Проект «Мир бабочек»
проект по окружающему миру
Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_babochek.docx | 483.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мир бабочек»
Пояснительная записка
Актуальность: Лето удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить эти замечательные моменты и показать их детям. Красота и грация бабочек завораживает каждого. Наверное, именно для этого она и создана- постоянно удивлять и вызывать восхищение. Бабочка легка, прекрасна,но вто же время очень значима для природы. Ее роль настолько велика, а жизнь настолько коротка, что начинаешь ценить это маленькое чудо природы. Что мы знаем о ней? Что нам сулит прикосновение к ее крылышкам? Однажды, во время прогулки, ребята увидели очень красивую бабочку. Дети выразили радость и неподдельный интерес, начали активно рассуждать,ловить ее или просто понаблюдать со стороны. Как же поступить в данной ситуации? Мнения разделились. В ходе бурного обсуждения выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у них возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?». Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса был реализован проект «Удивительные бабочки»Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.
Тип:Познавательно -творческий
Сроки: кратковременный, одна неделя.
Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:-формировать элементарные представления о бабочках, их строении, способах передвижения, разнообразии, размножении, -прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы- бабочке, желание наблюдать, замечать и оберегать красоту природы.
Гипотеза: В ходе реализации проекта организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр, бесед, наблюдений, рассматриваний в преподнесении познавательного материала, способствует у детей:развитию наглядно - образного мышления,памяти,речи,внимания,творческого воображения,вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста. Таким образом, внедрение в работу ДОУ данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.
Формы: Рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдение на прогулке, развивающие игры, проблемные ситуации. Методы: игровой, наглядный, показ, беседа, диалог.
Этапы реализации проекта
1 этап –Подготовительный
- подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;- знакомство детей с произведениями художественной литературы; - разучивание стихотворения «Малютка бабочка»; - загадывание загадок -дидактическая игра «Что сначала, что потом?»; -сотрудничество с семьей: консультации «Как на прогулке увидеть красоту бабочки?», «Правильное отношение к природе начинается в семье»; - помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «Бабочка - красавица».
2этап - основной
1.Рассматривание иллюстраций альбома «Бабочки красавицы»Цель: познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки. Развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе, активизировать словарь новыми словами: («Голубянка», «Капустница», «Крапивница», «Лимонница»).2.Рассказ воспитателя«Дружная семья бабочек» Цель: Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек.формировать элементарные представления детей о строении тела бабочки(имеет усики, шесть ног, три части тела). Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе 3.Чтение стихотворении: «Малютка бабочка» (Людмила Мелехова),«Бабочка»(Светлана Антонюк).Цель: Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе. 4. Беседа «Чудесные превращения».- Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему, воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете. 5.Дидактическая игра «Угадай по описанию».- Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек. 6.Наблюдение на участке группы за бабочками.- Расширить представление детей о многообразии бабочек, учить различать их по внешнему виду,правильно называть. 7.Подвижная игра «Бабочки и цветы».- Развивать координациюдвижений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к бабочкам. 8.Беседа «Для чего нужны бабочки?»- Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе. 9. «Загадки, которые мы любим» Цель: Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы подсказки. 10.Игра «Кто назовет больше действий?» Цель: Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе.
3этап - заключительный
- выпуск Информационно-познавательного альбома «Бабочки - красавицы»(родители,воспитатели);- составление рассказов о бабочках(дети);
- коллективная работа «Пестрый мир бабочек»(родители, дети).
Приложение: «Загадки о бабочках»
На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ...
(Бабочка)
Пал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки)
Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать.
(Бабочка)
В ярком платье модница —
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает.
(Бабочка)
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)
В поле я над белой кашкой
Вдруг заметила ромашку.
Я сорвать её хотела,
А ромашка улетела.
(Бабочка)
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
(Бабочка)
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весною я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю.
(Бабочка)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Червяком она была,
Только ела да спала.
Потеряла аппетит,
Смотришь - по небу летит.
(Бабочка)
На цветке цветок
Пьёт цветочный сок.
(Бабочка)
Беседа «Дружная семья бабочек».
Цель: Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек, формировать элементарные представления детей о строении тела бабочки (имеет усики, шесть ног, три части тела). Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе.
Задачи:
- обогащать представление детей о бабочках, их внешнем виде, поведении и их пользе.
-развивать познавательный интерес к природе,
- развивать воображение, познавательные способности детей,
- воспитывать самостоятельность при выполнении работы, эстетический вкус и чувство цвета,
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций бабочек, чтение художественной литературы о бабочках: К.Ушинский «Капустная белянка», Н.Сладков «Крапивница и лимонница», Н.Романова «Где её дом?», А.Саркесов «Бабочка, давай дружить», разучивание стихотворений о цветах.
Материал: конверт с загадкой, иллюстрации с изображением бабочек гуашевые краски, простой и цветные карандаш икисточки.
Ход: Слышится стук в дверь
В:Ребята, вы слышите, кто-то стучит в дверь, давайте посмотрим, кто же это.
Посмотрите, это почтальон принес письмо. Как вы думаете, от кого это письмо? (воспитатель показывает воспитанникам письмо)
В: Ой, ребята, это письмо нам прислала сама Весна.
Давайте узнаем, что она нам пишет.« Сегодня вас ждет удивительная встреча с насекомым, если вы отгадаете эту загадку».
В: Ребята, мы любим с вами отгадывать загадки? Тогда, давайте попробуем отгадать эту загадку:
Увидев на клумбе прекрасный цветок,
Сорвать я его захотел,
Но стоило тронуть рукой стебелек,
И сразу цветок улетел. Кто это, ребята? (Бабочка).
В: Ребята, нам Весна прислала отгадку – замечательную картинку бабочки.
В: Хотите узнать, что Весна рассказывает в своем письме об этой бабочке?
«Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие в волшебный мир бабочек.
Воспитатель спрашивает детей о том, хотят ли они с Весной принять это увлекательное путешествие, дети - соглашаются.
Я расскажу о жизни бабочек. Слушайте! Бабочка появляется на свет сразу взрослой. Она откладывает яйца и из них выходят гусеницы. Проходит некоторое время и гусеница превращается в неподвижную куколку, а из куколки появляется бабочка. Зимой они замирают, зарывшись в почву, в пнях, в коре деревьев и ждут весны. Бабочки бывают большие и маленькие. Они все разные по окраске. Рассмотрите внимательно картинку бабочки, которую я вам послала в письме, и ответьте, пожалуйста, на мои вопросы».
Беседа по картине на тему: «Какая она, бабочка?».
- Назовите части тела бабочки? (голова, тельце, ножки, 4 крылышка)
- Какие у бабочки крылья? Сколько их?
- Как расписаны крылышки бабочки слева от туловища и справа?
- Какие названия бабочек вы знаете?
- Чем отличаются эти бабочки?
- Сколько у бабочки ножек?
Воспитатель: Да, у бабочки есть голова, тельце, ножки,4 крылышка. У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит. Бабочки приносят природе пользу. Они летают с цветка на цветок, собирают нектар и переносят на своих крылышках и ножках пыльцу с одного цветка на другой. В цветах созревают семена и падают на землю. Где упадут семена, там и прорастут цветы. И наши луга станут еще краше (рассказ воспитателя с показом иллюстраций).
Воспитатель: Ребята! Где дом у муравья? (в муравейнике), У пчелы? (улей). - А где дом у бабочки? Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая травинка, каждая удобная веточка и каждый цветок.
Физкультурная минутка: «Бабочка спала и вдруг проснулась»
Шевельнулась, потянулась
Крылышками тут взмахнула
И сейчас же упорхнула.
Над цветком летает, пляшет.
Полетела, полетела
На цветочек снова села.
(дети выполняют движения, соответствующие тексту физкультурной минутки – 2раза)
В: Ребята, Весна прислала много картинок бабочек. Посмотрите, какие бабочки разные. Вот белая бабочка, а эта черного цвета, как ночь. Вот эта коричневая – павлиний глаз. Большие глазки её крыльев похожи на глазки перьев павлина. Вот ярко – бирюзовая африканская бабочка с огромными крыльями затейливой формы. А эта пестрая с узорами из Индии.
В: Все они разные, но узоры на крылышках справа и слева у всех бабочек одинаковые (обратить внимание детей на симметричность узора на крыльях бабочек).
Дидактическая игра «Подбери бабочке одинаковые крылышки».
«Подул сильный ветер на сказочной лужайке и бабочки растеряли свои крылышки. Каждой бабочке подберите свои крылышки – одинаковые (дети подбирают одинаковые по рисунку крылышки бабочкам).
Какие красивые бабочки у вас получились! Какие нарядные!
Воспитатель: Дети! Но крылышки у всех бабочек прозрачные и сверху покрыты крошечными цветными чешуйками. Если бабочку неосторожно взять в руки, то чешуйки можно повредить и бабочка не сможет больше летать. Это будет для нее настоящее горе. Бабочки – очень нежные насекомые. Относиться к ним нужно бережно. Ловить их нельзя, можно только наблюдать за их полетом и любоваться их красотой! Ведь они приносят пользу природе, а природа – друг человека.
В: Дети! Давайте нарисуем бабочек? (Да).
В ходе выполнения детьми задания поощряю детей, восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело бабочки.
Пока работы подсыхают, предлагаю детям самим превратиться снова в веселых бабочек и немножко поиграть в пальчиковую гимнастику «Бабочка».
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Дети машут кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
В:Дети! Пока мы отдыхали и играли, наши разрисованные бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть.
В: Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам – ромашкам и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь, куда мы хотим (по желанию дети вырезают по контуру ножницами бабочек и приклеиваю на свою ромашку). Ну вот, ребята - вы молодцы! Вы – настоящие волшебники! Ваши бабочки совсем готовы! Можно украсить нашу лужайку.
4 этап – подведение итогов.
«Совместная выставка работ родителей и детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта "Как бабочка стала красавицей"
Проект с детьми средней группы по познавательному развитию....
Проект "Разноцветные бабочки"
Вид проекта: познавательно – творческий Время реализации проекта: краткосрочный , 2 недели (15.05.2017 – 26.05.2017 г) Цель : через познавательный интерес и эмоцион...
Проект: «Удивительные бабочки»
Формирование элементарных представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....
проект " превращение бабочки"
проект...
Проект "Мир бабочек"
Экологический проект...
Проект "Мир бабочек"
Проект "Мир бабочек"...
Познавательно-творческий проект «Разноцветные бабочки»
формирование представлений о бабочках у детей дошкольного возраста....