Тематический альбом для детей и родителей «Наш друг – природа»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Маркевич Мария Владимировна

Уважаемые родители!

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_drug_-_priroda.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тематический альбом для детей и родителей «Наш друг – природа» ( беседы, вопросы, игры, задание, правила, иллюстрации)

Слайд 2

Уважаемые родители! Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы. Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котенка и пр.). Иногда ошибочно думать, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла». Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. Эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

Слайд 4

Беседуйте с детьми о природе - Как вы понимаете, что такое лес? - Какие деревья растут в наших лесах? - Зачем люди ходят в лес? -Как надо относиться к лесным обитателям? - Почему нельзя в лесу шуметь? - Сок, какого дерева очень полезен людям? - Какую пользу приносит лес людям?

Слайд 5

Игры Игра «Отвечайте, правда ли?» Любит кошка на обед виноград и винегрет. Отвечайте, правда ли? Закудахтал пес Барбос, и в гнезде яичко снес. Отвечайте, правда ли? Лапой хвать, зубами щелк, хищник тигр и хищник волк. Отвечайте, правда ли? Ночью в дождик как пастух, вывел кур гулять петух. Отвечайте, правда ли? 5. Хоть улитка и мала, целый домик унесла. Отвечайте, правда ли? «Да – нет» На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами. «Что было бы, если из леса исчезли…» Ведущий предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. «Две корзины» На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

Слайд 6

Повторите с ребенком правила Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья. • Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным. • Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы. • Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии. Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей. И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки. Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе: • В лесу надо ходить по тропинкам, так как можно наступить на насекомых. • На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают. • Нельзя разжигать костры, ломать ветки. • Нельзя в лесу включать громко музыку, так как можно спугнуть птицу с гнезда. • Нельзя разорять птичьих гнезд, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.

Слайд 7

Совет взрослым. Уважаемые взрослые! Старайтесь дать возможность ребенку рассказать все, о чем он хочет с вами поделиться в данный момент. Таким образом вы сможете проанализировать знания своего ребенка по данной теме. Обращайте внимание на речь ребенка, направляйте его на ответы предложением. Составьте рассказ по картинкам с ребенком. «Чей дом лучше?» А затем почитайте сказку Натальи Рыжовой «Чей дом лучше?»

Слайд 8

Наталья Рыжов «Чей дом лучше» На берегу прозрачной реки раскинулся пестрый ковер из белых ромашек, голубых колокольчиков и желтых лютиков. Над цветами летали пчелы, бабочки. В траве ползали жуки, прыгали кузнечики. Под землей жил слепой крот и множество длинных червячков. Иногда на луг прибегали зайцы. В небе парили зоркие орлы, высматривающие добычу. У каждого — будь то жук или червяк, птица или крот — были свои дома, свои квартиры. И все они считали, что лучше их дома на свете нет. — Как можно жить под таким противным ярким солнцем, которое каждый день выкатывается на небо, — ворчал Крот. — Хотя бы один денек пропустило, так нет, каждый день светит, просто смотреть невозможно. Что может быть лучше моего подземелья? Здесь тихо, темно и сыро. Да и пищу найти нетрудно, если ты не лентяй. Так думал Крот, и многие подземные жители с ним соглашались. Хотя иные жуки и червяки считали бестактным напоминание Крота о пище. Но в остальном они не возражали. Все подземные жители были уверены, что их мир гораздо уютнее и безопаснее любого наземного дома. Ну а все, кто жил на земле, придерживались совершенно противоположного мнения. «Под землей нельзя прыгать»,— утверждали кузнечики. «Да что там прыгать, там даже летать невозможно»,— добавляли бабочки, птицы и стрекозы. Правда, некоторые жуки еще не забыли, что когда-то они были совсем маленькими и совершенно не похожими на себя теперешних (их даже звали тогда по-другому — личинками). Личинки не могли летать — у них не было крыльев; не могли передвигаться — у них не было ног, да и вообще они были похожи на подземных жителей. Но теперь, превратившись во взрослых красивых жуков с усиками и крыльями, они даже вспоминать не хотели о времени, проведенном под землей — Бедный Крот, — сказала большая красивая Бабочка по имени Махаон. — Он никогда не видел, как красивы наши цветы, никогда не пил из них вкусный нектарный сок. — Нужен мне ваш нектар, — проворчал Крот, вылезая из-под земли. — Толку от него никакого, только аппетит разыграется. Другое дело упитанные личинки. — И Крот замолчал, захрустев случайно попавшимся жуком. — Совершенно с вами согласен насчет личинок, — поддержал разговор подошедший Скворец. — Не могли бы вы со мной поделиться? А то, знаете, личинки эти так и норовят в земле спрятаться. Но Крот оставил просьбу Скворца без внимания, сделав вид, что ничего не слышит. Тем временем в разговор вмешался Колокольчик. — Позвольте с вами не согласиться, — обратился он к Кроту. — Все, что вы говорите, сущая ерунда. Колокольчику никто не возражал, так как все знали, что он этого не любит. — Все вы глубоко ошибаетесь, — продолжал Колокольчик, — Кроту, видите ли, не нравятся нектар и солнце, кузнечикам и бабочкам — жизнь под землей. А я вот живу и над землей, и под землей. И даже горжусь этим. — Ты не очень-то выступай, — отозвался Крот. Он даже чуть-чуть высунулся из своего подземного тоннеля, чтобы послушать, о чем говорит Колокольчик. — Ишь, землю мою защищать вздумал. Ты и без нее проживешь. Тебя поставь в стакан с водой, и будешь стоять как миленький. А я без землицы родненькой ни дня прожить не смогу. Даже в стакане с водой. — Да ты туда и не влезешь, слишком жирный, — надменно хмыкнул Колокольчик. — И вообще, не перебивай меня. В стакане я проживу всего несколько дней, а в земле — моя сила. Корни меня поят и кормят, пищу из земли добывают. — Из моей земли, между прочим, — опять перебил Крот. Но Колокольчик не обращал на него никакого внимания. — Но и солнышко меня кормит, — задумчиво заметил он. — И земля тебя поит, и солнце кормит. . . Чего ж ты тощий такой? Зря они тебя кормят,— продолжал ворчать Крот. Колокольчик качнул головой: «Не всем же такими толстыми быть, как ты. Это тебе под землей холодно, ты и накопил жир, чтоб не мерзнуть. А мне он ни к чему. Зато у меня в листьях есть особые зернышки — поварята. Солнце светит — и у меня в листьях особая пища появляется. И потому без солнышка я никак не могу». — Это поварята твои такой отвратительный сок варят? На него бабочки и пчелы так и слетаются? — ехидно поинтересовался Крот. — До чего же ты груб, — вздохнул Колокольчик. — Нектар у меня бывает в цветках. И готовится вовсе не для меня, а для моих крылатых гостей. Колокольчик любил красиво выражаться. — Скворцов, что ли? — вспомнил недавнюю просьбу Скворца Крот. — Да что ты? — удивился Колокольчик. — Ко мне прилетают легкие, почти невесомые бабочки и мохнатые пчелы. — Говорят, они ужасно жужжат, — вмешался проснувшийся Скворец, услышав свое имя. — Кстати, сюда, кажется, летит одна из ваших любимиц. — О, дорогая Пчела! — торжественно обратился цветок к пролетавшей мимо любительнице сладкого нектара. — О, дорогая Пчела! Не хотите ли отведать моего вкуснейшего в мире нектара? — А нектар у тебя действительно свежий? Не испортился? — деловито осведомилась Пчела. — Ну что вы, — обиделся Колокольчик, — у меня всегда бывает нектар только первой свежести. Не дослушав, Пчела проворно залезла вглубь Колокольчика. — И зачем она тебе нужна? — решил возобновить разговор Крот. — Уж так ты перед ней унижаешься. «Пожалуйста, все свеженькое»,—отряхнуть, так Пчелу заставил. А я думаю, почему ты такой вежливый! — Между прочим, моя пыльца только похожа на пыль, — обиделся Колокольчик. — На самом деле ей цены нет. — Да кому она нужна, пыльца твоя, только пачкаться, — не унимался Крот. — Прежде всего, она нужна мне самому, — объяснил Колокольчик. — Сейчас Пчела полетит за сладким соком на другой цветок, полезет внутрь, а по пути и пыльцу отряхнет. — Ты еще и других пачкаешь. Я был о тебе лучшего мнения. — Крот решил вернуться под землю. — Нет уж, ты дослушай, — не отпустил его Колокольчик. — Глупостей обо мне наговорил и прячешься. Когда моя пыльца попадет на другой цветок, в нем к осени появятся семена. А из семян вырастут новые маленькие колокольчики. — Лучше бы выросли маленькие кроты, — мечтательно заметил Крот. — Больше бы было пользы. Я бы с ними столько земли нарыл. — И, помолчав, добавил: — Чудно у вас все, у Колокольчиков, совсем не по-кротовьи . Слушавший спор Колокольчика и Крота Скворец решил все-таки вмешаться. Извините, уважаемые, — сказал он. — Никак не пойму, о чем спор. Неужели вы не знаете, что у каждого из нас на Земле свой дом и для каждого из нас свой дом — самый лучший?! И не о чем тут спорить! Но Колокольчик и Крот не услышали слова мудрого Скворца: Крот скрылся под землей, а Колокольчик уснул, убаюканный ласковым ветерком.

Слайд 9

Задание: Попросите ребенка отобрать картинки с опасными и не опасными ситуациями. Пусть ребенок объяснит свой выбор.

Слайд 10

Опыт. Есть ли воздух под землей? Предположение: корни растений не дышат под землей, потому что там нет воздуха. Ход опыта. Комочек твердой земли бросаем в трехлитровую банку с водой. Наблюдаем появление пузырьков. Откуда они взялись? (из земли.) Растения, как и все живые существа, дышат воздухом. Он необходим им для роста и развития. Если почва твердая, воздуха в нем мало и корням почти нечем дышать. Надо спасать растение от гибели: разрыхлить землю, то есть сделать «сухой полив». Дети, а кто в лесу помогает растениям рыхлить почву? (Грибы, червячки, муравьи, жучки пр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Психологический КВН «Дети и родители глазами друг друга»

План проведения родительского собрания в старшей группе детского сада....

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста "Человек - друг природы"

Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов, подвести к выводу, что мы – люди, являемся частью живой природы, что для роста и развития живых объектов необходимо: питание, вода, ...

НОД для детей средней группы «Наш друг природа»

Цель: Привлечь внимание детей к необъятным просторам своей малой Родины, прививать патриотические чувства...

Тематический альбом для детей дошкольного возраста

quot;Растения крымского леса". материал представляет собой изображение растений, кустарников и деревьев, произрастающих в лесах Крымского региона.разработан в рамках пополнения мини-музея ...