" Ребенок и природа"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Статья "Ребенок и природа"

Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировозрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Дошкольный возраст является базой формирования основ мироведения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

Природа — удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир, трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства.  

Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать.

Психологи утверждают, что маленький ребенок очень тесно связан с природой. Поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства-в семье и в детском саду. Поэтому одна из главных моих задач — воспитать в детях любовь к природе, научить их понимать и беречь ее. Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства.

Рассматривая с детьми цветы, траву, листья, я обращаю внимание на их красоту, нежность. Учу любоваться ими.

В общении с живой природой у детей воспитывается любовь к родному краю. Есть еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно.

Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения к природе, к себе. Другим людям как части природы.

Экологические знания — сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней4 об использовании природных богатств.

Формы и методы работы с детьми разнообразны: это и наблюдения, ведение разных календарей, занятия, целевые прогулки, походы и т.д.

Спецификой моей технологии является использование литературных произведений, которые доступны детям, учат быть наблюдательными. С любовью относиться ко всему живому. Рассказы В. Бианки, «героями» которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернаты, их образе жизни, поведении.

Одним из средств полученных знаний о природе являются словесные, дидактические игры и речевые задачи. В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, то есть видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств; участвовать в создании жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Одной из главной моей задачи было формирование взаимодействие человека и природы. С этой целью проводились целевые прогулки и наблюдения, беседы о влиянии загрязнения на жизнь растений и животных. Беседы сопровождались чтением художественной литературой.

Большую роль в работе, по экологическому воспитанию с детьми, отвожу уголкам природы. Воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями не только на занятиях. Но и в процессе повседневной жизни.

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу на нашей планете, за ее здоровье.

Интерес к природе у дошкольников проявляется:

в стремлении познать природу;

в чтении книг о природе;

в деятельности по защите природы;

в изображении природы в картинках, рисунках, аппликации, лепке.

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются:

прогулки и экскурсии на природу;

фенологические наблюдения;

использование элементов исследовательской работы;

изучение загадочных явлений природы;

деятельность по оказанию помощи природе;

чтение книг и просмотр видеофильмов о природе;

проведение бесед о природе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг с ребенком на природе

Сообщение для родителей...

"РЕБЕНОК НА ПРИРОДЕ" консультация дл родителей

консультация для родителей в контексте "Ребенок и природа"...

Досуг с ребенком на природе

Клнсультация для родителей детей старшей и подготовительной групп....

Презентация по экологическому воспитанию "Современный ребенок и природа"

Презентация по экологическому воспитанию "Современный ребенок и природа"...

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...

Конспект ОД для детей подготовительной группы на тему: «Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе» (Основы православной культуры)

Цель занятия - пробудить интерес детей к окружающему миру, как дару Божьему человеку. Занятие вводит детей в православное понимание мира, привлекает внимание детей к разнообразию форм о...

Консультация для родителей "Мы часть природы, научить ребенка любить природу"

Научить ребенка любить природу, сохранить ее чистой для будущего поколения....