Проект"Цветы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Антонова Елена Владимировна

Данный проект уточняет, систематизирует  и закрепляет у старших дошкольников знания о полевых цветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»

                          Экологический проект  

«Цветы»

                          Подготовительная  группа

                                                           

                   

                                                     

                                                                              Разработала: Антонова Е.В.

                                                  2024г

Цель проекта: показать детям, как богат и разнообразен удивительный мир цветов.

Задачи:

          1. Уточнить и систематизировать знания детей о цветах: существенные признаки их внешнего вида, особенности строения стебля и цветов, какую пользу они приносят, пополнить словарный запас.

          2. Дать знания о том, что от правильного ухода зависит состояние растений, что за растениями нужно ухаживать по – разному, в зависимости от времени года   ( зимой поливать реже, весной – чаще их подкармливать). Уметь замечать изменения, происходящие в растениях и связывать их с временем года и с условиями жизни.

3. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

4. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

5. Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, коммуникативные навыки, самостоятельность. Формировать умение анализировать и сравнивать объекты природы.

6. Воспитывать у детей интерес к растениям, желание ухаживать за ними, доброту, отзывчивость

7. Содействовать активному участию родителей в педагогическом процессе по экологическому воспитанию детей.

8. Содействовать укреплению детско-родительских отношений во время совместных мероприятий в рамках данного проекта.

Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот посадить и вырастить могут далеко не все.

Организация проекта «Вальс цветов» вовлечет детей в познавательную, исследовательскую и трудовую деятельность. Позволит детям научиться самостоятельно ухаживать за растениями. Добиваться хорошего качества выполнения работы, лично исследовать и познавать, проявляя творческую самостоятельность. Знания детей станут более глубокими и осмысленными.

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, краткосрочный, групповой; индивидуальный (совместно с родителями).

Участники проекта: дети подготовительных групп, воспитатели, родители.

Сроки проведения: 2 недели

Основные мероприятия проекта:

исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

самостоятельное наблюдение;

коллективное наблюдение;

наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

технология моделирования;

релаксация;

Формы организации проекта:

Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

Дидактические игры;

Трудовая деятельность детей.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

Сбор и анализ литературы по данной теме;

Разработка плана реализации проекта;

Разработка дидактических игр, пособий;

Подборка иллюстративного материала;

Подборка стихотворений, загадок по теме;

Подборка подвижных, дидактических игр по теме;

Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям;

Задания родителям по подготовке цветочных костюмов;

Предварительная работа с родителями: Анкета для родителей «Что Вы знаете о комнатных растениях?». Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание: провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся в доме цветах.

Основные мероприятия этапа.

                             Беседа «Что мы знаем о цветах».

Вопросы к беседе:

Где растут цветы?

Листья, какие они?

Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?

Почему цветам нужна почва?

Растут ли цветы в воде?

Нужен ли цветам уход?

            Рассматривание иллюстраций, предметных, сюжетных

                                      картинок по теме «Цветы»

Разновидность цветов и их внешние отличительные признаки;

Строение цветов: корень, стебель, листья, цветок;

Сюжеты: «Фиалка растет на окне», «Девочка поливает цветы» и т.д.

    Чтение и заучивание стихотворений, загадок о цветах

                     Герань

Герань через стекло смотрела,
Как жизнь бурлила за окном,
Как легким бабочка крылом
Цветка касалась, и на нем
Пчела веселая жужжала.
Её давно печаль терзала,
Что никогда в её окно
Не залетит веселый шмель
И ветерок игривый легкий,
Что шелестит листвой куста
В окно подуть её не смел.
Лишь две соседки за столом
Чаи гоняли пред окном
Где яркая герань стояла.

Фиалка

Фиалка на лугу одна
Росла, невзрачна и скромна,
То был цветочек кроткий.
Пастушка по тропинке шла,
Стройна, легка, лицом бела,
Шажком, лужком
С веселой песней шла.

"Ах!- вздумал цветик наш мечтать, -
Когда бы мне всех краше стать
Хотя б на срок короткий!
Тогда она меня сорвет
И к сердцу невзначай прижмет!
На миг, на миг,
Хоть на единый миг".

Загадки

Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань,
И полей свою … (герань).

Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки.

(Хлорофитум).

В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье – 
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт.

 (Нефролепис, папоротник).

Стебли древовидные,
Листья мечевидные.
Может он живёт сто лет?
Что вы скажете в ответ? (алоэ)

– Как его называют в народе?

(Столетник, лечебник).

Из листка на удивленье 
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая…. фиалка.

Среди листьев – огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ – 
Много он водички пьёт.
А как правильно назвать,
Постарайся сам назвать!

(Бальзамин).

Круглый шарик
Словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне.
(Кактус.)

Картотека дидактических игр:

                                   «Угадай цветок по описанию»

Ход: воспитатель загадывает цветок. Рассказывает о нем, не называя его. А дети по рассказу отгадывают растение.

                                     «Я знаю пять названий»

Ход: дети по очереди называют пять комнатных растений, которые они знают.

                                        «Третий лишний»

Ход: определить лишнюю картинку из серии «Цветы».

                                     «Слово рассыпалось»

Ход: воспитатель называет цветок по буквам, а дети должны собрать название.

                                           «Магазин цветов»

         Ход: дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец сразу догадался о каком цветке идет речь.

2-Й ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

В ходе данного этапа предполагается получить ответы на следующие вопросы:

  1. Из чего состоят цветы?
  2. Где растут цветы?
  3. Листья – какие они?
  4. Могут ли цветы обходиться без тепла, воды и света?
  5. Почему цветам нужна почва?
  6. Растут ли цветы в воде?
  7. Нужен ли цветам уход?

Формы и методы работы:

  • Самостоятельное наблюдение;
  • Коллективное наблюдение;
  • Уход за цветами;
  • Экспериментирование;
  • Трудовая деятельность детей.
  • Художественно –творческая деятельность: аппликация «Какие разные фиалки»;
  • Лепка- барельеф «Цветок – это чудо»;
  • Рисование «Цветок на моем окошке»

   В процессе исследований дети познакомятся с литературными произведениями о цветах: стихи, сказки, загадки.

   Ход исследования:

   Исследование 1: Детям предлагается изучить особенности строения цветов. Воспитатель показывает детям цветок (объект исследования), растущий в горшке. Дети рассматривают цветок. Воспитатель отмечает строение цветка: корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее воспитатель демонстрирует составные части цветка: стебель, листья, распустившийся бутон цветка. У воспитателя появляется вопрос к детям: А все ли составные части цветка мы отметили? Дети отвечают: Нет. Мы не отметили корень.

Воспитатель предлагает еще раз рассмотреть цветок и его составные части.

Вопрос к детям: А где же корень?

Дети: В земле.

Воспитатель: Правильно, в земле.

   Далее детям предлагается нарисовать цветок. Данные рисунки будут помещены в личные папки детей.

   Исследование 2: Детям предлагается исследовать листья цветка на ощупь. Для этого листочек нужно аккуратно погладить сначала с одной стороны, затем с другой. Необходимо определить какие они: гладкие, пушистые, шершавые, колючие, твердые, мягкие.

  Данные исследования заносятся в личные папки c рисунками: гладкие – волнистая линия, шершавые – изобразить колючки, твердые – квадрат, мягкие – круг.

  Исследование 3: Детям предлагается исследовать листья на жилки. Для этого рассматриваем жилки, а затем пальчиком проводим по жилкам. Детям предлагается зарисовать контур листа и его жилки. Данные рисунки помещаем в личные папки детей.

   Исследование 4: Проведение опыта с целью подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.

   Содержание опыта: Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Дети наблюдают за движением цветка, тянущегося к свету. Далее два одинаковых растения поместить одно в теплое место, другое в холодное.

   Результаты опыта заносятся в личные папки детей – дети рисуют солнышко, которое означает свет и тепло для цветов.

   Исследование 5: Детям предлагается поухаживать за цветами – удалить пыль с цветов. Для этого необходимо рассказать детям о необходимости ухода за цветами: цветы дышат, в том числе и с помощью листьев, чистые цветы очень красивы.

   Задача воспитателя: научить детей очищать листья цветов от пыли, используя приемлемый способ для каждого цветка в зависимости от количества листьев, их величины, прочности, характера поверхности.

                                                    Подвижные игры

                                                   «Добеги до цветка»

   Цель: закрепить названия цветов, развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.

   Ход: на полу раскладываются картинки  с изображением цветов. Дети должны подбежать к названному воспитателем цветку.

                                         Упражнение – этюд «Цветок»

  Цель: способствовать развитию навыков выразительного движения.

Воспитатель говорит, что сейчас лето и мы - цветы. Дети приседают. С теплыми лучами солнца «цветы» начинают распускать «лепестки». Дети начинают медленно подниматься. «Цветок» распустился. «Цветок» тянется к солнышку. Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются. Закрылись цветки. Дети присели.

3-Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Оформление фотоальбома «Дети и цветы».

Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас»

ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту

«Цветы»

Содержание:

  1. Анкетирование родителей воспитанников «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
  2. Картотека комнатных растений в детском саду.
  3. Картотека дидактических игр.

Анкета

«Что Вы знаете о комнатных растениях?»

Уважаемые родители!

Нам важно знать Ваше мнение по данной теме.  Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.

  1. Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы комнатные растения?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Имеются ли в Вашем доме комнатные цветы? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Принимает ли  ваш ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать?__________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?

________________________________________________________________

  1. Есть ли дома книги о природе? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?

_______________________________________________________________

     Спасибо за сотрудничество!

В ходе проекта:

Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.

  У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и раз-витию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Цветы. Комнатные растения.

прект " Цветы" осуществлялся в нескольких направлениях. Одно из них- комнатные растения  представлено в данной презентации.В презентации содержится красочный иллюстративный материал, стихи о раст...

Проект "Цветы вокруг нас". Старший дошкольный возраст.

В ходе реализации проекта детям даётся понятие, что такое цветок. Дети учатся классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Дети знакомятся с профессиями людей, связанных с ц...

Проект"Цветы" Младший дошкольный возраст

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром...

проект "Цветы для мамы"

Выращивание тюльпанов для поздравления мам на утреннике 8 марта...

Проект "Цветы" с детьми старшей группы

Проект "Цветы" Область "Познание"(ФЦКМ) с детьми старшей группы....

Проект "Цветы"

Одной из насущных задач, которые ставит перед обществом современный мир – это экологическое воспитание населения, важнейшей частью которого является экологическое воспитание детей. Основы экологическо...

Итоговое мероприятие "Путешествие у Феи цветов" в рамках проекта "Цветы вокруг нас"в подготовительной группе

Развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей детей, посредством познавательного развития, художественно-эстетического творчества и танцев....