Конспект открытого занятия на тему "Путешествие в весну"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по окружающему миру для подготовительной группы на тему "Путешествие в весну".
Цель: Расширить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Занятие проводится в игровой форме «Путешествие», которое включает в себя 5 остановок, на каждой из которых детям предоставляется возможность выполнить определенный перечень заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по окружающему миру | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
МБОУ «Моглинская средняя общеобразовательная школа
Псковского района»
Конспект открытого занятия
Тема: Путешествие в весну
Выполнила: Макарова Е.В.
ПСКОВ
2024
НОД по окружающему миру в подготовительной группе
Тема: путешествие в весну
Цель: Расширить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания детей о том, какие изменения происходят весной;
- Дать представление об изменениях в жизни диких животных весной;
- Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их образе жизни в весенний период; о видах гнезд и их размещении.
- Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, условия проживания.
- Закрепить обобщающие понятия;
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
Развивающие.
- Развивать умение детей выделять характерные признаки весны;
- Развивать внимание, наблюдательность, память;
- Развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умения отвечать на вопросы;
- Развивать интерес к жизни животных и птиц.
Воспитательные.
- Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любовь к природе, животным и птицам;
- воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.
Методы и приемы:
- Наглядные;
- Словесные;
Оборудование: карточки с признаками весны (12 штук), план карта, иллюстрации по теме, разрезные картинки с изображением перелетных птиц, мольберт.
Ход занятия
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: здравствуйте
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам, отправится в одно маленькое, но очень увлекательное путешествие. Вам интересно узнать, куда мы отправимся? Но об этом мы узнаем, когда отгадаем загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Весна
Воспитатель: Правильно, весна, и сегодня я приглашаю вас в путешествие в весну.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в наше путешествие на автобусе, но чтобы нам не заблудиться в дороге, давайте возьмем с собой вот эту план карту, на которой изображены все остановочные пункты (показываю план карту).
II Основная часть
Воспитатель: И так отправляемся в путь и первая наша остановка «Весенняя»
- Остановка «Весенняя»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним признаки весны, а в этом нам помогут лежащие на столе карточки (12 карточек).
Проводится Д/и «Приметы весны»: На столе перед детьми лежат картинки с изображением примет весны. Дети рассматривают картинки, затем по очереди выходят к доске прикрепляют ее на лучик солнышка и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной появляются первые цветы» и т. д.)
Воспитатель: Ребята, назовите мне весенние месяцы.
Дети: март, апрель, май
Воспитатель: У меня есть картинки с изображением весны, помогите расставить их по порядку. (Ранняя весна, середина и конец весны)
Воспитатель: Ребята, а почему вы решили поставить именно в этом порядке.
Дети объясняют.
Воспитатель: Молодцы, а нам пора отправляться дальше, и следующая остановка «Цветочная».
- Остановка «Цветочная»
Воспитатель: Какие цветы самые первые появляются весной?
Дети: подснежник
Воспитатель: Почему их назвали подснежники?
Дети: появляются из под снега
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать первые весенние цветы?
Дети: первоцветы.
Воспитатель: Какие первоцветы вы можете еще назвать?
Дети: одуванчик, мать-и-мачеха, медуница, крокус, прострел.
Воспитатель: После ответов детей воспитатель показывает картинки с изображением первоцветов и проговаривает их название.
Воспитатель: Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?
Дети: тюльпаны
Воспитатель: Ребята весной кроме тюльпанов женщинам также часто дарят нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки? (иллюстрация мимозы)
Дети: Мимоза
Воспитатель: Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые, белые комочки? (иллюстрация вербы)
Дети: верба
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете праздники, которые справляют с весной? (8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы).
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь мы с вами немножечко отдохнем и следующая наша остановка «Весенний привал».
3 Остановка «Весенний привал»
Проводится физкультминутка «Весна пришла».
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем - Крылья сложили назад.
Воспитатель: Ребята, а теперь пришла пора снова отправиться в путь, и следующая наша остановка «ЗОО-мир».
- Остановка «ЗОО мир»
Воспитатель: Ребята перед вами на столе лежат иллюстрации с изображением диких животных, выберите только те иллюстрации, на которых изображены животные, которые с приходом весны просыпаются от зимней спячки.
Дети: медведь, ёж (Воспитатель показывает иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, а что происходит весной с шерстью у животных?
Дети: линяют
Воспитатель: А почему животные линяют?
Дети: чтобы их не было видно (маскируются)
Воспитатель: как меняется окраска у белки?
Дети: летом рыжая, зимой серая (показ иллюстрации)
Воспитатель: Как меняется окраска у зайца?
Дети: зимой белый, а весной серый (показ иллюстрации)
Воспитатель: Молодцы ребята, а мы продолжаем свой путь дальше и следующая наша остановка «Птичий дворик»
- Остановка «Птичий дворик»
Воспитатель: Ребята, как называются птицы, которые у нас зимовали?
Дети: зимующие
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетали от нас зимой?
Дети: перелетные
Воспитатель: Как мы помогали зимующим птицам (делали кормушки и ежедневно подкармливали)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц (иллюстрация).
Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.
Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?
Дети: По оперению, внешнему виду, величине.
Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.
Воспитатель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем). Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что птицы возвращаются по-разному.
журавли летят - клином (углом) (иллюстрация)
гуси друг за другом – гуськом (иллюстрация)
цапли - шеренгой, как вы на физкультуре строитесь. (складывают длинную шею, чтобы было удобней) (иллюстрация)
утки летят – дугой (иллюстрация)
а вот ласточки просто - стаей (иллюстрация)
Воспитатель: Ребята, а почему они так летят?
Ответы детей
Воспитатель: С древних времен люди наблюдают за тем, как птицы собираются в стаи и улетают на зиму в теплые края. При этом маленькие птички не соблюдают никакого порядка и летят хаотично. А большие соединяются в изломанную линию – клин.
Чаще всего с помощью клина перемещаются большие птицы – гуси, журавли, чайки.
Считается, что птицы летят за лидером стаи и клин получается сам собой. В начале клина летят одни из самых сильных птиц. Мах их крыльев образует воздушные потоки для тех, кто летит позади. Эти потоки подхватывают птиц и помогают им лететь вперед, экономя силы. В результате каждому последующему звену лететь легче, чем предыдущему.
Самая большая нагрузка достается птицам, летящим в начале. Замыкают клин больные или молодые. Но так происходит не весь полет: когда птица устает, она перемещается в конец клина, чтобы отдохнуть. Так пернатые поддерживают друг друга, долетая до места назначения.
Воспитатель: Ребята, с наступлением весны к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:
Ты его узнаешь сразу
Черноголовый, черноглазый.
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит
Дети: ГРАЧ
Воспитатель: Правильно, это – грач. (иллюстрация)
Прилетают грачи в наши края ранней весной. О них говорят «Если грач на горе, то весна на дворе».
- Посмотрите на грача, скажите какого он цвета?
Дети: чёрного
Воспитатель: - На какую зимующую птицу он похож?
Дети: на ворону.
Воспитатель: Подумайте, для чего грачу такой большой клюв (предположения детей)
Воспитатель: Прилетев, грачи держаться небольшими стайками. Они любят бродить по распаханным полям. Зачем? (иллюстрация)
Дети: выискивают в земле жуков, червяков и личинок
Воспитатель: Когда с каждым днём становиться теплее и светлее, грач принимается за постройку своего гнезда. (иллюстрация)
Обратите внимание, где находится гнездо грача?
Дети: высоко на дереве
Воспитатель: В готовое гнездо они откладывают яйца. Когда вылупятся птенцы, чем заботливые родители их кормят?
Дети: Их кормят комарами, мухами, червячками.
Воспитатель: - Послушайте следующую загадку.
Мы в скворечнике живём
Песню звонкую поём
Дети: СКВОРЕЦ (иллюстрация)
Воспитатель: Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. У него прямой, длинный клюв у самочки и ярко- жёлтый – у самца. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв (иллюстрация). Питается жучками, мухами, комарами.
Всю зиму скворцы проводят в жаркой Африке.
Воспитатель: Где устраивают свои гнезда скворцы?
Дети: Скворцы устраивают свои гнезда в скворечниках (иллюстрация).
Воспитатель: ребята, а когда гнезда готовы какая следующая забота у птиц?
Дети: откладывать яйца, высиживать птенцов, кормить их.
Воспитатель: Следующая загадка
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины,
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
Дети: ЛАСТОЧКА (иллюстрация)
Воспитатель: Небольшая красивая перелётная птица, очень стремительная в полёте.
Воспитатель: Какого цвета у неё грудка?
Дети: Белая.
Воспитатель: Ласточка ловит комаров и различных мошек
Она сразу-же принимается за строительство гнёзд.
Как вы думаете, из чего строят свои гнёзда ласточки?
Дети: ласточке нужна глина, шерстинки животных, соломинки и травинки.
Воспитатель: Правильно. Всё это она скрепляет своей слюной. Свои гнезда ласточки прикрепляют под крышами домов и под балконами (иллюстрация).
Воспитатель:
Эта птица никогда
Для птенцов не вьёт гнезда
Дети: КУКУШКА (иллюстрация)
Воспитатель: Кукушка – небольшая птица. Какую она имеет окраску?
Дети: кукушка имеет пеструю окраску
Воспитатель: - какой у неё хвост (длинный хвост)
Дети: у неё длинный хвост.
Воспитатель:
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют?
Дети: ЖАВОРОНОК (иллюстрация)
Воспитатель: Жаворонок — небольшая серенькая птичка, размером чуть больше воробья. Жаворонки, как многие другие птицы, на зиму улетают в тёплые края, но возвращаются на родину первыми — ранней весной. В леса не любят залетать, так и живут на полях, в степях, да на лугах.
Воспитатель: Ребята, где жаворонок строит себе гнездо?
Дети: в траве (на земле) (иллюстрация)
Воспитатель: А как вы думаете почему?
Дети: Они серенькие, в низкой траве совершенно незаметны.
Воспитатель: Чем питается жаворонок?
Дети: питается насекомыми, хлебными зернами и семенами.
Воспитатель: Дети, а каких перелетных птиц вы знаете еще? Назовите.
Дети: (стрижи, лебедь, иволга и т.п.)
Воспитатель. У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?
Дети. Раньше всех прилетают грачи.
Воспитатель. Почему грачи прилетают первыми?
Дети. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявших первых червяков.
Воспитатель: Ребята, все птицы питаются насекомыми: мухами, пчелами, майскими жуками, стрекозами.
Воспитатель: Если птицы питаются насекомыми, значит они какие?
Дети: насекомоядные. (если дети затрудняются, то объяснить, что слово состоит из двух частей: насекомые и есть)
Воспитатель: Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Собери и назови»
Возьмите конверты. Достаньте разрезные картинки и соберите птицу. Какую птицу собрали .Назовите.
Назовите одним словом всех собранных птиц. (Перелётные.).
Воспитатель: Ребята в настоящее время многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.
Воспитатель: Не забывайте, что животные и птицы - наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.
III Рефлексия
Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад. (едим на автобусе)
Вот мы и вернулись в детский сад!
Воспитатель:
- Ребята, куда мы сегодня путешествовали? (в весну)
- Как, одним словом мы можем назвать первые весенние цветы? (первоцветы)
- Какие животные просыпаются весной? (медведь, еж).
- Как одним словом можно назвать птиц, которые возвращаются к нам с юга? (перелетные)
В какое время года к нам возвращаются перелётные птицы? (Весной).
- Как одним словом называют птиц, которые питаются насекомыми? (насекомоядные)
- Как называется книга, в которой занесены названия очень редких видов животных, птиц и растений, о которых необходимо заботиться, что бы они ни исчезли совсем? (красная книга)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (да)
-Ребята, а что вам особенно понравилось в нашем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Рисование веточки вербы весной" 2 мл. группа
Департамент образования города МосквыВосточное окружное управление образованияГосударственное образовательное учреждениеДетский сад №2479 Конспект открытого занятияс детьми 2 младшей ...
Конспект открытого занятия в средней группе"Весна пришла".
Тема:"Весна пришла"Цель: Способствовать развитию познавательной деятельности.Обогащать представление о весенних явлениях природы.Задачи:Дать детям представление о весенних явлениях природы.Учить детей...
Конспект Открытого занятия "Путешествие в страну Весны"
Конспект открытого занятия по нетрадиционным методам рисования в старшей группе детского сада....
Конспект открытого занятия по рисованию "Подарок Весне."
Тема занятия :"Сирень"....
Конспект открытого занятия по развитию речи «Весна шагает по планете»
Конспект открытого занятия НОД по развитию речи «Весна шагает по планете» (экологическое воспитание)Цель: уточнение характерных признаков весны.Задачи:Обучающие: Активизировать словар...
Конспект открытого занятия по развитию речи "Весна-Красна идёт"
Конспект занятия...
Конспект открытого занятия по развитию речи Весна идет
Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотаблиц...