Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей с ТНР дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Ключникова Надежда Викторовна

Роль экологических сказок в экологическом воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическая сказка35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей с ТНР дошкольного возраста

   Основой формирования сознательного отношения к природе является знание о ней. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы должно решать одну из главных задач: помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы, субъектом мира, в котором ребенок живет. Решение этой приоритетной задачи не представляется возможным без определения перспективной образовательной траектории становления базиса экологической личностной культуры на этапе дошкольного детства. Знания об окружающем мире, экологическое мышление, экологическая культура, практические навыки экологической культуры человека – все это берет свое начало в дошкольном возрасте. Среди многих направлений ознакомления дошкольников с природой важным является формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Происходит усвоение детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях, формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к миру, осознание влияния деятельности человека на природу. На основе этих знаний должны воспитываться гуманные чувства, практический положительный опыт общения с природой.

  Дошкольный возраст – важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, предусматривающий создание предпосылок гуманного взаимодействия с природной средой. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой является средством создания в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического понимание мира. Сведения о природе имеют непреходящее значение в формировании зачатков экологической культуры.

   Главная задача экологического образования в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. Для реализации этой задачи необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

  Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.

  Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

   Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

   Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.

Экологически направленную деятельность дошкольников можно определить как форму активности личности, обуславливающую развитие экологического сознания, проявляющуюся в трех сферах:

а) познавательной сфере в развитии познавательных потребностей, в готовности принимать, находить и перерабатывать информацию о природе;

б) эмоционально-мотивационной сфере в развитии комплекса эстетическо-этических потребностей, проявляющихся в готовности и стремлении взаимодействовать с природой на эмоциональном уровне;

в) практической сфере в развитии потребности в компетентности, проявляющейся в стремлении к практическому взаимодействию с природой.

  В дошкольном возрасте ребенок легко включается в различные виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, продуктивную, художественно-эстетическую и другие, но педагогически организованная деятельность при взаимодействии с природой и детская экологически направленная деятельность имеют существенные различия. Экологическая направленность игровой деятельности предполагает предпочтение ребенком игр с экологическим содержанием, в которых можно выступать защитником природы, выполнять социально детерминированные правила поведения в природе в соответствии с нормами экологической этики; придание экологической направленности и наполнение экологическим содержанием традиционных и народных игр; отказ от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы.

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности, существующие в природе; сенсорность восприятия природы; выбор критериев для экологической оценки объектов природы (устойчивость, целостность, идентичность).

Экологическая направленность трудовой деятельности предполагает осознание детьми экологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи между способами ухода и улучшением состояния растения или животного; знакомство с ресурсосберегающими технологиями, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой; осторожность в обращении с объектами природы и вещами, неразрушающем пользовании ими; ориентация на восстановление и созидание природы, посильная индивидуальная помощь ей.

Экологическая направленность продуктивной художественноэстетической деятельности в процессе рисования пейзажа, изготовления поделок из природного материала заключается в открытии ребенком  особенных сочетаний объектов природы, которые делают их уникальными, неповторимыми, вызывающими эмоциональный резонанс, сопереживание, эмпатию; в придумывании экологических сказок, рассказов, стихов, выражающих чувства единства, гармонии с миром природы, осознание его уязвимости.

В основании видов экологически направленной деятельности лежит детская трудовая деятельность в разных формах ее проявления, предметным содержанием которой являются различные виды взаимодействия ребенка с природой в процессе игры, проведения опытов, решения проблемных ситуаций, изготовления поделок из природного материала, создания и реализации экологических проектов.

    Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОО, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

    Характеризуя современную среду жизни ребенка, можно констатировать, что она не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности. Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается, происходит их отдаление от природной среды. Анализ типичных учебно - воспитательных учреждений, в которых ребенок воспитывается, показывает, что оборудованы они неполноценно и несут в себе атмосферу, характеризующуюся большой стереотипностью, как в содержании, так и в условиях деятельности. В семье также проблема «детского пространства» далеко не всегда решается в пользу ребенка. Здесь, в основном, доминирует жизненное пространство для взрослых, а не для детей.

   В этой связи закономерным является поиск путей создания такой среды, которая бы способствовала охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности, стимулировала их разнообразную творческую деятельность.

С точки зрения экологического образования среда в образовательном учреждении должна создавать условия для:

 − познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие вопросы и постановка новых вопросов);

− эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

 − оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории образовательного учреждения; грамотное озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

− формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общение с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

− формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

− экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях изодеятельности т.п.).

 Значит, экологизация развивающей предметной среды в образовательных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного. Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования в свете ФГОС имеет свою специфику в силу возрастных особенностей и базируется на деятельностном подходе, поскольку именно деятельность развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

    Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

   Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

 – формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

– развитие познавательного интереса к миру природы;

– формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

– воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

– развитие чувства эмпатии к объектам природы;

– формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

– формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

– освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

– формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Принципы отбора содержания экологического образования дошкольников: Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.

Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях. Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.

Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его 14 самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старш. дошк. возраста. Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую.

Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.

Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. С глобальными проблемами должны быть знакомы сами педагоги и родители. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением дошкольного учреждения и его территорией,  собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

Системность. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Преемственность. Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.

Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. Последнее делает реализацию принципа интеграции в дошкольных учреждениях более реальной задачей, чем в школе. На дошкольном уровне это отражается в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других видах деятельности. Схема развития любого вида деятельности такова:

– совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; – в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности; – в самостоятельной деятельности детей. Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей

– наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В воспитании экологической культуры большую роль играют экологические сказки. Сказки в экологическом образовании являются средством обучения, воспитания и развития ребёнка, привлечения его внимания к изучаемому материалу, активизация знаний и творческих способностей.

Самое важное в сказках для дошкольников узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Маленький ребенок еще не различает добро и зло. И то и другое могут уживаться, соседствовать в его душе. Научиться ли малыш любить, беречь все живое – будет зависеть от взрослых, от умения преподнести ему в занимательной форме сложные явления природы.

    Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелька, Родничок, Еловое семечко и их удивительными приключениями: «Путешествие капельки», «Родничок зовет на помощь», «Лес – полон сказок и чудес», «Путешествие в страну голубого неба». Он открывает  неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами. Простой сюжет, близкие и понятные герои – кузнечик, улитка, поросенок, дорога. В них можно играть, про них можно придумывать разные истории – это и будут те ступени, которые помогают детям погрузиться в смысловую суть сказки. В ненавязчивой форме, являясь как бы героем сказки, ребенок узнает тайны животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года, или как промокший кузнечик согревает своей песней сердце продрогшего на холодном ветру цветка, а цветок, раскрыв свой зонтик, прячет кузнечика от дождя. Сколько доброты и человечности в этой маленькой сказке.

   И в результате, детская сказочка о Колобке, или курочке Рябе, или о Репке превращается в целый спектакль, где один актер разными голосами может изобразить не только волка, медведя, зайца или лису, но и пытается изобразить хитрость, коварство, обман или наоборот дружелюбие, доброту, ласку. Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

Дети, кроме интересных, полезных знаний, могут получить яркие впечатления от глубины, красоты, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Использование их в работе, помогает воспитателю обогащать детей знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Экологическая сказка проходит через различные виды деятельности ребенка

Сказка – произведение народного творчества, содержащее рассказ о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил. В экологическом воспитании дошкольников большую роль играет сказка природоведческого содержания. Много сказок о природе для детей написаны либо учеными-биологами, либо авторами с глубоким знанием  природы, таким как В. Бианки. Увлекательные и в то же время простые художественные произведения в форме сказок созданы Н. Сладковым.

 Произведения этих авторов представляют собой уникальную энциклопедию, составленную с творческим мастерством художников, хорошо понимающих особенности восприятия природоведческого материала маленькими читателями (слушателями). Они показывают сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме.

Содержание их научно достоверно, оно помогает детям познать природу во всем её многообразии, учит внимательно всматриваться в жизнь растений, животных, явления неживой природы, учит понимать природу, поэтически мыслить и чувствовать.

     Научно-популярные, познавательные, художественные экологические сказки создают основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к природе.

В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать её. Как показал анализ психолого-педагогических трудов таких авторов, как Д.Б. Эльконин, А.К. Запорожец и др., дошкольный возраст является оптимальным периодом для развития основ творческого восприятия художественной литературы. У детей старшего дошкольного возраста высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок приобретает способность понимать текст, глубже проникать в переживания, чувства, мысли. Появляется необходимость знакомить детей с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений природоведческого содержания: сказкой, рассказом, малыми фольклорными формами.

    Сказок сейчас создается и издается много. Но не всегда эти произведения отличаются художественными достоинствами и несут полновесную педагогическую идею.

   Дошкольники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благоприятен для формирования экологических понятий. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родного края. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на окружающую среду. Для того чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, нужно использовать экологические сказки.

На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Исходя из общей цели экологического воспитания, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте посредством сказок закладываются основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

    В экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. И еще: экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.

Огромная роль в экологическом воспитании дошкольников отводиться экологическим сказкам, которые в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.

    Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, их призыв не вторгаться к ним со своим злом. Ведь и у них также есть мамы, папы и любимые дедушки, потеря которых также трагична для них. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения, воды одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Важно максимально приблизить сказки к тем местам, где проживают слушатели. Поэтому названия всех рек, животных мы даем действительно существующих в нашем родном крае.

    Сказки можно воспроизводить как читая, так и разыгрывая небольшие спектакли – от кукольных до ролевых. Положительным эффект будет больше, если чтецами или актерами выступать будут старшие школьники при выступлении перед дошколятами и младшими классами школ.

В ходе чтения и обсуждения сказки или рассказа ребенку дошкольного возраста полезнее предлагать не одну реалистическую иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, схематические и т.д., модели и схемы помогают детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию, поэтому их надо активно внедрять в работу со сказками.

    Надо заметить, что при выборе сказки природоведческого содержания педагог должен учитывать, какой познавательный материал в них заложен, вызовет ли он у ребенка интерес к наблюдениям, любознательность, заставит ли присматриваться к окружающей природе, будет ли воздействовать на его чувства, можно ли его использовать в воспитательных целях.

Важный момент – информативность экологической сказки. Экологические сказки должны быть информационно емкими, но не следует и перегружать их. Иногда достаточно одного, двух предложений для сообщения интересного факта. Специалисты единодушно сходятся на том, что сказки должны быть доступны детям, а изложение отличаться выразительностью. Рекомендуется использовать традиционные сказочные приемы и атрибуты, к которым дети уже привыкли.

Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире.

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы объединены какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных», «Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие.

   Использование экологической сказки на занятиях позволяет доступнее объяснить материал детям. Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия.

На экскурсиях, на природе с родителями, на дачных участках, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной природы. Одновременно с этим дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно также использовать экологические сказки «Нет повести печальнее на свете», «Очень страшная история».

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми.

Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.

     Сказки, созданные детьми, представляли особую область, которая помогает понять детские интересы и их направленность.

    Читая сказку «Мужик и медведь» дети получают знания о растениях, «Колобок», дошкольники узнают о лесных животных, «Репка», дети узнают о работе в коллективе.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле – это творение народа сказывается веками. И в наши дни ребята сами могут ее переделать. Рассказывая сказку, которая не совсем получается, ребенок переделывает ее снова, получается очень забавно. В сказках показаны образы разной природы, люди, быт. Они вводят ребенка в мир животных, которые могут говорить, думать и поступать по- человечески.

   Н.А. Рыжова отмечает, «очень важно, что экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки способствуют движению мысли ребенка и формируют его экологическое мышление».

По мнению Г. Н. Власовой, «сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе».

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников"

Сочинение экологических сказок, нацеленных на формирование бережного отношения к природе....

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки....

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Материал окажет помощь педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки, а также в совершенствовании...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...