Интегрированное занятие Тема: «Русские народные речевые традиции» Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Коррекция речевых нарушений посредством знакомства с русской культурой речи.
Задачи: 1. Познакомить детей с трёхчастными событиями в народной сказке;
Обобщать речь детей с использованием русских фразеологизмов.
2. Развивать диалогическую речь, общие речевые навыки.
3. Воспитывать любовь к русской культуре.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Ребята, какой праздник приближается? (23 февраля). Кто такой защитник Отечества? (солдат, защищающий нашу страну). Какими качествами он должен обладать? (смелый, выносливый, сильный отважный). Защитники были и в Древней Руси, как их раньше называли? (богатыри).
- Знакомство с богатырями (просмотр отрывка из мультфильма «Илья
Муромец и Соловей-разбойник»). Обсудить телосложение богатырей.
- Знакомство с крылатым выражением «Косая сажень в плечах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie.russkie_narodnye_rechevye_traditsii.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие
Тема: «Русские народные речевые традиции»
Цель: Коррекция речевых нарушений посредством знакомства с русской культурой речи.
Задачи: 1. Познакомить детей с трёхчастными событиями в народной сказке;
Обобщать речь детей с использованием русских фразеологизмов.
2. Развивать диалогическую речь, общие речевые навыки.
3. Воспитывать любовь к русской культуре.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Ребята, какой праздник приближается? (23 февраля). Кто такой защитник Отечества? (солдат, защищающий нашу страну). Какими качествами он должен обладать? (смелый, выносливый, сильный отважный). Защитники были и в Древней Руси, как их раньше называли? (богатыри).
- Знакомство с богатырями (просмотр отрывка из мультфильма «Илья
Муромец и Соловей-разбойник»). Обсудить телосложение богатырей.
- Знакомство с крылатым выражением «Косая сажень в плечах».
Выражение «косая сажень в плечах» мы употребляем, когда говорим о
широкоплечем человеке могучего телосложения, высокого роста.
Другими словами, если мы скажем кому-то: «У него косая сажень в плечах», значит речь идет о богатыре, великане.
Откуда же появилось это крылатое выражение?
В старину, когда люди еще не знали такой универсальной меры длины, как метр, они искали меры длины на собственно теле. Ведь производить измерения людям приходилось и в древности. Например, при постройке крестьянской избы или княжеского терема нужно было измерять длину брёвен или при покупке ткани отмерять определенную длину.
Меры длины, связанные с человеческим телом, были маленькими и большими. Самая малая мера длины в древней Руси – вершок. Это расстояние от кончика указательного пальца до первой косточки. Есть забавка – потешка:
Рыбу ловила,
Сама с вершок –
Голова с горшок.
Поймала крася,
Вот и сказка вся!
Пядь – тоже старинная мера длины. Это расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
Локоть – мера длины побольше – от локтевого сгиба до кончика вытянутого указательного пальца.
Сажень – более крупная мера длины. Это расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.
Косая сажень – самая большая на Руси старинная мера длины – от большого пальца ноги до конца пальцев вытянутый вверх противоположной рука.
- Ребята, теперь вы знаете, что такое косая сажень, и что означает крылатое выражение «косая сажень в плечах».
Давайте рассмотрим рисунок, иллюстрирующий крылатое выражение. Обратите внимание на рамку в правом углу. Там показан способ измерения – от большого пальца ноги до конца пальцев вытянутой вверх противоположной руки. Попробуйте рассказать, что вы видите на большом рисунке.
Верно! На переднем плане стоит добрый молодец богатырского сложения. Плечи у него широкие, руки сильные, грудь могучая. О таком человеке можно сказать: «Косая сажень в плечах!»
Посмотрите картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова (слайд). Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русской земли.
Три богатыря
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три грозных богатыря
Коней оседлали могучих.
Старший – Илья-богатырь
Косая сажень в плечах.
За ними бездонная ширь
Неба в закатных лучах.
С ним рядом – его друзья
Добрыня и юный Алёша.
Два сказочных богатыря,
Два преданных друга хороших.
От силы жестокой вражьей
Народ берегут они.
Бессонно стоят на страже
Родимой русской земли.
Сказительница: Действительно – три не один! Число 3 – обладает волшебными свойствами. Число 3 и в правду слишком часто мелькает во всех сказках. Три сына, три царевны, три богатыря, можно загадать только три желания, или нужно пройти три испытания для того, чтобы получить то, что хочешь.
Я тоже хочу задать вам три очень интересных вопроса:
- Как называется сказка три героя, которые, живут в лесу?
- О каком из них можно сказать косая сажень в плечах...?
- Как зовут самого младшего из героев?
Молодцы, вы все правильно угадали. А сейчас, раз, два, три… сказка в гости к нам приди!
Драматизация сказка «Три медведя» (фрагмент)
Маша. Кто здесь в домке живет?
Кто мне двери отопрет? (входит на столе стоит свеча)
Сказительница.
Дверь открыта, гори свет,
Только вот хозяев нет.
Маша в домике одна,
Маша очень голодна.
На столе стоят три чаши:
Из одной поела Маша…
(Маша ест из большой чаши)
Из остальных хлебнула мало,
Почувствовала, что устала. (Маша встает и идет к кроватям).
Сказительница.
На большой топчан легла девчушка,
Не понравилась подушка.
(Маша переходит к другой кровати).
На среднюю легла кровать –
Неудобно ей лежать.
Огонек она задула (Маша задует свечу)
И крепко в маленькой уснула. (звучит песня «Колыбельная»)
Сказительница. (прислушивается)
Шаги послышались в тиши –
Вот и хозяева пришли.
(входят три медведя, звучит мелодия «Медведь»)
Михаил Потапович (подходит к миске и заглядывает в нее)
Кто хлебал из моей чашки
И все выхлебал?
Настасья Петровна
Кто хлебал из моей чашки?
Мишутка
Кто хлебал из моей чашки?
(Подходят к кроватям).
Михаил Потапович
Кто хлебал из моей постели
И помял ее?
Настасья Петровна
Кто хлебал из моей постели
И помял ее?
Мишутка (испуганно)
Посмотрите, - неужели
Кто-то спит в моей постели?
(Маша просыпается и прячется за печь)
Маша. Ой, как страшно! Ой-ой-ой!
Михаил Потапович. (подходит к ней).
Ты не бойся, я не злой!
Настасья Петровна (угощает ее медом)
Вот попробуй мед лесной,
Он душистый и густой.
Мишутка.
Хочешь, будем мы дружить?
Будешь в гости приходить,
Будем, вместе кашу есть,
Будем. вместе песни петь,
Позовем лесных зверей,
Вместе будет веселей!
Сказительница.
Медведи рады, Маша рада,
Веселись, лесной народ!
Спеть, сплясать всем вместе надо,
Собирайся в хоровод!
(Все звери пляшут под русскую народную мелодию «Ах ты, береза!»)
Сказительница: Ребята, вы были артистами, а сейчас вы станете художниками.
- Я предлагаю вам создать картину «Три медведя». Дети создают коллаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по русской народной сказке «Иван - Царевич и серый волк» в подготовительной группе
Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования "восковые мелки+акварель"Образовательные области:- Безопасность- Конструирование- Математика- Рисование....
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...
Конспект интегрированного занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел» (подготовительная к школе группа)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»....
Конспект занятия на тему «Русские народные обычаи, традиции и народное творчество».
Конспект занятияна тему «Русские народные обычаи, традициии народное творчество». Цель: Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.З...
Конспект интегрированного занятия на тему «Русская народная игрушка» в подготовительной группе
(ознакомление с окружающим миром, музыка, аппликация) Подготовительная группа.Программное содержание: Обобщить знания детей о русских народных игрушках: глиняных, деревянных.Познакомить детей с истори...
Комплексно-тематический план по теме "Русские народные праздники. Масленица" (подготовительная группа)
Комплексно-тематический план по теме "Русские народные праздники. Масленица" (подготовительная группа)...