Проект путешествие по родному краю
проект по окружающему миру

Печаева Анна Юрьевна

В каждом крае есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. У представителей каждой национальности, населяющих нашу страну, всегда были люди, которые хорошо знали свою природу, историю, традиции, обычаи и передавали их из поколения в поколение, сохраняя духовную связь.

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, активно приобретает социальный опыт, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданской идентичности.

Таким образом, была определена проблема: дети испытывают дефицит знаний о родном городе, традициях, промыслах, им сложно понять значение слов патриотизм, гражданственность, страна. Необходимо расширять кругозор детей, развивать их интеллектуальный потенциал, используя системный краеведческий подход в обучении и воспитании, реализуя дидактический принцип педагогики: от близкому – к далекому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurskiy_kray.docx81.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №20»

Проект

«Путешествие по родному краю»

Воспитатели:

Гук.Е.А.

Рахматова А.Ю.

Курск - 2022

Тип проектаинформационно-творческий.

По количеству участников: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители воспитанников, педагоги группы, педагог дополнительного образования по ИЗО.

О, Курский край, моя по жизни доля!

Уж сколько лет с тобою по судьбе

И перелеском, и степным раздольем

Иду, слагая строки о тебе. 

Зовут меня к себе твои долины,

В них воздух слаще и душе светлей,

Тебя я славлю, Курский край былинный,

Живи и здравствуй, Курский соловей!

Ю. Сухов

Актуальность темы:

В каждом крае есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. У представителей каждой национальности, населяющих нашу страну, всегда были люди, которые хорошо знали свою природу, историю, традиции, обычаи и передавали их из поколения в поколение, сохраняя духовную связь. 

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий его мир эмоционально, активно приобретает социальный опыт, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданской идентичности.

Таким образом, была определена проблема: дети испытывают дефицит знаний о родном городе, традициях, промыслах, им сложно понять значение слов патриотизм, гражданственность, страна. Необходимо расширять кругозор детей, развивать их интеллектуальный потенциал, используя системный краеведческий подход в обучении и воспитании, реализуя дидактический принцип педагогики: от близкому – к далекому.

Цель: создание педагогических условий для формирования ценностного отношения к истории, природе и культурному наследию родного края как основы патриотического воспитания детей 4-5 лет, отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности.

Задачи:

Задачи для воспитанников:

Образовательные:

  • продолжать формировать представления о родном крае (символика, объекты живой и неживой природы, культурные объекты, достопримечательности, известные земляки);
  • знакомить с литературными произведениями, произведениями живописи известных курских авторов, народными промыслами Курского края;
  • учить осознанно понимать литературные, музыкальные произведения, произведения живописи;
  • мотивировать детей на совместный поиск информации;
  • поддерживать интерес к народной культуре малой родины (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам);
  • поддерживать эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к истории родного края, памятным местам;
  • развивать у детей художественное восприятие, умение последовательно и внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира, соотносить увиденное с собственным опытом;
  • развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной

со сверстниками и взрослыми деятельности;

  • развивать активность, инициативность, самостоятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию родного края;
  • воспитывать духовно-нравственные качества личности, способной к сохранению и приумножению традиций, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  • воспитывать патриотизм и чувство гордости за свой край в процессе ознакомления с различными видами искусства, литературными произведениями, достижениями спорта, трудовыми победами.
  • Задачи взаимодействия с семьей:
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой, краеведческо-исследовательской деятельности;
  • повысить интерес родителей к изучению истории края;
  • познакомить родителей с доступными для детского восприятия художественными произведениями курских мастеров, литературными произведениями о Курском крае;
  • повышать активность участия родителей в образовательном и воспитательном процессе.

Организационные задачи:

  • создать в группе необходимую для реализации проекта развивающую предметно-пространственную среду, обеспечить материально-технические условия для обогащения представлений детей о малой родине;
  • оформить фотовыставку «Пешком по родному краю»;
  • оформить выставку репродукций курских художников: В.В. Воробьев «Осенний лес», «Осенний пруд», К.А. Трутовский «Хоровод в Курской губернии», А.А. Дейнека «Под Курском. Река Тускарь», «Сухие листья», П.К. Лихин «Портрет Поддубного», Л.И. Руднев «Осень в Марьино», В.В. Носов «Ракиты над рекой Сейм»;
  • оформить методическое портфолио проекта.

Проект реализуется в течение восьми недель:

- темы 1-2 недели – географические особенности (местоположение на карте, особенности климата, особенности почв и т.д.), государственные символы Курской области (флаг, герб), неофициальные символы (Курская антоновка, кожлянская игрушка, курский соловей);

- темы 3-4 недели – историко-культурное наследие, имеющее значение для сохранения и развития самобытности курского народа (праздники, фольклор), достопримечательности родного города (поселка), любимые места для прогулок;

- темы 5-6 недели –животный и растительный мир, курские поэты, писатели, художники – детям;

- темы 7-8 недели – Курские народные промыслы (Кожлянская игрушка, Суджанская керамика, кузнечный промысел, изготовление музыкальных инструментов), знаменитые земляки (герои спорта, представители разных профессий).

Планируемые результаты:

Дети:

  • расширили знания о родном крае, его традициях и обычаях;
  • узнали о знаменитых людях, неофициальных символах Соловьиного края;
  • обогатили свой эмоциональный опыт восприятием различных жанров литературы, живописи, музыкальных произведений;
  • включаются в экспериментальную деятельность с природными материалами (почва, глина);
  • проявляют интерес к творчеству курских писателей и художников, народному фольклору, способны пересказать, описать;
  • у детей имеются представления о многообразии объектов живой природы, животных, населяющих территорию Курского края, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях;
  • имеют первичные представления о народных традициях малой родины, об отдельных видах спорта на примере известных спортсменов Курского края, профессиях;
  • учатся строить рассуждения, анализировать информацию, делать простые выводы;
  • дети стремятся к познанию через изучение энциклопедий, произведений художественной литературы, собственную творческую деятельность, накопленные знания отражают в самостоятельной игровой, продуктивной деятельности;
  • проявляют соответствующую их возможностям и возрасту социальную активность: участвуют в акциях («С каждого по зёрнышку» «Стремись животным помогать – их добротой окружать!», «Будь Земле другом», «Георгиевская ленточка»); выполняют несложные трудовые поручения, изготавливают открытки для поздравления пожилых людей, ветеранов;

Родители:

  • увеличилась активность участия родителей в образовательном и воспитательном процессах;
  • родители активно взаимодействуют с педагогами по вопросам   ознакомления детей с историей, традициями родного края (экскурсии в музей, библиотеку, походы);
  • участвуют в социально значимых проектах («Интересные дела моей семьи», «В названьях курских улиц имена – человек, история, страна»);
  • проявляют интерес к творческим занятиям с ребенком.

Педагоги:

  • в группе создана необходимая для реализации проекта развивающая предметно-пространственная среда (картотека колыбельных песен, картотека дидактических игр по краеведению, коллекция «Народные промыслы Курского края»), оборудован центр краеведения, фотовыставка;
  • «Литературный центр» пополнен произведениями курских авторов (Е.И. Носова, В.М. Малец, О.А. Аленкиной, Е.А. Благининой, Ю.А. Сухова, Ю.Н. Пусова);
  • оформлено методическое портфолио проекта.

Продукты проекта:

  • создание макета из картона «Достопримечательности г. Курска» (цирк, драмтеатр, мемориальный комплекс «Курская дуга» и др.);
  • создание книжек-малышек «Птицы, животные и растения Курского края»;
  • фотовыставка «Пешком по родному краю»;
  • картотека дидактических игр по краеведению;
  • картотека колыбельных песен;
  • коллекция репродукций картин курских художников (А.А. Дейнека, В.В. Воробьев, К.А. Трутовский, П.К. Лихин, Л.И. Руднев, В.В. Носов).

Оценка результативности проекта:

  • проведение интеллектуальной игры для детей «Колесо истории. Путешествие по земле курской»;
  • выставка детской продуктивной деятельности (рисунки, поделки) по теме проекта;
  • повторная беседа с детьми с использованием «модели трех вопросов».

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП: 

Совместная деятельность педагога с детьми:

  • обсудить с детьми тему предстоящего проекта, вызвать интерес к предстоящей теме. Создать сюрпризную ситуацию «Колесо истории».
  • определить проблему: «наш город очень древний, а мы мало знаем о его истории»;
  • выявить представления по теме проекта, которыми обладают дети (беседа с использованием «модели трех вопросов»); 
  • создать «паутинку» проекта.

Взаимодействие с семьей:

  • информировать родителей о предстоящем проекте (объявление в центре для родителей, групповом чате);
  • заинтересовать родителей и мотивировать на участие в проекте (индивидуальные беседы, памятка «В названьях курских улиц имена – человек, история, страна», консультация «Путешествие по карте Курской области. Как заинтересовать ребенка»);
  • обсудить и согласовать с родителями план проведения экскурсий (Курский краеведческий музей, музей Курского соловья, детская библиотека, и встреч (встреча с представителями разных профессий, спортсменами);
  •  обсудить и согласовать с родителями план совместной творческой деятельности (создание фотовыставки «Пешком по родному краю», изготовление макетов из картона: цирк, драматический театр им. А.С.Пушкина, мемориальный комплекс «Курская дуга» (военная техника, Триумфальная арка), создание книжек-малышек о животных, птицах и растениях края).

Подготовка педагогов:

  • определить актуальность темы проекта и сформулировать проблему;
  • определить цель и задачи в соответствии с возрастом и образовательными областями;
  • изучить методическую литературу, литературу по истории края;
  • разработать презентации («Кожлянская игрушка», «Как жили наши предки» (иллюстрации к сказкам), «Курских художники», «Курские поэты и писатели»);
  • подобрать наглядный материал (репродукции картин курских художников В.В. Воробьев «Осенний лес», «Осенний пруд», К.А. Трутовский «Хоровод в Курской губернии», А.А. Дейнека ««Под Курском. Река Тускарь», «Сухие листья», П.К. Лихин «Портрет Поддубного», Л.И. Руднев «Осень в Марьино», В.В. Носов «Ракиты над рекой Сейм», портреты Е.И. Носова, В.В. Малец, Е.А. Благининой, Ю.Н. Пусова, Ю.А. Сухова);
  • подобрать художественную литературу (стихи В.В. Малец, Ю.А. Сухова, Е.А. Благининой, сказки Ю.Н. Пусова, рассказы Е.И. Носова), иллюстрации или фотографии с изображением исторических мест и памятников г. Курска и области, неофициальных символов (Курская антоновка, Курский соловей, Кожлянская игрушка);
  • подобрать подвижные игры, создать дидактические игры по краеведению («Четвертый лишний», «Почемучка», «Доскажи словечко», «Узнай по контуру», «Что, где? и т.д.), настольно-печатные игры (Лото «Курск», «Знатоки Курского края»), пазлы («Народные промыслы Курского края», «Любимые сказки»);
  • составить план деятельности по реализации задач проекта.
  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Основные тематические модули парциальной образовательной программы для детей от 4 до 7 л «Курские просторы» (под ред. С.С. Журавлевой, Е.Ю. Шемета): «Узнай свой край» (географическое краеведение), «Рассказы о былом» (историческое краеведение), «Читающие куряне» (литературное краеведение), «Музыкальный Курский край» (музыкальное краеведение), «Край творчества и вдохновения» (художественное краеведение), «Юные куряне у олимпийских высот» (спортивное краеведение, вариативный модуль) реализуются  в их интеграции, содержатся в таблице-основного этапа в таблице.

*Представленные в таблице виды деятельности могут быть реализованы полностью, либо частично (с учетом индивидуальных особенностей детей и по выбору педагога)

Формы и форматы

1-2 неделя

3-4 неделя

5-6 неделя

7-8 неделя

Читаем вместе

Педагог-дети

Чтение художественной литературы: Н. Тарубаров «Курский край» https://stihi.ru/2014/03/17/10203, Ю.А. Сухов «Курский край» https://disk.yandex.com.am/d/sCbijVOxwAolOA

Заучивание стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовём?».

Заучивание пословицы «Курск – город древний, страж России верный».

Составление рассказов с использованием мнемотаблиц «Моя семья – дом, в котором радостно живем», «За что я люблю свой поселок?».

Чтение рассказа Ю.А. Бугрова «Три брата» («Антошка» ч.7), В.М. Еськова «Курские улицы».

Разучивание наизусть курских колыбельных песен: «Пошел котик» https://disk.yandex.ru/d/krVBEgl2KAZL1A,

колыбельная Фаины Янко «Ой, люленьки-люли» (отрывок) https://disk.yandex.ru/d/agcY9ojFb1kYbA.

Чтение загадок, пословиц о Курске.

Составление рассказов с использованием схем «Мы ходили в музей».

Чтение литературных произведений: Е.И. Носов «Покормите птиц», https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200206811, «Где просыпается солнце?», В. Тяптин «Разговор с рекой Сейм», О.А. Аленкина «Состарилось лето», Е.А. Благинина «Золотая осень», М.В. Малец «Дождик, не грусти».

https://kvaclub.ru/babyclub/pisateli-klubu/chitaem-vmeste/ 

Чтение курских народных сказок о животных Е.А. Авдеевой (Полевой).

Творческий пересказ с элементами инсценирования сказки «Волк и лисица» Е.А. Авдеевой (Полевой).

Заучивание стихотворения О.Н. Аленкиной «Октябрь». https://stihi.ru/2009/10/05/7820

 Разыгрывание сценок с использование кожлянских игрушек.

Чтение литературных произведений: В.В. Малец «Айболит», «Повара», Ю.А. Сухов «Врач», «Строитель», «Учитель».

Заучивание стихотворения Ю.А. Сухова «Пожарный».

Составление творческого рассказа «Профессии наших родителей».

Самостоятельная деятельность детей

Выполнение творческих заданий по опорным карточкам, составленным воспитателем на закрепление темы.

Выполнение творческих заданий по опорным карточкам, составленным воспитателем на закрепление темы.

Сотворчество родителей и детей по впечатлениям от экскурсии.

Выполнение творческих заданий в «Азбуке юного курянина» по темам: «Е.И. Носов», «Е.А. Благинина», (и др. курские писатели)

Иллюстрирование героев любимых курских сказок

Работа с карточками-раскрасками «Кожлянская игрушка».

Педагог-дети-родители

Составление мнемотаблиц для пересказа.

Повторение курских колыбельных песен

«Пошел котик», колыбельная Фаины Янко «Ой, люленьки-люли» (отрывок).

Совместная экскурсия в библиотеку.

Иллюстрирование любимых произведений.

Создание страниц в технике «коллаж» для альбома «Моя семья: профессии».

Повторение стихотворений, потешек, семейное чтение художественной и познавательной литературы по теме проекта, чтение детям произведений курских писателей о Родине, природе, историческом прошлом и военных событиях (хрестоматия «Антошка» и др.).

Беседуем и рассуждаем вместе

Педагог-дети

НОД «Наш край соловьиный».

НОД «Официальные и неофициальные символы Курского края (Курская антоновка, кожлянская игрушка, курский соловей)».

Беседы: «Леса и поля – богата курская земля», «Мусор родному краю не к лицу…».

Экспериментальная деятельность «Почва». https://www.youtube.com/watch?v=mJUvJNnH4Jo

Просмотр презентации «Что у нас под ногами. Свойства почвы». https://disk.yandex.com.am/d/LLTlhfQvqJLIdg 

НОД: «Как жили наши предки».

Мультфильмы (отрывки) по русским сказкам.

(Царевна-лягушка) https://www.youtube.com/watch?v=XVN-65vMzg0 

(Гуси-лебеди) https://www.youtube.com/watch?v=L31AVUfu-VM&t=2s 

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка) https://www.youtube.com/watch?v=LkdbFnHwC7Y&t=1s 

НОД «Горжусь тобой, мой город прекрасный».

Беседы: «Курск – город древних славян», «На главной площади Курска» и др.

Виртуальная экскурсия «Марьино – жемчужина курской земли». https://www.youtube.com/watch?v=nZPUwPsdGyQ&t=56s

Просмотр видео «Курский народный танец «Тимоня».

https://www.youtube.com/watch?v=6n-wQOWqQLY&t=6s

Просмотр презентации «Как жили наши предки. Иллюстрации художников». https://disk.yandex.ru/i/piKhIUy6AJqO-g

НОД: «Осенние изменения в природе. О.А. Аленкина «Состарилось лето», «Октябрь», «Тема осени в произведениях курских авторов. Е.А. Благинина «Золотая осень», М.В. Малец «Дождик, не грусти».

НОД «Родные незнакомые слова».

Беседа по произведениям https://disk.yandex.ru/i/5r9QFdBhS2vBqA 

Решение проблемной ситуации «Зачем нужно сохранять растения и животных?».

НОД: «Кожлянская игрушка – гордость Курского края».

Рассказ воспитателя «Мы помним. Курская дуга»

Составление рассказов: «О чём рассказали фотографии».

Самостоятельная деятельность детей

Свободное рисование «Флаг Курска».

Рассматривание альбомов с фотографиями знакомых мест в г. Курске и п. Маршала Жукова.

Обсуждение темы о природе Курского края, знакомых местах для рассуждений на занятиях и в свободной деятельности в режиме дня.

Рисование узоров кожлянской игрушки, лепка из глины по замыслу.

Педагог-дети-родители

Памятка «В названьях курских улиц имена – человек, история, страна».

Совместная экскурсия в Курский краеведческий музей.

Памятка «Животные и растения Курской области».

Информация в уголок для родителей: «Читаем детям произведения курских авторов».

Сбор экспонатов для коллекции «Изделия курских народных промыслов».

Совместная экскурсия в музей Курского соловья.

Встреча с представителями разных профессий.

Участие в социально значимых акциях: «С каждого по зёрнышку», «Стремись животным помогать – их добротой окружать!» и др.

Смотрим и слушаем вместе

Педагог-дети

Работа с картой Курской области (определение местоположения Курского района, г. Курска, размещение неофициальных символов и т.д.).

Просмотр мультфильма «Неофициальные символы Курска» https://www.youtube.com/watch?v=zvh44oYOIDs&t=29s

Прослушивание записей трелей соловья. https://disk.yandex.com.am/d/IQNj2aT3jhINTg

Просмотр видеозаписи «Пение соловья». https://disk.yandex.com.am/i/_fmWtH4lqP68mg

Прослушивание песни Владимира Курского «Курск».

Прослушивание малых жанров детского фольклора. Колыбельные песни: «Спой мне, маменька, песню маленькую», «Баю-баюшки-баю» https://disk.yandex.ru/d/hgWwsrjGRkOAXQ,

«Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай» https://disk.yandex.ru/d/BOAxRBc9424hgA,

«Уж как сон ходил по лавке» https://disk.yandex.ru/d/pmEkKqBkld27yg .

Старинные колыбельные https://music.yandex.ru/users/Gorelova.panda/playlists/1000

Колыбельные песни В. Рябковой. https://www.youtube.com/watch?v=kaMTTe5VIJI

Слушание и (или) разучивание современных колыбельных:

«Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского) https://disk.yandex.com.am/d/S6eYFnBnumqrrw

«Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка» (слова Ю.Яковлева, музыка Е.Крылатова) https://disk.yandex.com.am/d/GxmsoYR2IwcMQg

 

Рассматривание репродукций картин курских художников: К.А. Трутовский «Хоровод в Курской губернии», Л.И. Руднев «Осень в Марьино». https://disk.yandex.com.am/i/opgt6AUnwy12xw

Видеофильм «Путешествие по улицам и площадям г. Курска» (виртуальная экскурсия).https://www.youtube.com/watch?v=IZs4tQ592YE&t=240s

Видеофрагмент спектакля «Сказка о четырех близнецах» https://www.youtube.com/watch?v=EaZsryoAaIw&t=15s 

Аудизапись спектакля «Сказка о четырех близнецах». https://www.youtube.com/watch?v=21t2fIiL3mo&t=1s

Просмотр презентации «Животные в разное время года». https://disk.yandex.com.am/i/5HR5q0hLr5O1gg 

Рассматривание альбома: «Наши друзья по соседству – животные и птицы».

Просмотр видеозаписи мультфильма «Как звери готовятся к зиме». https://www.youtube.com/watch?v=QYXU3qh-dCU&t=85s 

Рассматривание репродукций картин курских художников: В.В. Воробьев «Осенний лес», «Осенний пруд», А.А. Дейнека «Сухие листья», В.В. Носов «Берег реки Сейм», А.А. Дейнека «Под Курском. Река Тускарь». https://disk.yandex.com.am/i/opgt6AUnwy12xw  

Составление описательных рассказов о птицах, увиденных на прогулке.

Рассматривание альбомов: «Кожлянская игрушка», «Сужданская керамика»

Просмотр презентации: «Кожлянская игрушка»

https://disk.yandex.com.am/i/0oqFnx5HGedwiw

Видеофильм «Традиционный промысел села Кожля: от прошлого к настоящему». https://www.youtube.com/watch?v=7MCPvcyK_zA&t=8s   

Рассматривание репродукций картин курских художников: П.К. Лихин «Портрет Поддубного». https://disk.yandex.com.am/i/opgt6AUnwy12xw  

Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание карты Курской области.        

Рассматривание альбома «Официальные и неофициальные символы Курского края».

Самостоятельное прослушивание аудиотеки с произведениями фольклора, сказок.

Слушание детских песен о животных, растениях (Л.Н. Барашкина-Петропольская).

Просмотр мультфильмов о животных.

Рассматривание иллюстраций произведений курских авторов о г. Курске.

Наблюдение за птицами на участке.

Рассматривание экспонатов коллекции «Курские народные промыслы».

Рассматривание альбома «Моя семья: профессии».

Прослушивание песни Ю.А. Сухова «Виват, Победа!».

Педагог-дети-родители

Консультация для родителей «Путешествие по карте Курской области. Как заинтересовать ребенка».  

Оформление мини-музея «Символы Курского края».

Создание фонотеки с записями звуков природы: шелеста листьев, плеска воды, пения местных птиц, крика диких животных края.

Информация в центр для родителей «Курск – древний русский город: исторические объекты, традиции, праздники».

Экскурсии-походы по территории своего поселка (города) «Маршрут выходного дня».

Подбор информации о достопримечательностях г. Курска.

Создание гербария растений Курской области.

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Музыкально-литературная гостиная «Прославляем Курский край».

Информация в центр для родителей «Курские художники»

Памятка «Народные промыслы Курского края».

Коллекция «Изделия курских народных промыслов».

Играем вместе

Педагог-дети

Дидактические игры: «Путешествие по родному городу (поселку)», «Узнай по описанию», «Расскажи, где ты живёшь».

Кинезиологические игры: «Давайте люди дружить друг с другом», «Мой дом».

Хороводная игра «Заря-заряница».

Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Путешествие».

 Дидактические игры: «Одень куклу в народный костюм», «Запомни и назови», «Узнай свой город», «Пьедестал почета», «Лента времени». https://disk.yandex.com.am/i/YK8l3KP98cBXQQ

Подвижные народные игры: «Золотые ворота», «Солнце», «Ручеек».

Речевые игры: «Дорога домой», «Доскажи словечко», «Наоборот».

Игровые ситуации: «Встречаем гостей нашего края», «Поможем Незнайке», «Подскажи дорогу».

Пальчиковая игра «Животные». https://disk.yandex.com.am/i/hHferom_he6bhA

Дидактические игры: «Я - фотограф», «Собери из частей целое», «Силуэты».

«Что где растет». https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/chto-gde-rastet/ 

«Найди чужака» https://disk.yandex.com.am/i/YK8l3KP98cBXQQ

Речевые игры: «Почемучка», «К нам гости пришли…».

Пальчиковая игра «10 птичек – стайка». https://disk.yandex.com.am/i/fVYbSz5KT2WoGQ

Подвижные народные игры: «Лягушка на болоте»,

Дидактические игры: «Расставь по порядку», «Что изменилось», «Узнай по контуру». https://disk.yandex.com.am/i/YK8l3KP98cBXQQ

Подвижные народные игры: «Лошадки», «Гори, гори ясно…» и др.

Игровая ситуация «Мы солдаты».

Речевые игры: «Опиши предмет», «Скажи, какой?», «Что из чего сделано».

Самостоятельная деятельность детей

Настольно-печатная игра «Путешествие по Курскому краю». https://disk.yandex.com.am/i/YKZyA-4ig9yeng

Настольно-печатные игры «ЛОТО. Курск», «МЕМО «Курский край». https://disk.yandex.com.am/i/YKZyA-4ig9yeng

Настольно-печатные игры «ЛОТО. Растения Курского края», «ЛОТО. Животные Курского края».

Пазлы «Любимые сказки».

Пазлы «Народные промыслы Курского края».

Педагог-дети-родители

Создание элементов для настольно-печатной игры «Путешествие по Курскому краю».

Создание элементов дидактической игры «Одень куклу. Народный костюм»

Разучивание слов народных игр Курской области.

Создание пазлов по иллюстрациям на тему: «Любимые сказки», «Народные промыслу Курского края».

Разработка интерактивной игры «Кто лишний».

Мастерим и трудимся вместе

Педагог-дети

Аппликация обрывная «Курская антоновка»

Пластилинография «Триумфальная арка»

Совместное творчество: изготовление книжек-малышек «Птицы, растения, животные нашего края».

Лепка из глины с использованием технологической карты «Курский соловей» (по мотивам кожлянской игрушки).

Самостоятельная деятельность детей

Посильная помощь в уборке территории участка.

Конструирование: «Курская дуга. Военная техника», драмтеатр, цирк.

Ежедневное пополнение кормушек, наведение порядка в кормушках и вокруг них.

Выполнение творческих заданий по карточкам.

Педагог-дети-родители

Создание коллажа «Неофициальные символы Курского края».

Сотворчество взрослого и ребенка: обрывная аппликация «Курский соловей».

Изготовление макетов из картона: цирк, драматический театр им. А.С.Пушкина и др.

Оформление фотовыставки «Пешком по родному краю».

Поиск информации о достопримечательностях родного города (поселка).

Совместное творчество родителей и детей: рисование «Птицы, животные и растения Курского края» для создания книжек-малышек.

Завершение работы над росписью кожлянской игрушки-свистульки «Курский соловей».


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Интеллектуальная игра для детей «Колесо истории. Путешествие по земле курской».

Торжественное закрытие фотовыставки: «Пешком по родному краю».

Презентация результатов проекта «Курские просторы» воспитателям и родителям.

Чествование участников проекта (Чаепитие после проведения игры).

Повторная рефлексия: беседа с использованием «модели трех вопросов». (Приложение 2).

Определение направлений продолжения проекта.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРОЕКТА

Приложение 1.

Результаты работы с «моделью трех вопросов» (стенография ответов детей)

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как узнать?

Название города, в котором живем. (Кирилл)

Откуда появилось название нашего города (поселка).

Спросить у воспитателя, у родителей.

Наш город старинный.

 (Мия)  

Сколько лет нашему городу (поселку).

Посмотреть презентацию.

У стран есть красивые флаги.

(Богдана)

Как выглядит герб и флаг Курска.

Спросить у взрослых, рассмотреть изображения флага и герба.

В Курске есть цирк и музей. (Алиса)

Какие памятники есть в Курске.

Спросить у воспитателя, у родителей, побывать на виртуальной экскурсии.

В нашем городе много больших и красивых домов. (Натаниэль)

Как жили люди раньше.

Спросить у воспитателя, посмотреть презентацию, мультфильмы.

Какие птицы и животные живут в нашем крае. (Милана)

Что такое заповедник?

Посмотреть энциклопедию, видеофильм.

Приложение 2.

Результаты рефлексии

Что нового узнали?

Что удивило?

Что было самым интересным?

Когда и как возник наш город.

Каким маленьким был наш город в далекие времена.

Рассматривать картинки со старинными видами улиц и домов.

В Курске есть памятник соловью, яблоку, учительнице, военной технике.

Много разных памятников, необычных.

Узнать историю о том, почему установили эти памятники.

Что такое заповедник и зачем он нужен.

Необычные названия животных и растений.

Узнать, почему животных и птиц называют редкими, и как их охраняют.

Историю Курской битвы.

Экскурсия в краеведческий музей.

Как выглядят флаг и герб Курска.

Одинаковый герб      Курска и Курской области.

Почему на гербе изображены куропатки.

Курск носит название Соловьиный край.

Что в Курске есть музей

соловья.

Роспись Кожлянской игрушки-свистульки «Соловей».

Используемая литература

  1. Азбука юного курянина. Ч.1. Географическое краеведение. Памятники. Народные промыслы: рабочая тетрадь по краеведению для детей 5-7-летнего возраста / Составители Н.А. Глебова, С.С.  Журавлева, О.Н. Погудина. Под ред. Т.А. Брежневой, С.С. Журавлевой. Худ. К.А. Михайлова – Курск: ИП Сараева Е.Н., 2023. – 186 с.
  2. Азбука юного курянина. Ч.2. Известные люди Курской области: рабочая тетрадь по краеведению для детей 5-7-летнего возраста / Составители Н.А. Глебова, С.С.  Журавлева, О.Н. Погудина. Под ред. Т.А. Брежневой, С.С. Журавлевой. Худ. К.А. Михайлова – Курск: ООО ИП Сараева Е.Н., 2023. – 247 с.
  3. Антошка: Хрестоматия произведений для чтения детям дошкольного возраста в детском саду и семье. В 5 журналах. / Составитель С.С. Журавлева, О.О. Барышникова. Под ред. С.С. Журавлевой. – Курск – ИД «Славянка», 2017, 2018.
  4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристкой деятельности / Под редакцией А. А. Остапца, Г. Н. Абросимова, М. Е. Трубачева. – Москва, - АРКТИ, 2023. – 106 с.
  5. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду /О. Н. Баранникова – Москва, - АРКТИ, 2007, - 144 с.
  6. Сторона мастеровая: сборник очерков о мастерах ремесел и прикладного творчества. – Курск, 2013, - 128 с.
  7. История Курского края: социокультурный экскурс: учеб. пособие / под общ. ред. Б. Д. Беспарточного. - Курск: ЮЗГУ, 2015. - 216 с.
  8. Степанов, В. Б. Курские исторические миниатюры. В 3 кн. Кн. 3 / В. Б. Степанов. – Курск: ЮМЭКС, 2011. - 122 с

Ссылки на интернет-источники

  1. Памятник яблоку (скульптор В.М. Клыков)  https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/4392090/pub_6080fbf844dc5d3de897958d_6081014769f1a26217b223e8/scale_1200 
  2. Видео «Эксперименты с почвой» https://www.youtube.com/watch?v=mJUvJNnH4Jo
  3. Стихотворение Н. Тарубарова «Курский край» https://stihi.ru/2014/03/17/10203
  4. Видеозапись мультфильма «Как звери готовятся к зиме» https://www.youtube.com/watch?v=QYXU3qh-dCU&t=85s
  5. Стихотворение Е. Носов «Покормите птиц» https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200206811
  6. Мультфильмы  (отрывки) по русским сказкам:
  7. «Царевна-лягушка» https://www.youtube.com/watch?v=XVN-65vMzg0 
  8. «Гуси-лебеди» https://www.youtube.com/watch?v=L31AVUfu-VM&t=2s 
  9. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» https://www.youtube.com/watch?v=LkdbFnHwC7Y&t=1s 
  10. Видеофрагмент спектакля «Сказка о четырех близнецах» https://www.youtube.com/watch?v=21t2fIiL3mo&t=1s 
  11. Аудио-фрагмент спектакля «Сказка о четырех близнецах» https://www.youtube.com/watch?v=EaZsryoAaIw&t=15s
  12. Стихотворение  Е.А.Благинина, https://na5.club/
  13. Стихотворение М.В.Малец). https://kvaclub.ru/babyclub/pisateli-klubu/chitaem-vmeste/
  14. Дидактическая игра «Что где растет? https://akademiarechi.ru/didakticheskie-igry/chto-gde-rastet/ 
  15. Колыбельная «Баю-баюшки-баю»,
  16. https://disk.yandex.ru/d/hgWwsrjGRkOAXQ
  17. Колыбельная «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай»
  18. https://disk.yandex.ru/d/BOAxRBc9424hgA
  19. Колыбельная «Уж как сон ходил по лавке» https://disk.yandex.ru/d/pmEkKqBkld27yg 
  20. Колыбельная «Пошел котик» https://disk.yandex.ru/d/krVBEgl2KAZL1A 
  21. Колыбельная «Как повадился коток» https://disk.yandex.ru/d/agcY9ojFb1kYbA 
  22. Курская песня «Не будите молоду» https://disk.yandex.com.am/d/dTvsURl3BDcfZw 
  23. Колыбельная песня «Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского)  https://disk.yandex.com.am/d/S6eYFnBnumqrrw 
  24. «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка» (слова Ю.Яковлева, музыка Е.Крылатова) https://disk.yandex.com.am/d/GxmsoYR2IwcMQg 
  25. Колыбельная «Ой, люленьки-люли»
  26. Видеоролик «Колыбельные песни В.Рябковой» https://www.youtube.com/watch?v=kaMTTe5VIJI 
  27. «Русские народные колыбельные» https://www.youtube.com/watch?v=j-tfIZTzJQk 
  28. Аудиозапись исполнения старинных  колыбельных

https://music.yandex.ru/users/Gorelova.panda/playlists/1000

  1. Видеозапись «Пение соловья»  https://disk.yandex.com.am/i/_fmWtH4lqP68mg
  2. Аудиозапись «Пение соловья» https://disk.yandex.com.am/d/IQNj2aT3jhINTg 
  3. Видеофильм «Традиционный промысел села Кожля: от прошлого к настоящему» https://www.youtube.com/watch?v=7MCPvcyK_zA&t=8s 
  4.  Видеофильм «Путешествие по улицам и площадям г. Курска» https://www.youtube.com/watch?v=IZs4tQ592YE&t=240s
  5.  Мультфильм «Неофициальные символы Курска»  https://www.youtube.com/watch?v=zvh44oYOIDs&t=29s

Разработанные материалы

1. Презентация «Свойства почвы» https://disk.yandex.com.am/d/LLTlhfQvqJLIdg 

2.Презентация «Животные Курского края» https://disk.yandex.com.am/i/5HR5q0hLr5O1gg

3. Пальчиковая игра «Животные» https://disk.yandex.com.am/i/hHferom_he6bhA

4. Презентация «Как жили наши предки» (иллюстрации художников к русским произведениям)

https://disk.yandex.ru/i/piKhIUy6AJqO-g  

5.Презентация «Курские художники» https://disk.yandex.com.am/i/opgt6AUnwy12xw 

6. Карточки: портрет Е.А. Благининой и текст ее стихотворения «Золотая осень», портрет М.В. Малец и текст ее стихотворения «Дождик, не грусти».

https://disk.yandex.ru/i/5r9QFdBhS2vBqA

7. Карточки «Курские колыбельные»: колыбельная «Пошел котик», «Как повадился коток», «Ой, люленьки-люли», «Спят усталые игрушки» (слова З. Петровой, муз. А. Островского), Колыбельная Умки (слова Ю. Яковлева, музыка Е. Крылатова)

8.Пальчиковая игра «10 птичек – стайка» https://disk.yandex.com.am/i/fVYbSz5KT2WoGQ 

9.Презентация «Кожлянская игрушка» https://disk.yandex.com.am/i/0oqFnx5HGedwiw 

10. Дидактические игры по краеведению https://disk.yandex.com.am/i/YK8l3KP98cBXQQ

11. Настольно-печатные игры https://disk.yandex.com.am/i/YKZyA-4ig9yeng


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Краткосрочный проект "Путешествуем по родному краю"

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраст. Цель данного проекта: расширение представлений детей  о родном крае, в частности о городе Анадыре; воспитание патриотических...

проект "Путешествие по родному краю"

   Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников &ndash...

проект "путешествие по родному краю"

проект "путешествие по родному краю" . Целью проекта является расширение представлений детей о своей малой Родине. в процессе проектной деятельности дети закрепляют знания о достопримечатель...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....

Проект для детей подготовительной группы "Путешествие по родному краю"

Неотъемлемая часть системы образования - воспитание патриотизма. Если быть точнее - любви и привязанности к Родине, преданности ей, ответственности за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умно...

Конспект итогового занятия на тему: Путешествие по родному краю,в рамках долгосрочного проекта по краеведению «В гостях у деда Краеведа» в средней группе №6 (2020-2021гг)(ноябрь-апрель)

Конспект итогового занятия на тему: Путешествие по родному краю,в рамках долгосрочного проекта по краеведению «В гостях у деда Краеведа» в средней группе №6 (2020-2021гг)(ноябрь-апрель)...