Экологический проект: Гербарий. Осенние Листья нашего города.
проект по окружающему миру (средняя группа)

Бахтина Алина Аликовна

Краткосрочный прект: сбор и оформление гербария

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад №38

«Домовёнок»

Краткосрочный Экологический проект

Тема: «Гербарий. Осенние листья нашего города»

Picture background

Подготовил воспитатель:

Бахтина Алина Аликовна

2023 г.

Содержание:

1.

Введение

2.

Этапы реализации проекта

3.

План мероприятий по реализации проекта

4.

Консультация для родителей

5.

Выводы

6.

Литература

7.

Приложение

  1. Введение

     Окружающий мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему объектами окружающей среды позволяет познать их отличительные особенности.

     Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь экологическое воспитание, которое является одной из основных сторон дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы экологическое воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.

     Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в экологическом воспитании детей.

Объект исследования: живая природа – деревья, произрастающие на территории детского сада и города Нижневартовска, предметом исследования являются листья разных деревьев территории детского сада и города Нижневартовска.

     Актуальность проекта состоит в том, что экологическое воспитание, прежде всего, - это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения, а воспитывается.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. В ребенке с ранних лет необходимо воспитывать бережное отношение к природе, любить природу – значит творить добро, ребенок, должен задумываться над тем, что можно сделать, чтобы окружающая нас природа оставалось такой же чистой и красивой. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.  

     Изучение растений начинается еще в детском саду: детям рассказывается о многообразии растительного мира, об особенностях растений, об их вреде и пользе для человека и животных. Но никакая фотография не сравнится с настоящим растением, которое ребенок сам нашел и засушил. Детям дошкольного возраста сложно запомнить названия деревьев. Гербарий, созданный вместе с детьми, в этом поможет.

     Именно поэтому актуально становится разработка проекта по созданию гербария, как средства ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного города

     Новизна проекта.  Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.

     В свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня возникает необходимость использования современных педагогических, инновационных, информационно-коммуникационных технологий образования, которые способствуют повышению качества, доступности и эффективности экологического воспитания детей дошкольного возраста.

     Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитываются индивидуальные особенности детей, что делает обучение интересным, содержательным, ненавязчивым.

     Гипотеза проекта. Если создать благоприятные условия для развития самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности по накоплению представлений об окружающем мире, то можно расширить кругозор ребенка и узнать:

- листья деревьев отличаются друг от друга;

- при правильном засушивании они не теряют цвет и форму.

     Цель проекта: создание гербария из осенних листьев деревьев и кустарников, произрастающих на   территории детского сада и города Нижневартовска.

    Стратегическая цель: создание благоприятных условий для формирования и развития познавательных и исследовательских способностей у детей дошкольного возраста, направленных на формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностного отношения к природе, развитие внутренней потребности в любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

     Тактические цели:

  1. Сформировать стойкий интерес дошкольников к изучению окружающего мира.
  2. Организовать психолого-педагогическую поддержку в детском коллективе.

     Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с гербарием (сбор, засушка, оформление).
  2. Расширить представления детей о деревьях, растущих на территории нашего детского сада и города Нижневартовска.
  3. Приобщить дошкольников к процессу познания.
  4. Развивать наблюдательность, память, связную речь.
  5. Развивать творческие способности ребёнка через формирование экологических знаний.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

детей:

  • дети станут более инициативными в изучении растений, научатся осознанно задавать вопросы, рассуждать и находить ответы из наблюдений, исследований;
  • дети запомнят названия деревьев и смогут узнавать их по листьям;
  • дошкольники получат новые знания о видах деревьев, а также возможность проявлять большую активность, любознательность, самостоятельность, инициативу в действиях.

для педагогов:

  • пополнение предметно-развивающей среды группы дидактическими играми и материалом по экологическому воспитанию;
  • создание условий, обеспечивающих эффективное использование гербария;
  • расширить свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет применения продуктивных, исследовательских, творческих методик, повышение уровня сплоченности детей;
  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах экологического воспитания дошкольников, повышения качества педагогического труда.

 для родителей:

  • получение методических рекомендаций по развитию у детей познавательно-исследовательских способностей;
  • повышение уровня педагогических знаний родителей по данной теме;
  • проявляют интерес к дальнейшему сотрудничеству с детским садом и развитию детей.

Участники реализации проекта: дети дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

Принципы для проекта:

  1. Принцип развития - развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  3. Принцип доступности - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме.
  4. Принцип гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал.
  5. Принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

     Пути решения проекта:

  • обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются   создавать;
  • учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
  • разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
  • оценить риски реализации проекта.

2.Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствие с ООП ДО.

- Определение актуальности проекта, постановка цели, задач проекта.

- Изучение методической литературы, интернет-ресурсов, подбор материала.

- Составление перспективного плана совместных действий с детьми и родителями.

 01.09.2023-10.09.2023

2.

Практический этап

- Реализация содержания проекта.

- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

- Поиск и сбор листьев.

- Засушка листьев.

- Систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.

- Ознакомление детей с дидактическими играми и упражнениями по экологическому воспитанию.

11.09.2023-30.09.2023

3.

Обобщающе - результативный этап

- Подготовка аналитического отчета.

- Обобщение и распространение опыта

01.10.2023 г-12.10.2023 г.

4.

Презентация проекта

- Презентация проекта.

- Демонстрация готового гербария.

13.10.2023 г.

  1. План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

«Физическое развитие»

1. «Осенний футбол».

2. «Найди свое дерево»

3. «Собери листочки в ведерки» (цвет)

4. «Я садовником родился»

Игра на свежем воздухе

Подвижная игра

Эстафета

Подвижная игра

«Социально-коммуникативное развитие»

1. «Красивые места нашего села»

2. «Защитники природы»

3. «Прогулка в осеннем парке»

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Рассматривание иллюстрации

«Познавательное развитие»

1. Наблюдение за деревьями и сбор осенних листьев на территории детского сада.

2. Самостоятельный сбор осенних листьев в парках города Нижневартовска

3. «Тонут ли листья в воде», «Лаборатория Осени»

4. «С какой ветки детки?», «Найди лист такой, как покажу»

5. «Почему листья желтеют?»

Целевая прогулка

Работа с родителями

Эксперименты

Дидактическая игра

Беседа

«Речевое развитие»

1. «Золотая осень»

2. Чтение стихов и загадок об изменениях в природе, о деревьях.

3. Разучивание песен про осень

4. Чтение художественной литературы (рассказов и сказок): М. Волошин «Осенью», И. Бунин «Листопад», К. Ушинский «Спор деревьев», Н. Сладков «Осень на пороге»

Развлечение

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Рисование красками на темы: «Осеннее дерево»

2. «Письмо Осени»

3. Поделки из осенних листьев

4. Пластилинография «Осенние листья»

5. Поделки из природного материала

НОД по рисованию

НОД по аппликации

Ручной труд

НОД по лепке

Выставка

Работа с родителями

1. «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников

по вопросам экологического воспитания дошкольников»

2. «Как научить ребенка исследовать все вокруг»

3. «Гербарий своими руками: советы и секреты»

4. «Осенние фантазии»

Анкета

Консультация

Папка – передвижка

Поделки из природного материала

  1. Консультация для родителей

Играем в ученых: собираем гербарий с детьми

Создание гербария - отличный способ поиграть в ученого-ботаника, больше узнать о растениях и выявить в ребенке исследовательскую жилку. А кроме того, гербарий позволит проявить и навыки рукоделия, ведь это почти скрапбукинг, только с познавательным эффектом.

Сегодня это увлечение незаслуженно забыто, а ведь когда-то каждую осень мы собирали красивые желтые листья и складывали между страницами книг. В магазинах продавались специальные альбомы для гербария, а на уроках ботаники шла борьба за самый информативный и разнообразный гербарий. Предлагаем вспомнить, как это было, и привлечь для сбора гербария ребенка.

Этапы создания гербария

1. СБОР И ИДЕНТИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ

Собирать растения можно и в дикой природе: в поле, в лесу, в горах, и даже у себя во дворе. Ребенок будет удивлен огромному многообразию растений: раньше он мог и не замечать, как их много. Обращайте внимание ребенка на необычный цвет, запах, размер листьев и цветов. Поощряйте ребенка, если он правильно называет растения, но при этом рассказывайте ему о новых видах.

Осенью у многих растений есть не только листья и цветы, но и коробочки с семенами – их тоже можно собрать для гербария. Постарайтесь уделить внимание всем частям растения: плодам, корням, стеблям.

Идентификация растения – этап сугубо исследовательский. Если вы сомневаетесь в определении, откройте с ребенком энциклопедию, поищите растение в интернете или поспрашивайте у знакомых. Делайте акцент не только на внешнем виде растения, но и на его свойствах. Расскажите ребенку, что бывают лекарственные растения, а бывают вредные для здоровья.

2.ЭТАП СУШКА

После того, как вы собрали гербарий, его необходимо высушить. Лучше и проще способа, чем сушка в книгах, еще не придумали. Книжные страницы забирают много влаги, и растения за короткий срок становятся сухими и ровными.

3.ЭТАП ТРЕТИЙ. СОЗДАНИЕ АЛЬБОМА ДЛЯ ГЕРБАРИЯ

Теперь сделаем альбом для гербария. Для этого вам понадобится картон с отверстиями, клей, а также несколько страниц из кальки или пергамента. Можно даже использовать пергамент для выпечки. Вклеивайте высушенные листья, цветы и плоды растения на страницы альбома, а затем подпишите название растения. Можно сделать и более развернутое описание: указать запах, вкус, лекарственные свойства.

  1. Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов.

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений об экологических эталонах, преобразована предметно – развивающая среда. У детей вырос уровень познавательно-исследовательского развития и восприятия.

Родители получили методические рекомендации и консультации по созданию условий для развития познавательно-исследовательской активности детей.

Все вышеперечисленное еще раз доказывает практическую значимость данного проекта. В перспективе развития проекта планируется дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование экологических эталонов, дополнение системы дидактическими играми и материалами, а также продолжение работы по использованию инновационных и проектных технологий по познавательно-исследовательскому развитию.

В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонне развитой личности ребенка, но и даст толчок для развития познавательной и исследовательской деятельности, развития речи, взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

Обычная прогулка в детском саду может превратиться в интересное и познавательное приключение, во время которой вы можете создать свою коллекцию растений, не только для познавательных целей, но и для оформления интерьера или для фрагментов детских поделок, открыток, панно, аппликаций. Это не сложное и увлекательное занятие, главное уметь пользоваться дарами природы.

  1. Литература:

  1. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа / авт. сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2013. -330 с.
  2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – м144 с., 16 л. вкл.
  3. Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.
  4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.

Приложение

 

Беседа «Что же такое гербарий?»

Гербарий — это коллекция засушенных растений. Первые упоминания о сборе гербария относятся к XVI веку, когда для сбора и засушивания растений стала применяться бумага как материал, хорошо впитывающий влагу из растений. А сегодня в магазинах можно найти подходящие инструменты для сбора гербария: бумагу для приклеивания образцов, этикетки, газетную бумагу или салфетки для засушивания растений, папки, множество видов клея, прессы и т.д.

Сбором гербариев занимаются сотрудники различных учреждений: ботанических садов, институтов ботаники и естествознания. Крупнейшие коллекции растений, насчитывающие тысячи экземпляров, находятся в разных уголках мира: в Национальном музее естественной истории, Нью-Йоркском ботаническом саду, Ботаническом институте им. В. Л. Комарова РАН, Королевском ботаническом саду Кью находится более 7 млн гербарных листов. В научных целях к сбору, оформлению и систематизации гербария подходят профессионально: существует множество правил, от которых нельзя отступать.

Как собрать гербарий?

Сбор гербария делится на три этапа:

1.        поиск и сбор растений;

2.        засушка растений;

3.        систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.

Собирать растения, конечно, можно спонтанно: например, увидев, красивый экземпляр, а можно придерживаться определенной тематики. Например, собрать гербарии по темам:

•        осенние листья деревьев и кустарников;

•        цветы / цветковые растения (полевые, садовые);

•        сорняки;

•        лечебные травы и растения;

•        ядовитые растения;

•        комнатные растения;

•        различные формы соцветий;

•        сложноцветные;

•        и любые другие классификации.

Большое внимание нужно уделить сбору растений для гербария: от этого во многом зависит, получится ли его сделать, будет ли гербарий представлять интерес.

Правила сбора растений для гербария.

•        Растения собираются в сухую погоду, выбираются не смоченные дождем и росой экземпляры, иначе засушить их будет очень трудно.

•        Растение собирается целиком, со всеми корнями, корневищами, клубнями, луковицами, плодами и цветками, в т.ч. водные растения.

•        Если растение крупное и собрать его целиком не представляется возможным, то берутся те части растения, по которым можно его идентифицировать, опознать, составить представление о растении целиком.

•        Ветки деревьев и кустарников не обламываются, а срезаются ножом.

•        Листья деревьев и кустарников срезаются вместе с ветками, чтобы можно было посмотреть расположение листьев.

•        Для гербария выбираются только развитые растения с цветками (пусть и незрелыми) и плодами.

•        Собираются растения без повреждений и признаков болезней, не засохшие от жары.

•        Для каждого растения берется несколько экземпляров про запас.

•        Для гербария нельзя собирать больные растения.

•        Выкопанное растение сразу же тщательно очищается от земли, прилипшей грязи и других растений и помещается в карман между двумя листами бумаги.

•        Сразу же растение расправляется таким образом, как оно росло: если листья ложатся один на другой, то между ними кладется слой бумаги; один-два листа кладутся вверх изнаночной стороной, чтобы иметь представление об обеих сторонах листа;

•        Если у растения крупные плоды или цветки, то под них нужно положить вату, чтобы не было излома и повреждения при переноске;

•        Если растение слишком длинное и не помещается на листе, то его нужно сложить зигзагом, но при этом внизу должны быть корни растения, а верхушка должна быть обращена вверх.

•        По правилам, нужно вложить этикету, на которой указывается дата сбора растения, кем оно было собрано, а также описание местности:

•        название населенного пункта или координаты (можно посмотреть на мобильных устройствах),

•        рельеф,

•        условия произрастания: степень освещенности, влажности, сторону света, к которой обращен цветок или листья, плотность, с которой встречается это растение на местности и др. Можно сделать фотографии растения и места произрастания.

После сбора образцов уже дома нужно приступить к сушке гербария. Сушка — не менее важный этап, чем сбор растений, потому что при неправильной сушке растения могут не высохнуть, почернеть, обломаться, сгнить и т.д.

Как сушить гербарий?

В современности родители для сушки гербария применяют даже микроволновые печи, но лучше сушить гербарий в естественной среде: в прессе на открытом воздухе на ветру, на солнце, убирая на ночь в помещение, или проглаживая утюгом через марлю или бумагу.

Для просушивания растений можно использовать уже приготовленный пресс: листы бумаги, в которых лежит растение, т.н. карманы, не переворачивая, складывают один на другой, предварительно положив между ними дополнительные листы — собственно, все как при сборе растений. Но при сушке нужно ежедневно менять листы бумаги на новые, т.к. старые становятся влажными.

Крупные и объемные растения, в т.ч. цветы, можно сушить в песке. Для этого речной или морской песок должен быть освобожден от всех примесей: его промывают до тех пор, пока вода не будет идеально чистой, а затем закаляют в печи на металлических противнях.

Конечно, к сушке растений можно подойти еще проще, положив их между листами книги, альбома, но тогда, во-первых, может испортиться книга, во-вторых, засушенное растение может не сохранить форму.

Чтобы узнать, высохло ли растение, его аккуратно поднимают за стебель и, если оно не сгибается, его уже можно оформлять на гербарном листе.

Один из современных способов изготовление гербария и подготовки природного материала - это ламинированние растений специальной прочной пленкой или эконом вариант

-        ламинирование широким скотчем. Он замечательно подходит для работы с мелкими или цветущими растениями.

         Оформление гербария.        

Растения крепятся на т.н. гербарном листе, на котором, кроме самого растения, обязательна этикетка, содержащая название на русском и латинском языках, а также сведения о растении.

Сами растения к бумаге не приклеивают. Чтобы листья и ветки не обломились, крепить их нужно по центру листа за стебель, а не по краю. Толстые стебли можно прикрепить к листу ниткой, леской или горячим клеевым пистолетом.

         Папка для гербария.        

Сами листы должны быть плотными — можно использовать картон или дизайнерскую бумагу, можно купить специальные готовые гербарные листы. Листы между собой не скрепляются, но для гербария своими руками можно использовать папку-скоросшиватель, которая позволит при необходимости открепить любой лист.

Итак, мы подготовили необходимый природный материал и теперь ничем …

Конспект занятия в средней группе «Деревья»

Цели: Формировать у детей представление о таких деревьях как дуб, клен, рябина, береза, ель.

Задачи:

Образовательные: Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Развивающие: Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Предметные картинки по теме, панно «Дерево», листья, картинки веточки деревьев.

Ход занятия:

1.        Чтение стихотворения Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки упали все рубашки. О чём это стихотворение? (о дереве.)

2.        Основной этап:

Игра "Собери дерево". (Учить называть части растений, формирование навыков сотрудничества.)

Воспитатель приглашает детей к весящему на стене панно

В. Помогите мне собрать дерево. Возьмите эти части и назовите их. 1-й ребенок. У меня корни.

2-й реб. У меня ствол. 3-й реб. У меня ветки. В. Это крона деревьев.

4-й реб. А у меня маленькие зеленые листочки. В: Вы собрали дерево.

Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона). Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

-        Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону

-        Какую пользу приносят корни дереву? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

-Ребята, а что вы знаете о стволе дерева? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу) Игра «Какой бывает лес?»

Если в лесу растут одни берёзы, то это берёзовая роща; если растут только дубы, то это дубрава; если растут только ели, то это-ельник, а если сосна – то это сосновый бор.

В: Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)

-Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

-Какие бывают деревья? (Высокие, низкие) Назовите деревья.

(На доску выставляются картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели) В: Посмотрите на картинки деревьев: дуба, клена, рябины, березы, ели.

-        Чем деревья похожи? (имеют корни, ствол, ветки - крону)

-        Чем различаются? ( имеют разные листья, разный цвет стволов, расположение веток у деревьев с листочками ветки тянутся вверх, а у ели вниз)

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.

ЕЛЬ - ствол зеленого цвета. Вместо листьев иголочки - хвоя. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки.

Игра «Подбор слов-действий»

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.

Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят. Игра « Назови ласково». (Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательных суффиксов)

В. Я буду говорить слова, и бросать мяч, а вы называйте их ласково. Лист- листочек

Береза-берёзонька Ветка-веточка Дуб- дубочек

Дерево - деревцо Ель - елочка

Сосна - сосёночка Иголка- иголочка Рябина - рябиночка Корень – корешочек

 Физминутка (дети образуют круг) Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на месте, расставив руки в сторон). Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят,(движения руками влево- вправо) Будто опять закружиться хотят. (кружатся на месте на носочках) Упражнение «Топни-хлопни».

Воспитатель: Сейчас я буду произносить разные слова. Если вы услышите название дерева, то хлопните в ладоши. Если услышите другое слово, то топните ногой.

слова: «погремушка», «колокольчик», «береза», «кот», «дуб», «велосипед», «гном», «клен», « осина», «парикмахерская». Дети топают и хлопают.

Воспитатель: Отлично! Вы были очень внимательными.

Упражнение «Один – много»

У меня лист, а на дереве. (листья). У меня ветка, а на дереве. (ветки). У меня дерево, а в лесу. (деревья).

У меня корень, а у деревьев. (корни). У меня ствол, а у деревьев. (стволы). У меня береза, а в лесу. (березы).

У меня елка, а в лесу. (елки). Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы – березовый, лист с рябины – рябиновый, лист с клёна - кленовый, лист с дуба- дубовый, лист с осины-

осиновый, лист с липы- липовый).

-        Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей)

(выставка предметов из дерева: карандаши, книга, ложка деревянная, матрёшка, пирамидка, тарелка, кубики…)

Деревья приносят большую пользу:

•        их свежая зелень украшает города и селения;

•        от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;

•        они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;

•        деревья дают древесину;

•        они служат топливом;

•        из дерева делают мебель, бумагу;

•        плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;

•        деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)

-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей)

•        не вырубать, не ломать деревья;

•        не разжигать в лесу костры;

•        не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;

•        поливать плодовые деревья, обкапывать их;

-        Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

-        Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих на участке нашего детского сада?

Загадки о деревьях

Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки. (Береза)

***

Колкую, зеленую Срубили топором. Колкая, зеленая

К нам приходит в дом. (Ёлка)

***

Пахучим сладким цветом Ты каждый год цветешь. И мед свой жарким летом Ты пчелам отдаешь. (Липа)

***

Когда будет лето В полном разгаре, Нам дерево это

«Снежинки» подарит. (Тополь)

***

Очень часто над водою, Словно согнута бедою,

Вся печальна, молчалива,

Узколиста плачет… (Ива)

***

Малы и неказисты

И скромно зеленеют, Но осенью их листья И ягоды краснеют. (Рябина)

***

Летом — снег!

Просто смех!

По городу летает,

Почему же он не тает? (Тополиный пух)

***

То ли с крыши, то ли с неба – Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега Появились летом вдруг? Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка? (Тополь)

***

Из цветков душистых гроздь К нам в окно стучит, как гость. Мы окошко распахнём

Аромат весны вдохнём. (Сирень)

***

Будто рыженькая свечка, На холме стоит у речки. Растрепалась ото сна

В иглах, в шишечках ... (Сосна)

***

Много рук, а нога одна. (Дерево)

***

Летом одевается,

Зимой раздевается. (Дерево)

***

Стоит чудо-дерево, На дереве – мячики: Летом – зеленые, Осенью – румяные. (Яблоня)

***

Стоит над кручей Богатырь могучий: Голова – до тучи, Плечи пораздвинул, Руки пораскинул, Пальцы узловаты, Силы непочаты. (Дуб)

***

Его весной и летом

 

Мы видели одетым, А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

***

Выросли на дереве Вкусные сережки, Круглые и красные, Кислые немножко.

Чтобы слов не тратить лишних Скажем сразу: это…

(Вишня)

***

Высоконько стоит, Далеконько глядит, Станет старушкой — Будет избушкой. (Сосна)

***

На ветвях в весенний вечер Белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан.

Как зовут его?

(Каштан)

***

Малы и неказисты

И скромно зеленеют, Но осенью их листья И ягоды краснеют. (Рябина)

***

Сучки рогатые, Плоды крылатые,

А лист — ладошкой, С длинной ножкой. (Клён)

***

Из деревьев ранним летом Вдруг снежинки запорхают, Но не радует нас это — Мы от этого чихаем. (Тополь)

***

Вот колючие кусты, Лучше их не трогай ты.

Родственник красотки розы Затаил в шипах угрозу.

Хоть не кактус, не терновник, Но колюч в саду…

(Шиповник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Гербарий. Осенние листья нашего села"

  Обычная прогулка в детском саду может превратиться в увлекательное приключение, во время которой вы можете создать гербарий,  свою коллекцию листьев, цветов, растений. Это не сложно...

Краткосрочный проект "Гербарий. Осенние листья нашего села"

Окружающий мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с...

ФЭМП «Какие разные листья» в рамках проекта «Почему осенние листья падают по-разному?»

ЦЕЛЬ: Формирование элементарных математических представлений в средней группе.Задачи:1. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольни...

Экологический проект «Волшебство осенних листьев»

Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части жи...

Призетация проекта "Гебарий. Осенние листья нашего города".

   Проектом предусмотрен объект исследования, которым выступает живая природа – деревья, произрастающие на территории детского сада и города Шахты, предметом исследования являют...

Экологический проект "Волшебство осенних листьев"

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом и родителями – воспитывать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Этого можно ...

Отчет по экологическому проекту Гербарий. Листья нашего города

Отчет по проекту Гербарий. Листья нашего города...