Стендовая консультация "Опыты с предметами и материалами на участке детского сада"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Интересные опыты с водой, песком и другими материалами для дошкольников в самостоятельной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование предметов и материалов на участке в самостоятельной игре детей | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Стендовая консультация «Опыты с предметами и материалами на участке детского сада»
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще возвращаться к тому, что он узнал» (В.А. Сухомлинский).
Дети дошкольного возраста, прирожденные исследователи и экспериментаторы, они очень любопытны и интересуются всем, что их окружает. Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду помогает каждому ребенку активно познавать окружающий мир и совершать свои маленькие открытия. Летом сама природа создает для детей удивительно разнообразную и загадочную развивающую среду. В детском саду, проводя большую часть времени на участке, дошкольники становятся заинтересованными участниками различной поисковой деятельности. Они открывают для себя новый мир, полный тайн и чудес. У детей формируются представления об окружающей природе, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать, делать выводы. Они непосредственно контактируют с различными предметами и материалами, что позволяет понять их свойства, качества и взаимосвязь с окружающей действительностью.
В младшем дошкольном возрасте деятельность носит манипулятивный характер, в это время у детей происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему. Цель: развитие у детей познавательного интереса к окружающей природе, наблюдательности и способности к самостоятельной деятельности. Задача педагога: создание условий и организация экспериментальной деятельности таким образом, чтобы дети могли наблюдать и действовать, повторять показанные опыты, понимать их смысл и значение, а в дальнейшем использовать полученный результат в изменяющихся условиях.
Опыт №1: «Светит – не светит»
Цель: познакомить детей с отражением солнечных лучей от зеркальной поверхности. Наблюдение за отраженным светом при направлении своих зеркал на солнце, п/и «Догони солнечного зайчика».
Опыт №2: «Дует – не дует»
Цель: познакомить детей с направлением и силой ветра, с защитой от него. Наблюдение за ветром с помощью ветрячков на открытых и закрытых участках местности, размещение ветряков у веранды и вблизи цветника для ежедневных наблюдений за ветром.
Опыт №3: «Тонет – не тонет»
Цель: познакомить детей со свойствами воды: тяжелые предметы тонут в ней, а легкие плавают по поверхности воды. Наблюдение за плавающими бумажными корабликами, резиновым мячом; за тонущими в воде камнями у небольшого пруда и на веранде.
Опыт №4: «Вянет – не вянет»
Цель: познакомить детей с влиянием влаги на рост и развитие растений. Наблюдение за петуниями в цветнике, одно растение регулярно поливаем (почва влажная), другое – не поливаем (почва сухая). К концу недели первое растение подросло, а второе – увядает.
Опыт №5: «Лепим – не лепим»
Цель: познакомить детей со свойствами песка: из мокрого лепим разные фигуры, из сухого ничего нельзя слепить, он рассыпается.
В среднем дошкольном возрасте наступает период любопытства, когда ребята овладевают более сложными сведениями о процессах и явлениях окружающего мира, наступает опытно-экспериментальная деятельность «Создай сам». Цель: развитие у детей познавательной активности, самостоятельности и способности к творческой деятельности.
Опыт №1: «Создай ветер»
Цель: создать условия для искусственного создания ветра с помощью ветрячков. Дуем на ветрячки с разной силой, наблюдаем за их движением, сравниваем.
Опыт №2: «Создай ручей»
Цель: создать условия для изучения свойств воды и искусственного создания ручья с помощью лейки. Выливаем из леек воду на дорожки, находящиеся под уклоном, наблюдаем как появляются ручьи.
Опыт №3: «Создай радугу»
Цель: создать условия для искусственного создания радуги с помощью солнца, зеркала и воды. Поставить зеркало в таз с водой под небольшим углом, поймать солнечный зайчик, немного повернуть зеркало, чтобы увидеть радугу.
Опыт №4: «Создай тень»
Цель: создать условия для создания тени человека, учитывая положение солнца на небе. Наблюдаем за положением солнца на небе, встаем так, чтобы от фигуры падала тень. Выполняем разные движения и прикладываем к голове разные фигурки из бумаги, наблюдая за тем, как тень повторяет все движения человека.
Опыт №5: «Создай картинку»
Цель: создать условия для изучения свойств песка и создания из него изображений с помощью картона и клея. Создаем картинки из песка, предварительно изобразив на картоне рисунок и нанеся на него клей, затем сыпем песком на клеевое изображение.
Период любознательности характерен для детей старшего дошкольного возраста, когда экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности, инициатором которого является сам ребенок. Опытно-экспериментальная деятельность «Хочу все знать». Цель: формирование устойчивого интереса детей к поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности, создание условий для проявления инициативы и самостоятельности.
Опыт №1: «Склеим бумагу»
Цель: познакомить детей со свойствами воды, что она может склеивать бумагу. Взять 2 листа бумаги, опустить их в воду, листы склеются друг с другом.
Опыт №2: «Сделаем фонтан»
Цель: познакомить детей с принципом работы фонтана, на примере воды, вытекающей из дырочек в бутылке. Наблюдение за бутылкой с дырочками, в которую вставлены гвоздики. Налить воду в бутылку, вода не будет выливаться, вынимаем гвоздики, вода выливается из бутылки маленькими струйками, как в фонтане.
Опыт №3: «Капнем капельки в муку»
Цель: познакомить детей с принципом образования облаков, брызгая на муку капельками воды из распылителя. Брызгаем на муку капельки воды из распылителя, образовываются склеенные водой шарики, покрытые мукой. Пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю, происходит образование облаков.
Опыт №4: «Притянем магнитом»
Цель: познакомить детей со свойствами магнита, уточнить какие предметы он может притягивать. Изучаем предметы из разных материалов (дерево, бумага, стекло, металл, пластик, ткань и т.д.) подносим их к магнитам, пробуем, какие из них притягиваются. Отдельно положить на поднос предметы из металла, которые притягиваются магнитом.
Опыт №5: «Сделаем компас»
Цель: познакомить детей с принципом работы компаса, попробовать изготовить самодельный компас. Наблюдаем за стрелкой компаса, его работой. Изготавливаем самодельный компас: намагничиваем иголку магнитом и располагаем ее на листике бумаги (с нарисованной красной стрелкой) на воду и наблюдаем. Красная стрелка показывает на север, сверяем ее показания с настоящим компасом.
Используемая литература:
1. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005.
2. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в средней группе детского сада " Деревья и кустарники на участке детского сада"
Содержание образовательной деятельности соответствует разделу « Ребенок открывает мир природы» по программе « Детство»...
Создание условий для детской деятельности на участке детского сада
Задача воспитателя — сделать комфортным пребывание ребенка в детском саду. Задача родителя — помочь воспитателю в этом. Участок детского сада — наиболее подходящее место для ...
Схемы экологических паспортов детского сада и участка детского сада
Схемы экологических паспортов детского сада и участка детского сада...
Статья "Развивающая предметная среда на участке детского сада для организации разных видов детской деятельности"
Развивающая предметная среда дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полно...
Развлечение на участке детского сада "До свидания,детский сад"
Очень хотелось детям доставить незабываемую радость,чтоб дети почувствовали праздник,прощание с детским садом,которого не было по причине корановируса.Мероприятие былот проведено на участке детс...
Наблюдение в природе. Средняя группа. Тема: «Елка на участке детского сада». МДОУ "Детский сад №98 "Сказка", г. Петрозаводск.Вос-ль: Анфимова Е.И.
Наблюдение в природе. Средняя группа. Тема: «Елка на участке детского сада». Цель: - Закрепить представление...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста в детском саду Тема: Познакомьтесь, одуванчик (на участке детского сада)
Программное содержание. Познакомить детей с одуванчиком на разных стадиях развития: желтый и белый. У одуванчика есть цветок, ножка- стебелек, листья. Одуванчики - красивые.Учить детей любоваться одув...