Наблюдение за погодой на метеостанции детского сада
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Хабирова Анна Алексеевна

Наблюденте за погодой на метеостанции детского сада, совместная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_habirova_a.a.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

совместной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

раздел: ознакомление с миром природы

тема: «Наблюдение за погодой на метеостанции»

возрастная группа: подготовительная к школе группа

Составил: воспитатель

Хабирова Анна Алексеевна

Педагогический стаж – 7 лет

Квалификационная категория – высшая

г.Туймазы,2024

Цель: Формирование у детей экологических знаний.

Задачи.

Образовательные:  

  1. Расширять, конкретизировать и систематизировать знания детей о природных явлениях посредством метеоплощадки.
  2. Развивать умение прогнозировать погоду, учить самостоятельно делать выводы по итогам наблюдения, опыта.
  3. Способствовать формированию экологической и эстетической культуры детей.

Развивающие:

  1. Развивать способность к исследовательской деятельности, внимание, мышление.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.

Средства реализации: оборудование метеостанции детского сада( «ловец облаков», флюгер, метеобудка), термометр, компас, игровизоры, конверт с письмом, наборы цв.карандашей, листы белого картона.

Место проведения: метеостанция детского сада

Ход

Дети подходят к метеостанции, встают в круг, приветствуя друг друга:

- Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также всем улыбчивым лицам…

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро» скажем все вместе

«Доброе утро» - маме и папе,

Доброе утро останется с нами.

На столе конверт

Воспитатель: хотите узнать, что тут написано?

Тогда слушайте внимательно: (читаю текст письма)

«Здравствуйте, ребята! Вчера мой папа подарил мне воздушного змея на день рождения! Я хотел сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но папа сказал что, для этого погода должна быть без осадков и ветреной. Я решил попробовать запустить его сегодня, но прогноз погоды пропустил. Ребята помогите мне, пожалуйста, напишите, подходит ли погода для игры с воздушным змеем или нет. Буду с нетерпением ждать от вас ответа.  Подпись: Дим Димыч».

Воспитатель: ну что, ребята, поможем нашему другу определиться с погодой?

Отлично! Для начала давайте вспомним – как называется профессия людей, которые определяют погоду?

Дети: метеорологи

Воспитатель: давайте проговорим слово: «Метеоролог».

 Воспитатель: метеорологи стараются узнать особенности погоды: есть ли ветер, в какую сторону он дует, какова температура, есть ли облачность. И в этом метеорологам помогают специальные приборы. По всей нашей стране работают метеостанции. Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой, делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, которые мы видим и слышим с экрана телевизора.

Наблюдения называют замерами, метеорологи заносят их в дневник. Мы с вами тоже ведём такой дневник.

Воспитатель: А где работают метеорологи?

Дети: на метеостанции

Воспитатель: а для чего нужна метеостанция? (для того, чтобы наблюдать за погодой)

Воспитатель: дети, скажите, а кому нужно знать заранее какая будет погода?

- летчикам – если сильный ветер, облачность, то полет отменяется;

- морякам – при приближении шторма корабли не выходят в море;

- работникам сельского хозяйства – знать можно ли сеять или сажать семена в землю, потому что если будет очень холодно семена не прорастут и погибнут;

- водителям – если ожидается порывистый, ураганный ветер, то водители не выходят в рейс;

- путешественникам, геологам – при неблагоприятной погоде, проливном дожде, ураганном ветре, люди не совершают туристические походы.

Молодцы!

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что с самых древних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Они наблюдали за поведением животных, насекомых и растениями.

Давайте и мы с вами вспомним приметы, по которым можно определить погоду.

  1. Паучок сеть плетет – значит на улице солнце печет.
  2. Ласточки летают низко – дождь близко.
  3. Прыгает лягушка по земле – значит будет дождик на дворе.
  4. Цветы закрываются – к дождю.
  5. Муравьи засуетились, прячутся в дома -  значит сегодня нельзя гулять без зонта.
  6. Дым стелется по земле – будет тепло на дворе.
  7. Ясное небо зимой – к морозу.
  8. Елки опустили ветки – к дождю.

Молодцы. Все приметы вы назвали правильно.

Воспитатель: дети, прежде чем мы с вами начнем говорить, какая сегодня погода, отгадайте загадки, о погодных явлениях, которые мы можем с вами наблюдать. Готовы?

  1. Он на лужах, посмотри, выдувает пузыри, хочет чтобы я и ты не забыли про зонты. (дождь)
  2. Пушистая вата, плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. ( Облако)
  3. По полю рыщет, поет, да свищет. Деревья ломает, к земле приклоняет. (Ветер)
  4. Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце и зовут тебя все (солнце).

Все правильно отгадали. Молодцы!

Воспитатель: Ну а теперь давайте представим, что мы с вами метеорологи. Согласны?

Давайте вспомним, какая погода должна быть, чтобы запустить воздушного змея?

Дети: ветреной и без осадков

Скажите, а мы можем определить пасмурная или ясная погода сейчас? Какой прибор нам в этом поможет?

Дети: ловец облаков

Если облачно, подойдем к нашему ловцу облаков. Давайте определим на какой рисунок больше похожи облака сегодня? (кучевые, слоистые, перистые, дождевые)

Воспитатель: а мы можем определить температуру воздуха? Для этого нам надо посмотреть на термометр. Для термометра сделана специальная будка, которая скрывает термометр от прямых солнечных лучей. В будке есть прибор, который называется барометр. Он измеряет атмосферное давление. Чем давление выше, тем меньше вероятность дождя. Ноль граница между градусами тепла и мороза. Итак, температура воздуха составляет --- градусов? Холодно или тепло? Давайте на наших термометрах установим температуру воздуха.

Работа с игровизорами, сидя за столом.

Физкультминутка «Дождик и дети»

Дети: Туча по небу ходила, туча детям говорила:

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой.

(после этих слов дети пытаются перебежать на другую сторону, а дождик их ловит)

Воспитатель: хорошо, отдохнули! А что мы можем сказать об осадках сегодня?

Дети: сегодня осадков нет, дождя нет

Воспитатель: итак ребята. А как же нам узнать ветрено на улице или нет? Дети: посмотреть на деревья, если ветки колышется и дерево гнется, значит на улице есть ветер.

Воспитатель: правильно ребята. Ветер – это движение воздуха. Ветер может быть сильным и слабым. А еще можно определить по прибору, который находятся на метеостанции. Это флюгер.

Понаблюдайте за ними и скажите, какой сейчас ветер сильный или слабый? (ответы)

Воспитатель: а направление ветра нам поможет определить компас. С этим прибором вы хорошо знакомы. Он тоже находится в метеобудке.

Работа с компасом. Определяем направление ветра.( работа проводится на отдельном маленьком столике)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, влияет ли ветер на жизнь человека, животных и растений? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Ветер переносит семена растений, птицы используют силу ветра при дальних перелетах, человек использует ветер для получения электроэнергии, для занятий некоторыми видами спорта. Молодцы!

Воспитатель: итак, подведем итог, подходит ли погода сегодня для того, чтобы запустить воздушного змея? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам написать необычное письмо, а нарисованное. Мы с вами обозначим погоду с помощью специальных знаков, как в календаре погоды.

(уточняю как обозначить облачность, температуру и т.д)

Работа детей за столом, рисуют условными обозначениями прогноз погоды. Складываем в конверт.

Воспитатель: вы сегодня отлично составили прогноз погоды. Скажите, что мы можем ответить Дим Димычу? Сможет ли он сегодня запустить воздушного змея?

Ответы детей: сможет(погода ветреная, без осадков), или не сможет (ветра нет.

А еще для вас есть сюрприз. Посмотрите, что это такое? (достаю воздушного змея). Давайте мы продолжим с вами прогулку, и попробуем запустить воздушного змея в небо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за изменениями на участке детского сада.

Научить детей наблюдать за изменениями вокруг нас....

Протокол наблюдения за детьми в группе детского сада

Удобный протокол с параметрами  (критериями)  наблюдения....

Сообщение для педсовета «Переносная лаборатория «Наблюдение за погодой», применение в детском саду»

Применеие а адаптация лабороторного оборудования в детском саду.   Знакомство и систематизация имеющихся у детей знаний, относящихся к понятию «погода»...

Наблюдение за погодой на метеостанции на территории детского сада.

У дошкольников недостаточно сформированы знания о погоде о явлениях природы, недостаточно наглядных условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных прибо...

Картотека наблюдений на метеостанции детского сада

Информация будет полезна тем воспитателям детских садов, которые реализуют экологическое направление в своей работе....