Технологическая карта "История создания автомобиля"
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕХНОЛОГИИ « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ г. Иркутска детского сада № 97
Токаревой Татьяны Васильевны
Тема: «История создания автомобиля»
Возрастная группа: подготовительная
Культурная практика: Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир).
Культурно – смысловой контекст: Наполнение панно «История развития моего города» иллюстрированным материалом по исторической тематике для анализа, сравнения и выстраивания временных рядов
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Форма организации: подгрупповая
Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения.
Задачи:
Образовательные задачи:
Рассмотреть предпосылки возникновения автомобиля, его изменения за время существования;
Развивающие задачи:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера. Развивать активную речь детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения творческой задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Предметно -пространственная развивающая средства: демонстрационный материал, наборы иллюстраций по истории транспорта. Компьютерная презентация, звуковые эффекты, загадки о транспорте, мультимедийный проектор, презентация, коробка с машиной, таблица пятиэкранка «системный оператор» (ТРИЗ, методическое пособие «Река времени»).
Ход деятельности:
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события | Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и улыбнемся. - У вас хорошее настроение? Вы готовы к новым открытиям и исследованиям? Ответы детей - Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что лежит в этой коробке. Я загадаю вам об этом загадку. А ленточкой она завязана, потому что отгадка у моей загадки быстрая, шустрая, умчится быстрее ветра, и не догонишь её. Послушайте загадку: Чтоб тебя я повёз, Мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, На копытца дай резину. И тогда, поднявши пыль, Побежит (автомобиль). | Педагог приветствует детей. Ведет диалог с детьми Воспитатель показывает детям коробку, крепко перевязанную ленточкой. Дети с воспитателем стоят у мольберта. Загадывает загадку | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются Отвечают на вопросы педагога Отгадывают загадку | Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность |
II. Постановка целей исследования | - Верно, это машина – верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей. Какие марки автомобилей вы знаете? Ответы детей -Плохо было бы человеку без машин. Для чего нужна машина? (ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать и др.) А в далёком прошлом не было автомобилей, человек не знал что это такое. Как же появился автомобиль? (Предположения детей.) Сегодня мы с вами будем учёными исследователями и узнаем, как появился автомобиль. | Педагог создает проблемную ситуацию | Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ. | Обогащение словаря по теме «Транспорт» Проявление готовности к совместной деятельности; Проявление интереса к предстоящей деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала | Работа с пятиэкранкой -А поможет нам в этом вот этот лифт (показывает пятиэкранку) . -Но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь – ещё и в стороны. Давайте покатаем на этом лифте автомобиль (помещает в середину изображение автомобиля) ; если поехать вниз, узнаешь части, из которых состоишь; если вверх – места, где можешь быть; если назад – узнаешь прошлое, вперед – будущее. Сначала поедем вверх. Где чаще всего мы можем встретить автомобиль? (на улице, на дороге) (вывешивает картинку с изображением улицы города) - Какие правила должен знать пешеход? (Ответы детей) - А теперь пора двигаться вниз по волшебному лифту. Из каких частей состоит автомобиль? (Ответы детей) Игра «Назови часть целого» Путешествие в прошлое - Наш волшебный лифт поехал влево, это значит, что пора отправиться в прошлое автомобиля. -Как в прошлом передвигался человек? (Пешком, верхом на лошади) -Ребята, закройте глаза, сейчас мы перенесемся из настоящего в прошлое, когда человек ещё не придумал автомобиль. (Звук машины времени) Рассказ воспитателя о предпосылках создания автомобиля и об изобретении первых автомобилей. Слайд 1, 2, 3. Мы оказались с вами в глубокой древности. Скажите, вы знаете, как жил первобытный человек? (Ответы детей) Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги. Человеку приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно было ему соревноваться с животными в беге. Слайд 4. Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом. Слайд 5. Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей. Слайд 6. Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах. Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес. Сможет ли машина двигаться без колёс? Физкультминутка с обручем. Обруч имеет такую же форму как колесо, может катиться. Предлагаю вам посоревноваться. Вы должны пробежать до кубика и вернуться, катая обруч. - Молодцы ребята, продолжим наше путешествие. Слайд 7, 8. Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей. Слайд 9. Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей. Слайд10. Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля. Слайд11. Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки». Что же приводит в движение автомобиль? (двигатель, мотор) Первый автомобиль с паровым двигателем. Котёл с водой поставили на повозку, пар приводил в движение автомобиль. Слайд 12. Первый автомобиль с бензиновым двигателем Слайд 13, 14. Генри Форд - первый человек, создавший доступный для всех жителей планеты автомобиль( 1908 г) . Слайд 15, 16. -Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками. Началось время автомобилей. Игра «Найти сходства и отличия» Воспитатель показывает две картинки с лошадью, запряжённой в тележку, и автомобиль. Что общего? В чем отличие? - Ребята понравилось вам путешествие в прошлое? Пора возвращаться в наше время. Закройте глаза, мы возвращаемся. Звук машины времени. Слайд17, 18. -Ребята, мы с вами вернулись в наше время. - В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные. В современных машинах есть навигаторы, (спросить детей, что ещё есть в современных машинах) подушки безопасности, кондиционеры и многое другое. Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо? Игра «Хорошо-плохо» Ребята, а сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль – это хорошо, почему? (Хорошо: автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нём тепло, уютно.) Автомобиль – это плохо. Почему? (Плохо: автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.) Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше. Путешествие в будущее -Наш лифт поехал вправо, нам пора поговорить о будущем автомобиля. Ребята, каким вы представляете автомобиль будущего? Давайте пофантазируем. (Ответы детей. Воспитатель размещает фото автомобиля будущего.) Слайды 19-26. Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры работают над машинами будущего. Они разрабатывают автомобили, работающие на солнечных батареях, от электричества и не загрязняют воздух; автомобили амфибии, которые могут ездить по дорогам и плавать по воде, во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер; летающие автомобили уже стали не из мира фантастики, их тоже разрабатывают и представляют на выставках, они проходят первые испытания. Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он - друг и помощник человека. Игра «Пазлы» Составить из частей автомобиль будущего. | Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает | Слушают; узнают разновидности автомобилей и выстраивают последовательность | Обогащение знаниевого опыта; Проявление интереса к истории создания автомобиля
|
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» | Игра «Река времени» -Вы очень много узнали об истории создания автомобиля, предлагаю вам заключительную игру «Река времени». -Возьмите по одной картинке и расположите на макете «Реки времени» что было сначала, что потом. (Дети выполняют задание.) Вот так человек на протяжении всего времени пришёл к созданию автомобиля, и сейчас продолжает делать его всё лучше. | Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения средств связи на «реке времени»; практикуются в осуществлении выбора | Умение подбирать автомобили и транспорт на карточках, соответствующие «реке времени»; Умение делать логические выводы; Умение следовать правилам |
V.Вывешивание таблицы на стене группового помещения | - Ребята понравилось вам путешествие? - Что нового интересного вы узнали? - Как появился автомобиль? - Что же люди изобрели, чтобы исполнить свою сказочную мечту о чудо-машинах? (сначала колесо, потом двигатель, его поставили на повозку, и появился автомобиль). -Ребята, я предлагаю дома подумать и нарисовать свой автомобиль будущего и рассказать нам о нём в следующий раз. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «реку времени». | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
VI. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности | - У меня еще есть картинки, с которыми вы можете поиграть в группе со своими ребятами. | Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы | Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. | Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История создания автомобиля.
В статье кратко рассказана история создания автомобиля от 1768 года по наши дни....
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии «Путешествие по «реке времени»: «История создания автомобиля» в соответствии ФГОС ДО
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «Реке времени»...
"История создания автомобиля"
Конструкт для детей 6-7 лет...
Технологическая карта занатия «Путешествие по «реке времени»: «История создания автомобиля»
Технологическая карта занятия "Путешествие по "реке времени":"История создания автомобиля"...
"История создания автомобиля"
Презентация к НОД по технологии "Путешествие по реке времени"...
История создания автомобиля с использованием ИКТ
Конспект занятия для старшего возраста...
Проект "История создания автомобиля"
Проект...