Проект "Лекарственные растения"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предназначен для детей 6-7 лет с целью ознакомленияя с лекарственными растениями и их ролью в сохранении здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.may_.lekarstvennye_rasteniya._ns_portal.docx | 612.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители воспитанников.
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Срок реализации проекта: 2 мая – 23 мая 2024 г.
Актуальность:
«У природы много помощников здоровья, надо
только суметь их найти»
А. К. Цельс
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Проблема:
В чем заключается ценность лекарственных растений? Как ими лечиться? Что полезнее у них – плоды, листья, корни или цветы?
На территории нашего детского сада в естественных условиях растут лекарственные растения, поэтому мы с детьми решили изучить их.
Забота о здоровье ребѐнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Необходимо вызвать интерес к оздоровлению собственного организма с помощью окружающей нас среды.
Цель проекта:
- Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений.
- Формирование представлений о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи:
- уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.
- познакомить с разнообразием целебных растений, с правилами их сбора и хранения.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательные:
1.Учить аргументировать свой выбор. 2.Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил их использования.
Развивающие: 1.Развивать поисковую деятельность, умение планировать этапы своих действий. 2.Побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки.
2.Обогащать словарь.
3.Совершенствовать умение отгадывать загадки. 4.Способствовать развитию памяти, мышления, диалогической и монологической речи и ее интонационной выразительности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Сфера использования проекта: все образовательные области, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
Формы и методы реализации проекта:
Формы работы с детьми : Тематическая, музыкальная, интегрированная образовательная деятельность; викторина; дидактические игры , подвижные игры.
Формы работы с родителями:
Консультация, совместная работа над созданием альбома «Лекарственные растения».
Методы работы с детьми:
Словесный метод: беседы, чтение художественных произведений, рассказывание, объяснения, указания, словесные инструкции, проблемно-поисковые вопросы
Наглядный метод: рассматривание лекарственных растений, наглядно-иллюстративного материала, наблюдения; рассматривание растений; тактильно- мышечная наглядность.
Практический метод: практические задания, разные виды игр: дидактические и подвижные, викторина, исследовательские опыты, слушание музыки
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап (май)
Подбор материала по теме: художественной литературы, энциклопедий, стихов, загадок, физминуток, викторины; работа с родителями : создание альбома «Лекарственные растения».
- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
- Сбор и накопление материала, изучение литературы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды: создание клумбы лекарственных растений
- Подбор наглядной информации
2. этап (май) – реализация проекта
С детьми: Беседы: «Что такое лекарственные растения?», «Для чего нужны лекарственные растения», «Друг или враг», «Скромный одуванчик», «Полезная крапива», « Как хорош сегодня наш лопух!».
Наблюдения: "Наш верный друг-подорожник", «Мята – помощница».
Пальчиковая гимнастика: "Цветок", "Ягоды", «Одуванчик»
Подвижная игра: "Раз, два, три - к цветку беги"
Д/игры: "Определи по запаху" (мята, сирень, одуванчик), «Узнай растение», «Вершки- корешки», «Съедобное- несъедобное».
Слушание музыки:
1.Ю. Антонов «Не рвите цветы», 2.Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа» 3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов»
3 этап (декабрь) – заключительный
Коллаж «Полезные травы»
Альбом «Лекарственные растения»
Настольная игра:
«Собери растение»
Заключительный этап
С родителями: Изготовление альбома «Лекарственные растения»
Ожидаемые результаты Дети: Научатся различать лекарственные растения, узнают о правилах сбора и хранения. У ребят сформируется знание и представление о лекарственных растениях, их многообразии и пользе для человека. Они узнают, что нельзя рвать растения с корнем и какие из них занесены в Красную книгу. Будут бережнее относиться к природе.
Родители: Создание альбома «Лекарственные растения».
Использованная литература:
- Хенцлер Э. Волшебная аптека. « Янтарный сказ». Калининград. 2001.
- Николаева, С.Н. Юный эколог. Серия в помощь воспитателю и педагогу/ С.Н.Николаева. Издательство «Мозаика –Синтез» 2002.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду/ С.Н.Николаева - Москва «Просвещение» 2001.
- Плешаков, А.А.Зеленая тропинка/ А.А. Плешаков - Москва «Просвещение» 2002
- Горбунов Ю. Разноцветный хоровод. Свердловск. Средне - Уральское книжное издательство.2000.
- Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они?. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи»/ Т.А. Шорыгина - Москва 2002
- Шорыгина, Т.А. Травы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2005.
- Шорыгина, Т.А. Зеленые сказки / Т.А.Шорыгина – Москва: Прометей Книголюб 2003
- Интернет ресурсы
https://infourok.ru/
https://docplayer.ru/
Приложение №1
Загадки о лекарственных растениях.
1.Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
2. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
3.Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый… ( Одуванчик)
4.Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (Зверобой)
5.Вкусен чай и ароматен,
С ней легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь?- Запах…( Мяты)
6.Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки ? (Чистотел)
7.Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто
Камешками набито. (Шиповник)
8.Семена, как коготки,
Желто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает? (Календула)
9.Вам зеленый лист огромный
Все отеки уберет.
Мы листом скорей обвяжем
Шишку иль ушиб какой
И ему спасибо скажем -
Снимет боль он как рукой (Лопух)
Приложение №2
ФИЗМИНУТКИ
«Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый- быстрый
(разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес идем мы погулять
(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной,
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
(загибают пальчики, начиная с большого).
«Мы готовим чай»
Лист малины, лист брусники,
Ложка чайная черники,
Мяты яблочной немножко,
И цветков ромашки ложка.
Сидя в кресле, не скучай,
Мы завариваем чай.
От холодной непогоды
Хорошо добавить меду,
Аромат наполнит дом.
Все довольны будут в нем.
Приложение № 3
Викторина «Зелёная аптека»
1.Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя- тёплая и нежная, как родная мама.
Ответ: Мать - и – мачеха
2.Это лекарственное растение растёт у дорог, его листья заживляют раны.
Ответ: Подорожник.
3.Сегодня лесная полянка вся желтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы?
Ответ: Одуванчик.
4.Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле.
Золотая серединка
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картина?
Солнце в небе голубом.
Ответ: Ромашка.
5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы.
Ответ: Мята.
6. Это растение с шипами и красивыми цветами, придаёт человеку силы и снабжает организм витаминами.
Ответ: Шиповник.
7. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов?
Ответ: Ноготки
8. Куда занесены редкие лекарственные растения?
Ответ: Красная книга.
9. В какое время суток нужно собирать лекарственные растения, чтобы они сохранили свои лечебные свойства?
Ответ : В солнечный полдень
Приложение № 4
Что такое лекарственные растения?
Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей, животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств.
Лекарственные растения - это огромная часть природы, окружающая нас, это различные травы, цветы, деревья, кустарники и другие участники растительного мира стоящие на страже здоровья человека.
Поскольку в живой природе все взаимосвязано, лекарственные растения оказывают физиологические воздействия на организм человека, животных и на большое множество микроорганизмов окружающих нас.
Приложение № 5
Правила сбора лекарственных трав
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2.Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Растения там отравлены ядами от выхлопных труб транспорта.
4.Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.
5.Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6.Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
7.Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
Приложение № 6
СТИХИ
О лекарственных растениях
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет! (О. Высоцкая)
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное (Е. Серова).
На полянке невзначай
раскраснелся иван-чай:
«Мой пурпурный цвет, друзья,
обойти никак нельзя!..»
Он раскланялся любезно:
«Чай душистый пить полезно!» (А. Алферова)
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Желтая середочка,
Листья – словно лодочка!( Л. Куклин).
Пусть пижма — скромна,
да лечебная все же,
Не зря же цветки
на таблетки похожи,
Еще — на цыплят,
ярко- желтых пока,
На ощупь — на замшевый
носик щенка (Т. Голикова).
Растет на поле вдоль дорожек
Чудесный доктор — подорожник.
Я вам сейчас открою тайну —
Он здесь дежурит не случайно!
Порежешь палец — он поможет.
Царапинку полечит тоже.
Собьешь коленку — не беда!
Зеленый доктор здесь всегда! (Н.Томилина)
В поле за деревней,
Средь душистой кашки,
Расцветает клевер —
Лучший друг ромашки.
Красные комочки,
Как кошачьи лапки.
Шарики-цветочки,
Запах поля сладкий.
Клевер, безусловно,
Знает млад и стар—
Сено для коровы.
Для пчелы нектар.
Чтобы у коровы,
Молоко рекой,
Нужен ей для корма,
Клевер полевой.
Пусть кружатся пчёлы,
Над клевером цветком.
Мы потом с тобою,
Чай попьём с медком! (З. Трубицына)
«Матушка, родная земля,
Знаю: ты щедра.
Позволь травушку домой унести,
Здоровье обрести»
Консультация для родителей
«Лекарственные растения. Правила лечения - это полезно знать…»
Осложнений у детей после приема различных медикаментозных средств боятся все родители, тем более, для этого есть серьезные основания. Поэтому врачи сегодня изучают и используют в практике лечения детей лекарства
растительного происхождения. По данным отечественных и зарубежных
медиков, при фитотерапии частота осложнений не превышает 1%, в то время как при медикаментозном лечении осложнения возникают у каждого
третьего-четвертого ребенка. Лекарственные травы помогают быстро и надежно избавиться от многих недугов, но не занимайтесь
самолечением, а обязательно посоветуйтесь с врачом. Это особенно важно, если у ребенка есть предрасположенность к аллергии.
- Детям с гастритом и пониженной кислотностью в период, предшествующий сезонным ухудшениям, следует пить сборы подорожника, ромашки, мяты и мелиссы.
- Если ваш ребенок реагирует на изменение погоды обильным газообразованием, то при первых признаках непогоды дайте ему чай из фенхеля, ромашки и укропа.
- При повышенной нервной возбудимости перед приходом гостей или другим «стрессовым» событием для профилактики следует дать ребенку настои корня валерьянки, пустырника, шишек хмеля и синюхи голубой.
- Ребенку, склонному к эмоциональным реакциям, летом рекомендуется спать на подушке, набитой молодыми шишками хмеля.
- Если ребенок к вечеру перевозбужден, то дайте ему понюхать настой корня валерьяны — по три-четыре вдоха каждой ноздрей попеременно.
- Детям, которые реагируют на первые ягоды поносом и тошнотой,
стоит заварить мяту перечную в пропорциях 2 чайных ложки на стакан воды. Пить настой нужно небольшими глотками в течение дня.
- При расстройстве кишечника помогает фитосбор из зверобоя и тысячелистника.
- Боль от укуса комара, овода или пчелы проходит, если потереть укушенное место размятым перышком зеленого лука.
- С проявлениями кожной аллергии помогают справиться брусника обыкновенная, горец птичий, зверобой, калина, шиповник и другие. Если вы решили использовать лекарственные травы для лечения своего ребенка, необходимо соблюдать следующие правила:
- Проконсультируйтесь у врача-фитотерапевта или врача общего профиля, который знает состояние здоровья ребенка.
- Лекарственные растения каждому малышу назначаются строго индивидуально в соответствии с диагнозом, с учетом сопутствующих заболеваний и точным знанием действия фито-препаратов.
- Для детей от младенчества до трех лет используются сборы из одного, двух, максимум трех растений. Детям постарше можно принимать сборы более сложного состава.
- Детям противопоказаны сильнодействующие и ядовитые
лекарственные растения: эфедра, безвременник, белена, дурман, плоды мордовника, багульник, чистотел, барбарис, чилибуха и некоторые другие.
- Детям противопоказаны сильнодействующие и ядовитые
лекарственные растения: эфедра, безвременник, белена, дурман, плоды багульника, чистотела, барбариса, чилибуха и некоторые другие.
Помните, что передозировки лекарственных растений небезопасны. Приобретая травы в аптеке, на упаковке вы видите дозы, рекомендованные для взрослых. Для детей действуют другие нормы: для расчета можно использовать такой способ - доза для взрослого принимается за единицу, а ребенок должен получать часть дозы взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....