Педагогический проект «Почему птицы улетают на юг» Подготовительная группа компенсирующей направленности
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №126 Выборгского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«Почему птицы улетают на юг»
Подготовительная группа компенсирующей направленности
Выполнили: воспитатели Лисеенко З.П.
Щеголева О.Г.
Учитель-логопед: Андрюнина Е.А.
Санкт-Петербург
2024 год
Актуальность:
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру.
Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, на примере – птиц, есть забота, о человеке, его будущем.
Причина, по которой птицы улетают на юг, не является наглядной, скрыта от непосредственного восприятия. Поэтому необходимо организовать действия ребенка таким образом, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта.
Цель: Познакомить и систематизировать знания детей о перелетных птицах
Задачи:
- Знакомство с перелетными птицами через разные виды детской деятельности;
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам;
- Развивать у детей любознательность в процессе знакомства с интересными факторами из жизни перелетных птиц;
- Привлечь родителей к образовательной деятельности в детском саду посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, интернете, энциклопедиях, в оказании помощи в изготовлении продукта проекта.
Коррекционные задачи:
- Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Почему птицы улетают на юг»
- Совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать существительные множественного числа, качественные прилагательные, притяжательные прилагательные, согласовывать существительные в роде, числе, закреплять формы творительного падежа существительных
- Учить отгадывать загадки по теме
- Формировать интерес к развивающим стихотворным упражнениям
- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление
- Развивать связную речь
- Развивать фонематическое восприятие и речевой слух
- Закреплять навыки звукового анализа слов, умение дифференцировать звуки в речи
- Развивать общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движением
- Развивать зрительное внимание и восприятие
- Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе.
Участники:
Дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Тип проекта:
Практико-ориентированный, краткосрочный с 18 по 22 марта 2024 года
Предполагаемый результат:
На уровне детей:
- Расширение знаний детей о перелетных птицах
- Развивать у детей поисково-познавательную деятельность
- Воспитывать у детей бережное отношения к природе, проявлять заботу о птицах
На уровне педагогов:
- Повышение педагогического мастерства и личностного уровня развития
На уровне родителей:
- Привлечь родителей к образовательной деятельности в детском саду посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, интернете, в оказании помощи в изготовлении продуктов проекта.
На уровне предметно-развивающей среды:
- Создание предметно-пространственной среды для плодотворной работы по данной теме
- Создание библиотеки произведений о жизни птиц
- Картотека стихов и загадок о птицах
Этапы реализации проекта
Этапы | Цель | Содержание | Формы сотрудничества |
1 этап- подготови-тельный | Проблема | Выбор темы проекта, изучение отношения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта, постановка цели | Выявление проблемы, формирование цели, задач. Анкетирование родителей с целью изучения мнения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта «Почему птицы улетают на юг». |
2 этап- проекти-ровочный | Планирование | Составление плана по реализации проекта. Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, подборка основных методических материалов по данной теме | Подбор методической литературы, иллюстрации. Разработать конспекты бесед с детьми. Сфотографировать детей во время проекта в разных видах деятельности. Подобрать художественную литературу по теме проекта. Деятельность родителей: содействие педагогам в совместных мероприятиях, просмотр презентации о жизни птиц |
3 этап- практи-ческий | Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий | Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов | Презентация «Перелетные птицы Красной книги» Продукт проекта Тематическая книга «Эти птицы улетают на юг» |
4 этап- аналитический | Рефлексия и коррекция | Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы | Беседа «Почему птицы улетают на юг» |
5 этап- заключительный | Презентация проекта | Представление содержания работы, обоснование выводов | Дискуссия |
План мероприятий по реализации проекта
«Почему птицы улетают на юг»
Образовательная область | Содержание деятельности |
Познавательное развитие | Презентация «Перелетные птицы Красной книги» Беседа по теме: «Какие бывают птицы?» Беседа: «Что мы знаем о жизни птиц?» Рассматривание иллюстраций о перелетных птицах Ленинградской области Д/И «Четвертый лишний», «Лото-перелетные и зимующие птицы», «Кому, что подходит», «Сложи и назови птиц», «Найди птицу по силуэту», Исследовательская деятельность «Почему птицы летают, а не падают», Проблемная ситуация «Что было бы, если б не было у нас птиц?» Беседа «Почему мы не можем обойтись без птиц» Конструирование скворечник из строительного материала |
Социально-коммуникативная | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в весенний лес» Труд взрослых – профессия орнитолог |
Речевое развитие | «Составь описательный рассказ про перелетную птицы» Словесно-дидактические игры «Кто больше назовет перелетных и зимующих», «Распутай предложение», «Птицы нашего города», «Собери целое из частей», «Чего не хватает», «Найди различия», «Посмотри-подумай», «Кто чем питается», «Кто, как поет» Чтение рассказов о жизни птиц: В.Бианки «Птичья столовая», «Лесные домишки» Заучивание стихотворения «Скворцы прилетели» А.Барто Выставка книжек-раскладушек с информацией, стихами, загадками, скороговорками о перелетных птицах |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Мы- птички» Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять- будем птичек мы считать» Подвижная игра «Перелет птиц», «Гори, гори ясно», «Гуси- лебеди» |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование по трафаретам, образцам, наклеивание готовых форм, раскрашивание в раскрасках, рисование иллюстраций Рисование «Нарисуй какую хочешь птицу» Вырезание силуэтов птиц Лепка «Птицы на кормушке» Прослушивание голосов птиц: Глинка. «Жаворонок», Алябьев. «Соловей» |
Коррекционная работа | Игры с логопедом «Распутай предложение» , «Кто чем питается», «Кто, как поет» Рассматривание и составление описательного рассказа по моделям птиц |
Работа с родителями | Анкетирование родителей с целью изучения мнения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта «Почему птицы улетают на юг» Информационный материал на тему «Почему птицы улетают на юг» Прогулка родителей с детьми в весенний парк Прогулка выходного дня «Зоологический музей», зоопарк Продукт проекта. Тематическая книга «Эти птицы улетают на юг» |
Литература:
- В.Бианки «Птичья столовая», «Лесные домишки»
- В.Морозов «Рассказы о русском лесе»
- Э.Шим «Лесные сказки»
- М.Пришвин «Птицы под снегом», «Ребята и утята», «Разговор птиц и зверей»
- М.Горький «Воробьишко»
- К.Паустовский «Растрепанный воробей»
- Л.Яхнин «Дятел»
- Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
- Русская народная сказка «Белая уточка»
- В.Гаршин «Лягушка – путешественница»
- Т.Белозеров «Журавкин праздник»
- «Животные – рекордсмены» Твоя первая энциклопедия
- «Животные» детская энциклопедия
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ по внедрению в образовательный процесс педагогических проектов в 2014-2015 уч.году в группе компенсирующей направленности
Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей....
Проект «Эти славные грибочки» в старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Проект «Эти славные грибочки» Краткая аннотация проекта:Проект н...
Проект Тема: «Зимушка – зима» для детей (подготовительная группа компенсирующей направленности)
Проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. ...
Проект по ОБЖ «Зимушка-зима» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
Цель проекта: формирование модели поведения у дошкольников в различных ситуациях и создание условий для мотивации у детей на здоровый образ жизни....
Проект по духовно-нравственному просвещению в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Русская изба»
Проблема: В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работ...
Технологическая карта занятия по ОО "Познавательное развитие. ФЭМП" на тему "Перелетные птицы. Осень" для детей подготовительной группы компенсирующей направленности.
Цель: Развитие представлений о связях и отношениях между рядом стоящими числами: знание предыдущего и последующего чисел для каждого числа натурального ряда в пределах десяти. Формирование умени...
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Зимующие птицы. Дикие животные зимой» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Материалы данного занятия способствуют расширению и активизации словаря и познавательных представлений детей по теме «Дикие животные зимой». Совершенствуют связною речь....