы"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Птицы"

Закреплять знания детей о разнообразии животного мира. Учить узнавать и правильно называть птиц. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц. Узнавать звуки издаваемые птицами...

конспект занятия в старшей логопедической группе "Перелетные птицы весной"

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе....

Конспект занятия по ознакомлению сокружающим миром "Перелетные птицы"

Цели:1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.3. Упражнять...

Конспект экскурсии по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Весна, весна на улице»

Цель: формирование начальных представлений об экологической культуре, закрепление знаний о птицах и животных, правилах поведения в лесу.Задачи:Образовательные: познакомить детей с особенностями жизни ...