Конспект занятия по «Экологии»в средней группе «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по «Экологии»в средней группе «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.odt27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Экологии»в средней группе  (4- 5 лет)

  Тема: «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»        

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Вид деятельности детей:  игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная

Цель: Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании. 

Программное содержание: Учить распознавать птиц (воробей, ворона) по способу передвижения, издаваемым звукам. Развивать словарный запас, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое отношение, сочувствие.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке; чтение рассказов;  рассматривание картинок. 

Материалы и оборудование:  иллюстрации с изображением воробья и вороны, разрезные картинки, мячик; рабочие тетради, карандаши

Планируемые результаты: распознают воробья и ворону по способу передвижения, издаваемым звукам

                                           Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

17 мин

1

Беседа

4 мин

2

Дидактическое упражнение

«Разрезные картинки»

3 мин

3

Физкультминутка

«Что птица умеет делать»

4 мин

4

Дидактическая игра

«Воробей и ворона»

3 мин

5

Работа в тетради

3 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 20  минут

                                             

                                               Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент

Доброе утро глазки, вы проснулись? хлопаем глазками

Доброе утро ушки, вы проснулись? потираем ушки

Доброе утро ножки, вы проснулись? топаем ногами

Доброе утро ручки, вы проснулись? сжимаем-разжимаем руки

Воспитатель: - А вы рады, что пришли в детский сад?

-Да!

Воспитатель: - Давайте покажем, как мы рады, обнимем своего соседа, улыбнемся ему и скажем друг другу «Доброе утро».

II. Основная часть

1. Беседа

Воспитатель: Ребята, скажите какое время года на улице?

Дети: Зима.

Воспитатель: Молодцы, правильно. На улице зима, сегодня я шла на работу и видела много птиц. Там разные птицы: большие и маленькие. Наверное, одни много ели, а другие мало, или это мама и её дети. А как их зовут, я не знаю. Сейчас я загадаю загадки, а вы отгадайте:

- Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома,

А зовут ее ...

Дети: ворона.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц.

Воспитатель: А вот еще загадка!

- Угадайте, что за птица

 Скачет по дорожке.

Словно кошки не боится —

Собирает крошки,

А потом на ветку — прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!»

Дети: Воробей.

Воспитатель: Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи. Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами?

Дети: Потому что они всегда летают стайкой.

Воспитатель: Вот я покажу вам картинки с этими птицами. Может, вы их знаете? (Выставляются картинки с птицами). Расскажите, что вы знаете про этих птиц.

Воспитатель: Какого размера птицы?

Дети: воробей – маленький, а ворона – большая.

Воспитатель: Что  можно сказать об окраске перьев?

Дети: Воробьи коричневые с серым, а перья у вороны черные.

Воспитатель: Вспомните мы с вами наблюдали: как ведут себя птицы во время еды?

Дети: Воробьи прыгают, перелетают с места на место. Вороны берут пищу клювом и отлетают в сторону.

Воспитатель: Молодцы! Обо всех различиях рассказали. Дети, вы запомнили, чем отличаются ворона и воробей друг от друга? А сейчас вы расскажете, чем птицы похожи. Что общего у них?

Дети: Есть туловище, голова, по две лапки, по два крыла, хвост, клюв, тело покрыто перьями. Живут рядом с человеком. Это зимующие птицы.

Воспитатель: Что мы слышим, когда птицы собираются у кормушки?

 Дети: Щебечут, громко кричат.

Воспитатель: Почему?

Дети: «Просят» у нас крошек, зовут к кормушке своих «друзей».

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, как важно шагают вороны. Как они каркают. Как прыгают воробьи? Как чирикают?

2. Дидактическое упражнение «Разрезные картинки».

Дети приглашаются за столы, на котором лежат разрезные предметные картинки. Посмотрите на картинки на доске. Вы, узнали птиц, а теперь соберите птицу из частей. Детям предлагается сложить картинку из частей (Птицу из 3-5 частей) (работа за столами). Воспитатель оценивает работу детей, предлагает назвать птиц.

3. Физкультминутка «Что птица умеет делать?»

Летают по всей площадке, как воробьи, напряженно и часто перебирая кистями рук.

Приседают, оглядываясь по сторонам, — высиживают птенцов.

Делают повороты туловищем — чистят перышки.

Ложатся на пол — укладываются в гнездышко спать.

Делают наклоны вниз — клюют зернышки, пьют воду, ловят клювом-мошек.

Прыгают — взлетают вверх.

Стая воробьев. Дети-воробьи сбиваются в стайку, рассаживаются на ветках большого куста и громко чирикают, радуясь солнышку и теплу. Пьют из лужицы водичку. Любуются собой, отряхивают воду с крылышек. Пугаются кошки. Разлетаются. Руки у детей напряжены, опушены, быстро перебирают только кистями. Затем воробьи прогоняют кошку.

4. Дидактическая игра «Воробей и ворона»

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы запомнили отличия воробья от вороны (берёт мячик). Я буду бросать вам мячик, и задавать вопросы, а вы должны ответить на них:

- Воробей маленький, а ворона….. большая.

- Воробей имеет серо-коричневую окраску, а ворона…..черную.

- Воробьи держатся стайкой, а ворона…. одна.

- У воробья клюв маленький, короткий, а у вороны… он большой, длинный.

- Воробей чирикает, а ворона…. каркает.

- Воробьям нравятся крошки хлеба, а ворона ест…. зерна кукурузы.

Воспитатель: Ребята, а вороны и воробьи улетают в тёплые края?

Дети: Нет, они остаются зимовать.

Воспитатель: Правильно. Ворона и воробей, зимующие птицы. Чем покрывается туловище птиц под перьями на зиму?

Дети: Пухом.

Воспитатель: К ночи летят птицы в парк или ближайший лес и ночуют на ветках деревьев. Как птицы спасаются от мороза?

Дети: Сидят, нахохлившись, прячут клюв, лапки, распушают пёрышки.

Воспитатель: Птицам зимой голодно. Как мы с вами можем помочь им?

Дети: Смастерить кормушки, накормить.

Воспитатель: Какой корм можно заготовить для птиц?

Дети: Семечки, зерно, крошки, корочки хлеба, пшено.

5. Работа в тетради

-Ребята, а по размеру какая ворона и какой воробей?

- Давайте зачеркнем неверный ответ.

- А следы у вороны (воробья) какие? (большие или маленькие)

- А ворона (воробей) улетает на юг или остаются зимовать?

(дети зачеркивают неверный ответ)

III. Заключительная часть

Воспитатель: - А сейчас давайте вспомним, о каких птицах мы беседовали на занятии?

Дети: О вороне и воробье.

Воспитатель: Сегодня мы пойдем с вами на прогулку и покормим птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии в средней группе: "Рассматривание кролика"

Познакомить детей с характерными признаками внешнего вида кролика. формировать представление о его повадках....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему: "Сравнение предметов по величине, ширине"

Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.Задачи: Продолжать учить сравнивать по...

Конспект занятия по развитию речи средняя группа "Рассматривание и рассказывание по картине "Ежи"

Конспект занятия по развитию речи средняя группа "Рассматривание и рассказывание по картине "Ежи"...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по теме: Сравнение предметов по высоте

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по теме:Сравнение предметов по высоте Выполнила:                            ...

Конспект занятия по развитию в средней группе "Рассматривание картины "Зимующие птицы"

Интегрированное занятие по развитию речи. Методы и приёмы: Рассматривание картины, составление рассказа, физминутка, коллективная аппликация....

Конспект занятия по развитию в средней группе "Рассматривание картины "Кролик с крольчатами"

Методы и приёмы: Рассматривание картины, сюжетно-ролевая игра "На птичьем дворе", лепка....

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе на тему: "Сравнение предметов по цвету, форму, величине"

Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету. Устанавливать закономерность....