Приключения команды ПиктоМира в Петропавловской крепости
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Дроздецкая Анна Викторовна

Конспект занятия по основам науки и естествознания для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №15

Колпинского района Санкт-Петербурга»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ НАУКИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОМАНДЫ ПИКТОМИРА

В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ КРЕПОСТИ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)

Автор:

Дроздецкая Анна Викторовна, воспитатель

Санкт-Петербург, 2024

Конспект занятия по основам науки и естествознания «Путешествие по Заячьему острову»

Выполнила: Дроздецкая Анна Викторовна

Пояснительная записка

Методическая разработка занятия по основам науки и естествознания «Путешествие по Заячьему острову» предназначена для детей подготовительного к школе возраста.

        Цель: формирование представлений детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга при помощи Цифровой образовательной среды ПиктоМир.

        Задачи:

Обучающие:

- обогатить представления детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга: Заячьем острове и Петропавловской крепости;

- расширить знания детей о роботах и их элементарном программировании.

Развивающие:

- развивать умения ориентироваться в пространстве;

- создавать условия для развития алгоритмического мышления и внимания;

- совершенствовать умения обобщать полученные знания, проводить сравнения, делать необходимые выводы;

- обогащать словарь прилагательных;

- развивать музыкальный слух и внимание;

- актуализировать арифметические понятия «поровну», «столько же».

Воспитывающие:

- воспитывать ценностное отношение к малой родине через знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга;

- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать;

- воспитывать умение договариваться друг с другом, работать в паре, в команде;

- воспитывать навыки безопасного поведения на улице и в цифровой среде.

        Оборудование и материалы:

- робот Ползун, планшет для управления роботом;

- мягкие зеленые коврики для робота Ползуна;

- пиктограммы «вперед», «направо», «налево» и пустое поле для составления программы;

- изображения роботов с подсказками;

- кочки, арка, мост, брусчатка;

- 4 коробки с заданиями;

- настольная игра-макет «Петропавловская крепость»;

- эмблемы с изображением программистов и цифрами на обратной стороне;

- набор разнотоновых колокольчиков.

        Предварительная работа: знакомство детей с различными достопримечательностями Санкт-Петербурга.

        Методы и технологии: ТРИЗ-педагогика, алгоритмические технологии, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Викторовна, я – начинающий программист. Кстати, вы знаете, кто такой программист и чем он занимается?

Ответы детей: … (работает с компьютерами, роботами)

Воспитатель: А что нужно программисту для работы?

Ответы детей: … (компьютер, планшет, роботы)

Воспитатель: Молодцы. У меня тоже есть планшет и 5 роботов, которых я могу запрограммировать.  Вот только, к сожалению, 4 робота куда-то пропали. Ребята, вы поможете мне их найти?

Ответы детей: … (да)

Воспитатель: Тогда для этого вам нужно стать начинающими программистами (воспитатель раздает детям эмблемы с изображением программистов) Знакомьтесь – это робот Ползун, он может выполнять 3 команды (показывает пиктограммы): вперед, направо, налево. Эти стрелочки называются пиктограммы. Сначала программа составляется из пиктограмм на пустом поле. А затем, при помощи пульта управления, посылаются команды роботу Ползуну (воспитатель включает робота).

Робот: Привет! Меня зовут Ползун. Готов выполнять команды.

Воспитатель: Наша с вами задача – составить программу движения для робота Ползуна таким образом, чтобы он проехал по всем фотографиям потерявшихся роботов. Потому что нам с вами нужно прочитать послания, которые роботы оставили перед тем, как пропали.

2. Содержательный этап

Дети составляют первую часть программы движения для робота Ползуна. Ползун доезжает до изображения одного из роботов (по выбору детей). Воспитатель показывает детям послание.

Робот

Послание/

дорожка

Задание + итог

Код + детали игры

Двигун

Послание с изображением дорожки с кочками

Ребята вместе с воспитателем проходят по дорожке, перед ними оказывается макет острова и коробка с заданием.

Воспитатель: Ребята, что это?

Ответы детей: …. (остров).

Воспитатель: А это кто?

Ответы детей: … (лисички, волки, олени, лоси, белки, медведи, тигры, зайцы).

Воспитатель: А каким одним словом мы можем их назвать?

Ответы детей: … (животные).

Воспитатель: Получается, что если мы с вами находимся на острове, на котором живут лисы, то остров будет какой?

Ответы детей:… (лисий)

Воспитатель: А если мы находимся на острове, на котором живут только волки, то остров будет какой?

Ответы детей: … (волчий) и т.д.

Итог:

Ребята, на каком острове мы с вами побывали?

Ответы детей:… (на Заячьем острове)

Воспитатель: По одной из легенд, когда то на этом острове жили зайцы, именно поэтому он и стал называться «заячьим».

Воспитатель: Но как же нам найти роботов? Видите ли вы здесь ещё какие-нибудь подсказки?

Ответы детей: … (здесь есть цифры: 2, 4, 6)

Воспитатель: Куда же теперь нам идти?
Ответы детей: … (к кубику с цифрами 2, 4, 6)

Находят робота Двигуна в мягком кубике с цифрами 246,

забирают его и детали Петропавловской крепости, возвращаются обратно.

Ребята составляют программу движения робота Ползуна до следующего послания.

Вертун

Послание с изображением арки.

Ребята вместе с воспитателем проходят под аркой, открывают коробку с заданием. Перед ними: статуэтка ангела, колокольчик и фотография Петропавловского собора. Воспитатель: Что находится в коробке? А почему эти предметы оказались вместе?

Ответы детей: …. (ангел находится на шпиле Собора, а колокола – внутри).

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в музыкальную игру с колокольчиками? (раздаёт детям колокольчики). Когда я буду говорить фразу: «колокольчики звонили», вы должны будете звенеть колокольчиками, все остальные движения повторяйте за мной (см. приложение №1)

Итог:

Ребята, что мы с вами увидели на этой станции?

Ответы детей: … (ангела, Петропавловский собор).

Воспитатель: А где же нам искать роботов?

Дети находят робота Вертуна в мягком кубике с цифрами 5, 8, 3, забирают его и макет Петропавловского собора, возвращаются обратно.

Ребята составляют программу движения робота Ползуна до следующего послания.

Двигун

Послание с изображением деревянного мостика.

Ребята вместе с воспитателем проходят по деревянному мостику, открывают коробку с заданием. Перед ними: сундук с монетами.

Воспитатель: Ребята, что находится в коробке? Ответы детей: … (сундук)

Воспитатель: А что в сундуке?

Ответы детей: … (монеты).

Воспитатель: разделите эти монеты между собой поровну. Дети делят монеты.

Воспитатель: А теперь положите в сундук 8 монет, но так, чтобы у каждого из вас осталось одинаковое количество монет. Сколько монет вы положили в сундук? А по сколько монет у вас осталось?

Ребята, а вы знаете, где в Санкт-Петербурге делают монеты?

Ответы детей: …

Итог:

В Санкт-Петербурге золотые и серебряные монеты, ордена и награды чеканятся на Монетном дворе.

Воспитатель: А где же нам искать роботов?

Дети находят робота Двигуна в ….

мягком кубике с цифрами 7, 4, забирают его и сундук, возвращаются обратно.

Ребята составляют программу движения робота Ползуна до следующего послания.

Зажигун

Послание с изображением брусчатки.

Ребята вместе с воспитателем проходят по брусчатке, открывают коробку с заданием.

Воспитатель: Что находится в коробке?

Ответы детей: ... (пушка, песочные часы, водяные часы солнечные часы, механические часы, электронные часы)

Воспитатель: Что между ними общего?

Ответы детей:… (все часы показывают одно и то же время – 12.00)

Воспитатель: А сколько часов в сутках?

Ответы детей:… (24 часа)

Воспитатель: А как называется половина дня?

Ответы детей:… (полдень)

Воспитатель: А вы знаете, что в Санкт-Петербурге каждый день ровно в полдень стреляет пушка?

Итог:

Что мы с вами увидели на этой станции?

Ответы детей: … (пушку, которая стреляет каждый день в полдень)

Дети находят робота Зажигуна в

мягком кубике с цифрами 1, 1, 9, забирают его и пушку, возвращаются обратно.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вернуться к началу нашего пути и посмотреть, что у нас получилось собрать на станциях?

Дети: Остров, собор, сундук с монетами, пушка… (из собранных деталей собирают макет Петропавловской крепости)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что у нас получилось собрать? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам сыграть в игру (Приложение № 2)

Воспитатель повторяет вопрос.

Дети: крепость.

Воспитатель: А где же находится эта крепость?

Дети: В Санкт-Петербурге, на Заячьем острове.

Воспитатель: А что находится в крепости?

Дети: собор с ангелом, монетный двор, пушка.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята за то, что помогли мне найти потерявшихся в Петропавловской крепости роботов ПиктоМира.

3. Рефлексивный этап

Воспитатель предлагает детям продолжить фразы:

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу….

Я почувствовал(а), что…

Мне захотелось…

Я научился…

Я смог…

Меня удивило…

У меня получилось…

Расскажу дома, что…

Приложение № 1

Физминутка с колокольчиками

Дили-дили, дили-дили, (наклоны головы в стороны)

Колокольчики звонили. (звеним колокольчиками)

Дили-дили, дили-дили, , (наклоны головы в стороны)        

На прогулку пригласили. (разводим руки в стороны)

Дили-дили, дали-дали,  (наклоны головы в стороны, вперед, назад)

Мы по кочкам все шагали, (шаги с высоко поднятыми коленями)

Через арку мы прошли (наклоняем туловище вперед)

И Собор увидели. (поднимаем руки вверх)

Дили-дили, дали-дали, (наклоны головы в стороны, вперед, назад)

Дружно ангелу махали. (машем рукой)

Дили-дили, дили-дили, (наклоны головы в стороны)

В колокольчики звонили. (звеним колокольчиками)

Приложение № 2

По болоту Петр шел, (идут по кругу)

Остров Заячий нашел, (останавливаются, смотрят из-под руки козырьком)

Он созвал рабочий люд (созывают правой и левой рукой)

И построил крепость тут. (руки, согнутые в локтях перед собой, ставят одну поверх другой, как бы «строят»)

Крепость новая стоит, (руками показывают «крышу» над головой)

Пушками врагам грозит. (грозят кулаками над головой)

Бам, бам, бам, бам, (стучат пальцами, как барабанными  палочками)

Не осталось зайцев там. (разводят руками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-презентация "Петропавловская крепость"

Представляю занятие - презентацию на тему "Петропавловская крепость". Использую её на занятиях по ознакомлению детей с историей и культурой Санкт Петербурга. Для уменьшения размерв файла все фотографи...

Экскурсия по Петропавловской крепости

У самых вод раскастистой Невы, лицом к лицу с нарядною столицейТемнеет в грозной памяти молвы, гранитный вал с внушительною спицей.С. Андреевский  Работа с родителями:Консультации для ...

Конспект занятий по теме «Петропавловская крепость»

Краткий  рассказ детям об истории строительства крепости в устье НевыЦели и задачи. Закрепить дату рождения города – 1703 г.Познакомить с понятиями «чертеж», «схема».Рассказать детям историю...

Путешествие по родному городу. Петропавловская крепость

Конспект по ознакомлению с родным городом...

презентация "Сказки и были Петропавловской крепости"

Развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города на примере Петропавловской крепости у детей старшего возраста...

Презентация. Петропавловская крепость.

Много людей в старые годы принимались строить город на невском болоте. Никому не удавалось. Но вот пришёл сюда русский богатырь-волшебник и решил город построить. Поставил один дом - поглатила трясина...

Тема 1 Сказки и были Петропавловской крепости.

А этот город мной любим,За то, что мне не скучно с ним......                                        ...