Проект "Мы друзья природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект "Мы друзья природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_druzya_prirody.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мы друзья природы

Составили: Потехина А.И.

Саров, 2024

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенна готовность его созидать, восприятия красоты природы, понимание полноценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети старшего дошкольного возраста любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем. Это позволяет нам учить детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости.

Работа над проектом даёт возможность разбудить в детях интерес к природе родного края, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. А такжецеленаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как она проходит через все виды детской деятельности: познавательную, речевую, игровую и продуктивную.

Концепция

Вид проекта

Познавательно – творческий

Долгосрочный (с по года)

Совместный с родителями

Групповой

Участники проекта

Участниками данного проекта являются дети 5-6 лет, педагоги, семьи воспитанников.

Цель:

Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

Задачи проекта для детей:

  1. Расширять знания детей о природе, путем включения знаний о новых объектах и явлениях и конкретизации освоенных знаний.
  2. Учить анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях.
  3. Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.

Задачи проекта для родителей:

  1. Формировать интерес и желание родителей принимать активное участие в образовательном процессе ДОО.
  2. Привлечение родителей к совместному с детьми и воспитателями оформлению лепбука «Мы друзья природы».

Задачи проекта для педагогов:

  1. Изучение литературы о природе родного края.
  2. Повышение профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания детей 5 - 6 лет.
  3. Создание информационной среды для просвещения родителей.

Ожидаемый результат

Реализация данного проекта позволит достичь следующих результатов:

Дети:

Владеют углубленными знаниями о родной природе.

Бережно относятся к миру природы.

Познакомились с новыми произведениями о природе.

Понимают важность сохранения природы.

Испытывают чувство восхищения природой родного края.

Родители:

Активно взаимодействуют с педагогами в процессе формирования экологической культуры у детей.

Принимают активное участие в акциях, включенных в проект.

Педагоги:

Создали информационную среду для просвещения родителей.

Пополнили развивающую среду группы по теме проекта.

Этапы реализации проекта.

1 Этап – концептуальный:

- Выбор темы проекта, мотивация.

- Формулирование целей и задач проекта.

- Определение содержания проекта (проектно –тематический план).

2 Этап – Формирующий.

- Выполнение проектно-тематического плана.

3 Этап- Заключительный:

- Анализ достижений поставленных целей, результатов. Самооценка степени реализации проекта.

Проектно – тематический план:

Октябрь

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

ОД

«Рассматривание и сравнение овощей и фруктов».

Экспериментирование

«Вода - растворитель», «Свойства воды»,

«Поможем воде стать чистой»,

«Питание растений».

Наблюдения

Серия сезонных наблюдений в живой и не живой природе.

Социально –

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

«Детки с ветки»,«В лесу, в саду, на огороде»,

«Загадай – мы отгадаем», «Кто кем будет?».

Пособия

Мнемотаблицы «Времена года»: раздел «Осень» (для составления описательных рассказов о природе).

Альбомы: «Перелётные птицы», «Зимующие птицы».

Труд

В группе: уход за цветами (в течение года),

ведение календаря погоды (в течение года).

В природе: Сбор природного материала для поделок.

Речевое

развитие

Беседы

« Вода – это хорошо или плохо»,«Вертолётик» - путешественник» (способы размножения растений),

«Многообразие растений», «Что такое «гербарий?»».

Чтение

В. Даль «Война грибов и ягод»,

главы из книги В. Зотова «Лесная мозаика».

Художественно –

эстетическое

развитие

Продуктивная

деятельность

Рисование: «Деревья в нашем парке», «Загадки с грядки».

Аппликация: витраж «Осенние листья»,

«Осенняя картина» (из листьев и семян)

Лепка: «Осенний натюрморт»

Конструирование из бумаги с элементами аппликации 2 занятия: «Корзина с цветами»

Музыка

Слушание произведения П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Пение песен об осени.

Театрализованная

деятельность

Развлечения

Показ детям настольного театра «Паучок и ветерок».

Показ малышам сказки В. Сутеева «Под грибом».

Досуг «Вечер загадок».

Взаимодействие

с семьей

Конкурс поделок из природного материала и овощей «Что нам осень подарила».

Ноябрь

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

ОД

«Как животные готовятся к зиме».

Экспериментирование

«Почему дует ветер», «Свойства воздуха»,

«Дыхание растений», «Куда спряталась вода?»

«Живой воздух».

Наблюдения

Сезонные наблюдения в живой и неживой природе.

Социально –

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

«Мимикрия», «Кто где живёт?»,

«Что будет, если …», «Следопыты».

Пособия

Альбом «Деревья»,«Паспорта растений»,

«Наблюдаем, изучаем, исследуем» (модели).

Труд

Акции: «Спасем цветы от мороза» (укрытие клумбы листьями), «Поможем птицам» (изготовление кормушек).

Речевое

развитие

Беседы

«Клюква и брусника – наши друзья»,

«Почему опадают листья», «Кто осенью хочет спать», «Ноябрь – ворота зимы», «Как человек готовится к зиме?».

Чтение

К.Ушинский «Спор деревьев», В.Бианки «Смотрины зимы», Н.Сладков «Почему ноябрь пегий?», «Синичкин запас».

Художественно –

эстетическое

развитие

Продуктивная

деятельность

Рисование: «Осенние листья»

Аппликация: с элементами рисования «Золотые березы»

Лепка: рельефная «Листья на ветру»

Коллективная работа из семян и листьев: «Осень в лесу».

Музыка

Слушание произведения П.И. Чайковского «Ноябрь» из цикла «Времена года».Пение песен об осени.

Театрализованная

деятельность

Развлечения

Праздник «Прекрасна ты, осенняя пора!».

Вечер досуга: показ малышам сценки «Спор овощей».

Тематический вечер досуга с музыкальным руководителем «Осень в России».

Взаимодействие

с семьей

Оформление альбома «Наши рассказы о природе» - рисунки, сказки или рассказы.

Консультация «Ребенок в мире природы».

Декабрь

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

ОД

Рассказ по картине «Река замерзла».

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Экспериментирование

«Что быстрее растает: снег или лёд?», «Где вода быстрее замёрзнет: на подносе или в ведёрке?», «Зачем растениям свет»,

«Защитные свойства снега», «Цветные льдинки».

Наблюдения

Сезонные наблюдения в живой и неживой природе.

Социально –

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

«Мимикрия», «Живое - неживое», «Нравится – не нравится».

Пособия

«Природный и рукотворный мир»,

«Календарь длительности светового дня»,

модели: «Кто прилетал к кормушке», «Способы ухода за растениями».

Труд

Огород на окне: посадка лука.

Ведение дневника наблюдений.

Утепление корней деревьев и кустов снегом.

Речевое

развитие

Беседы

«Этот полезный шиповник»,

«Шубка – зимой не шутка»,

«Декабрь – полночь года»,

«Что случилось зимой на реке?».

Чтение

Сказки: «Зимовье зверей», «Морозко» и др.

В.Бианки «Синичкин календарь», «Книга зимы», А.Клыков «Зимой под водой», Н.Сладков «Жалобная книга», «Суд над декабрём», З.Александрова «Новая столовая».

Художественно –

эстетическое

развитие

Продуктивная

деятельность

Рисование: «Волшебные снежинки»

Аппликация: «Снежные звездочки»

Панорамная открытка «Елочка – красавица»

Лепка: коллективная по сказке «Зимовье зверей».

Музыка

Слушание: П.И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года», Э. Грига «Утро».
Пение песен о зиме.

Театрализованная

деятельность

Развлечения

«Карабас Барабас на новогоднем карнавале».

Вечер досуга: показ малышам новогодней сценки «Встреча на лесной полянке».

Взаимодействие

с семьей

Конкурс макетов «Зимняя сказка».

Январь

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

НОД

Придумывание сказки «Приключения зайца»

Экспериментирование

«Твёрдая вода», «Почему не тонут айсберги»,

«Почему день сменяется ночью»,

«Белое одеяло всю землю укрыло» (снег удерживает тепло).

Наблюдения

Сезонные наблюдения в живой и неживой природе.

Социально –

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

Лото «Растительный мир».

Мнемотаблицы «Времена года»: раздел «Зима» (для составления описательных рассказов о природе).

«Когда это бывает?»

Пособия

«Животные севера», Карта мира «Обитатели земли», «Загадки о животных» (модели), иллюстрации о зиме.

Труд

Уход за комнатными растениями (полив, протирание листьев). Постройки из снега, украшение цветными льдинками. Очищение кормушек от снега, кормление птиц. Уборка снега на участке.

Речевое

развитие

Беседы

«Кто живёт на севере»,«Почему тюленю не холодно»,« Почему береза - карликовая?»,

«Где зимой прячется солнце»,«Человек – хозяин природы или друг?».

Чтение

Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят», главы из книги В. Зотова «Лесная мозаика», сказка «Метелица». Заучивание стихов о зиме.

Художественно –

эстетическое

развитие

Продуктивная

деятельность

Рисование: «Белая береза под моим окном»,

«Путешествие на северный полюс».

Аппликация: с элементами рисования «Заснеженный дом»,«Пингвины на льдине».

Лепка: «Зимние забавы».

Конструирование из бумаги: моделирование «Снегири».

Музыка

Слушание: П.И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Вальс» из балета «Лебединое озеро».Пение песен о зиме.

Театрализованная

деятельность

Развлечения

Вечер досуга «Красная книга нашего края».

Конкурс стихов «Зима – волшебница».

Взаимодействие

с семьей

Консультация «Читаем детям о природе».

Февраль

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

ОД

Составление рассказа из личного опыта «Что нам нравится зимой».

Экспериментирование

«Теневой театр», «Живые тени»,

«Путешествие капельки»,

«Проращивание ветки тополя и сирени».

Наблюдения

Сезонные наблюдения в живой и неживой природе.

Социально –

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

Упражнение «Загадай, мы отгадаем».

Мнемотаблицы «Времена года»: раздел «Зима» (для составления описательных рассказов о природе).

«Логические экраны» Н. Б. Лисовской

Пособия

Таблицы «Витамины» и «Микроэлементы».

Набор иллюстраций «Животные жарких стран». Красная книга (о животных).

Труд

Посев семян лекарственных трав. Уход за комнатными растениями. Уход за рыбками в аквариуме.Кормление зимующих птиц. «Стряхивание» снега с кустарников и молодых деревьев.

Речевое

развитие

Беседы

«Февраль – месяц лютого голода для зверей и птиц», «Почему на юге тепло?»,

«Как животные приспособились к жаре»,

«Почему береза не растет в пустыне?»,

«Мы ответственны за тех, кого приручили».

Чтение

Д. Родарри «Откуда стол пришел?»,

Г. Скребицкий «Всяк по-своему», «На пороге весны», В.Волина «Последний месяц зимы»,

В. Бианки «Синичкин календарь».

Художественно –

эстетическое

развитие

Продуктивная

деятельность

Рисование: «Зимний лес», «Обитатели тропиков».

Аппликация: «Наш аквариум» (из ткани и природного материала).

Лепка: «Птицы на кормушке»

Конструирование: «Зайчик» из природного материала.

Музыка

Слушание произведения П.И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года».
Пение песен о зиме.

Театрализованная

деятельность

Развлечения

Презентация детских работ «Наши питомцы».

Инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Взаимодействие

с семьей

Консультация «Экологические игры детям».

Творческая работа «Наши питомцы».

Март

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

ОД

Составление рассказа из личного опыта «Наш живой уголок».

Экспериментирование

«Солнце дарит нам тепло», «Смена времен года», «Размножение растений», «Воздух нам необходим».

Наблюдения

Весенние изменения в природе: увеличение светового дня, состояние снега, оживление комнатных растений, и др.

Социально –

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

«Экологические цепочки», «Магазин растений», «Раньше – позже».

Пособия

Красная книга (о растениях);

«Правила поведения в природе»;

«Логические экраны» Н. Б. Лисовской;

Модели: «Потребности растений», «Потребности животных».

Труд

Ведение дневника наблюдения за ветками тополя и сирени. Посев семян астр, бархатцев, циний. Уход за комнатными растениями.

Речевое

развитие

Беседы

«Пробуждение природы», «Как защитить себя от солнца?»,

«Почему в марте не растут деревья?»,

«Март – месяц синичьих песен».

Чтение

Заучивание стихотворения М. Ладонщикова «Медведь проснулся», Н. Сладков «Весенние радости», Ф.Абрамов «На мартовском солнышке», В.Бианки «Март».

Художественно –

эстетическое

развитие

Продуктивная

деятельность

Рисование: «Солнечный свет» - эксперимент.

Аппликация: коллективная «Весна в городе»,

«Нежные подснежники».

Лепка: Из солёного теста «Весенний ковер».

Конструирование: из цилиндров «Театр теремок» (для детей младшей группы).

Музыка

Слушание: П.И. Чайковского «Март» из цикла «Времена года», «Жаворонок».
Пение песен овесне.

Театрализованная

деятельность

Развлечения

Викторина «Мы друзья природы».

Вечер досуга «Весеннее настроение»(стихи и песни о весне).

Взаимодействие

с семьей

Семинар – практикум «Школа для родителей»: «Метод проектной деятельности в образовательном процессе».

Изготовление плакатов «Бережем природу – наш общий дом». Развешивание скворечников на деревьях.

Апрель

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

НОД

Экологическая сказка «Ручеёк».

Экспериментирование

«Почему капель звенит?», «Необходимость удобрений для роста растений», «Есть ли у растений органы дыхания?», «Сила ветра и воды»(пускание лодочек в ручейке).

Наблюдения

Весенние изменения в природе: температура воздуха, появление сосулек, ручьёв, пробуждение растений,поведение птиц, и др.

Социально –

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

«Четвёртый лишний», «Съедобное – несъедобное», «Зоологическое лото».

Пособия

Мнемотаблицы «Времена года»: раздел «Весна»; модели: «Рост растений», «Звери», «Живая природа», «Доктор Айболит»; альбом «Первоцветы».

Труд

Черенкование и пересадка комнатных растений, подкормка растений (совместно с воспитателем); выращивание рассады уличных цветов; работа с календарём природы. Окапывание деревьев.

Акция «Поможем птицам в постройке гнёзд» (положить в кормушки кусочки ткани, шерстяные нитки, вату…)

Речевое

развитие

Беседы

«Что такое ледоход?», «Почему бывают наводнения?», «Опасный лёд», «Кто весной возвращается домой?», «Почему весенние морозы страшнее зимних?».

Чтение

В.Бианки «Апрель», «Последняя льдинка»; Н. Павлова «Ранней весной»; Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»; А. Плещеев «Уж тает снег…»

Художественно –

эстетическое

развитие

Продуктивная

деятельность

Рисование: по мокрому «Весеннее небо»

Аппликация: «Весенние ветки в вазе»

Лепка: «Мишка косолапый по лесу идёт»

Ручной труд: «Панно из природного материала»

Музыка

Слушание: П.Чайковский «Апрель» (из цикла «Времена года»), А. Вивальди «Весна».

Песни о весне.

Театрализованная

деятельность

Развлечения

Праздник «Весна – красна».

Игры-драматизации: «Зайчик в беде», «Ручейки и озёра».

Взаимодействие

с семьей

Акция «Дадим отходам вторую жизнь» (поделки из вторсырья).

Консультация «Безопасность детей в природе».

Май

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

ОД

Комплексное занятие «Путешествие в весенний лес».

Экспериментирование

«Радуга в небе», «Влияние прополки на рост и развитие растений», «Могут ли животные жить в земле?».

Наблюдения

Весенние изменения в природе: увеличение светового дня, цветение растений, плодовых деревьев, появление насекомых, прилёт птиц.

Социально –

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

«Кто быстрее найдёт (берёзу, рябину, клён, тополь…)», «Где мы растём?», «Цветы цветут», «Мы исследователи».

Пособия

Модель: «Строение насекомых», альбом «Насекомые».

Труд

Уход за растениями в группе (полив, рыхление, опрыскивание).

Высадка рассады цветов в цветник, прополка цветника, рыхление земли вокруг деревьев, создание уголка лекарственных трав.

Речевое

развитие

Беседы

«Мой домашний питомец», «Что хорошего и что плохого бывает весной?», «Что изменилось в жизни человека с приходом весны?», «Деревья – украшение земли».

Чтение

М. Пришвин «Золотой луг», К.Ушинский «Пчёлки на разведках», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов «Майский жук».

Художественно –

эстетическое

развитие

Продуктивная

деятельность

Изготовление лепбука «Мы друзья природы».

Рисование: по мокрому «Цветут цветы».

Аппликация: силуэтная симметрия «Нарядные бабочки».

Лепка: «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые…»

Конструирование из природного материала «Черепаха».

Музыка

Слушание: П.Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник». Детские песни о весне.

Театрализованная

деятельность

Развлечения

Игры – драматизации: «Ласточки и мошки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», «Козы, кыш от берёзы!»

Развлечение с красками «Времена года»

Взаимодействие

с семьей

Подготовка участка к лету.

Участие в конкурсе «Детский индивидуальный проект».

Июнь

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

СОД

«Люблю берёзку русскую».

Экспериментирование

«Свойства почвы» (глинистая, песчаная, чернозём), «Где вырастет одуванчик?», «Своды и тоннели», «Песочные часы», «Из чего состоит песок?», «Волшебное сито», «Рисуем песком».

Наблюдения

«Кто к нам в гости приходил?» (следы животных и птиц).Сезонные наблюдения в живой и неживой природе: продолжительность светового дня, цветение растений, многообразие насекомых, птиц, и т.д.

Социально-

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

«Собери букет», «Что изменилось?», «Цветы цветут», «Раз, два, три – к дереву беги»,

«Что будет, если…»

Пособия

Альбом «Зелёная аптека» (лекарственные растения), модели «Строение растений» (трава, цветок, кустарник, дерево), альбом «Животные жарких стран».

Труд

Уход за комнатными растениями в группе.

Уход за растениями в цветнике: полив, прополка, рыхление. Сбор природного материала для поделок. Сбор растений для гербария.

Речевое

развитие

Беседы

«Как мы дежурим в уголке природы», «Что я видел по дороге в детский сад» (деревья, кусты, растения, птиц, следы животных, и др.), «Дождь -хорошо или плохо?», «О тех, кто летает, прыгает, ползает», «О пользе хвойных деревьев», «Жалобы муравья».

Чтение

Конкурс стихов о природе: «Вот и лето к нам пришло…», Е.Благинина «Одуванчик», С.Козлов «В родном лесу», Л.Воронкова «Девочка из города», Н.Романова «Муравей Красная Точка».

Художественно-

Эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Рисование «Нарядные бабочки».

Конструирование из цилиндров «Весёлые пчёлки».

Конструирование из семян «На лугу цветут ромашки».

Коллективная работа: лепка «Зоопарк».

Музыка

Слушание и исполнение песен о лете: «Вот оно какое наше лето!», «Лесная песенка», «Про лягушек и комара», «В траве сидел кузнечик…», «Не обижайте муравья», и др.

Театрализованная

деятельность

Развлечения

Праздник «Здравствуй, солнце, здравствуй, лето!»

«Праздник ветерка» (изготовление и игры с султанчиками, вертушками).

Развлечение «Мы в лесок пойдём».

Взаимодействие

с семьёй

Конкурс рисунков «Здравствуй, лето озорное!»

Июль

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

СОД

«Лекарство на грядке».

Экспериментирование

«Весёлые кораблики», «Цветы лотоса», «Что растворяет вода?», «Подводная лодка из яйца», «Естественная лупа», «Можно ли унести воду в решете?», «Можно ли склеить бумагу водой?».

Наблюдения

«Кто живёт в почве?», «Как передвигаются птицы?». Сезонные наблюдения в живой и неживой природе: продолжительность дня и ночи, t воздуха, природные явления (гроза, радуга…), многообразие растений, насекомых.

Социально-

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

«Какого цветка не стало?», домино «Жу-жу», «Найди по описанию», Кто где живёт?»,

«Собери цветок», «Накорми животное».

Пособия

Альбом «Цветы» (садовые, лесные, полевые, луговые), фотоальбом «Природа нашего города»

Труд

Уход за комнатными растениями в группе.

Уход за растениями в цветнике: полив, прополка, рыхление. Сбор природного материала для поделок. Сбор растений для гербария.

Речевое

развитие

Беседы

«Правила друзей леса», «Ягоды: полезные и опасные», «Однолетние и многолетние растения», «Если укусила пчела…», «Через добрые дела стань природе другом», «Вода – наше богатство!», «Насекомые – наши друзья», «Жалобы деревьев».

Чтение

Загадки о природе (природные явления, растения, животные), Е.Серова «Гвоздика», Е.Трутнева «Подсолнечник», А.Прокофьев «Солнышко», «Пикничок», В.Бианки «Рассказы о животных», М.Пришвин «Лесной хозяин».

Художественно-

Эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Конкурс «Умелые ручки» (поделки из природного и бросового материала).

Коллективная работа: макет «Лето в лесу» (из бумаги и природного материала).

Конструирование из конфетных обёрток «Бабочки».

Лепка из солёного теста «Вкусный натюрморт».

Музыка

Слушание и исполнение песен о лете: «Божья коровка», «Потому, что лето!», «Ягодка - малинка».

Театрализованная

деятельность

Развлечения

Праздник «День Нептуна».

Викторина «На лесной полянке».

Развлечение «День цветов».

Взаимодействие

с семьёй

Акция «Каштановая аллея» (уход за каштанами).

Газета «Есть у нас огород…»

Изготовление мини-альбомов «Лекарство в нашем доме» (о лекарственных растениях и травах, способах их применения).

Август

Направление

Вид

деятельности

Содержание

Познавательное развитие

СОД

«Жалобная книга природы».

Экспериментирование

«Чем дышит дождевой червяк?», «Поймай воздух», «Живой пластилин», «Холодный воздух», «Живая змейка», игры с воздушными шарами, мыльными пузырями, летающими тарелками, воздушными змеями.

Наблюдения

Сезонные наблюдения в живой и неживой природе: продолжительность дня и ночи, росы, туманы, прекращение роста растений, созревание семян, плодов.

Социально-

коммуникативное

развитие

Игры и

упражнения

«Найди растение по названию», «Что лишнее?»,

домино «Ягодка», «Что сначала, что потом», «Угадай, что в мешочке», «Вершки и корешки».

Пособия

Иллюстрации с изображением сбора урожая, муляжи овощей и фруктов, мнемотаблицы «Рассказы об овощах и фруктах», альбом «Грибы и ягоды»

Труд

Уход за комнатными растениями в группе.

Уход за растениями в цветнике: полив, прополка, рыхление. Заготовка природного материала для поделок. Сбор растений для гербария. Сбор семян бархатцев, космеи, циний.

Речевое

развитие

Беседы

«Для чего растениям нужны семена?», «Грибы – друзья или враги?», «Мы собрали урожай…», «Ветерок, ветер, ветрище…», «Домашние и бездомные», «Живые витамины».

Чтение

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», С. Козлов «Ёжик в тумане», В.Гаршин «Лягушка – путешественница», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», С. Маршак «Август», В. Шульжик «Уронила белка шишку».

Художественно-

Эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Конструирование «Корзинка для овощей».

Коллаж «Лето красное».

Лепка из солёного теста «Урожай у нас хорош!»

Аппликация «Картинки – витаминки».

Панно из природного материала, листьев, цветов «Узоры лета».

Музыка

Слушание и исполнение песен о лете: «Вместе весело шагать», «Не дразните собак», «Дождик».

Театрализованная

деятельность

Развлечения

Игра-драматизация «Спор овощей».

Развлечение «В гостях у Лесовичка».

Развлечение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Взаимодействие

с семьёй

Газета «Как мы летом отдыхали».

Заготовка листьев, семян для аппликаций и поделок.

Экологический КВН «Мы друзья природы».

(старшая группа)

Цель: Систематизировать и обобщить экологические знания детей.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о природе, учить использовать полученные знания в играх, конкурсах.
  • Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, смекалку.
  • Формировать чувство товарищества, ответственности за команду, уважение к партнёрам и соперникам.
  • Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы.

Материал: эмблемы, картинки с объектами живой и неживой природы, корзина с загадками, 2 обруча, картинки для игры «Что лишнее?», интерактивное полотно, слайды с изображением растений и животных.

Музыка: В. Шаинский «Вместе весело шагать», Е.Птичкин «Не дразните собак».

Предварительная работа: беседы о природе, её пользе, правилах поведения в ней; рассматривание иллюстраций в альбомах «Домашние идикие животные», «Грибы», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Цветы», и др.; заучивание стихов, песен; чтение художественной и энциклопедической литературы.

Ход мероприятия:

Дети входят в зал под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Ведущий приветствует участников КВН, представляет членов жюри и объявляет о начале игры.

Читает стихотворение Л.Дейнеко «Общий дом».

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной Земли

Зовётся этот дом.

В игре участвуют 2 команды: «Мудрые совята» и «Весёлые зайчата».

Дети представляют свои команды:

«Мудрые совята»: Мы – мудрые совята,

Дружные ребята.

Природу очень любим,

Губить её не будем!».

«Весёлые зайчата»: Мы – весёлые зайчата,

Хоть и очень маловаты,

Мы природу сохраним,

Лес в обиду не дадим!».

Разминка для обеих команд: игра «Скажи наоборот» (отвечают по очереди).

Деревья высокие, а кустарники…

Медведь большой, а ёжик…

Малина сладкая, а рябина…

Мухомор ядовитый, а подосиновик…

Лев смелый, а заяц…

У зайца хвост короткий, а у лисы…

Днём светло, а ночью…

Летом жарко, а зимой…

Весна бывает ранняя, а бывает…

Погода бывает ясная, а бывает…

1 конкурс: игра «Живое – неживое».

Из общего набора картинок «мудрым совятам» предлагается выбрать объекты живой природы, а «весёлым зайчатам» - объекты неживой природы.

2 конкурс: «Отгадай загадку».

Вносится корзина, а в ней записки с загадками. Команды по очереди вытаскивают из корзины записки, ведущий загадывает им загадки о различных объектах природы, природных явлениях.

Жюри подводит итоги за 2 конкурса.

Физминутка: игра «Летает – не летает».

3 конкурс: игра «Кто больше назовёт».

«Мудрым совятам предлагается назвать диких животных, овощи, деревья.

«Весёлым зайчатам» - домашних животных, фрукты, цветы.

#1050;онкурс капитанов команд (выбираются заранее).

Вопросы к капитанам:

  • На каком дереве растут жёлуди?
  • Когда листва с деревьев опадает?
  • Какое растение прикладывают к ране?
  • Какую птицу называют «лесной доктор»?
  • Как называется детёныш лошади?
  • У какого дерева белый ствол?
  • Чем питается бабочка?
  • Какие птицы прилетают к нам весной первыми?
  • Сколько ног у жука?
  • Какая птица не умеет летать?
  • Кто в лесу всю зиму спит?
  • У какой птицы жёлтая грудка?
  • Когда поспевает земляника?
  • Как называется дом у муравьёв?
  • Какой гриб носит название лесного хищника?
  • Кто летом рыжий, а зимой серый?
  • Как называется детёныш овцы?
  • Где птица высиживает птенцов?

Жюри подводит итоги.

Команды играют в игру «Если я приду в лесок…»

1. Если я приду в лесок

И сорву ромашку? Нет!

2. Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? Нет!

3. Если хлебушка кусок

На столе оставлю? Да!

4. Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю? Да!

5. Если разведу костёр,

А тушить не буду? Нет!

6. Если сильно насорю,

А убрать забуду? Нет!

7. Если мусор уберу,

Банку закопаю? Да!

8. Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! Да!

5 конкурс: игра «Что лишнее?»

В 2 обручах разложены картинки. Командам предлагается выделить из группы лишний предмет и обосновать свой ответ.

6 конкурс: игра «Узнай и назови».

На интерактивном полотне показываются слайды с изображением растений и животных. Участникам команд предлагается узнать и назвать объект.

Объекты для команды

«Мудрые совята»

Объекты для команды

«Весёлые зайчата»

патиссон

енот

щука

лось

нарцисс

киви

берёза

баклажан

барсук

сом

рысь

тюльпан

персик

рябина

7 конкурс: «Правила поведения в природе».

Команды по очереди называют правила.

Жюри подводит итоги.

Дети исполняют песню Е.Птичкина«Не дразните собак».

Награждение победителей.

Познавательное развитие:

ОД:

Экспериментирование:(результаты наблюдений вносятся в дневник наблюдений)

«Влияние воды на рост растений», «Влияние земли на рост растений», «Влияние света на рост растений», эксперименты с водой и снегом,

Наблюдения в природе:

Социально – коммуникативное развитие:

Сюжетно – ролевые игры: «Мы исследователи» «Ветлечебница»

Режиссерская игра: «Зоопарк»

Дидактические игры и упражнения:

«Времена года» «Детки с ветки» «Мимикрия» «В лесу, в саду, на огороде» «Живое – не живое»

«Что будет, если…» «Нравится – не нравится», «Узнай и назови», «Загадай, мы отгадаем»

Пособия:

Папки - «Наши рассказы о природе» с детскими рассказами и рисунками,

- «Наблюдаем, изучаем, исследуем» (модели)

- «Логические экраны» Н. Б. Лисовской

- «Лесная аптека»

- Мнемотаблицы «Времена года» (для составления описательных рассказов о природе)

«Правила поведения в природе»

Модели «Загадки о животных», «Загадки о растениях»

Труд в группе: Уход за цветами группы, посадка семян цветов, лука, бобовых, ведение календаря погоды;

В природе: Акции «Спасем цветы от мороза» (укрыть клумбы листьями, снегом), «Чистый участок» (коллективный труд по уборке территории участка». Посадка рассады цветов на клумбу, уход за цветником. Сбор семян цветов.

Речевое развитие:

Беседы: «Красная книга нашего региона» Л.И. Грехова «Шиповник»

(экологическая сказка)

Чтение: Ушинский «Спор деревьев»

В. Даль «Война грибов и ягод»

В. Зотов «Лесная мозаика»

Г. Скребицкий «Всяк по своему»

В. Бианки «Синичкин календарь»

Н. Сладков «Весенние радости»

М. Пришвин «Золотой луг»

Л.И. Грехова «Шиповник» (экологическая сказка)

Музыка:

Театрализованная деятельность: Досуг «В гости к бабушке Варваре»

Показ сказок: на фланелеграфе «Пых», кукольный театр «Прогулка в лес».

Работа с родителями:

Вечер досуга «Показ сказки «Репка» на новый лад»

Участие в изготовлении плакатов «Береги природу»

Акция «Скоро лето» (подготовка участка к лету)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;2)...

Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"

Занятие по ознакомлению с миром природы...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...

Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе

Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....