Проект "Мы друзья природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Мы друзья природы
Составили: Потехина А.И.
Саров, 2024
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенна готовность его созидать, восприятия красоты природы, понимание полноценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.
В этом возрасте происходит становление произвольности, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети старшего дошкольного возраста любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем. Это позволяет нам учить детей наблюдать окружающий мир природы и вещей, учить видеть и понимать элементарные связи и зависимости.
Работа над проектом даёт возможность разбудить в детях интерес к природе родного края, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. А такжецеленаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как она проходит через все виды детской деятельности: познавательную, речевую, игровую и продуктивную.
Концепция
Вид проекта
Познавательно – творческий
Долгосрочный (с по года)
Совместный с родителями
Групповой
Участники проекта
Участниками данного проекта являются дети 5-6 лет, педагоги, семьи воспитанников.
Цель:
Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
Задачи проекта для детей:
- Расширять знания детей о природе, путем включения знаний о новых объектах и явлениях и конкретизации освоенных знаний.
- Учить анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о закономерностях и взаимосвязях.
- Совершенствовать природоохранительную деятельность детей.
Задачи проекта для родителей:
- Формировать интерес и желание родителей принимать активное участие в образовательном процессе ДОО.
- Привлечение родителей к совместному с детьми и воспитателями оформлению лепбука «Мы друзья природы».
Задачи проекта для педагогов:
- Изучение литературы о природе родного края.
- Повышение профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания детей 5 - 6 лет.
- Создание информационной среды для просвещения родителей.
Ожидаемый результат
Реализация данного проекта позволит достичь следующих результатов:
Дети:
Владеют углубленными знаниями о родной природе.
Бережно относятся к миру природы.
Познакомились с новыми произведениями о природе.
Понимают важность сохранения природы.
Испытывают чувство восхищения природой родного края.
Родители:
Активно взаимодействуют с педагогами в процессе формирования экологической культуры у детей.
Принимают активное участие в акциях, включенных в проект.
Педагоги:
Создали информационную среду для просвещения родителей.
Пополнили развивающую среду группы по теме проекта.
Этапы реализации проекта.
1 Этап – концептуальный:
- Выбор темы проекта, мотивация.
- Формулирование целей и задач проекта.
- Определение содержания проекта (проектно –тематический план).
2 Этап – Формирующий.
- Выполнение проектно-тематического плана.
3 Этап- Заключительный:
- Анализ достижений поставленных целей, результатов. Самооценка степени реализации проекта.
Проектно – тематический план:
Октябрь
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | ОД | «Рассматривание и сравнение овощей и фруктов». |
Экспериментирование | «Вода - растворитель», «Свойства воды», «Поможем воде стать чистой», «Питание растений». | |
Наблюдения | Серия сезонных наблюдений в живой и не живой природе. | |
Социально – коммуникативное развитие | Игры и упражнения | «Детки с ветки»,«В лесу, в саду, на огороде», «Загадай – мы отгадаем», «Кто кем будет?». |
Пособия | Мнемотаблицы «Времена года»: раздел «Осень» (для составления описательных рассказов о природе). Альбомы: «Перелётные птицы», «Зимующие птицы». | |
Труд | В группе: уход за цветами (в течение года), ведение календаря погоды (в течение года). В природе: Сбор природного материала для поделок. | |
Речевое развитие | Беседы | « Вода – это хорошо или плохо»,«Вертолётик» - путешественник» (способы размножения растений), «Многообразие растений», «Что такое «гербарий?»». |
Чтение | В. Даль «Война грибов и ягод», главы из книги В. Зотова «Лесная мозаика». | |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Рисование: «Деревья в нашем парке», «Загадки с грядки». Аппликация: витраж «Осенние листья», «Осенняя картина» (из листьев и семян) Лепка: «Осенний натюрморт» Конструирование из бумаги с элементами аппликации 2 занятия: «Корзина с цветами» |
Музыка | Слушание произведения П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Пение песен об осени. | |
Театрализованная деятельность Развлечения | Показ детям настольного театра «Паучок и ветерок». Показ малышам сказки В. Сутеева «Под грибом». Досуг «Вечер загадок». | |
Взаимодействие с семьей | Конкурс поделок из природного материала и овощей «Что нам осень подарила». |
Ноябрь
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | ОД | «Как животные готовятся к зиме». |
Экспериментирование | «Почему дует ветер», «Свойства воздуха», «Дыхание растений», «Куда спряталась вода?» «Живой воздух». | |
Наблюдения | Сезонные наблюдения в живой и неживой природе. | |
Социально – коммуникативное развитие | Игры и упражнения | «Мимикрия», «Кто где живёт?», «Что будет, если …», «Следопыты». |
Пособия | Альбом «Деревья»,«Паспорта растений», «Наблюдаем, изучаем, исследуем» (модели). | |
Труд | Акции: «Спасем цветы от мороза» (укрытие клумбы листьями), «Поможем птицам» (изготовление кормушек). | |
Речевое развитие | Беседы | «Клюква и брусника – наши друзья», «Почему опадают листья», «Кто осенью хочет спать», «Ноябрь – ворота зимы», «Как человек готовится к зиме?». |
Чтение | К.Ушинский «Спор деревьев», В.Бианки «Смотрины зимы», Н.Сладков «Почему ноябрь пегий?», «Синичкин запас». | |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Рисование: «Осенние листья» Аппликация: с элементами рисования «Золотые березы» Лепка: рельефная «Листья на ветру» Коллективная работа из семян и листьев: «Осень в лесу». |
Музыка | Слушание произведения П.И. Чайковского «Ноябрь» из цикла «Времена года».Пение песен об осени. | |
Театрализованная деятельность Развлечения | Праздник «Прекрасна ты, осенняя пора!». Вечер досуга: показ малышам сценки «Спор овощей». Тематический вечер досуга с музыкальным руководителем «Осень в России». | |
Взаимодействие с семьей | Оформление альбома «Наши рассказы о природе» - рисунки, сказки или рассказы. Консультация «Ребенок в мире природы». |
Декабрь
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | ОД | Рассказ по картине «Река замерзла». Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». |
Экспериментирование | «Что быстрее растает: снег или лёд?», «Где вода быстрее замёрзнет: на подносе или в ведёрке?», «Зачем растениям свет», «Защитные свойства снега», «Цветные льдинки». | |
Наблюдения | Сезонные наблюдения в живой и неживой природе. | |
Социально – коммуникативное развитие | Игры и упражнения | «Мимикрия», «Живое - неживое», «Нравится – не нравится». |
Пособия | «Природный и рукотворный мир», «Календарь длительности светового дня», модели: «Кто прилетал к кормушке», «Способы ухода за растениями». | |
Труд | Огород на окне: посадка лука. Ведение дневника наблюдений. Утепление корней деревьев и кустов снегом. | |
Речевое развитие | Беседы | «Этот полезный шиповник», «Шубка – зимой не шутка», «Декабрь – полночь года», «Что случилось зимой на реке?». |
Чтение | Сказки: «Зимовье зверей», «Морозко» и др. В.Бианки «Синичкин календарь», «Книга зимы», А.Клыков «Зимой под водой», Н.Сладков «Жалобная книга», «Суд над декабрём», З.Александрова «Новая столовая». | |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Рисование: «Волшебные снежинки» Аппликация: «Снежные звездочки» Панорамная открытка «Елочка – красавица» Лепка: коллективная по сказке «Зимовье зверей». |
Музыка | Слушание: П.И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года», Э. Грига «Утро». | |
Театрализованная деятельность Развлечения | «Карабас Барабас на новогоднем карнавале». Вечер досуга: показ малышам новогодней сценки «Встреча на лесной полянке». | |
Взаимодействие с семьей | Конкурс макетов «Зимняя сказка». |
Январь
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | НОД | Придумывание сказки «Приключения зайца» |
Экспериментирование | «Твёрдая вода», «Почему не тонут айсберги», «Почему день сменяется ночью», «Белое одеяло всю землю укрыло» (снег удерживает тепло). | |
Наблюдения | Сезонные наблюдения в живой и неживой природе. | |
Социально – коммуникативное развитие | Игры и упражнения | Лото «Растительный мир». Мнемотаблицы «Времена года»: раздел «Зима» (для составления описательных рассказов о природе). «Когда это бывает?» |
Пособия | «Животные севера», Карта мира «Обитатели земли», «Загадки о животных» (модели), иллюстрации о зиме. | |
Труд | Уход за комнатными растениями (полив, протирание листьев). Постройки из снега, украшение цветными льдинками. Очищение кормушек от снега, кормление птиц. Уборка снега на участке. | |
Речевое развитие | Беседы | «Кто живёт на севере»,«Почему тюленю не холодно»,« Почему береза - карликовая?», «Где зимой прячется солнце»,«Человек – хозяин природы или друг?». |
Чтение | Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят», главы из книги В. Зотова «Лесная мозаика», сказка «Метелица». Заучивание стихов о зиме. | |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Рисование: «Белая береза под моим окном», «Путешествие на северный полюс». Аппликация: с элементами рисования «Заснеженный дом»,«Пингвины на льдине». Лепка: «Зимние забавы». Конструирование из бумаги: моделирование «Снегири». |
Музыка | Слушание: П.И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Вальс» из балета «Лебединое озеро».Пение песен о зиме. | |
Театрализованная деятельность Развлечения | Вечер досуга «Красная книга нашего края». Конкурс стихов «Зима – волшебница». | |
Взаимодействие с семьей | Консультация «Читаем детям о природе». |
Февраль
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | ОД | Составление рассказа из личного опыта «Что нам нравится зимой». |
Экспериментирование | «Теневой театр», «Живые тени», «Путешествие капельки», «Проращивание ветки тополя и сирени». | |
Наблюдения | Сезонные наблюдения в живой и неживой природе. | |
Социально – коммуникативное развитие | Игры и упражнения | Упражнение «Загадай, мы отгадаем». Мнемотаблицы «Времена года»: раздел «Зима» (для составления описательных рассказов о природе). «Логические экраны» Н. Б. Лисовской |
Пособия | Таблицы «Витамины» и «Микроэлементы». Набор иллюстраций «Животные жарких стран». Красная книга (о животных). | |
Труд | Посев семян лекарственных трав. Уход за комнатными растениями. Уход за рыбками в аквариуме.Кормление зимующих птиц. «Стряхивание» снега с кустарников и молодых деревьев. | |
Речевое развитие | Беседы | «Февраль – месяц лютого голода для зверей и птиц», «Почему на юге тепло?», «Как животные приспособились к жаре», «Почему береза не растет в пустыне?», «Мы ответственны за тех, кого приручили». |
Чтение | Д. Родарри «Откуда стол пришел?», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», «На пороге весны», В.Волина «Последний месяц зимы», В. Бианки «Синичкин календарь». | |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Рисование: «Зимний лес», «Обитатели тропиков». Аппликация: «Наш аквариум» (из ткани и природного материала). Лепка: «Птицы на кормушке» Конструирование: «Зайчик» из природного материала. |
Музыка | Слушание произведения П.И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года». | |
Театрализованная деятельность Развлечения | Презентация детских работ «Наши питомцы». Инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». | |
Взаимодействие с семьей | Консультация «Экологические игры детям». Творческая работа «Наши питомцы». |
Март
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | ОД | Составление рассказа из личного опыта «Наш живой уголок». |
Экспериментирование | «Солнце дарит нам тепло», «Смена времен года», «Размножение растений», «Воздух нам необходим». | |
Наблюдения | Весенние изменения в природе: увеличение светового дня, состояние снега, оживление комнатных растений, и др. | |
Социально – коммуникативное развитие | Игры и упражнения | «Экологические цепочки», «Магазин растений», «Раньше – позже». |
Пособия | Красная книга (о растениях); «Правила поведения в природе»; «Логические экраны» Н. Б. Лисовской; Модели: «Потребности растений», «Потребности животных». | |
Труд | Ведение дневника наблюдения за ветками тополя и сирени. Посев семян астр, бархатцев, циний. Уход за комнатными растениями. | |
Речевое развитие | Беседы | «Пробуждение природы», «Как защитить себя от солнца?», «Почему в марте не растут деревья?», «Март – месяц синичьих песен». |
Чтение | Заучивание стихотворения М. Ладонщикова «Медведь проснулся», Н. Сладков «Весенние радости», Ф.Абрамов «На мартовском солнышке», В.Бианки «Март». | |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Рисование: «Солнечный свет» - эксперимент. Аппликация: коллективная «Весна в городе», «Нежные подснежники». Лепка: Из солёного теста «Весенний ковер». Конструирование: из цилиндров «Театр теремок» (для детей младшей группы). |
Музыка | Слушание: П.И. Чайковского «Март» из цикла «Времена года», «Жаворонок». | |
Театрализованная деятельность Развлечения | Викторина «Мы друзья природы». Вечер досуга «Весеннее настроение»(стихи и песни о весне). | |
Взаимодействие с семьей | Семинар – практикум «Школа для родителей»: «Метод проектной деятельности в образовательном процессе». Изготовление плакатов «Бережем природу – наш общий дом». Развешивание скворечников на деревьях. |
Апрель
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | НОД | Экологическая сказка «Ручеёк». |
Экспериментирование | «Почему капель звенит?», «Необходимость удобрений для роста растений», «Есть ли у растений органы дыхания?», «Сила ветра и воды»(пускание лодочек в ручейке). | |
Наблюдения | Весенние изменения в природе: температура воздуха, появление сосулек, ручьёв, пробуждение растений,поведение птиц, и др. | |
Социально – коммуникативное развитие | Игры и упражнения | «Четвёртый лишний», «Съедобное – несъедобное», «Зоологическое лото». |
Пособия | Мнемотаблицы «Времена года»: раздел «Весна»; модели: «Рост растений», «Звери», «Живая природа», «Доктор Айболит»; альбом «Первоцветы». | |
Труд | Черенкование и пересадка комнатных растений, подкормка растений (совместно с воспитателем); выращивание рассады уличных цветов; работа с календарём природы. Окапывание деревьев. Акция «Поможем птицам в постройке гнёзд» (положить в кормушки кусочки ткани, шерстяные нитки, вату…) | |
Речевое развитие | Беседы | «Что такое ледоход?», «Почему бывают наводнения?», «Опасный лёд», «Кто весной возвращается домой?», «Почему весенние морозы страшнее зимних?». |
Чтение | В.Бианки «Апрель», «Последняя льдинка»; Н. Павлова «Ранней весной»; Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»; А. Плещеев «Уж тает снег…» | |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Рисование: по мокрому «Весеннее небо» Аппликация: «Весенние ветки в вазе» Лепка: «Мишка косолапый по лесу идёт» Ручной труд: «Панно из природного материала» |
Музыка | Слушание: П.Чайковский «Апрель» (из цикла «Времена года»), А. Вивальди «Весна». Песни о весне. | |
Театрализованная деятельность Развлечения | Праздник «Весна – красна». Игры-драматизации: «Зайчик в беде», «Ручейки и озёра». | |
Взаимодействие с семьей | Акция «Дадим отходам вторую жизнь» (поделки из вторсырья). Консультация «Безопасность детей в природе». |
Май
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | ОД | Комплексное занятие «Путешествие в весенний лес». |
Экспериментирование | «Радуга в небе», «Влияние прополки на рост и развитие растений», «Могут ли животные жить в земле?». | |
Наблюдения | Весенние изменения в природе: увеличение светового дня, цветение растений, плодовых деревьев, появление насекомых, прилёт птиц. | |
Социально – коммуникативное развитие | Игры и упражнения | «Кто быстрее найдёт (берёзу, рябину, клён, тополь…)», «Где мы растём?», «Цветы цветут», «Мы исследователи». |
Пособия | Модель: «Строение насекомых», альбом «Насекомые». | |
Труд | Уход за растениями в группе (полив, рыхление, опрыскивание). Высадка рассады цветов в цветник, прополка цветника, рыхление земли вокруг деревьев, создание уголка лекарственных трав. | |
Речевое развитие | Беседы | «Мой домашний питомец», «Что хорошего и что плохого бывает весной?», «Что изменилось в жизни человека с приходом весны?», «Деревья – украшение земли». |
Чтение | М. Пришвин «Золотой луг», К.Ушинский «Пчёлки на разведках», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов «Майский жук». | |
Художественно – эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Изготовление лепбука «Мы друзья природы». Рисование: по мокрому «Цветут цветы». Аппликация: силуэтная симметрия «Нарядные бабочки». Лепка: «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые…» Конструирование из природного материала «Черепаха». |
Музыка | Слушание: П.Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник». Детские песни о весне. | |
Театрализованная деятельность Развлечения | Игры – драматизации: «Ласточки и мошки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», «Козы, кыш от берёзы!» Развлечение с красками «Времена года» | |
Взаимодействие с семьей | Подготовка участка к лету. Участие в конкурсе «Детский индивидуальный проект». |
Июнь
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | СОД | «Люблю берёзку русскую». |
Экспериментирование | «Свойства почвы» (глинистая, песчаная, чернозём), «Где вырастет одуванчик?», «Своды и тоннели», «Песочные часы», «Из чего состоит песок?», «Волшебное сито», «Рисуем песком». | |
Наблюдения | «Кто к нам в гости приходил?» (следы животных и птиц).Сезонные наблюдения в живой и неживой природе: продолжительность светового дня, цветение растений, многообразие насекомых, птиц, и т.д. | |
Социально- коммуникативное развитие | Игры и упражнения | «Собери букет», «Что изменилось?», «Цветы цветут», «Раз, два, три – к дереву беги», «Что будет, если…» |
Пособия | Альбом «Зелёная аптека» (лекарственные растения), модели «Строение растений» (трава, цветок, кустарник, дерево), альбом «Животные жарких стран». | |
Труд | Уход за комнатными растениями в группе. Уход за растениями в цветнике: полив, прополка, рыхление. Сбор природного материала для поделок. Сбор растений для гербария. | |
Речевое развитие | Беседы | «Как мы дежурим в уголке природы», «Что я видел по дороге в детский сад» (деревья, кусты, растения, птиц, следы животных, и др.), «Дождь -хорошо или плохо?», «О тех, кто летает, прыгает, ползает», «О пользе хвойных деревьев», «Жалобы муравья». |
Чтение | Конкурс стихов о природе: «Вот и лето к нам пришло…», Е.Благинина «Одуванчик», С.Козлов «В родном лесу», Л.Воронкова «Девочка из города», Н.Романова «Муравей Красная Точка». | |
Художественно- Эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Рисование «Нарядные бабочки». Конструирование из цилиндров «Весёлые пчёлки». Конструирование из семян «На лугу цветут ромашки». Коллективная работа: лепка «Зоопарк». |
Музыка | Слушание и исполнение песен о лете: «Вот оно какое наше лето!», «Лесная песенка», «Про лягушек и комара», «В траве сидел кузнечик…», «Не обижайте муравья», и др. | |
Театрализованная деятельность Развлечения | Праздник «Здравствуй, солнце, здравствуй, лето!» «Праздник ветерка» (изготовление и игры с султанчиками, вертушками). Развлечение «Мы в лесок пойдём». | |
Взаимодействие с семьёй | Конкурс рисунков «Здравствуй, лето озорное!» |
Июль
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | СОД | «Лекарство на грядке». |
Экспериментирование | «Весёлые кораблики», «Цветы лотоса», «Что растворяет вода?», «Подводная лодка из яйца», «Естественная лупа», «Можно ли унести воду в решете?», «Можно ли склеить бумагу водой?». | |
Наблюдения | «Кто живёт в почве?», «Как передвигаются птицы?». Сезонные наблюдения в живой и неживой природе: продолжительность дня и ночи, t воздуха, природные явления (гроза, радуга…), многообразие растений, насекомых. | |
Социально- коммуникативное развитие | Игры и упражнения | «Какого цветка не стало?», домино «Жу-жу», «Найди по описанию», Кто где живёт?», «Собери цветок», «Накорми животное». |
Пособия | Альбом «Цветы» (садовые, лесные, полевые, луговые), фотоальбом «Природа нашего города» | |
Труд | Уход за комнатными растениями в группе. Уход за растениями в цветнике: полив, прополка, рыхление. Сбор природного материала для поделок. Сбор растений для гербария. | |
Речевое развитие | Беседы | «Правила друзей леса», «Ягоды: полезные и опасные», «Однолетние и многолетние растения», «Если укусила пчела…», «Через добрые дела стань природе другом», «Вода – наше богатство!», «Насекомые – наши друзья», «Жалобы деревьев». |
Чтение | Загадки о природе (природные явления, растения, животные), Е.Серова «Гвоздика», Е.Трутнева «Подсолнечник», А.Прокофьев «Солнышко», «Пикничок», В.Бианки «Рассказы о животных», М.Пришвин «Лесной хозяин». | |
Художественно- Эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Конкурс «Умелые ручки» (поделки из природного и бросового материала). Коллективная работа: макет «Лето в лесу» (из бумаги и природного материала). Конструирование из конфетных обёрток «Бабочки». Лепка из солёного теста «Вкусный натюрморт». |
Музыка | Слушание и исполнение песен о лете: «Божья коровка», «Потому, что лето!», «Ягодка - малинка». | |
Театрализованная деятельность Развлечения | Праздник «День Нептуна». Викторина «На лесной полянке». Развлечение «День цветов». | |
Взаимодействие с семьёй | Акция «Каштановая аллея» (уход за каштанами). Газета «Есть у нас огород…» Изготовление мини-альбомов «Лекарство в нашем доме» (о лекарственных растениях и травах, способах их применения). |
Август
Направление | Вид деятельности | Содержание |
Познавательное развитие | СОД | «Жалобная книга природы». |
Экспериментирование | «Чем дышит дождевой червяк?», «Поймай воздух», «Живой пластилин», «Холодный воздух», «Живая змейка», игры с воздушными шарами, мыльными пузырями, летающими тарелками, воздушными змеями. | |
Наблюдения | Сезонные наблюдения в живой и неживой природе: продолжительность дня и ночи, росы, туманы, прекращение роста растений, созревание семян, плодов. | |
Социально- коммуникативное развитие | Игры и упражнения | «Найди растение по названию», «Что лишнее?», домино «Ягодка», «Что сначала, что потом», «Угадай, что в мешочке», «Вершки и корешки». |
Пособия | Иллюстрации с изображением сбора урожая, муляжи овощей и фруктов, мнемотаблицы «Рассказы об овощах и фруктах», альбом «Грибы и ягоды» | |
Труд | Уход за комнатными растениями в группе. Уход за растениями в цветнике: полив, прополка, рыхление. Заготовка природного материала для поделок. Сбор растений для гербария. Сбор семян бархатцев, космеи, циний. | |
Речевое развитие | Беседы | «Для чего растениям нужны семена?», «Грибы – друзья или враги?», «Мы собрали урожай…», «Ветерок, ветер, ветрище…», «Домашние и бездомные», «Живые витамины». |
Чтение | В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», С. Козлов «Ёжик в тумане», В.Гаршин «Лягушка – путешественница», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», С. Маршак «Август», В. Шульжик «Уронила белка шишку». | |
Художественно- Эстетическое развитие | Продуктивная деятельность | Конструирование «Корзинка для овощей». Коллаж «Лето красное». Лепка из солёного теста «Урожай у нас хорош!» Аппликация «Картинки – витаминки». Панно из природного материала, листьев, цветов «Узоры лета». |
Музыка | Слушание и исполнение песен о лете: «Вместе весело шагать», «Не дразните собак», «Дождик». | |
Театрализованная деятельность Развлечения | Игра-драматизация «Спор овощей». Развлечение «В гостях у Лесовичка». Развлечение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» | |
Взаимодействие с семьёй | Газета «Как мы летом отдыхали». Заготовка листьев, семян для аппликаций и поделок. |
Экологический КВН «Мы друзья природы».
(старшая группа)
Цель: Систематизировать и обобщить экологические знания детей.
Задачи:
- Закреплять знания детей о природе, учить использовать полученные знания в играх, конкурсах.
- Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, смекалку.
- Формировать чувство товарищества, ответственности за команду, уважение к партнёрам и соперникам.
- Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы.
Материал: эмблемы, картинки с объектами живой и неживой природы, корзина с загадками, 2 обруча, картинки для игры «Что лишнее?», интерактивное полотно, слайды с изображением растений и животных.
Музыка: В. Шаинский «Вместе весело шагать», Е.Птичкин «Не дразните собак».
Предварительная работа: беседы о природе, её пользе, правилах поведения в ней; рассматривание иллюстраций в альбомах «Домашние идикие животные», «Грибы», «Ягоды», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Цветы», и др.; заучивание стихов, песен; чтение художественной и энциклопедической литературы.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Ведущий приветствует участников КВН, представляет членов жюри и объявляет о начале игры.
Читает стихотворение Л.Дейнеко «Общий дом».
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли
Зовётся этот дом.
В игре участвуют 2 команды: «Мудрые совята» и «Весёлые зайчата».
Дети представляют свои команды:
«Мудрые совята»: Мы – мудрые совята,
Дружные ребята.
Природу очень любим,
Губить её не будем!».
«Весёлые зайчата»: Мы – весёлые зайчата,
Хоть и очень маловаты,
Мы природу сохраним,
Лес в обиду не дадим!».
Разминка для обеих команд: игра «Скажи наоборот» (отвечают по очереди).
Деревья высокие, а кустарники…
Медведь большой, а ёжик…
Малина сладкая, а рябина…
Мухомор ядовитый, а подосиновик…
Лев смелый, а заяц…
У зайца хвост короткий, а у лисы…
Днём светло, а ночью…
Летом жарко, а зимой…
Весна бывает ранняя, а бывает…
Погода бывает ясная, а бывает…
1 конкурс: игра «Живое – неживое».
Из общего набора картинок «мудрым совятам» предлагается выбрать объекты живой природы, а «весёлым зайчатам» - объекты неживой природы.
2 конкурс: «Отгадай загадку».
Вносится корзина, а в ней записки с загадками. Команды по очереди вытаскивают из корзины записки, ведущий загадывает им загадки о различных объектах природы, природных явлениях.
Жюри подводит итоги за 2 конкурса.
Физминутка: игра «Летает – не летает».
3 конкурс: игра «Кто больше назовёт».
«Мудрым совятам предлагается назвать диких животных, овощи, деревья.
«Весёлым зайчатам» - домашних животных, фрукты, цветы.
#1050;онкурс капитанов команд (выбираются заранее).
Вопросы к капитанам:
- На каком дереве растут жёлуди?
- Когда листва с деревьев опадает?
- Какое растение прикладывают к ране?
- Какую птицу называют «лесной доктор»?
- Как называется детёныш лошади?
- У какого дерева белый ствол?
- Чем питается бабочка?
- Какие птицы прилетают к нам весной первыми?
- Сколько ног у жука?
- Какая птица не умеет летать?
- Кто в лесу всю зиму спит?
- У какой птицы жёлтая грудка?
- Когда поспевает земляника?
- Как называется дом у муравьёв?
- Какой гриб носит название лесного хищника?
- Кто летом рыжий, а зимой серый?
- Как называется детёныш овцы?
- Где птица высиживает птенцов?
Жюри подводит итоги.
Команды играют в игру «Если я приду в лесок…»
1. Если я приду в лесок
И сорву ромашку? Нет!
2. Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? Нет!
3. Если хлебушка кусок
На столе оставлю? Да!
4. Если ветку подвяжу,
Колышек поставлю? Да!
5. Если разведу костёр,
А тушить не буду? Нет!
6. Если сильно насорю,
А убрать забуду? Нет!
7. Если мусор уберу,
Банку закопаю? Да!
8. Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! Да!
5 конкурс: игра «Что лишнее?»
В 2 обручах разложены картинки. Командам предлагается выделить из группы лишний предмет и обосновать свой ответ.
6 конкурс: игра «Узнай и назови».
На интерактивном полотне показываются слайды с изображением растений и животных. Участникам команд предлагается узнать и назвать объект.
Объекты для команды «Мудрые совята» | Объекты для команды «Весёлые зайчата» |
патиссон енот щука лось нарцисс киви берёза | баклажан барсук сом рысь тюльпан персик рябина |
7 конкурс: «Правила поведения в природе».
Команды по очереди называют правила.
Жюри подводит итоги.
Дети исполняют песню Е.Птичкина«Не дразните собак».
Награждение победителей.
Познавательное развитие:
ОД:
Экспериментирование:(результаты наблюдений вносятся в дневник наблюдений)
«Влияние воды на рост растений», «Влияние земли на рост растений», «Влияние света на рост растений», эксперименты с водой и снегом,
Наблюдения в природе:
Социально – коммуникативное развитие:
Сюжетно – ролевые игры: «Мы исследователи» «Ветлечебница»
Режиссерская игра: «Зоопарк»
Дидактические игры и упражнения:
«Времена года» «Детки с ветки» «Мимикрия» «В лесу, в саду, на огороде» «Живое – не живое»
«Что будет, если…» «Нравится – не нравится», «Узнай и назови», «Загадай, мы отгадаем»
Пособия:
Папки - «Наши рассказы о природе» с детскими рассказами и рисунками,
- «Наблюдаем, изучаем, исследуем» (модели)
- «Логические экраны» Н. Б. Лисовской
- «Лесная аптека»
- Мнемотаблицы «Времена года» (для составления описательных рассказов о природе)
«Правила поведения в природе»
Модели «Загадки о животных», «Загадки о растениях»
Труд в группе: Уход за цветами группы, посадка семян цветов, лука, бобовых, ведение календаря погоды;
В природе: Акции «Спасем цветы от мороза» (укрыть клумбы листьями, снегом), «Чистый участок» (коллективный труд по уборке территории участка». Посадка рассады цветов на клумбу, уход за цветником. Сбор семян цветов.
Речевое развитие:
Беседы: «Красная книга нашего региона» Л.И. Грехова «Шиповник»
(экологическая сказка)
Чтение: Ушинский «Спор деревьев»
В. Даль «Война грибов и ягод»
В. Зотов «Лесная мозаика»
Г. Скребицкий «Всяк по своему»
В. Бианки «Синичкин календарь»
Н. Сладков «Весенние радости»
М. Пришвин «Золотой луг»
Л.И. Грехова «Шиповник» (экологическая сказка)
Музыка:
Театрализованная деятельность: Досуг «В гости к бабушке Варваре»
Показ сказок: на фланелеграфе «Пых», кукольный театр «Прогулка в лес».
Работа с родителями:
Вечер досуга «Показ сказки «Репка» на новый лад»
Участие в изготовлении плакатов «Береги природу»
Акция «Скоро лето» (подготовка участка к лету)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»
Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1) Выявить знания о птицах, животных, деревьях;2)...
Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"
Занятие по ознакомлению с миром природы...
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...
Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе
Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....