«Экскурсия в музей блокадного Ленинграда»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать у детей интерес к получению знаний о России, её героической истории ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_muzey.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экскурсия в музей блокадного Ленинграда»
для старшей группы
Цель НОД:
Формировать у детей интерес к получению знаний о России, её героической истории ;
Задачи НОД:
Образовательные:
- Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
-Обогатить знания детей о памятниках, обелисках и музеях города.
- Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда»
- Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады;
Развивающие :
-Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного города ;
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений о суровых годах ВОВ ;
-Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями времён великой отечественной войны.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов;
-Вызвать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлом;
-Продолжать воспитывать у детей умение сочувствовать, сопереживать, желание быть вежливыми, воспитанными, совершать добрые поступки;
-Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы:
демонстрационный: Оформление выставки- экспонатов военных лет; иллюстрации блокадного Ленинграда ; мольберты.
музыкальный : Звуки метронома ; фрагмента симфонии № 7 Д. Шостаковича).
Словарная работа: активировать словарный запас детей : блокада; метроном ; полуторка; памятники, обелиски ; пословицы о хлебе. Стихотворения о блокаде.
Предварительная работа: Оформление экспозиции посвящённой Блокаде Ленинграда ; чтение художественных произведений ; прослушивание песен и музыки военных лет; разучивание стихотворений о блокадном городе; пословиц о хлебе. Просмотр виртуальной экскурсии https://yandex.ru/video/preview/14269066694285786973
I. Организационная часть.
Звучит мелодия метронома.
Воспитатель : Ребята, Вы когда-нибудь слышали эти звуки? Что они напоминают?
Дети : биение сердца.
Воспитатель : Эти звуки могли когда то слышать Ваши прабабушки и прадедушки войну в городе Ленинграде.
Где находится город Ленинград?
Дети : Так раньше назывался наш город.
Воспитатель : Как называли жителей Ленинграда?
Дети : Ленинградцы
Воспитатель : Наш город 27 января праздновал День снятия блокады Ленинграда Это очень памятная дата для нашего города.
Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев
Когда фашисты напали на город Ленинград, город был окружён-взят в блокаду Люди в блокадном Ленинграде были, фактически, отрезаны от страны. Снабжение и сообщение производилось нерегулярно, это было очень опасно. Ситуация была критическая, в любой момент могло случиться что угодно, и хотя люди верили в лучшее, поводов для опасений было достаточно. В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность. У трансляции метронома было и техническое значение. Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь. Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах.
Сегодня я Вам предлагаю посетить музей блокадного Ленинграда. Я проведу для Вас экскурсию. Значит я кто?
Дети: Экскурсовод.
Воспитатель : А вы кто будите в музее?
Дети: Посетители.
Воспитатель : Как ведут себя посетители в музее?
Дети: Тихо, спокойно, не трогают экспонаты руками.
II. Основная часть.
Воспитатель предлагает пройти в музей. (Подходят к первому мольберту)
Воспитатель : Полная блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и длилась 900 дней.
Город жил напряженной жизнью. Изменилось лицо города. Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги - чтобы осколки стёкол не ранили кого-нибудь при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы - чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Ведь фашистские самолёты летали ночью над городом и бомбили его. А когда совсем темно, то лётчику не видно - где же дома, город?
Город очень изменился. Он был наполовину разрушен. На Невском проспекте, главном проспекте нашего города не было толпы прохожих, разрывались снаряды, фугасные бомбы.
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артиллерийском обстреле.
Не было воды, электричества. Но люди ходили с бидончиками за водой на реку. Как называется река в нашем городе?
Дети : Нева
Воспитатель : Несколько десятков школ и детских садов продолжали работать при свечах.
Мужчины и мальчики- подростки были на фронте, поэтому женщины и дети работали на заводах, делали снаряды, отдавали свою кровь раненым. Больно было смотреть на военных детей (показ фото) они съедали весь хлеб, а крошки складывали в спичечные коробки.
Воспитатель : Кто знает и прочтёт стихотворение о войне?
Дети : читают стихотворение.
(Подходят ко второму мольберту)
Воспитатель :
На жителей города Ленинграда обрушился голод. Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек чёрного хлеба. Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточками он был слаще и вкусней любой конфеты. Норма хлеба на человека в день была -125грамм. И всё, только вода и хлеб…
Воспитатель:
Хлеб готовили из отрубей, он был горький. Он был невкусный, норма была очень маленькая, выдавали хлеб по карточкам, а если карточку потеряешь, то и вообще останешься голодным.
Воспитатель:
И вот лёд замёрз на Ладожском озере. Машинам, они назывались- полуторки, стали в город Ленинград привозить хлеб и другие продовольствия а из города вывозили слабых и больных. ,. Несмотря на сильные бомбёжки и обстрелы немцев. Дорогу эту назвали _- «Дорогой жизни».
За все время Блокады от голода погибло очень много взрослых и особенно детей. Одной из таких была девочка Таня Савичева. Она жила в обыкновенной ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Таню удалось вывезти из блокадного города. Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла. Памятью об этом остались записи Тани, которые теперь мы можем увидеть в музее и как памятник.
Воспитатель :
А какие Вы знаете пословицы о хлебе?
Дети :
- «Хлеб -всему голова» ;
- «Хлеб- батюшка -, водица – матушка» ;
- «Покуда есть хлеб да вода- всё не беда».
Воспитатель :
Об этом времени написал музыку Дмитрий Шостакович, которые на себе ощутил тяжесть блокадного времени. Давайте послушаем небольшой отрывок?
(слушание фрагмента симфонии № 7 Д. Шостаковича)
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Дети: тревога, страх…
Воспитатель : Да действительно было очень трудно страшно Ленинградцам выжить в блогаду и противостоять фашистам, но они выстояли не все выжили и мы их будем помнить всегда. Я Вам предлагаю пройти в следующий зал нашего музея.
(Подходят к третьему мольберту)
Воспитатель :
За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город – герой!» На площади Восстания расположен обелиск.
Ленинградцы похоронены на разных кладбищах, но больше всего на Пискарёвском.
В память о подвиге ленинградцев, павших в те суровые дни, на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.
Расположен обелиск : «Родина -мать»- прекрасная, мужественная, скорбящая с венком в руках из дубовых листьев. Там также есть музей,где хранятся фотографии, карты боёв и страшный дневник Тани Савичевой.
9 мая 1960 года открыли памятник защитникам города.
Также детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми установлен памятник «Цветок жизни».
На левом берегу Ладожского озера расположен памятник «Полуторке» и «Разорванному блокадному кольцу».
Символ блокадного Ленинграда – ленточка. Это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зеленого. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни. На память о нашей экскурсии, я хочу подарить вам ленточки – символ блокадного Ленинграда.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Понравилась ли Вам экскурсия?
Что узнали нового?
Что вам больше всего запомнилось?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия к памятнику «Вагонетка» - героическим защитникам блокадного Ленинграда
Целевая прогулка с детьми подготовительной группы...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Экскурсия по музею блокады Ленинграда.» (с использованием социоигровой, информационно-коммуник
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Поэтому, большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо ввести в дошкольное обра...
Виртуальная экскурсия в блокадный Ленинград
Виртуальная экскурсия в блокадный Ленинград...
Экскурсия в краеведческий музей "Блокада Ленинграда"
Память о блокаде ЛенинградаС трепетом в сердце храним.За мужество, силу, отвагуЛенинградцам "Спасибо" говорим!...
Конспект интегрированного занятия «Символы блокадного Ленинграда» (экскурсия в интерактивный музей)
экскурсия в мини-музей...
«Экскурсия в музей блокадного Ленинграда»
Цель НОД:Формировать у детей интерес к получению знаний о России, её героической истории ;Задачи НОД:Образовательные:- Расширить представления детей и исторические знания о героическом подви...