НОД "Волшебная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

С помощью экспериментирования с солью дети закрепляют знания о форме, свойствах и видах соли, ее назначении в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_sol.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

                                             «Волшебная соль»

Цель:  активизировать умственные способности, логическое мышление, развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

        способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;

·         уточнить и закрепить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека;

Развивающие:

        развивать мышление, любознательность, наблюдательность;

       развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;

       развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитывающие:

·       Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

     Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

        Оборудование: ленточки красного, синего, зеленого цвета, прищепки, два мешочка с солью, тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки.

                                                              Ход занятия:

             Воспитатель: Ребята, у меня к вам необычное предложение.  С помощью прищепки выберите  ленточку, такого цвета,  которая,   соответствует сегодня вашему  настроение именно сейчас. Красная ленточка – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленая ленточка – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на занятии. Синяя ленточка – вы хотите узнать что-то новое.

-  Многие выбрали  ленточку,  чтобы узнать что-то новое. С   чем бы вы хотели бы познакомиться?  (ответы детей)

-  У вас очень интересные предложения. Ну а в выборе узнать что-то  новое помогут два мешочка (дети на ощупь  определяют, что находится в мешочках)

В первом  мешочке  каменная соль.

Воспитатель: - Ребята, скажите, какая она на ощупь? (похожа на песчинки, кристаллики).

Во втором  поваренная  соль.

- Скажите, какая она на ощупь?  (мягкая, мелкая).

-Давайте сравним, чем каменная соль отличается от поваренной – ответы детей.

Воспитатель: Еще бывает йодированная соль.  Это соль,  в которую добавлен йод. Она нужна для того чтобы наш организм получал все необходимые минеральные вещества.  Вся эта соль съедобна, полезна и необходима для нашего организма.

Игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо, )

Воспитатель: - Ребята, кто знает,  откуда берется соль? (ответы детей)

-Соль – это природное ископаемое и добывается разными способами. Посмотрите на экран (показываю слайды)

   - Каменную соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

- Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Раньше это делали вручную, это был физически тяжелый труд. Сейчас в наше время эту соль добывают с помощью специальных комбайнов. А йодированная соль – это поваренная соль, но только потом на заводе в нее добавляют йод.

     - Соль просто необходима для жизни человека, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания (показываю слайды) Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания.

          - Есть соль, которую используют как косметическое средство -  это морская соль. Ее добавляю в ванну, чтобы  кожа была гладкой, мягкой, нежной, эластичной, увлажненной: то есть она тоже используется для оздоровления.

Воспитатель: - Ребята, хотите,  как настоящие   ученые  исследовать, провести опыты с солью.

Опыт № 1 «Какая соль?»

Перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета? (ответы детей) 

- Попробуйте соль на вкус, какая она? (ответы детей)

-Понюхайте соль, имеет ли она запах? Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим? (Соль сыплется, значит, она сыпучая)

Вывод: Соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Воспитатель: - Теперь возьмите увеличительное стекло и рассмотрите через него соль.  На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики)

-Насыпьте в блюдечко соль и  надавите на неё сухой ложкой (услышали хрустящие звуки, сравнили их с ходьбой по снегу в морозный день).

Вывод: Соль,  как и снег,  состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга,  и мы слышим хруст.

Опыт № 3. «Соль растворяется в воде».

- Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить.

Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.

Опыт № 4. «Соль волшебница»

Ребята, а я знаю, что соль называют «волшебницей». А вы знаете почему?

- Посмотрите у меня грязный бокал, на котором налет от чая. Я насыпаю на губку немного соли и почищу бокал, ополаскиваю его водой. Что стало с бокалом (он стал чистым).

Выводд: Соль выступает как чистящее средство.

Воспитатель:  Скажите мне, где еще применяется соль(Ответы детей) 

-Да, ребята, соль используют для засолки продуктов. - А как вы думаете, для чего засаливают продукты? - Правильно. Для длительного хранения. ( Выводсоль убивает микробы, не дает портиться продуктам).

 Воспитатель:  - Кто сегодня узнал что-то новое?  Что самым интересным было для вас? Чтобы вы хотели рассказать своим родителям?

- Вы сегодня прилежно и дружно трудились, и секреты соли вам открылись. Я желаю успеха вам в дальнейших открытиях. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...