огород на подоконнике
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
«Огород на подоконнике» в детском саду направлен на формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu-ogorod_na_okne.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
«Огород на окне»
Программное содержание:
- Формировать у детей представление о пользе овощей в укреплении здоровья.
- Совершенствовать знания об особенностях внешнего строения чеснока, лука, об основных условиях, которые необходимы для их роста.
- Учить правильно, сажать чеснок, лук (сделать лунку, посадить зубчик донцем вниз, прижать плотно землю, полить).
- Упражнять в навыках посадки, вызвать интерес к наблюдению за процессом роста чеснока, лука.
- Воспитывать интерес к труду.
Ход занятия:
В.: Ребята, отгадайте загадку:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос!
Д.: ответы детей.
В.: Правильно, ребята, это морковь.
Воспитатель достает морковь.
В.: Отгадайте еще одну загадку:
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я?!...
Д.: ответы детей.
В.: Молодцы, ребята! Вот она - капуста.
Воспитатель показывает детям кочан капусты.
В.: Кто мне может сказать, а зачем люди выращивают овощи? Что из них можно приготовить?
Д.: ответы детей.
В.: Да, ребята, вы правы: из этих овощей можно приготовить много вкусных и полезных блюд. В овощах, особенно сырых, не вареных, много витаминов и микроэлементов, которые приносят пользу нашему организму. Зимой нам витамины особенно необходимы! Можете мне сказать почему?! Д.: ответы детей.
В.: Правильно! Наш организм зимой ослаблен - мы можем быстро заболеть. Поэтому полезно употреблять ежедневно овощи и фрукты, в которых много витаминов. Из овощей можно приготовить разнообразные салаты. Скажите мне, пожалуйста, как будут называться салаты, приготовленные из овощей?
Д.: ответы детей.
В.: Правильно, ребята, это овощные салаты! Давайте вместе приготовим овощной салат?! Какие овощи мы возьмем? Что еще можно добавить в салаты?
Д.: ответы детей.
В.: Молодцы! В салат мы еще добавим лук, петрушку, укроп - в них тоже много витаминов. Ребят, кое-что из этих полезных овощей и растений мы с вами можем вырастить на подоконнике.
Слышится хриплое кукареканье Петуха - к детям входит Петушок.
П.: Здравствуйте, ребята! Вы слышали, как я кукарекаю?! Я заболел: чихаю, кашляю, болит горло. Сегодня я был у доктора, и он назначил мне витамины. Вот они (показывает горстку чеснока). Только я не понимаю, что же это за витамины?! И вообще, я люблю клевать зерно и зелень. Что же мне теперь делать? Ребята, вы знаете, что мне дал доктор?
Д.: ответы детей.
П.: Это чеснок?! А можно превратить этот чеснок в зелень?
Д.: ответы детей.
В.: Петушок, послушай. В первоначальном виде чеснок был вот такой головкой (показывает головку чеснока). Если головку разломать, то он разделится на много зубчиков.
П.: Что?! Что?! Не понимаю…
В.: Ребята, подскажите, пожалуйста, что же это?
Д.: ответы детей.
В.: Правильно, это головка чеснока. А если мы разломаем головку чеснока, то он разделится на что?
Д.: ответы детей.
В.: Правильно, она разделится на много зубчиков. Петушок, ты запомнил?!
П.: Да, запомнил. Как же это интересно!!!
В.: Да, Петушок, наши ребята тебе много еще интересного и полезного расскажут. Чеснок похож на лук. Он также имеет донце и верхушку. Даже если мы поделим головку на зубчики, то в каждом зубчике окажутся и верхушка и донце. Что нужно сделать, ребята, чтобы Петушок мог клевать свежую зелень чеснока?
Д.: ответы детей.
В.: Правильно, необходимо посадить чеснок в землю. Сегодня, Петушок, ребята посадят лук и чеснок – ты внимательно наблюдай за всем процессом и запоминай! Тебе это обязательно пригодится! Но сначала мы немного отдохнем.
Физкультминутка:
Я волшебной палочкой превращаю вас в маленькие семена. (Дети приседают, обхватывают ноги, головы опущены.)
Тепло, свет, вода дружили с семенами. Ростки росли, росли, тянулись к свету. (Дети, покачиваясь, приподнимаются на носки.)
Из ростков выросли прекрасные растения. (Руки над головой – ладони раскрыты.)
Забыли полить растения, завяли, поникли они. (Дети медленно приседают; руки поникли, на лице грусть.)
Полили растения, ожили растения, радостно тянутся к свету. (Дети плавно приподнимаются, взмахивают руками, прыгают на месте.)
В.: Молодцы! Отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Сначала я покажу вам, ребята, как выглядит процесс посадки овощей, а потом вы сами посадите свои овощи. У нас подготовлены специальные контейнеры с землей для посадки овощей. Вот так высаживают лук: втыкаем лук в землю донцем вниз. Затем его поливаем и ставим в светлое теплое место. Теперь высаживаем чеснок. Сначала мы палочкой сделаем неглубокую лунку в середине стаканчика. В эту лунку заглубляем зубчик чеснока донцем вниз. Теперь землю нужно слегка прижать ладошкой, а затем аккуратно полить из леечки. Стаканчики ставим в светлое теплое место.
(Воспитатель демонстрирует детям поэтапно посадку овощей, комментируя весь процесс.)
В.: Вот, что у меня получилось! Ребята, перед вами контейнеры с землей. В них вы будете высаживать свои лук и чеснок.
(Всю последовательность посадки воспитатель с детьми повторяет на модели; затем дети приступают к посадке. Все контейнеры после посадки размещают в ящичек.)
П.: Завтра я уже полакомлюсь зеленью чеснока и лука!
В.: Нет, Петушок, надо подождать некоторое время, пока чеснок и лук прорастут – дадут зеленые стрелки. А для этого за посадками нужно ухаживать. Ребята, расскажите Петушку, как нужно ухаживать за луком и чесноком?!
Д.: ответы детей.
В.: Молодцы! Правильно – нужно поливать и рыхлить землю, в которую мы посадили лук и чеснок. Сегодня мы с вами очень много узнали нового! Много поработали! Теперь у нас на подоконнике появился свой огород, за которым мы ежедневно будем наблюдать и ухаживать. Приходи, Петушок, за витаминами!
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Отгадайте:
Очищают воздух,
создают уют,
на окнах зеленеют,
круглый год цветут.
Что это?
Это комнатные растения, для которых неважно: зима или лето за окном, которые всегда растут на подоконнике и радуют нас своими зелеными листочками.
- А кто знает, для чего люди сажают растения дома?
- Они очищают воздух и дают нам кислород. Они красивые и радуют нас своими цветами или необычными листочками. А еще на подоконниках могут расти и съедобные растения! Кроме того, декоративные и душистые растения положительно влияют на настроение человека. Поэтому к числу растений- целителей можно смело отнести любое растение, которое способно доставить радость своим хозяевам.
- Растут ли у вас дома на подоконнике цветы? какие?
- Кто посадил те цветы, которые растут у вас дома?
- Наверное, у вас все цветы посадила мама или бабушка. Но вы уже достаточно взрослые, чтобы самим посадить и вырастить свое собственное растение - только нужно знать, как это правильно сделать. И сегодня мы с вами узнаем, что нужно , чтобы вырастить дома самое настоящее растение: как его выбрать, как посадить, как за ним ухаживать. Мы с вами будем садоводами-исследователями, отправляющимися на поиски открытий в удивительном мире растений.
Для начала давайте посмотрим, как хорошо вы знакомы с комнатными растениями. Посмотрите на экран, вы видите фотографии комнатных растений, знаете ли вы, что это за растения, как они называются?
- А как вы думаете, домашние цветы - это живая или неживая природа?
- Цветок тоже живой, и для того, чтобы жить, он тоже растет, дышит, питается. Поэтому для того, чтобы вырастить дома растение, нам нужно о нем заботиться, как о любом живом существе. Но для начала нужно растение посадить.
- Кто из вас знает, что нужно, чтобы посадить растение?
Во-первых, растению нужно выбрать место - например, подоконник. Сначала нужно выбрать для этого окно. Северная сторона дает слишком мало света, и нам понадобится дополнительная лампа для освещения. Южное окошко дает много солнца и света, но в жаркий полдень нужно будет прятать растения от палящих лучей. Лучше всего растения себя чувствуют на подоконниках с юго-восточной и юго-западной стороны. Это примерно то окошко, где можно видеть, как утром встает или вечером садится солнце.
- Давайте посмотрим на окошки нашей комнаты и подумаем, какое окошко будет самым лучшим для выращивания нашего сада?
Во-вторых, нам понадобятся инструменты. Наш крохотный сад, конечно, не потребует многочисленного инвентаря. Но в любом случае, нужно будет насыпать землю из пакетов в горшочки, делать ямки для семян, закапывать, рыхлить. Для этих целей подойдет набор для песочницы: совочек, грабельки, лейка, все - как у настоящего садовника!
Давайте проверим, знаете ли вы, для чего можно использовать эти садовые инструменты.
- Куда мы будем сажать наше растение? В землю!
- Где нам взять землю, чтобы посадить растение?
Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви, другие насекомые, там могут быть семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ лучше купить в магазине большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой. А еще нам понадобится керамзит - камушки, которые нужно сыпать на дно каждого горшка для того, чтобы там не застаивалась вода. Без керамзита земля может закиснуть и растение заболеет.
Конечно же нам понадобятся горшочки, в которые мы будем сажать растение! это могут быть практичные и яркие пластиковые горшочки, продолговатые контейнеры или классические керамические горшочки. Главное, чтобы эти "домики для растений" радовали ваш взгляд и удачно вписывались в интерьер комнаты. Итак, у нас есть все, чтобы вырастить свой маленький сад!... Или еще не все?
- Что еще нам необходимо?
- Конечно же, семена.
- Что именно мы будем выращивать в своем саду?
А вы знаете, что семена - это настоящее чудо природы? Какие тайны хранит семечко? И в чем его волшебная сила? Как из маленького семечка вырастает растение?
Просмотр видеоролика "Чудесное превращение: от семечка до плода"
- Что помогло семени проснуться?
- Что произошло с семечком дальше?
- Почему корни всех растений растут вниз, а проростки тянутся вверх?
- Какое чудесное превращение произошло с семечком?
Вот как из маленького семени вырастает растение, как оно тянется к свету. Давайте и мы потянемся и разомнемся, подражая нашим зеленым друзьям.
Вот теперь мы готовы к наполнению жильцами нашего минигородка.
- Какие же растения мы можем там посадить? Может, вкусные и полезные?
Ведь будет так здорово принести на кухню то, что мы вырастили сами.
Очень интересно наблюдать за тм, как растет горох или фасоль. Это бобовые растения. Они совершенно неприхотливы, их семена долго сохраняют всхожесть. Поместите горошины в горшочки с плодородным грунтом и следите, чтобы грунт не пересыхал. Первые всходы вы увидите уже через полторы недели, а затем начнется еще одна интересная часть садоводства - растения начнут виться! Для них нужно будет установить опоры и подвязать тонкие стебельки, чтобы они не упали. После этого вы сможете увидеть, как гибкие усики оплетают опору, как появляются белые цветы, а затем и стручки с молодым горошком, который можно попробовать. Несколько стручков можете оставить на вырост, чтобы получить свой собственный посевной материал к новому сезону!
- А теперь давайте посмотрим на уже пророщенное семечко фасоли (или гороха). Давайте его рассмотрим и назовем основные части молодого проростка:
- корень, корневая система
- стебель
- семядольные листья
- Куда растет корень?
- Куда растет стебель?
- Вы уже знаете, какие тайны скрывает маленькое семечко, мы с вами посмотрели, как из него появляются корень и росточек. Нам осталось только посадить свое семечко и подождать, пока оно прорастет. Но настоящий садовод помнит - посадить растение мало, за ним нужно ухаживать, ведь оно такое же живое существо, как и мы с вами.
- Как нужно ухаживать за растениями?
- Следить, чтобы земля не высыхала - поливать растение или опрыскивать из пульверизатора.
После полива аккуратно рыхлить землю, чтобы не образовалась корка, мешающая корням дышать.
Обеспечивать им достаточное количество света.
И тогда ваше растение будет хорошо расти и порадует вас своими зелеными листьями, а может даже цветами и плодами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."
Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)
Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...
Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"
Фотоотчет "Огород на подоконнике" "Огород в Простоквашино"...
Отчёт -описание по смотру -конкурсу на лучший учебно -опытный участок дошкольных образовательных учреждений в номинации «Огород на подоконнике» («Выращивание томатов Черри на подоконнике»)
Отчёт -описание экспериментальной деятельности...
Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые технологии: игровая, сказкотерапия...
Экология "Огород у нас хорош!" в рамках реализации проекта в подготовительной группе "Огород на подоконнике"
Конспект занятие по экологическому воспитанию детей "Огород у нас хорош!"Презентация проекта "Огород на подоконнике"...