Деревенская изба (беседа)
методическая разработка по окружающему миру

Лапина Наталья Владимировна

В беседе педагог знакомит ребят с устройством избы, какие предметы окружали русских людей в старину, знакомит с традициями и обычаями наших предков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevenskaya_izba.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Деревенская изба

(беседа для дошкольников)

        

                                                                                   Воспитатель: Лапина

Наталья Владимировна

                                                                         

2024 год

Деревенская изба

(беседа)

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рады видеть вас у себя в гостях! Сегодня я приглашаю вас в крестьянскую избу, увидеть, как она мудро устроена, какие предметы окружали русских людей в старину, узнать о традициях и обычаях наших предков.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

Воспитатель: А из чего люди раньше могли построить себе дом?

(из дерева).

В деревянном доме летом прохладно, а зимой тепло и дышится легко. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.

Воспитатель: Этот дом назывался ИЗБОЙ.

Избы обязательно строились у реки, недалеко от леса; как вы думаете, почему?

Ответы детей: В лесу собирали грибы и ягоды, охотились, в реке ловили рыбу.

Воспитатель: В избу входили кланяясь, как вы думаете, почему?

- Дверь была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло в щели. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно набить.

И сегодня нас пригласила в гости в свою избу бабушка Варвара.

Бабушка Варвара выходит, здоровается с детьми.

- Посмотрите ребята, вот мы с вами оказались в светлице! Как здесь хорошо и уютно.

- Посмотрите сколько много здесь незнакомых нам вещей.

- Как вы думаете, что в избе было самым главным? (обратить внимание детей на печку) (ответы детей)

Воспитатель:

- Правильно, печь!

Стоит девица в избе,

Коса на дворе – это печь.

- А зачем нужна была печь в доме? (ответы детей)

Воспитатель:

• Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу) ;

• В ней пекли пироги, готовили еду, грели воду; на ней спали старики и дети;

• Печь-это сердце дома. Она объединяла всю семью; долгими зимними вечерами возле неё собиралась вся семья, кто-то рассказывал сказки или истории; пели протяжные крестьянские песни. Женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь мастерили, плели лапти, валяли валенки; дети играли. Печь нужна была в любом возрасте.

- В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!».

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Воспитатель:

Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек который умел класть печь- печник- пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Бабушка Варвара: Это все правда! Я как встану поутру, так первым делом печку растапливаю. Печка — деревенская кормилица. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»

«Печь нам мать родная»

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него ... . (утюг)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (угли)

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Воспитатель: Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.

(показ половицы)

Бабушка: А еще ребятишки я очень люблю принимать гостей и угощать их чаем.

Воспитатель:

- Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.

Ребята, я сейчас вам прочитаю пословицы и поговорки о самоваре.

За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

Чай пить – приятно жить.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Если чай не пьешь – где силы берешь.

-Для ложек и чашек - такой великан!

Он чаем отменным наполнит стакан.

Рад время от времени выпустить пар.

Любимец избушки резной самовар.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя

Вот так хорошо раньше жили люди, все они умели, все знали. Такие у них красивые дома были.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В деревенской избе в светлой горенке..."

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа....

Конспект открытого занятия в старшей группе детей с ОНР для воспитателей по теме «В деревенской избе, в светлой горенке».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей интерес к русскому быту,фольклору, обычаям, традициям.Воспитывать бережное отношение ко всему русскому,/вещам, традициям, быту, культуре народа/. Воспитыват...

"В деревенской избе, в светлой горнице".

Здравствуйте, гости дорогие! Гости в дом пришли, радость хозяйке принесли.Проходите, да присаживайтесь.              ...

В деревенской избе, в светлой горенке"

Знакомство детей с обычаями гостеприимства на Кубани, даётся сведения о жизни казаков. Знакомство с народным фольклором Кубани....

Посиделки в деревенской избе

Сценарий фольклорного мероприятия для старшей и подготовительной к школе групп....

Игровая модель «Деревенская изба».

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Важным фактором является создание предметно-развивающей среды с опорой на краеведческий материал, чтобы донести до детей...

Игровой комплект к модели «Деревенская изба»: «Жили - были поживали - 1»

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Важным фактором является создание предметно-развивающей среды с опорой на краеведческий материал, чтобы донести до детей...