Жизнь и быт русского народа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шариброва Екатерина Сергеевна

конспект занятия в старшей группе ,где дети познакомятся с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта -печью; познакомить с кухонными принадлежностями, которыми пользовались хозяйки: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар, расширять знания детей о видах рукоделия (вышивании, шитье, вязании, росписи ложек), способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Архангельский детский сад «Родничок»

                    Конспект НОД в старшей группе

                          по окружающему миру

                 «Жизнь и быт русского народа»

                                                                            Подготовила: воспитатель

                                                                            1 категории

                                              Шариброва Е.С.

                                                  с.Архангельское

2024г.

Цель: создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русского народа в прошлом.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами

русского быта -печью;

- познакомить с кухонными принадлежностями, которыми пользовались хозяйки: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар,

- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками,

загадками, активизировать в речи детей слова: горница, ухват, чугунок и т.п..

-расширять знания детей о видах рукоделия (вышивании, шитье, вязании, росписи ложек)

Развивающие:

-развивать моторику рук, усидчивость,

-формировать умение детей пользоваться иголкой при вышивании, использовать шлифовальный «камень» при шлифовке деревянных ложек,

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

 Воспитательные:

- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего

народа, расширять кругозор детей.

Оборудование:

 интерактивная доска, презентация, фотографии с изображениями русской печки, народные костюмы, самовар, чугунок, ухват, кочерга, чашки,  заготовки ложек, расписные ложки, пяльцы, пластмассовые иголки, шерстяные нитки, наждачная бумага, деревянные кирпичики.

 Ход занятия: (Дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы)

Воспитатель:— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу вас, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком. Проходите, присаживайтесь. Я приготовила для вас подарок, но что это, вы отгадайте сами.

Воспитатель: слушайте внимательно:

Не газета, а со страницами, не учитель, а учит. (Книга)

 Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. (Книга)

Дети: это книга

Воспитатель предлагает детям рассмотреть ее. Знакомы ли вам произведения в этой книге?

Дети: это сказки.

Воспитатель: правильно, это русские народные сказки. Ребята, скажите, кто сочинил эти сказки?

Дети: русский народ.

Воспитатель: правильно, русский народ сочинял сказки и передавал их из поколения в поколение. А хотите ли вы узнать, как жили ваши прабабушки?

Дети: хотим.

Воспитатель: тогда мы с вами отправимся в виртуальное путешествие в стародавние времена. Виртуальное -  это значит путешествие с использованием нашего волшебного экрана.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды. Посмотрите на этот дом. (Дети рассматривают макет дома) А знаете, из чего строили свои дома наши предки?

Дети: из дерева.

Воспитатель: правильно. Такие дома называли Избами.

(дети закрепляют название)

Воспитатель: Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. Присаживайтесь (дети присаживаются на лавки).

Полы в комнате были деревянные.

А вы знаете, что было главным в избе?

(Ответы детей)

Тогда послушайте загадку и попробуйте догадаться, что же было главным в

избе?

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

Да, печка.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Печь была центром избы. В одной избе она - белоснежная, (слайд1) а в другой – вся расписная (слайд2). Печь украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печь.(слайд3)Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

(ответы детей)

Правильно, ребята, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

У каждой хозяйки были особые приспособления необходимые для работы: ухват, кочерга, (слайд4) а также особая посуда чугунок, ковш, сито, деревянные ложки, глиняные горшки, деревянные бочонки.

 Стол тоже изготавливался из дерева. Это место семейной трапезы (приема пищи). Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ (слайд 5): семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.

Я предлагаю вам подойти к столу и рассмотреть посуду.

(На столе, накрытая красивым платком, стоит посуда)

Сначала дети рассматривают посуду и называют ее, если они затрудняются, то воспитатель им помогает.

Воспитатель: Я теперь предлагаю самым смелым девчонкам попробовать себя в роли хозяек и предлагаю переставить горшок с помощью ухвата со стола на полку.

Воспитатель: ребята, а на чем сейчас готовят наши мамы?

Дети: газовая плита, микроволновка.

Физкультминутка «Потрудились, отдохнем»

Воспитатель: ну, что, продолжим наше путешествие?

Дети: да

Почти все в избе делалось своими руками (слайд6).

 Долгими зимними вечерами (слайд 7)  под свет свечей или лучины парни и мужчины резали миски и ложки , плели лапти; девочки и женщины ткали, вышивали, пели песни.

Вот я вам тоже предлагаю заняться делом: парни будут шлифовать деревянные ложки, то есть делать их гладкими, а девчонки учиться вышивать и сматывать пряжу в клубочки.

(Дети занимают места и под русскую народную песню выполняют свою работу.)

Воспитатель: какие вы молодцы. Как старательно вы выполняли работу.

Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

Ответы детей

А что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей

Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими

сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать

пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в

корзиночку сложила. Как вернетесь в группу, покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игрушки в жизни русского народа».

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста  «Игрушки в жизни русского народа»....

"Музыкальные инструменты в жизни русского народа"

Цель проекта:приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, по её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста ( 5 -6 лет) «Знакомство с жизнью и традициями русского народа»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

НОД по окружающему миру "Жизнь и быт русского народа" (4-5 лет)

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное  воспитания. С раннего возраста ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изо...

Описание дидактической игры Лото «Жизнь и быт русского народа» для детей старшего дошкольного возраста.

Слава нашей стороне!Слава русской старине!И про эту старинуЯ рассказывать начну,Чтобы дети знать моглиО делах родной земли.Умный, сильный наш народДалеко глядит вперед,А преданья стариныЗабы...

. «Знакомство с жизнью и бытом русского народа».

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» в младшей группе «Жизнь и быт русского народа».

Пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью....