Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Хочу все знать!»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Игнатова Ольга Ивановна

          Цель.

Развитие представлений  детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_vse_znat_3.docx120.59 КБ

Предварительный просмотр:

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2001».

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе

«Хочу все знать!»

          Цель.

Развитие представлений  детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.

Задачи.

Обучающие задачи:

1. Учить детей выполнять логические операции в уме.

2. Формировать навык синтеза и анализа.

3. Учить детей рассуждать, делать умозаключение.

4. Учить детей решать занимательные задачи.

Развивающие задачи:

1. Развивать память, внимание, логическое мышление и интерес к играм логического содержания.

                           

Эксперимент «Надувающийся шар».

https://mirdoshkolyat.ru/wp-content/uploads/2019/08/31-08-13-300x225.jpg

                                                Материал:

  • воздушный шарик
  • пластиковая бутылка
  • сода – 2 ч. л.
  • уксус – 3-4 ст. л.

Описание опыта:

Насыпаем в шарик соду. С помощью воронки в пластиковую бутылку аккуратно наливаем уксус. Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.

Объяснение опыта:

При смешивании соды и уксуса выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке, выходит из неё и попадает в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.

Профессор: А что будет, если шарик проколоть иголкой? Шарик лопнул – не беда, новенький надую я.

Эксперимент «Прочный шарик».

https://mirdoshkolyat.ru/wp-content/uploads/2019/08/31-08-13-2-300x225.jpg

Материал:

  • воздушный шарик – 2 шт.
  • вязальная спица
  • скотч
  • иголка

Описание опыта:

Вариант 1

На шарик наклеивается кусочек скотча. В месте наклеивания скотча, ребенок прокалывает шар иголкой.

 А сейчас я проколю этот шарик вязальной спицей, и он останется абсолютно целым.

Вариант 2

Надуваем шарик несильно и завязываем его. Аккуратно и медленно прокалываем спицей дно шарика в самом темном месте. Так же аккуратно можно проколоть шарик возле завязанного горлышка.

Объяснение опыта:

Шарик не лопается, потому что мы прокалываем его в местах наименьшего натяжения. Когда спица проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому шарик не сдувается.

 Надеюсь, что после следующего эксперимента вы полюбите овсяную кашу и будете есть её с удовольствием!

Эксперимент «Живая каша».

Материал:

  • тарелка с геркулесовыми хлопьями
  • воздушный шарик

Описание опыта:

Потрите воздушный шарик о голову, произнося волшебные слова. Поднесите шарик к тарелке с геркулесовыми хлопьями. Хлопья полетели к шарику.

Объяснение опыта:

Оказывается, атомы, из которых состоит всё-всё-всё на свете, могут иметь как положительный, так и отрицательный заряд. Так вот, частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разным зарядом притягиваются. Если потереть шарик о волосы, он станет отрицательно заряженным. Теперь, если его поднести к хлопьям, положительно заряженная частичка начинает тянуться к нему, и хлопья взлетают вверх, а затем падают обратно.

 А у меня вот ещё какие шарики есть! Новые, игручие, круглые, колючие! (Раздает детям массажеры «Су-Джок». Проводится самомассаж, дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Шарик в руки мы возьмем,
Покатаем и потрём,
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Шарик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Шарик нам ладошки колет,
Руки к опытам готовит.

 На этом предлагаю опыты с шарами закончить и немного потанцевать.

Физминутка

Дети выполняют движения по показу под песню «Изобретатели»

Ребята, присаживайтесь на свои места. А с чем же мы будем экспериментировать дальше, вы узнаете, отгадав загадку.

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать? 
(Вода)

Эксперимент «Стакан-непроливайка».

Материал:

  • марля 15×15 см
  • стакан
  • резинка
  • вода
  • картон

Описание опыта:

Накройте стакан марлей. Закрепите марлю на месте резинкой, чтобы края марли крепко прижимались к стакану. Налейте через марлю полный стакан воды. Одной рукой возьмите стакан вместе с марлей, а другой рукой накрой его сверху картоном. Переверните стакан вверх дном над миской. Скажите волшебные слова, а потом медленно уберите руку, закрывающую стакан. Вода не выливается! (Этот эксперимент проще выполнить если стакан полон воды до краев).

Объяснение опыта:

Вода обладает таким свойством, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить. И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!

Эксперимент «Водолазный колокол».

Материал:

  • прозрачный контейнер с водой
  • стеклянная банка
  • листок бумаги

Описание опыта:

Листок бумаги убираем в банку, чтобы он упирался в её стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутой банке на дно контейнера с водой. Бумага остается сухой. После того как вытащите листок — дайте детям удостовериться, что он действительно сухой.

Объяснение опыта:

В банке есть воздух. Когда мы переворачиваем её вверх дном и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.

Эксперимент «Апельсин – утонет или нет?»

Материал:

  • апельсин 2 шт.
  • контейнер с водой

Описание опыта:

Один апельсин положим в контейнер с водой. Что происходит? Апельсин плавает. И даже если очень постараться, утопить его не получится. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул.

Объяснение опыта:

В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

 Ребята, давайте сыграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет. Если он тонет в воде, говорите «буль-буль-буль», если плавает – гребите руками и говорите «плюх-плюх-плюх».

Лава, пепел и огонь-
Все это внутри него.
Он, как каменный чулан,
Называется… 
(Вулкан).

– А вы хотите посмотреть на извержение вулкана?

Эксперимент «Извержение вулкана»

Материалы:

  • пищевая сода 2 ст. л.
  • уксус 2 ст. л.
  • вода 150 мл
  • жидкость для мытья посуды 1 ст. л.
  • гуашь (красная) 1 ч.л.

Описание опыта:

Разместите вулкан на подносе или в другой емкости с бортиками. Налейте в «кратер» вулкана воду, добавьте 1 ст. л. жидкости для мытья посуды, красную гуашь, соду и немного уксуса. Из жерла вулкана с шипением потечет густая пена.

Объяснение опыта:

Уксус – это кислота. Сода – это щелочь. Они вступают в интенсивную реакцию, в результате которой образуется углекислый газ. Так как газы занимают больше места, чем твердые тела и жидкости, смесь начинает пузыриться и вытекать из бутылки, т.е. происходит дегазация, тот же процесс, что при извержении вулканов.

Рефлексивно-оценочный этап

 Мои юные исследователи, пришло время прощаться. Что вас сегодня больше всего удивило? Что вы узнали нового? (Ответы детей).

– Все эти опыты вы легко сможете повторить дома и удивить своих родителей, ведь у каждого из вас на кухне полным-полно нужных компонентов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе Тема занятия: «Профессия повар»

Конспект занятияпо познавательному развитиюв подготовительной логопедической группеТема занятия: «Профессия повар»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Хочу все знать!"

Цель: развивать логическое мышление, посредством дидактических игр и упражнений.Задачи.Обучающие задачи:1. Учить детей выполнять логические операции в уме.2. Формировать навык синтеза и анализа.3...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Необходимо все знать!"

Автор: Жаркова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассЦель: развивать логическое мышление, посредством дидактическ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе Игра-викторина «Хочу все знать»

Конспект  занятия по познавательному развитию в подготовительной группеИгра-викторина «Хочу все знать»Цель: развивать логическое мышление, посредством дидактических игр и упражнений.З...