Стакан с водой и монетки.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Опыт «Поверхностное натяжение воды.
Цель: познакомить детей с явлением поверхностного натяжения воды. Учить делать предположения о результатах произведенных действий. Развивать наблюдательность, умение анализировать.
Ход опыта:
-Я хочу вам напомнить один рассказ, который написал Лев Николаевич Толстой, а называется он «Галка и кувшин».
Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать.
Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.
-Что делала галка, чтобы достать до воды?(кидала в кувшин камешки). Почему уровень воды в кувшине поднялся?(потому что камни вытесняли воду). Сегодня мы с вами проведем эксперимент, в котором мы будем делать нечто подобное.
Поднимаю салфетку. Под ней стакан с водой и монетки.
- Только воды в стакан я налью до самого верха, дальше некуда. А опускать в стакан мы будем монетки. Как вы думаете, что произойдет, если мы опустим в стакан одну монетку? (вода выльется, монетка упадет на дно, монетка вытеснит воду, ничего).
- Опускать монетки будете вы сами. Делать это надо очень аккуратно, не задевая пальцами поверхность воды, и не бросая монетку резко. Также старайтесь не качать стол. Тагир, опускай монетку.
- Что произошло? (…) Вода не вылилась? Может опустим еще одну монетку? Как вы думаете, сколько монеток мы сможем опустить в стакан, прежде чем вода выплеснется? (дети делают предположения).
Дети по очереди кладут в стакан монетки.
- Вот уже 40 монеток мы положили в стакан. А вода не проливается. Куда же подевалась вода, вытесненная монетами? Посмотрите внимательно по уровню верхнего края стакана. (вода поднялась горбиком, горкой над стаканом).
- Да поверхность воды стала выпуклая, но она не проливается. Что же удерживает ее? Она удерживается тоненькой пленочкой из самой воды. Если мы будем продолжать опускать монетки, что произойдет с пленочкой? (она станет совсем тонкой и лопнет). Давайте продолжим и посчитаем, сколько всего монет поместится в стакан до этого интересного момента.
- Вот вода и пролилась, пленочка лопнула. По научному это называется поверхностное натяжение воды.
- Эта пленочка удерживает в рамках не только саму воду, но и может выдержать вес каких-то предметов, которые могут на ней оказаться сверху. Представьте, что вы оказались летом на берегу озера. Кто или что может двигаться по воде и не тонуть, даже не намокать? Да, по воде ходят и бегают множество насекомых. Они ловко скользят по поверхности. Пленка воды слегка прогибается, но не рвется. Давайте посмотрим небольшой сюжет о жуке водомерке.
- Интересен для вас был эксперимент? Кто из вас уже знал о поверхностном натяжении воды до него?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стакан для карандашей.
В данной работе мы развиваем мелкую моторику. С которой связано развитие речевых центров головного мозга, а также координация движений. Понадобится пластиковый стакан, пластилин, фасоль, ар...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с экспериментированием на тему: «Что в пустом стакане?».
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», доказать, что воздух есть повсюду; развивать способности к преобразованию.Что дает ребенку деятельность экспериментирования?Во-первых, у детей формир...
"Радуга в стакане"
конспект эксперементальной деятельности...
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе ” Вулкан в стакане”
Опытно- эксперементальная деятельность в подготовительной группе " Вулкан в стакане "...
Экспериментальная деятельность дошкольников "Цветная соль в стакане"
Обычно, чтобы«Стакан заиграл красками»,используют воду, масло и пищевые красители. С помощью шприца, помещают в стакан один за другим, очень аккуратно, цвета .В итоге получается «Радуга» в...
Конкурс детских работ "Стакан для карандашей"
Изготовление стакана для карандашей из бросового материала...
Опыт со стаканом воды и листом бумаги.
Доверху наполненный водой стакан накрыть листом бумаги и осторожно перевернуть, то вода из стакана не выливается....